Дорожная карта Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания» 2019 -2020 учебный год
методическая разработка (подготовительная группа)

Кондратьева Алёна Сергеевна

Дорожная карта Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания» 2019 -2020  учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhn_karta_kondrkocherg.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 10 общеразвивающего вида» города Новосибирска

Принято

Решением педагогического совета

МКДОУ «д/с № 10»

Протокол № __ от «  » ______2019 г.

Утверждаю

Заведующий МКДОУ д/с № 10

________________ Лядова Г.Н.

Приказ № _ от «___» _________ 2019 г.

Дорожная карта

Группа № 6 «Акварелька»

Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста

посредством экологического воспитания»

2019 -2020  учебный год

 

Воспитатели:

Кондратьева А.С., воспитатель 1 квалиф. категория

Кочергина Е.А., воспитатель

Новосибирск

Пояснительная записка

Задача развития познавательного интереса у детей является одной из ключевых задач в дошкольном образовании.Её актуальность определяется тем, что дошкольный возраст является важнейшим этапом в становлении познавательной сферы и развитии познавательных способностей. Именно в этом возрасте закладываются первичные представления об окружающем социальном и природном мире, развиваются воображение, познавательная активность и интерес. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени.

При работе по формированию экологической культуры, первым направлением является ознакомление дошкольников с элементарными биоэкологическими знаниями.

Содержание данного направления:

— живая и неживая природа;

— особенности живых организмов, их разнообразие, распространение;

— связь внешнего вида, строения (для животных – поведения) живых организмов;

—  особенности среды обитания, приспособленность живых организмов к этой среде;

—  разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная).

Второе направление — ознакомление с правилами поведения в природе.

Данное направление включает знания о том:

— как нужно вести себя в природе, почему нужно к ней бережно относиться;

— как экономить природные ресурсы;

— почему живые организмы нуждаются в нашей охране;

— почему на Земле должны жить все живые организмы;

— что такое заповедники, для чего созданы Красные книги, знакомство с охраняемыми растениями, животными своего края и с условиями, необходимыми для сохранения всего живого.

Третье направление – ознакомление с элементами социальной экологии.В рамках этого направления изучаются такие темы:

— люди (здоровье, безопасность) и окружающая среда;

— влияние человека (в частности, ребенка) на природу;

— бережное отношение к природным ресурсам.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Во всех ключевых федеральных документах в области образования указывается на необходимость повышения качества образования посредством интенсивного внедрения и рационального использования ИКТ в образовательном процессе. В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Эти технологии позволяют наиболее эффективно взаимодействовать педагогам с детьми, в том числе, и по экологическому образованию. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Помогает сформировать электронная библиотеку и для педагогов (где будут дидактические и методические материалы, электронные пособия и др.), и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и др.).

 Экологическая среда должна быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для формирования у воспитанников навыков труда и общения с природой, а также для пропаганды экологических знаний среди родителей.

Цель:  создание условий для развития познавательных процессов  ребёнка дошкольного возраста через любовь к природе с использованием ИКТ.

Задачи:

- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе ознакомления детей с миром природы.

формировать основы экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе;

  • Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
  • - формировать у детей представления о Земле и разнообразии жизни на ней;
  • Учить понимать причинно-следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
  • Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
  • Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
  • Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
  • Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
  • Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах села.

Планируется реализация следующих проектов:

  1. «Как мы устроены». Цель: расширять представление о строении человеческого организма и влиянии окружающей среды на него; 
  2. «Удивительный мир камней». Цель: познакомить с миром камней, расширить представления о неживой природе.
  3. «Кругосветное путешествие». Цель: обобщить знания детей о планета Земля; развивать разносторонние представления детей об окружающей действительности.

Примерные сроки выполнения

Содержание работы

Практическая деятельность

Примечания

(заполняется в процессе реализации плана)

Подготовительный этап

сентябрь

Подбор методической литературы

Картотека литературы по теме

Подготовка и проведение педагогической диагностики

Индивидуальные маршруты развития детей

Составление перспективных планов

Составление плана реализации проектов

Разработка конспектов

Творческий отчёт

В течении ода

Создание современной предметно-развивающей среды в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление наглядных пособий,  

Пополнение центров по экспериментальной деятельности; презентаций, игр, составление картотек и т. д.

Фотоотчет; пополнение картотек играми, наглядными пособиями; альбома

Процесс реализация проектов с воспитанниками

сентябрь-ноябрь

Проект «Как я устроен»

Беседы, экспериментальная деятельность, создание схем-памяток», экскурсии, изготовление магнитов из 3Д-пластика, дидактические игры,

Мини-музей в группе;

Альбомы «Здоровое питание»; «Юные спортсмены»;

Декабрь-январь

Проект «Удивительный мир камней»

Беседы, д/игры, п/игры, изготовленеи книжек-самоделок, лэпбук; Экспериментальная деятельность; Сюжетно-ролевые игры; составление тематических альбомов; роспись камней;

Выставка «Музея камня»

Выставка энциклопедий;

Альбом «Мир камней».

Февраль-май

Проект « Путешествие по материкам»

Чтение художественной литературы; работа с энциклопедиями; рассматривание иллюстраций; работа с картой мира; народные игры; настольно-печатные игры (изготовление и обыгрывание); слушание музыкальных произведений; просмотр мультипликационных фильмов; беседы; посещение зоологического музея и зоопарка

Изготовление альбомов; выставка энциклопедий, выставка природного материала, изготовление игр-бродилок; изготовление макета «На разных полюсах Земли» и т.д.

Работа с родителями

Сентябрь-май

Консультации ;Участие родителей в изготовлении дидактических игр; демонстрационного материала; проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей.

Изготовление папки – передвижки«Береги здоровье смолоду»;

Буклеты «Я и мир вокруг меня»; «

Оформление папки-передвижки «Пыль вокруг нас».

Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойство предметов»;

  Анкетирование родителей  

Оформление в группе «Музея камня»

Взаимодействие с педагогами

В течении года

В течении года

Практическое применение наработанных материалов с детьми

Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей

май

Отчёт о проделанной работе

Создание презентаций,

Выступление с отчетом о проделанной работе за 2019/2020 уч. год на педсовете.

Июнь-август

Подведение итогов по реализации дорожной карты, составление плана на следующий учебный год

Оформление проектов, приложений

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2015.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973

4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.

7. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

Содержится план работы и диагнстика по теме самообразования "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя САИТОВОЙ З. Ш. (подготовительная группа)Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

Содежится план работы по самообразованию для воспитателей по теме: "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания"...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...

Персонифицированная программа по самообразованию по теме "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности"

Программа отвечает требованиям к персонифицированной программе педагога, в основе программы Профстандарт и ФГОС. Надо понимать ,что данная программа не рамочный документ, она может дополняться, менять...

Планирование по самообразованию по теме "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста"

Тема по самообразованию педагога в подготовительной группе детского сада по теме "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста"...

Технологическая карта по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Волшебница вода». Цель: формирование интереса к экспериментальной деятельности детей. Задачи: Обучающая: закрепить знания детей о воде и её свойствах. Развивающая: развивать познавательный ...

Конспект родительского собрания в детском саду в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность. Семья занимает важное место в познавательном развитии ребенка. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком...