Персонифицированная программа по самообразованию по теме "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа отвечает требованиям к персонифицированной программе педагога, в основе программы Профстандарт и ФГОС. Надо понимать ,что данная программа не рамочный документ, она может дополняться, меняться, вписываться в любой момент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Персонифицированная программа по самообразованию... | 42.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий
Ф.И.О. ____________________
Приказ №____от «___»___________2018г.
Персонифицированная программа по самообразованию
воспитателя Нигматзяновой Р.И.
по теме: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности»
срок реализации программы: 2018 – 2023 г.
Казань 2018г.
Пояснительная записка
Основными нормативно-правовыми документами при разработке персонифицированной программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (Утверждена 28 мая 2014 г. № 3241п-П8);
- Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. № 276 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Цель: повышения личного уровня педагогической квалификации в рамках требования Профессионального стандарта педагога дошкольного образования.
Персонифицированная программа содержит как систему внешнего повышения квалификации (в образовательных организациях дополнительного профессионального образования), так и внутреннее повышение квалификации через систему методической работы ДОУ.
Срок реализации персонифицированной программы – 5 лет.
Сведения о воспитателе: Нигматзянова Р.И.
Общий стаж работы: 9 лет.
Педагогический стаж работы: 9 лет.
Образование: высшее, ТГГПУ, факультет восточных языков, 2009г
Квалификационная категория: не имею.
Специальность: Учитель английского языка, татарского языка и литературы.
Сведения о повышении квалификации: 2014г., «Преемственность дошкольного и начальногообщего образования в условиях реализации ФГОС».
Поскольку Программа рассчитана на 5 лет, ее корректировка и дополнение могут осуществляться в любой период учебного года (в начале, в середине года и пр.). Самоанализ запланирован на каждый год работы по данной Программе. В конце каждого учебного года предполагается два отчетных мероприятия с детьми и коллегами по итогам работы (открытый просмотр НОД, семинар-практикум, мастер-класс и пр.).
Персонифицированная программа разработана на основании диагностики самооценки соответствия профессиональной деятельности воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога.
Персонифицированная программа утверждена на заседании педагогического совета Наименование ДОУ" от «____» _________ 2018г. протокол № _____.
Самоанализ и актуальность
Карта самооценки соответствия профессиональной деятельности
воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога
Критерии: 2 – владею, готов поделиться; 1 – владею частично, не готов поделиться; 0 – не владею, готов овладеть.
Наименование трудовой функции | Компоненты трудовой функции | Уровень владения трудовой функцией | Балл (0-2) |
Общепедагогическая функция. Обучение | Трудовые действия | Разработка и реализация образовательных (кружковых, рабочих) программ в рамках основной общеобразовательной программы: участвую в корректировке ОП ДО, разработке комплексно-тематического планирования, имею разработки авторских программ, внесенные решением Педагогического совета в ОП ДО. | 1 |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО: знаю и реализую в профессиональной деятельности цели и задачи, поставленные ФГОС ДО; цель своей профессиональной деятельности определяю в соответствии с ФГОС ДО | 1 | ||
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды: знаю и реализую программу развития образовательной организации, приняла участие в ее разработке | 1 | ||
Планирование и проведение НОД: Осуществляю календарное планирование и провожу занятия в соответствии с ОП ДО, разрабатываю конспекты | 2 | ||
Систематический анализ эффективности НОД и подходов к обучению: владею методикой и провожу самоанализ образовательной деятельности; использую результаты педагогической диагностики для оценки эффективности педагогических действий и как основу дальнейшего планирования | 2 | ||
Организация, осуществление контроля текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы воспитанниками: владею информацией о планируемых результатах в соответствии с возрастными особенностями развития детей, дважды в год провожу мониторинг результатов освоения ОП ДО, корректирую свою образовательную деятельность в соответствии с результатами | 2 | ||
