ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Орлова Татьяна Витальевна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и укрепить здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_orlova_dlya_otpravki.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Орлова Т.В., воспитатель

МБДОУ детский сад №157 г. Иркутска

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

В нашем детском саду уделяется большое внимание оздоровительной работе, направленной на укрепление здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни. Для меня, как для воспитателя, очень важно знать и владеть современными формами и методами физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. При организации и проведении занятий с детьми использование разнообразных методов позволяет планировать работу с детьми так, чтобы она была увлекательной, интересной, полезной. Физические упражнения, ходьба, гимнастика достаточно прочно вошли в повседневный быт наших воспитанников, что способствует сохранению и укреплению подрастающему поколению здоровья, повышению работоспособности и полноценной радостной жизни.

Для полноценного физического и психического развития ребёнка в нашем детском саду проводится следующая физкультурно - оздоровительная работа:

1.Занятия по физкультуре всех видов;

2.Система эффективных закаливающих процедур: воздушное закаливание, водное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия), хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

3. Использование оздоровительных технологий на занятиях:

  • Точечный массаж;
  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
  • Дыхательная и звуковая гимнастика.

4. Профилактическая работа:

  • постоянный контроль осанки;
  • контроль дыхания на занятиях с повышенной двигательной нагрузкой;
  • профилактический приём трав, употребление очистительных салатов;
  • витаминотерапия, закладывание оксолиновой мази для носа, кварцевание;
  • употребление чеснока и лука, соков и фруктов.

В своей работе с дошкольниками мы используем следующие ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия:

1.Динамические минутки;

2.Утренняя гимнастика;

3.Оздоровительный бег и ходьба;

4.Оздоровительный массаж в чередовании с игровым массажем (адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки);

5.Дыхательные упражнения по А.Н.Стрельниковой;

6.Упражнения для коррекции осанки;

7.Точечный массаж для профилактики и лечения насморка в осенне-зимний период по А.А.Уманской;

8.Закаливающие процедуры (воздухом, водой);

9.Гимнастика после сна (лежа в постели);

10.Комплекс упражнений для развития артикуляции.

Наряду с физкультурно-оздоровительной работой, комплексных мероприятий мы используем современные здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и укрепить здоровье детей.

Анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место здоровьесберегающих технологиях: упражнения на степах, фитболах, дыхательная гимнастика, релаксация, игровой стретчинг, психогимнастика, упражнения на развитие гибкости, правильной осанки, цветотерапия, и др.

Особо важное место на наших занятиях по физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, укрепляют дыхательную мускулатуру, очищают слизистую дыхательных путей.

Для активации защитных сил организма детей можно использовать игровой стретчинг – эта методика направлена на овладение навыками совершенного управления своим телом, развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

В своей работе часто используем  психогимнастику.  Это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.

Простая в исполнении и эффективная – это степ-аэробика. Она позволяет повысить жизненный тонус и укрепить мускулатуру. Степ-аэробика усиливает обмен веществ, тренирует сосудистую систему, влияет на сердце и лёгкие, увеличивая потребность организма в кислороде.

Для выполнения гимнастических упражнений с предметами в различных исходных положениях применяются фитболы. Упражнения на мяче способствуют развитию силы, заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.

Цветовая гамма физкультурного оборудования очень важна. Помещение (цветотерапия), где дети занимаются физическими упражнениями и развивающими играми должно отличаться от комнат, где дети отдыхают.

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а в комплексе сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Для того, чтобы отслеживать состояние здоровья и динамику в физическом развитии детей, медицинский работник совместно с воспитателями проводят мониторинг в начале и в конце учебного года. Так как вся работа в ДОУ направленная на физическое воспитание строится с учётом физической подготовки детей, а так же имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей, в каждой группе ведётся «Журнал здоровья» и «Индивидуальная маршрутная карта», в которую вносятся индивидуальные рекомендации, что позволяет видеть чёткую картину о состоянии здоровья в данной группе и в отдельности каждого ребёнка.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни воспитанников.

Литература

1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.

 2. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий вмузыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Здоровье детей для каждого из родителей остаётся одним из главных показателей развития ребёнка. В повседневной жизни детского сада этой проблеме необходимо уделять внимание не только медику, воспитате...

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста

О формировании у детей дошкольного возраста  в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни....

Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста

Использование средств физической культуры в оздоровительных целях....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие"

Занятие направлено на ознакомление  детей с лекарственными растениями, которые способствуют  укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....

Конспект занятия по математике "Путешествие на поезде" с использованием здоровьесберегающих технологий В.Ф, Базарногостарший дошкольный возраст

конспект занятия по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного...

Тема; «Роль здоровьесберегающих технологий в воспитании детей дошкольного возраста».

В данной статье рассматривается вопрос о роли здоровьесберегающих технологий в воспитании дошкольников. Задачи здоровьесберегающих технологий: закладывание фундамента хорошего физического здоровья; пр...

«Использование кинезиологических упражнений в качестве нетрадиционного метода здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ НЕТРАДИЦИОННОГО МЕТОДА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Матвиенко Анна Ивановна, педагог-психолог...