Конспект родительского собрания в детском саду в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Павлова Татьяна Алексеевна

Актуальность. Семья занимает важное место в познавательном развитии ребенка. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка познать окружающий мир.

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.

Практическая значимость представленных форм взаимодействия с семьями воспитанников заключается в обеспечении единства и непрерывности педагогического процесса, внесении в этот процесс необходимой ребенку особой положительной эмоциональной окраски.

Инновационная направленность в использовании непрерывной игровой деятельности в семье и ДОО, нетрадиционных формах взаимодействия (буклеты, памятки, т.д.).

Степень распространения представленных материалов. Данные формы сотрудничества эффективно используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в детском саду в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование представлений родителей о способах развития познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Задачи: 
• Обогатить представления родителей о вариантах организации экспериментирования с ребенком-дошкольником в семье.
• Познакомить родителей с алгоритмом организации детской проектной деятельности. 

Форма проведения: круглый стол
Место проведения: музыкальный зал МДОАУ «Детский сад №10»

Предварительная работа:

• организация выставки литературы на тему «Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста», 
• подготовка презентации результатов детской проектной деятельности детей старшей группы «Музыкальный инструмент из бутылок»
Оборудование: книги по теме «Познавательная деятельность детей дошкольного возраста», раздаточный материал – памятки для родителей, материалы для экспериментирования, мультимедийный экран, ноутбук, колонки.

План проведения:

 1. Обсуждение актуальности развития познавательного интереса и активности у детей с опорой на ФГОС ДО.
2. Представление опыта семей «Играем и познаем».
3. Мастер-класс от воспитателя «Опыты с детьми в условиях семьи»
4. Презентация детской проектной деятельности «Музыкальный инструмент из бутылок».


5. Мини-консультация с мультимедийной презентацией «Методика организации детской проектной деятельности по технологии ОТСМ-ТРИЗ».

Ход собрания:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить актуальность познавательного развития детей и обогатить свои представления, как можно дома легко организовать интересные формы взаимодействия для развития у детей познавательного интереса и активности. Хочется открыть беседу с вопроса к вам «Что такое, по вашему мнению, познавательное развитие?». Вы можете использовать памятки, которые лежат перед вами, в которых представлены выдержки из законодательных документов в сфере дошкольного образования. 

Ответы родителей

Воспитатель: Верно. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, с которым мы с вами уже знакомы, «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. 
Воспитатель: постарайтесь ответить на вопрос «Важно ли развитие познавательной активности для детей? Почему?».

Ответы родителей

Воспитатель: Действительно, развитие познавательного интереса является основой успешного овладения детьми обучением в школе, так же являясь обязательным условием активного осознанного изучения, «открытия» окружающего мира. Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития познавательной деятельности детей. Именно этот возраст – это время фантазёров, бесконечных вопросов, разнообразия игровых замыслов.

Итак, сейчас предлагаю проанализировать ваши семейные традиции развития познавательной активности детей и поделиться опытом с присутствующими. 
Презентация опыта познавательной деятельности в семье.

Воспитатель: Замечательные презентации, думаю, они интересны и будут полезны для всех семей.

Одним из эффективных и очень интересных методов развития познавательной активности детей является детская экспериментальная деятельность. Хотим предложить вашему вниманию серию детских опытов, которые можно легко провести с детьми в домашних условиях. Для этого используем приборы и материалы, которые находятся у вас на столах.
Экспериментальная деятельность вместе с родителям:

Опыт 1. «Радуга из воды»
Материалы и приборы: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги. 
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. 
Результат: на бумаге будет видна радуга. 
Выводы: Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?.
Опыт 2. Опыт со свечой.
Материалы и приборы: свеса, спички, тарелка, подкрашенная вода, стакан.
Ход опыта: Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. 
Результат: Свеча потухнет.
Вывод: Весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.


Опыт 3. Опыт с яйцом

Материалы и приборы: яйцо, бутылка с диаметром горлышка меньшим, чем яйцо, тонкая полоска бумаги и капелька растительного масла.
Ход опыта: Можно ли засунуть яйцо в бутылку, не разбив ни бутылки, ни яйца? Можно, если оно перепелиное. Но мы попробуем проделать это с обычным. Для этого яйцо сварите яйцо и очистите его от скорлупы. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом. Подожгите бумагу и бросьте ее на дно бутылки, а потом сразу поставьте яйцо на горлышко. Результат: Когда бумага погаснет, яйцо всосется внутрь.