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) использую ИКТ при организации образовательной деятельности, формирую представление у родителей и детей о нормированном использовании ИКТ дошкольниками в самостоятельной деятельности; соблюдаю требования СанПин | 2 | ||
Формирование мотивации к обучению Владею и применяю на практике методы и приемы формирования мотивации к обучению | 1 | ||
Объективная оценка знаний воспитанников на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей: выстраиваю образовательный процесс с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей | 2 | ||
Необходимые умения | Владею инновационными формами и методами обучения и воспитания (проектирование, исследовательская деятельность и пр.). | 1 | |
Разрабатываю (осваиваю) и применяю современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. | 1 | ||
Использую и апробирую специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех воспитанников, в том числе с ОВЗ. | 0 | ||
Организую различные виды детской деятельности с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона. | 1 | ||
Необходимые знания | Обладаю знаниями об основной нормативной документации, регламентирующей образовательную деятельность в ДОО. | 1 | |
Знаю закономерности и принципы построения и функционирования дошкольного образования, его роли и месте в общей системе образования. | 2 | ||
Знаю основы возрастной психологии. | 2 | ||
Использую педагогические знания для разработки Рабочей программы. | 2 | ||
Знаю приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации Законы и иные нормативные правовые акты и документы, регламентирующие образовательную деятельность в РФ; Документы о правах ребенка; Документы трудового законодательства. | 1 | ||
Другие характеристики | Соблюдаю правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики | 2 |
В результате самооценки было выявлено, что существуют затруднения во всех компонентах трудовой функции (трудовые действия, необходимые умения, необходимые умения). Самые низкие показатели отмечены в компоненте «Необходимые умения». С «0»-ым показателем состоялась самооценка по критерию «Использую и апробирую специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех воспитанников, в том числе с ОВЗ». Это связано с отсутствием детей с ОВЗ в группе, следовательно, с отсутствием практики в этом направлении.
Далее я выделила для себя наиболее актуальное направление для работы по самообразованию, а именно: «Владение инновационными формами и методами обучения и воспитания (проектирование, исследовательская деятельность и пр.)». На сегодняшний день, работая со старшими дошкольниками, хочу отметить, что этот вопрос стоит наиболее остро, поскольку в современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно-исследовательской деятельность
Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — это способность к познанию. Я считаю, что достичь данной цели возможно при помощи применения в своей работе именно проектно-исследовательской деятельности. Исследовательский навык, приобретённый в ДОУ, поможет его выпускнику быть успешным в школе в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни. Исследовательская деятельность в ДОУ развивает творческие способности детей, познавательную активность и повышает мотивацию к образовательной деятельности.
Исходя из вышесказанного, определила тему работы по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности».
Цель персонифицированной программы: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.
Планирование
Схема работы по самообразованию на учебный год | |
1 этап | информационно-аналитический; |
2 этап | проектировочный; |
3 этап | практический |
4 этап | подведение итогов, рефлексия. |
Период | Направление работы по теме | Примечание |
2018-2019 | Проектная деятельность | |
2019-2020 | Исследовательская деятельность | |
2020-2021 | Интеграция проектной и исследовательской деятельности | |
2021-2022 | Сотрудничество с семьей в рамках темы по самообразованию | |
2022-2023 | Авторские разработки |
Перспективное планирование
работы по самообразованию на 2018-2019 уч.г.
«Проектная деятельность»
Срок | Форма работы | Результат | Примечание |
В период составления графика прохождения КПК | Подать заявку по включение в график прохождения курсов повышения квалификации по теме работы по самообразованию. | ||
Сентябрь, октябрь | Изучение опыта коллег в сети Интернет по теме «Организация проектной деятельности со старшими дошкольниками». | ||
Сентябрь, октябрь | Изучение опыта коллег в ДОУ по теме «Организация проектной деятельности со старшими дошкольниками». | ||
Октябрь | Изучение паспортов детско-взрослых проектов на педагогических порталах и сайтах, в ДОУ | ||
