Дополнительная общеразвивающая программа «Быстрый мяч»
методическая разработка (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Быстрый мяч» Программа физического воспитания для дошкольников подготовительной группы на основе футбола обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной Программы начального общего образования по предмету «Физическая культура».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Быстрый мяч»
Исполнитель:
Ткаченко Светлана Ивановна,
Воспитатель МБДОУ № 39, г. Ленинск-Кузнецкий
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………..…...4
- Учебно – тематический план……………………………………………....8
- Содержание программы……………………………………………….…...9
- Список литературы………………………………………………………...12
Приложения: Приложение1.Мониторинг…………………………........................................13
Приложение 2. ННОД «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в мини футбол»…….............................................................................................17
Приложение 3. Подвижные игры с элементами футбола……………...........22
Приложение 4. Викторина«Ура! Футбол»…......................................................25
Приложение 5. Спортивное развлечение ……………………….....................26
Приложение 6. Фотоальбом………………….....................................................29
Пояснительная записка
«Спорт становится средством воспитания тогда,
когда он – любимое занятие каждого»
В.А. Сухомлинский
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
Известно, что здоровье ребенка зависит от ряда факторов - биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.
Нормальное психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависит от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность - наиболее важные биологические особенности детского организма. При их недостатке возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
В связи с введением ФГОС в дошкольное образование назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников. Стандарт направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Ключевой формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Футбол – всеми любимая и доступная для любого возраста игра, для организации и проведения которой, необходим минимальный набор спортивного инвентаря и оборудования. В то же время футбол – мощное средство продвижения и популяризации физической культуры и спорта. Научные исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности.
Программа физического воспитания для дошкольников подготовительной группы на основе футбола (далее – Программа) обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной Программы начального общего образования по предмету «Физическая культура».
Цель Программы: обучение детей старшего дошкольного возраста игре в футбол.
Реализации этой цели будет способствовать решение следующих задач:
- Познакомить дошкольника с игрой в футбол, историей ее возникновения;
- развивать умение координировано выполнять различные действия с мячом: ведение, удар, передача мяча, обводка;
- формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни;
- воспитывать решительность, уверенность в своих силах, дружеские взаимоотношения между детьми.
При построении программы учитывались следующие принципы:
- принцип воспитывающего характера обучения;
- принцип развивающего обучения;
- принцип научности;
- принцип систематичности;
- принцип последовательности;
- принцип связи обучения с жизнью;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности;
- принцип активности;
- принцип индивидуального подхода.
При выполнении упражнений с мячами используются следующие методы:
- Повторный метод - заключается в многократном выполнении упражнений при сохранении содержания, величины, характера нагрузки.
- Интервальный метод - предполагает многократное повторение упражнения при строгой регламентации его продолжительности и пауз отдыха между повторениями.
- Вариативный метод - предполагает выполнение одного и того же упражнения с мячами разного веса и в разных условиях.
- Метод сопряженных взаимодействий - основан на взаимосвязи развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков.
- Игровой метод - характеризуется постоянным или внезапным изменением игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели.
- Соревновательный метод - это специально организованные состязания с использованием мячей (малых, больших, набивных), в которых создаются условия для индивидуальной и командной борьбы.
- Метод круговой тренировки - предусматривает выполнение серии упражнений (например, с набивными мячами) на специально подготовленных местах («станциях»).
Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:
Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:
1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяч. На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом.
2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом.
3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении спортивных игр и эстафет.
Перечень оборудования и инвентаря:
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество |
ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Рабочие программы Дидактические карточки | Д |
Ворота | Д |
Стойки для обводки | Д |
Обруч гимнастический | К |
Гимнастическая стенка | Д |
Гимнастические скамейки | Д |
Скакалки | К |
Мячи набивные различной массы | К |
Мячи футбольные | К |
Отбивные сетки | Д |
Сетки для мячей | Д |
Тренировочные манишки | К |
Экранно-звуковые пособия | Д |
Таблицы по технике игры в футбол | Д |
Карточки «Подвижные игры с мячом» | Д |
Мат гимнастический | Д |
Условные обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на группу);
К – полный комплект (на каждого ребенка).
Планируемые результаты освоения программы:
- имеет представление о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании;
- имеет навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем и оборудованием;
- может свободно ориентироваться на площадке;
- умеет выполнять различные действия с мячом: бросать и ловить, катать, выполнять удары по мячу;
- выполняет правильно основные приемы техники спортивной игры - футбол;
- подчиняет свои интересы интересам команды.
Структура тренировочных занятий:
1. Разминка
2. Обучение технике игровых приемов в стандартных условиях (школа техники футбола).
3. Обучение умениям применять эти приемы в различных игровых ситуациях (школа тактики футбола).
4. Игра в футбол с заданиями и ограничениями (по времени, числу игроков, размеров площадки, наличию зон, в которых что-то можно или нельзя делать и т.д.).
5. Игра по правилам футбола.
6. Заминка.
Программа рассчитана на 1 год обучения, предназначена для детей от 6 до 7 лет.
Занятия по обучению детей игре в футбол проводятся общей продолжительностью – 30 минут, в соответствии с постоянно действующим расписанием, 1 раз в неделю.
Программа включает в себя: пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание программы, литературу, приложение.