Вывод: Огонь сжигает в бутылке кислород и в ней образуется разреженный воздух. Пониженное давление изнутри и обычное атмосферное давление снаружи действуют сообща и заталкивают яйцо в бутылку. За счет своей эластичности оно проскакивает через узкое горлышко.
Воспитатель:
Вот такие интересные опыты можно проводить дома. Этих опытов очень много. Самое главное, во время проведения опыта необходимо обсуждать с детьми причину возникновения тех или иных явлений, необходимых для успешного проведения опытов. Предлагаем вам фотографировать проведенные вами опыты в домашних условиях и создать альбом-картотеку нашей группы «Опыты на кухне» с описанием проводимых исследований.

Ответы родителей

Воспитатель:
Еще одним связанным с предыдущим и очень действенным методом развития познавательной активности детей является детская проектная деятельность. Наши воспитанники, ваши дети сейчас представят вашему вниманию результат такой деятельности.

 Презентация детского проекта «Музыкальный инструмент из бутылок с наполнением».
Вот такой музыкальный или звуковой инструмент изобрели наши ребята. Думаю, вы согласитесь, что такое мини-изобретение можно создать и дома совместно с родителями.

Все вы знаете, что наш детский сад активно использует в работе с детьми технологии ОТСМ-ТРИЗ Г.А. Альтшуллера. Мы хотим коротко познакомить с методикой проведения детской проектной деятельности, которую разработала Т.А. Сидорчук, сертифицированный специалист по ТРИЗ, кандидат педагогических наук. Обсудим этапы организации работы с детьми.
Сначала необходимо определить проблему. Но проблема должна быть озвучена самим ребенком, иначе будет потерян интерес юного изобретателя. Тема исследования может быть любой в соответствии с интересами вашего ребенка. 
Затем необходимо начать собирать «Копилку», все, что ребенок отнесет к данной тематике необходимо собрать вместе. Например, в нашем проекте ребята начали работу со сбора различных предметов, издающих звуки.
На следующем этапе важно систематизировать или классифицировать все объекты, можно составить таблицу по результатам систематизации. в нашем исследовании ребята разделили все объекты на звенящие, шумящие, булькающие, трещащие…

Четвертым этапом работы является создание модели, которые логически появляются из картотеки. На этом этапе наши ребята заметили, что бутылка издает различные звуки при стуке при ней в зависимости от количества и состава наполнителя. Они решили наполнить бутылку различными жидкостями и таким образом создать «звуковой инструмент».
На следующем этапе целесообразно перейти к изготовлению готового продукта исследования. Здесь наши исследователи практическим образом определяли, какая жидкость и в каком количестве издает необходимые звуки. Осталось лишь расставить бутылки в необходимом порядке.
В завершении исследования необходимо наметить следующие цели, так как важно не останавливаться в исследованиях окружающего мира. 
На основе прослушанного вами предлагаем каждой семье попробовать провести собственную проектную деятельность на любую, выбранную детьми, тему и представить результаты деятельности на конференции в конце учебного года.

Таким образом, мы с вами обсудили суть и значение познавательного развития детей, познакомились с интересными формами организации познавательной деятельности. В завершении нашей встречи хотелось бы сказать, что дошкольный мир не стоит на месте, меняются требования, меняются дети, меняется мир. Следовательно, и мы: и родители, и педагоги, должны развиваться, быть мобильными и помогать нашим детям успешно социализироваться в новые условия жизни. Если у вас есть вопросы можете задать, или высказаться. 

Итак, спасибо всем за активное участие в нашем круглом столе и предлагаю принять проект решения родительского собрания:

1. Составить картотеку группы с простыми детскими опытами «Опыты на кухне» из фотографий экспериментальной деятельности дома с описанием.
Сроки: до конца учебного года.

Ответственные: Выбранные из числа родителей члены рабочей группы.
2. Организация конференции «Мои первые изобретения» с презентацией продуктов детской проектной деятельности совместной с родителями.

Сроки: май
Ответственные: воспитатели, родительский комитет.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
    3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 352 с.
    4. Т.А.Сидорчук, «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания, 2015г. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Страна воспитанных детей»

Конспект по познавательному развитиюв старшей группе на тему: «Страна воспитанных детей»...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект родительского собрания в детском саду. 2я младшая группа

Конспект родительского собрания Здоровьесбережение"...

Конспект родительского собрания в детском саду в подготовительной группе в начале учебного года «Год до школы»

Цель: Создание условий для эффективного сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей подготовительного дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.Задачи:Активн...