В течение года с сентября | Чтение методической литературы по теме | Татьяна Гулидова «Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО». | |
Веракса Н. Е. Проектная деятлеьность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Ссылка на электронное издание: http://ds23.centerstart.ru/sites/ds23.centerstart.ru/files/veraksa_proektnaya_deyatelnost_v_dou.pdf | |||
Тимофеева Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2010. - N 1. - С. 7-12. | |||
Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении : методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010 г. - 78 с. | |||
Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошк. учреждений : для работы с детьми 5-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 110 с. | |||
Ноябрь | Организация РППС: оформление Центра «Мир глазами ребенка» (опытно-экспериментальные элементы для лаборатории, энциклопедии и пр.). | ПРИМЕР: ЗДЕСЬ ОПИСАНИЕ ЦЕНТРА | |
Ноябрь | Участие во Всероссийской онлайн-конференции «Практика развивающего дошкольного образования: инновационный педагогический опыт». | ПРИМЕР: Здесь потом впишите СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА и пр.и приложите копию. | Ссылка на онлайн-конференцию: https://rosuchebnik.ru/material/vserossiyskaya-onlayn-konferentsiya-praktika-razvivayushchego-doshkoln/ |
Участие в вебинаре «Проектная деятельность в детском саду» | |||
Декабрь | Участие с детьми в Всероссийском конкурс детских исследовательских проектов "Первые шаги в науку" | ||
Февраль | Рекомендации для родителей «Развиваем познавательную активность наших детей». | ||
Ноябрь | Организация для педагогов выставки книг на тему «Проектирование в ДОУ». | ||
Январь | Разработка и реализация детско-взрослого проекта для детей подготовительной к школе группы | ||
Январь | Привлечь к сотрудничеству родителей при реализации детско-взрослого проекта | ||
В течение года | Участие в актуальных вебинарах и/или он-лайн конференциях (очно/заочно) | ||
Апрель | Открытый просмотр Итогового мероприятия в рамках реализации детско-взрослого проекта | ||
Апрель | Мастер-класс для воспитателей «Как рождается проект? Стадии развития проекта с детьми». | ||
Май | Самоанализ |
Самоанализ деятельности в рамках реализации персонифицированной программы за 2018-2019 уч.г.:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перспективное планирование
работы по самообразованию на 2019-2020 уч.г.
«Исследовательская деятельность»
Срок | Форма работы | Результат | Примечание |
В период составления графика прохождения КПК | Подать заявку по включение в график прохождения курсов повышения квалификации по теме работы по самообразованию. | ||
Сентябрь, октябрь | Изучение опыта коллег в сети Интернет по теме «Организация исследовательской деятельности со старшими дошкольниками». | ||
Сентябрь, октябрь | Изучение опыта коллег в ДОУ по теме «Организация исследовательской деятельности с младшими дошкольниками». | ||
Октябрь | Организация РППС: оформление Центра «Юный исследователь» для детей младшего дошкольного возраста. | ||
Январь | Разработка и реализация с детьми исследовательской работы, отвечающей образовательным потребностям воспитанников младшего дошкольного возраста. | ||
Январь | Привлечь к сотрудничеству родителей при реализации исследовательской работы | ||
В течение учебного года | Чтение и изучение методической литературы | Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. - 2011. - N 3. - С. 24-26. | |
Байрамова Э. Э. Социализация дошкольников посредством проектной деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2009. - N 3. - С. 40-41. | |||
Декабрь | Участие с воспитанниками во Всероссийском дистанционном конкурсе детских исследовательских работ «Юный исследователь». | ||
Ноябрь | Участие с воспитанниками во Всероссийском интернет-конкурсе «Моя исследовательская работа». | https://klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota | |
Февраль | Участие в составе экспертной группы Всероссийского дистанционного конкурса детских исследовательских работ «Юный исследователь» | ||
Март | Участие в профессиональном всероссийском конкурсе «Исследовательская работа в детском саду» | ||
В течение года | Участие в актуальных вебинарах и/или он-лайн конференциях | ||
Апрель | Презентация и обобщения опыта для педагогов по организации детской исследовательской деятельности при участии родителей воспитанников | ||
Май | Самоанализ |
Самоанализ деятельности в рамках реализации персонифицированной программы за 2019-2020 уч.г.:
Перспективное планирование
работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.
