"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии детей младшего возраста
статья (младшая группа)

Агиевич Регина Александровна

Статья

Для воспитателей детских садов

 

«Использование здоровьесберегающих технологий в развитии детей младшего возраста"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

«Здоровье  –  бесценный  дар.  Потеряв  его  в  молодости,  не  найдешь  до самой старости.»Так гласит народная мудрость.                            

Дети- самое  ценное,  что  есть  в  жизни.  А  их  здоровье- одна  из  самых наиважнейших составляющих благополучия семьи и общества, поэтому проблема здоровья детей является особенно актуальной в жизни нашего общества.

Главной целью образовательных учреждений является - формированию  здорового  поколения.Средством  решения  ее являются  здотовьесберегающие технологии,  без  которых  немыслим  педагогический  процесс  современного детского  сада.  Здоровьесберегающая  технология-это  система  мер, направленная  на  обеспечение  физического,  психического  и  социального благополучия ребенка.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

 

  • сохранение уровня здоровья
  • создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка; 
  •  обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Этапы работы

Подготовительный:

Особое внимание следует уделить ППРС. Необходимо учитывать, что ведущая деятельность детей раннего возраста предметная, большая часть пространства насыщена дидактической игрушкой.Все игрушки должны быть экологически чистыми, опрятными, не травмоопасными.

 

Так же не маловажную роль играет правильный подбор мебели: она должна быть ярких, но не раздражающих тонов, обязательным условием при подборе мебели, является соблюдение ростовки (воизбежании развития сколиоза).

Необходимо обратить внимание на цветовую гамму стен в помещении- они должны носить успокаивающий характер, без всяких раздражителей.

Обобщая данный этап работы, можно сказать, что: необходимо  создать  в  группе  такую  здоровьесберегающую  среду, которая будет  способствовать  гармоничному  и  всестороннему  развитию  детей  и, вместе с тем, обеспечивать им возможность сохранения здоровья.  

 

Основной:

С момента поступления ребенка в детский сад, необходимо строить совместную работу с родителями так,  чтобы  помочь  детям  быстро  и  безболезненно  адаптироваться. Самым первым шагом на пути формирования эмоционального благополучия является  сбор  информации  об  индивидуальных  особенностях  малыша  и составление  на  основе  этой  информации  рекомендаций  для  родителей. Обсуждаются вопросы, наиболее значимые для воспитания и развития детей раннего возраста: уход за ребенком, формирование культурно-гигиенических навыков, развитие речи, игры с детьми. Немаловажным фактором работы с родителями являются к папки передвижки, например: «Маленькие советы для больших родителей», «Советы по адаптации Вашего малыша в детском саду», «Если Ваш ребенок капризничает» …

На первое родительское собрание, лучше всего пригласить медицинского работника, который расскажет о всех медицинских мероприятиях, которые будут проходить в детском саду, а так же у родителей появится возможность получить квалифицированный ответ на интересующие их вопросы.

Понимая  значимость  работы  по  формированию,  укреплению  и сохранению  здоровья  малышей, педагог обязан  целенаправленно  работать  над  созданием благоприятного  здоровьесберегающего  пространства.  Прежде  всего-это спокойный,  доброжелательный  психологический  климат, разговор  сдетьми  негромким  голосом,  использую  в  своей  речи  стихи,  песенки, потешки. 

Например,  встречая  утром  плачущего  ребенка,  можно  с  улыбкой произнести слова   потешки  « Это  что тут за рев?» Настроение ребенка,  как правило,  меняется  в  лучшую    сторону.

Положительный  эмоциональный настрой важен для общего физического состояния детей. Ранний  возраст  характеризуется  обостренной  чувствительностью  к разлуке  с  мамой  и  страхом  новизны,  поэтому  адаптация  может  проходить крайне  болезненно.  Понимая  это, педагог должен  стараться  так  организовать этот  период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Одним из вариантов  создания  эмоциональной  комфортности  и  позитивного психического  самочувствия,  можно  использоватьсказкотерапию.  Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страхи и  капризы,  развить  волю  и  смелость. Такие занятия можно  проводить  в  различной  форме:  чтение,  рассказывание,  показ  на  фланелеграфе,  вместе  с  детьми  слушать сказки на магнитофоне. Для небольших инсценировок можно использовать различные виды театров: деревянные, пальчиковые, би-ба-бо, театр ложек.

 Вот прошел период адаптации- и воспитатель начинает начинает работу по формированию у детей культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания.  Этот этап необходим, как  неотъемлемой части культуры поведения, он позволяет  воспитывать    такие  качества,  как  опрятность,  аккуратность, соблюдение  чистоты  и  порядка,  навыков  культуры  еды. Привитие этих навыков необходимо проводить в игровой форме, с использование песенок, потешек, прибауток. Всем известно, что гигиенические процедуры- это не только залог чистоты и культуры поведения, но и, в первую очередь- здоровья, поэтому в детском саду этому этапу уделяется большое внимание именно с раннего возраста.

Принципы оздоровления детей 

 1. Оптимизация режима:     Игровая  деятельность,  сон,  питание,  прогулка,  совместная  и самостоятельная  деятельность  должны  сменять  друг  друга  с  наиболее целесообразной последовательностью.

  • Каждое  утро в детском саду  начинается  с  гимнастики.  Веселая  музыка  создает бодрое  настроение,  развивает  координацию  движений. 
  • Кинезиология(  пальчиковые  игры  )  обеспечивает  развитие  моторики, внимания,  памяти,  мышления.  Каждое  занятие  имеет  свое  название проводится в течении нескольких минут, два-три раза в день. Малыши быстро  запоминают  несложные  стишки,  сопровождающие  движения пальчиков. В группе должна быть подобрана картотека пальчиковых игр. Помимо пальчиков игр в группе раннего возраста целесообразно проводить глазные и дыхательные гимнастики. Все они так же сопровождаются наличием картотеки.
  • Обязательные  ежедневные  прогулки  утром  и  вечером  в  любое  время года  за  исключением  особо  неблагоприятных  погодных  условий.  А когда  дети  находятся  на  улице,  в  группе  проводится  кварцевание, проветривание, влажнаяуборка.
  • Обязательный  дневной  сон  как  один  из  периодов  отдыха  организма. Перед сном очень полезно применить метод релаксации- это успокаивает и убаюкивает.
  •   А  чтобы  пробуждение  было  приятным,  необходимо уделить немного  времени  бодрящей  гимнастике.  Делать  ее  можно  прямо  в кроватке.

 2.Организация двигательной активности:

  • Проведение с детьми раннего возраста физкультурных занятий  способствует не только физическому развитию малышей, но и  формирует  у  них  жизненно  необходимые,  в  различных  видах деятельности, двигательные умения и навыки.
  •   Особое внимание уделяется  подвижным  играм.  В  них используются, знакомые детям, основные движения: ходьба, бег в одном направлении,  бег  врассыпную,  прыжки.Трудно  переоценить  пользу подвижных  игр  для  малышей.  Во  время  активного  движения активизируются  дыхание,  кровообращение  и  обменные  процессы  в организме. В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей, но не  более 10-15 минут.

3.Закаливание с учетом состояния ребенка

Цель: Выработать  способность  организма  быстро изменять  работу  органов  и  систем  в  связи  с  постоянно изменяющейся внешней средой. 

 К закаливанию относится:

  • Правильный подбор одежды ребенка по сезону- это является одним из звеньев  профилактики  простудных  заболеваний.  Зачастую родители кутают своих малышей и здесь, актуально будет применить, папку- передвижку для родителей «Как правильно одеть Вашего ребенка на прогулку и в группу»
  • Поддержание  нормальной  температуры  воздуха  в  помещении (младшая группа+19 +20градусов)
  • Мытье рук до локтя, умывание водой комнатной температуры.
  • Воздушные ванны после дневного сна, хождение босиком по коррегирующим дорожкам, дорожкам здоровья, коврику «Травка».

Подведение итогов:

В раннем возрасте решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет  состояние  его  здоровья. Здоровый  малыш,  если  его правильно воспитывать, эмоционален, ест с аппетитом, деятелен. Вырастить  здорового  и  развитого  ребенка  можно  только  тогда,  когда есть  возможность  действовать  с  любовью,  вниманием    и  терпением, действовать  чутко  и  творчески.  Справиться  с  этой  нелегкой  задачей   помогает любовь к детям и знание их возрастных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Для воспитателей детских садов

 

«Использование здоровьесберегающих технологий в развитии детей младшего возраста"

Актуальность

«Здоровье  –  бесценный  дар.  Потеряв  его  в  молодости,  не  найдешь  до самой старости.»Так гласит народная мудрость.                            

