Проект «Использование кинезиологических упражнений в условиях ДОУ»
проект (старшая, подготовительная группа)

Ковырдюлина Александра Викторовна

Проект «Использование кинезиологических упражнений в условиях ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Использование кинезиологических упражнений в условиях ДОУ»

Автор проекта:

Ковырдюлина А.В., воспитатель.

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»

Ж. Тассо.

Обоснование:

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8-8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы!

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Местом использования кинезиологии могут быть любые учебные классы - от дошкольного заведения до курсов повышения квалификации. Эти упражнения помогают молодым людям подготовиться к обучению, а пожилым - сохранить активное мышление и память. Но, пожалуй, самые значительные успехи в развитии наблюдаются у детей и взрослых с диагнозами «учебной неспособности», «гиперактивного расстройства с нарушением внимания», «отставания эмоционального развития», синдром Дауна.

Вид проекта:

информационный, практико-ориентированный.

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Срок реализации:

октябрь – май.

Тип проекта:

среднесрочный.

Проблема:

растущее число детей с нарушениями в физическом, психическом и речевом развитии.

Актуальность проблемы:

Всем известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Как правило, правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации и постановку целей. В большинстве случаев одно из полушарий является доминирующим. И от этого преобладания зависят особенности поведения человека.

Тем не менее, следует помнить, что мозг работает как единое целое. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон – мозолистым телом. Мозолистое тело необходимо для координации работы головного мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга, без резкого преобладания одного над другим. Если у ребенка нарушается проводимость через мозолистое тело, его ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое полушарие блокируется.

Кинезиология с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.

Цель проекта:

активизация различных отделов коры головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий.

Задачи проекта:

Для детей:

  1. Развить межполушарное взаимодействие.
  2. Синхронизировать работу полушарий.
  3. Развить мелкую моторику.
  4. Развить способности.
  5. Развить память, внимание.
  6. Развить речь.
  7. Развить мышление.

Для педагогов:

  1. Создать информационную базу.
  2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
  3. Повысить профессиональную компетентность.

Для родителей:

  1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
  2. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.

Условия реализации проекта:

  1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
  2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
  5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
  6. Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Первый этап - организационно-подготовительный.

1. Постановка проблемы, определение цели и задач.

2. Подбор программно-методического обеспечения.

3. Работа с родителями.

  • На собрании ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробуют освоить данные упражнения. В родительский уголок разместить информацию о новом комплексе.

Второй этап – рефлексивно-диагностический.

1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.

  • Педагогам провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.

2. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.

  • В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.

Третий этап – практическая реализация проекта.

Вид работы

Где реализуется

  • Растяжки
  • Дыхательные упражнения
  • Глазодвигательные упражнения
  • Телесные упражнения
  • Упражнения для развития мелкой моторики
  • Релаксационные упражнения
  • Использование кинезиологических упражнений на занятиях
  • Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности

Работа с родителями

Работа с педагогами

  1. Наглядная информация в родительском уголке
  2. Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям
  3. Индивидуальные консультации
  1. Мастер-классы
  2. Самообразование

Перспективный план.

Октябрь

1. Упражнения на межполушарное взаимодействие.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Повтори упражнения:

-колечки;

-заяц;

-коза.

Повтори упражнения:

-колечки;

-заяц;

-коза;

-вилка.

Повтори упражнения:

-цепочка;

-чередование заяц-коза-вилка.

Повтори упражнения:

-цепочка;

-чередование заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки.

Ноябрь

1. Телесные упражнения.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие.

1. Перекрестное марширование.

2. Повтори упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос.

1. Колено-локоть.

2. Повтори упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-кошка;

-ладушки-оладушки.

1. Крюки.

2. Повтори упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка.

1. Дерево.

2. Повтори упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-я-хороший.

Декабрь

1. Растяжки.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие.

1. Снеговик.

2. Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

-я-хороший.

1. Дерево.

2. Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

-я-хороший.

1. Тряпичная кукла и солдат.

2. Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

-я-хороший.

1. Сорви яблоко.

2. Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

-я-хороший.

Январь

1. Дыхательные упражнения.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие.

1. Дышим носом.

2. Повторить упражнения:

-колечки;

-заяц-коза-вилка;

-ухо-нос;

-я-хороший.

1. Свеча.

2. Повторить упражнения:

-колечки;

-заяц-коза-вилка;

-ухо-нос;

-я-хороший.

1. Ныряльщик.

2. Повторить упражнения:

-колечки;

-заяц-коза-вилка;

-ухо-нос;

-я-хороший.

Февраль

1. Упражнения на релаксацию + глазодвигательные (4 нед.).

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие.

1. Путешествие на облаке.

2. Повторить упражнение:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка.

1. Дирижер.

2. Повторить упражнение:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка.

1. Ковер-самолет.

2. Повторить упражнение:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка.

1.Горизонтальная восьмерка.

2. Повторить упражнение:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка.

Март.

1. Глазодвигательные (1-2 нед.) + самомассаж (3-4 нед.).

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие.

1. Взгляд влево вверх.

2. Повторить упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

-я-хороший.

1. Слон.

2. Повторить упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

-я-хороший.

1. Массаж ушных раковин.

2. Повторить упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

-я-хороший.

1. Массаж лица.

2. Повторить упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

-я-хороший.

Апрель

1. Зеркальное рисование.

2.Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

-я-хороший.

Май

1. Упражнения на развитие мелкой моторики.

2. Повторить упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка.

1. Упражнения на развитие мелкой моторики.

2. Повторить упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

-я-хороший.

1. Упражнения в парах:

Встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

1. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Приложение 2.

Картотека кинезиологических упражнений.

Продукты проекта для детей:

  1. Спортивный праздник.
  2. Фотогалерея.
  3. Картотека кинезиологических упражнений.
  4. Создание альбома «Кинезиологические сказки» с иллюстрациями.

Продукты проекта для педагогов:

  1. Конспекты по теме проекта.
  2. Библиография по теме проекта.
  3. Мастер-классы.
  4. Презентация проекта.
  5. Планирование по данной теме.
  6. Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки».

Продукты проекта для родителей:

  1. Мастер-классы.
  2. Медиа-копилка для родителей «Кинезиологические игры».
  3. Презентация проекта на собрании.
  4. Консультации «Образовательная кинезиология», «Кинезиология против стрессов», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни».

Презентация материалов проекта

  1. Мастер-классы.
  2. Презентация проекта.
  3. Комплексы кинезиологических упражнений.

Четвертый этап – заключительный.

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

  • дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

Для педагогов:

  • создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;
  • повышение педагогической компетентности по данному вопросу.

Для родителей:

  • создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

Методическое обеспечение:

Литература:

  • Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека. М: СпортАкадемПресс, 2003.
  • Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
  • Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М., 2003.
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.
  • Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект "Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений дошкольников"

В данном проекте представлена система использования кинезиологических упражений в коррекции речи и двигательных нарушений воспитанников ДОУ....

Буклет "Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста в домашних условия"

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....

Мастер-класс Использование кинезиологических упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС

Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадицио...

Проект "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми ОНР"

Проект "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми ОНР"...

Проект: «Использование кинезиологических упражнений на физкультурном занятии в детском саду».

Проект: "использование кинезеологических упражнений на физкультурном занятии в детском саду"...

Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»

    Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в воспитательно –образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС»

Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных ме...