«Сотрудничество с семьей в рамках темы по самообразованию»
Срок | Форма работы | Результат | Примечание |
В период составления графика прохождения КПК | Подать заявку по включение в график прохождения курсов повышения квалификации по теме работы по самообразованию. | ||
Сентябрь, октябрь | Изучение опыта коллег в сети Интернет по теме «Сотрудничество с семьей в рамках темы по самообразованию». | ||
Сентябрь, октябрь | Изучение опыта коллег в ДОУ по теме «Сотрудничество с семьей в рамках темы по самообразованию». | ||
Сентябрь | Участие в вебинаре «Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями» | Потом вписать Сертификат участника и пр. | https://rosuchebnik.ru/material/sovremennye-formy-vzaimodeystviya-dou-s-roditelyami/ |
Участие в вебинаре "Эффективные методы взаимодействия семьи и ДОУ" | |||
Октябрь | Прохождение тестирования по теме «Организация сотрудничества с родителями» на сайте всероссийского педагогического портала «Конкурсы для педагогов» | http://vspedportal.ru/index.php/testirovanie/organizatsiya-sotrudnichestva-s-roditelyami | |
В течение года | Участие в актуальных вебинарах и/или он-лайн конференциях | ||
Разработка буклетов с рекомендациями для родителей на тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста (средняя группа) посредством детско-родительской проектной и исследовательской деятельности» | |||
Чтение актуальной методической литературы | - Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Технологии педагогического общения с родителями // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - № 2. - С. 22-24. - Давыдова О., Майер А. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 52 - 55. - Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с. - Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с. - Митрофанова О.Н. Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - № 2. - С. 44-46. - Свирская Л.Н. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с. - Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с. | ||
Ноябрь | Провести анкетирование среди родительской общественности на тему «Ваши идеи для проектной и исследовательской деятельности в нашей группе?» | ||
В течение года | Участие с семьями воспитанников в конкурсной деятельности по актуальной теме (очно/ диcтанционно) | ||
Декабрь | Разработка и реализация квест-игры, как итогового мероприятия детско-взрослого проекта |
Самоанализ деятельности в рамках реализации персонифицированной программы за 2020-2021 уч.г.:
Перспективное планирование
работы по самообразованию на 2022-2023 уч.г.
«Интеграция проектной и исследовательской деятельности»
Срок | Форма работы | Результат | Примечание |
В период составления графика прохождения КПК | Подать заявку по включение в график прохождения курсов повышения квалификации по теме работы по самообразованию. | ||
В течение года | Чтение и изучение методической литературы | Соколова З. А. Краеведческий проект как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Детский сад : теория и практика. - 2011. - N 4. - С. 81-85. | |
Участие в актуальных вебинарах и/или он-лайн конференциях: | |||
- Вебинар «Познавательно-исследовательское развитие дошкольников по ФГОС» | |||
Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности» | |||
Разработка буклетов с рекомендациями для родителей на тему «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством детско-родительской проектной и исследовательской деятельности» | |||
Ноябрь, январь, март | Разработка и реализация трилогии детско-взрослых проектов познавательно-исследовательской направленности | ||
В течение года | Участие с воспитанниками в Викторинах исследовательской направленности | ||
Разработка и реализация серии детско-взрослых исследовательских проектов | |||
Апрель | Обобщение и презентация опыта работы для воспитателей по разработке и реализации серии детско-взрослых исследовательских проектов | ||
Май | Самоанализ |
Самоанализ деятельности в рамках реализации персонифицированной программы за 2021-2022 уч.г.:
Перспективное планирование
работы по самообразованию на 2022-2023 уч.г.
Авторские разработки
Срок | Форма работы | Результат | Примечание |
В период составления графика прохождения КПК | Подать заявку по включение в график прохождения курсов повышения квалификации по теме работы по самообразованию. | ||
В течение года | Участие в актуальных вебинарах и/или он-лайн конференциях | ||
Разработка и реализация серии дестко-взрослых: - экологических - патриотических - познавательных - творческих - игровых проектов | |||
Разработка и реализация цикла детско-родительских исследовательских работ | |||
В течение года (до марта) | Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности» | ||
Апрель | Оформление методических рекомендаций для воспитателей по теме «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности» | ||
Февраль | Оформление серии буклетов с рекомендациями для родителей на тему «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством детско-родительской проектной и исследовательской деятельности» | ||
В течение года | Участие с авторскими разработками в профессиональных конкурсах (очных/заочных): | ||
- Всероссийский педагогический конкурс для воспитателей «Лучший педагогический проект» | |||
- Всероссийский конкурс для воспитателей «Лучшая методическая разработка» | |||
- Всероссийский конкурс «Мой педагогический опыт» | |||
Май | Презентация для педагогов обобщенного личного педагогического опыта по теме персонифицированной программы. |
Самоанализ деятельности в рамках реализации персонифицированной программы за 2022-2023 уч.г.:
Вывод:____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...
«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
из опыта работы музыкального руководителя Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...
Отчёт по теме самообразования за 2017- 2018 учебный год "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности...
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год
На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...
План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...
Программа по самообразованию «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»
Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с профессиональными запросами начинающего педагога, выявленными в процессе работы с детьми младшего дошкольн...