Данная программа поможет дошкольникам сформировать ценности здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом.
Предлагаемая программа рекомендована педагогам дошкольных учреждений.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Раздел I. Теоретическая подготовка | В процессе занятий |
2. | Раздел II. Охрана труда и техника безопасности | В процессе занятий |
3. | Раздел III. Общая физическая подготовка | 20 |
4. | Раздел IV. Специальная физическая подготовка | 2 |
5. | Раздел V.Техническая подготовка | 10 |
6. | Раздел VI.Тактическая подготовка | 2 |
7. | Раздел VII. Соревновательная подготовка, контрольные нормативы | 2 |
Всего | 36 |
Содержание программы
Раздел I. Теоретическая подготовка (в процессе занятий)
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Значение правильного режима для юного спортсмена. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные ванны как гигиенические и закаливающие процедуры. Площадка для игры в футбол, ее устройство, разметка. Разбор и изучение правил игры в футбол по упрощенным правилам. Роль капитана команды, его права и обязанности. Эмблема футбольных клубов России.
Раздел II. Охрана труда и техника безопасности (в процессе занятий)
Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Инструктаж по технике безопасности во время занятий футболом. Инструктаж по технике безопасности во время соревнований. Страховка и самостраховка. Основы по предупреждению травм и несчастных случаев. Защитные средства во время занятий футболом. Инвентарь и оборудование. Профилактика травматизма на занятиях футболом.
Раздел III. Общая физическая подготовка (20)
Общеразвивающие упражнения с предметом и без предмета: разновидности ходьбы. Бег в различных направлениях. Поднимание и опускание рук в стороны, и вперед, сведение и разведение рук вперед, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперед и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук, круговые движения туловища с различными положениями рук (на поясе, за головой, вверх). Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Переход из упора присев в упор лежа и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки. Разноименные движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперед, назад, в стороны. Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Приседание на одной ноге (правой, левой). Прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением вперед, в длину, с высоты 20см, 30см. Запрыгивание на гимнастический мат высота не более 30-40см. Лазание, перелазание в различных исходных положениях – стоя на коленках, на животе, спине, по гимнастической скамейке, гимнастической стенке, в ограниченном пространстве по высоте коридоре, лабиринте.
Акробатические упражнения Стойка на лопатках. Перекаты вперед и назад в положение, лежа, прогнувшись. Упражнения на растяжку мышц.
Упражнения в упорах: из упора лежа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук.
Легкоатлетические упражнения: бег с ускорениями до 60 м. Прыжки с разбега в длину способом «согнув ноги». Прыжки с места в длину, с высоты 40см.; бросать мяч снизу, из-за головы. Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность. Толкание набивного мяча (1кг). Высокий старт, бег с высокого старта на короткие дистанции (30, 40 метров). Челночный бег 3х10 м, 4х10 м, встречные эстафеты, беговые и прыжковые упражнения.
Упражнения с набивным мячом: броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы, снизу. Броски друг другу одной рукой от правового и левого плеча. Броски одной и двумя руками через голову. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом.
Раздел IV. Специальная физическая подготовка (2)
Специальные упражнения для развития быстроты: для развития стартовой скорости. Бег боком и спиной вперед. Ускорения по сигналу, преимущественно зрительному, на 5-10, 10-15 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа, лежа. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки.
Специальные упражнения для развития ловкости: держание мяча в воздухе (жонглирование).
Подвижные игры: «Живая цель», «Салки с мячом» и др.
Раздел V.Техническая подготовка (10)
Техника передвижения
Бег: по прямой, изменяя скорость и направление, приставным, скрестным шагом (вправо и влево).
Прыжки: вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо.
Техника владения мячом
Удары по мячу ногой: правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу.
Остановка мяча: катящегося мяча подошвой, внутренней стороной стопы.
Ведение мяча: серединой подъема, носком, внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочередно; по прямой, меняя направления, между стоек («змейкой») и движущихся партнеров;
Обманные движения (финты): с места – движение влево, с уходом вправо и наоборот, ведение мяча внутренней стороной стопы – удар правой ногой и наоборот. Тоже только внутренней частью подъема. Финт корпусом вправо - уход влево.
Отбор мяча: отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.
Раздел VI. Тактическая подготовка (2)
Подвижные и спортивные игры и эстафеты: «Мяч ловцу», «Два мороза», «Коршун и цыплята», «Салки», «Невод», К своим флажкам».
Индивидуальные действия с мячом: целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.
Групповые действия: взаимодействие двух и более игроков. Простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча.
Упражнения для развития умения видеть поле: ведение мяча в произвольном направлении на ограниченной площади с одновременным наблюдением за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Раздел VII. Соревновательная подготовка, контрольные нормативы (2)
Соревнования по физической, технической (контрольные нормативы) и игровой подготовке по упрощенным правилам.
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
- Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М., 1981.
- Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М., 2004.
- Волошина Л.М., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. М., 2004.
- Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века / автор-составитель Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. М., 2000.
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.,1989.
- Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в ДОУ. М., 2005.
- Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб., 1993.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
- Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое здоровье и развитие детей 3-7 лет – программа «Старт», М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...
Дополнительная общеразвивающая программа «Быстрее! Выше! Сильнее!»
Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальна всегда. В системе физического воспитания общей физической подготовке принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья. Заняти...