Дети- самое  ценное,  что  есть  в  жизни.  А  их  здоровье- одна  из  самых наиважнейших составляющих благополучия семьи и общества, поэтому проблема здоровья детей является особенно актуальной в жизни нашего общества.

Главной целью образовательных учреждений является - формированию  здорового  поколения.Средством  решения  ее являются  здотовьесберегающие технологии,  без  которых  немыслим  педагогический  процесс  современного детского  сада.  Здоровьесберегающая  технология-это  система  мер, направленная  на  обеспечение  физического,  психического  и  социального благополучия ребенка.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

сохранение уровня здоровья

создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;

 обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Этапы работы

Подготовительный:

Особое внимание следует уделить ППРС. Необходимо учитывать, что ведущая деятельность детей раннего возраста предметная, большая часть пространства насыщена дидактической игрушкой.Все игрушки должны быть экологически чистыми, опрятными, не травмоопасными.

Так же не маловажную роль играет правильный подбор мебели: она должна быть ярких, но не раздражающих тонов, обязательным условием при подборе мебели, является соблюдение ростовки (воизбежании развития сколиоза).

Необходимо обратить внимание на цветовую гамму стен в помещении- они должны носить успокаивающий характер, без всяких раздражителей.

Обобщая данный этап работы, можно сказать, что: необходимо  создать  в  группе  такую  здоровьесберегающую  среду, которая будет  способствовать  гармоничному  и  всестороннему  развитию  детей  и, вместе с тем, обеспечивать им возможность сохранения здоровья.  

Основной:

С момента поступления ребенка в детский сад, необходимо строить совместную работу с родителями так,  чтобы  помочь  детям  быстро  и  безболезненно  адаптироваться. Самым первым шагом на пути формирования эмоционального благополучия является  сбор  информации  об  индивидуальных  особенностях  малыша  и составление  на  основе  этой  информации  рекомендаций  для  родителей. Обсуждаются вопросы, наиболее значимые для воспитания и развития детей раннего возраста: уход за ребенком, формирование культурно-гигиенических навыков, развитие речи, игры с детьми. Немаловажным фактором работы с родителями являются к папки передвижки, например: «Маленькие советы для больших родителей», «Советы по адаптации Вашего малыша в детском саду», «Если Ваш ребенок капризничает» …

На первое родительское собрание, лучше всего пригласить медицинского работника, который расскажет о всех медицинских мероприятиях, которые будут проходить в детском саду, а так же у родителей появится возможность получить квалифицированный ответ на интересующие их вопросы.

Понимая  значимость  работы  по  формированию,  укреплению  и сохранению  здоровья  малышей, педагог обязан  целенаправленно  работать  над  созданием благоприятного  здоровьесберегающего  пространства.  Прежде  всего-это спокойный,  доброжелательный  психологический  климат, разговор  сдетьми  негромким  голосом,  использую  в  своей  речи  стихи,  песенки, потешки.

Например,  встречая  утром  плачущего  ребенка,  можно  с  улыбкой произнести слова   потешки  « Это  что тут за рев?» Настроение ребенка,  как правило,  меняется  в  лучшую    сторону.

Положительный  эмоциональный настрой важен для общего физического состояния детей. Ранний  возраст  характеризуется  обостренной  чувствительностью  к разлуке  с  мамой  и  страхом  новизны,  поэтому  адаптация  может  проходить крайне  болезненно.  Понимая  это, педагог должен  стараться  так  организовать этот  период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Одним из вариантов  создания  эмоциональной  комфортности  и  позитивного психического  самочувствия,  можно  использоватьсказкотерапию.  Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страхи и  капризы,  развить  волю  и  смелость. Такие занятия можно  проводить  в  различной  форме:  чтение,  рассказывание,  показ  на  фланелеграфе,  вместе  с  детьми  слушать сказки на магнитофоне. Для небольших инсценировок можно использовать различные виды театров: деревянные, пальчиковые, би-ба-бо, театр ложек.

 Вот прошел период адаптации- и воспитатель начинает начинает работу по формированию у детей культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания.  Этот этап необходим, как  неотъемлемой части культуры поведения, он позволяет  воспитывать    такие  качества,  как  опрятность,  аккуратность, соблюдение  чистоты  и  порядка,  навыков  культуры  еды. Привитие этих навыков необходимо проводить в игровой форме, с использование песенок, потешек, прибауток. Всем известно, что гигиенические процедуры- это не только залог чистоты и культуры поведения, но и, в первую очередь- здоровья, поэтому в детском саду этому этапу уделяется большое внимание именно с раннего возраста.

Принципы оздоровления детей

 1. Оптимизация режима:     Игровая  деятельность,  сон,  питание,  прогулка,  совместная  и самостоятельная  деятельность  должны  сменять  друг  друга  с  наиболее целесообразной последовательностью.

Каждое  утро в детском саду  начинается  с  гимнастики.  Веселая  музыка  создает бодрое  настроение,  развивает  координацию  движений.

Кинезиология(  пальчиковые  игры  )  обеспечивает  развитие  моторики, внимания,  памяти,  мышления.  Каждое  занятие  имеет  свое  название проводится в течении нескольких минут, два-три раза в день. Малыши быстро  запоминают  несложные  стишки,  сопровождающие  движения пальчиков. В группе должна быть подобрана картотека пальчиковых игр. Помимо пальчиков игр в группе раннего возраста целесообразно проводить глазные и дыхательные гимнастики. Все они так же сопровождаются наличием картотеки.

Обязательные  ежедневные  прогулки  утром  и  вечером  в  любое  время года  за  исключением  особо  неблагоприятных  погодных  условий.  А когда  дети  находятся  на  улице,  в  группе  проводится  кварцевание, проветривание, влажнаяуборка.

Обязательный  дневной  сон  как  один  из  периодов  отдыха  организма. Перед сном очень полезно применить метод релаксации- это успокаивает и убаюкивает.

  А  чтобы  пробуждение  было  приятным,  необходимо уделить немного  времени  бодрящей  гимнастике.  Делать  ее  можно  прямо  в кроватке.

 2.Организация двигательной активности:

Проведение с детьми раннего возраста физкультурных занятий  способствует не только физическому развитию малышей, но и  формирует  у  них  жизненно  необходимые,  в  различных  видах деятельности, двигательные умения и навыки.

  Особое внимание уделяется  подвижным  играм.  В  них используются, знакомые детям, основные движения: ходьба, бег в одном направлении,  бег  врассыпную,  прыжки.Трудно  переоценить  пользу подвижных  игр  для  малышей.  Во  время  активного  движения активизируются  дыхание,  кровообращение  и  обменные  процессы  в организме. В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей, но не  более 10-15 минут.

3.Закаливание с учетом состояния ребенка

Цель: Выработать  способность  организма  быстро изменять  работу  органов  и  систем  в  связи  с  постоянно изменяющейся внешней средой.

 К закаливанию относится:

Правильный подбор одежды ребенка по сезону- это является одним из звеньев  профилактики  простудных  заболеваний.  Зачастую родители кутают своих малышей и здесь, актуально будет применить, папку- передвижку для родителей «Как правильно одеть Вашего ребенка на прогулку и в группу»

Поддержание  нормальной  температуры  воздуха  в  помещении (младшая группа+19 +20градусов)

Мытье рук до локтя, умывание водой комнатной температуры.

Воздушные ванны после дневного сна, хождение босиком по коррегирующим дорожкам, дорожкам здоровья, коврику «Травка».

Подведение итогов:

В раннем возрасте решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет  состояние  его  здоровья. Здоровый  малыш,  если  его правильно воспитывать, эмоционален, ест с аппетитом, деятелен. Вырастить  здорового  и  развитого  ребенка  можно  только  тогда,  когда есть  возможность  действовать  с  любовью,  вниманием    и  терпением, действовать  чутко  и  творчески.  Справиться  с  этой  нелегкой  задачей   помогает любовь к детям и знание их возрастных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ является перспективным средством развивающей работы с детьми. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средст...

Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников

В последнее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями....

Совместное оздоровительное мероприятие Мастер – класс для родителей «ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ» или «Использование здоровьесберегающих технологий для развития детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Совместное оздоровительное мероприятие Мастер – класс для родителей «ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ» или «Использование здоровьесберегающих технологий для развития детей раннего и  младш...

«Использование кинезиологических упражнений в качестве нетрадиционного метода здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ НЕТРАДИЦИОННОГО МЕТОДА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Матвиенко Анна Ивановна, педагог-психолог...