Логопедический проект "Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений дошкольников"
методическая разработка по логопедии
В данном проекте представлена система использования кинезиологических упражений в коррекции речи и двигательных нарушений воспитанников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ispolzovanie_kinezeologicheskih_uprazhneniy.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений».
Вид по целевой установке: коррекционно-развивающий
Тип: практико-ориентированный
По срокам реализации: долгосрочный
Участники:
- Воспитанники МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»
- Родители (законные представители) воспитанников с речевыми нарушениями
- Учитель-логопед
- Педагог-психолог
Цель: осуществлять коррекционно-развивающую работу путём развития речедвигательной координации через использование кинезиологических упражнений.
Задачи:
- изучить и внедрить в коррекционную работу кинезеологические упражнения для преодоления речедвигательных трудностей воспитанников
- разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
- апробировать данную модель на практике
Продукт:
- создание системы работы, позволяющей внедрить кинезеологические упражнения в коррекционо-развивающую деятельность учителя-логопеда;
- разработка методических рекомендаций для педагогов по использованию кинезеологических упражнений в работе с дошкольниками
Ожидаемый результат: воспитанники успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволяют эффективно корректировать отклонения в развитии речедвигательных навыков и овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Пояснительная записка:
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение работы мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. В дошкольном детстве это проявляется в речедвигательных нарушениях. А в школе ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Стратегия достижения результата
Реализация проекта «Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений» рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов:
- Подготовительный
- Организационно-практический
- Заключительный
Механизм реализации:
Проблема 1: выработать стратегию, позволяющую улучшить работу головного мозга.
Проблема 2: формирование развивающей среды и методического комплекса, которые позволяют развивать речедвигательные способности детей, не нарушая законов и этапов психофизического развития.
На основе проблемных вопросов и с опорой на основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игру используются следующий методический комплекс:
- Развивающая кинезиологическая программа А.Л. Сиротюк.
- Программа «Дельфины» Т.Н.Ланиной
Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости. Занятия направлены на преодоление патологических синкенизий, устраняют дезаптацию, гармонизируют работу головного мозга. Продолжительность занятий может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день: постепенно от занятия к занятию увеличивается время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей). Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
Условия реализации проекта следующие:
1. Занятия проводятся ежедневно.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя или сидя
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно.
Этапы реализации проекта.
I этап – организационно-подготовительный | ||
Задачи | Форма реализации | |
1 | Подбор программно-методического обеспечения. | За основу была принята развивающая кинезиологическая программа А.Л. Сиротюк и Программа «Дельфины» Т.Н.Ланиной |
2 | Обучение педагогов. | Идея проекта будет донесена до педагогического коллектива в рамках мастер-класса. Будет организован игровой тренинг, на котором педагоги на практике овладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс. |
3 | Пополнение и модернизация развивающей среды. | Методическая подборка кинезиологических упражнений и развивающих игр. |
4 | Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала. | Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия: проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь», степень сохранности примоторной зоны, проба на пальцевый гнозис и праксис, исследование орального праксиса, речевой вариант пробы Хеда, ритмы |
Работа с родителями | В рамках работы клуба «Лесенка успеха» ознакомим родителей с проектом, расскажем о значимости кинезиологических упражнений. Предложим родителям самим освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок будем ставить информацию о новом комплексе и приглашать на встречу для овладения им. | |
II этап – Рефлексивно-диагностический. | ||
1 | Анализ профессиональной компетентности педагогов. | Педагоги проведут самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений. |
2 | Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей. | В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата |
III этап – Практическая реализация проекта. | ||
1 | Работы с воспитанниками:
| Использование кинезиологических комплексов в организованной деятельности |
Работа с родителями (законными представителями) |
|
.
№ | Основные направления | Месяц учебного года | Месяц учебного года | Месяц учебного года | Месяц учебного года | Месяц учебного года | Месяц учебного года | Месяц учебного года |
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | ||
1 | Формирование пространственных представлений | Д/и «Карточки» Д/у «Подними правую (левую) руку» | Д/и «Мое место» Д.у «Возьми предмет» | Д/и «Мое место» Д/у «Где находится предмет» | Д/и «Мое место» Д/у «Где находится предмет» | Д/и «Холодно-горячо» Д/у «Задания» стр.28 | Д/и «Лабиринт» Д/у «Задания» стр.29 | Д/и «Осьминожки» Д/и «Клад» |
2 | Межполушарное взаимодействие | «Кулак-ребро-ладонь» с 34 | «Кулак-ребро-ладонь» с 34 | «Ухо – нос» с 35 | «Клешня краба» с 38 | «Рисующий слон» с 37 «Замок» с 36 | «Зеркальное рисование» с 37 «Ухо – нос» с 35 | «Лягушка» с 36 «Носик – художник» с 38 |
3 | Общая моторика и развитие соматогностических функций | «Растяжки по «осям» (верх-низ) | «Растяжки по осям» (лево – право) | «Растяжки по осям» (перекрестные) | «Растяжки по осям» (все вместе) | «Растяжки по осям» (все вместе) | «Растяжки по осям» (все вместе) | «Дерево» |
4 | Самомассаж лица | Самомассаж лица | Самомассаж рук | Самомассаж ушей | Самомассаж ног | Самомассаж тела | Самомассаж тела | Самомассаж тела |
5 | Перекрестные движения | «Горизонтальная восьмерка» стр.35 | «Горизонтальная восьмерка» стр.35 | «Перекрестные движения» Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад) стр.36 | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» стр.40 | Ходьба с похлопыва нием себя по коленям, левой по правому, правой по левому | Лежа на полу коснуться локтем колена; левым правой ноги, правым – левой ноги | Лежа на полу коснуться локтем колена; левым правой ноги, правым – левой ноги |
6 | Артикуляционная моторика | Движения челюстью в разных направлениях | Движения языком, как щелканье, цоканье, посвистывание | Движения языком в определенной последовательности, стр.40 | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» Движения рук совмещать с движения ми языка. Язык двигается за рукой стр.40 | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» Движения рук совмещать с движения ми языка. Язык двигается за рукой стр.40 | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» Движения рук совмещать с движения ми языка. Язык двигается в противоположную сторону» | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» Движения рук совмещать с движения ми языка. Язык двигается в противоположную сторону» |
7 | Мимические движения | «Рожицы» Вытягиваем губы трубочкой | «Рожицы» Широко открываем рот | Рожицы» Широко открываем рот | «Рожицы» Выдвигаем язык | «Рожицы» Хмурое сдвигание бровей | «Рожицы» Улыбка | «Рожицы» Улыбка |
8 | Мелкая моторика | Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами правой руки. «Пальчики здороваются» с 16 «Зайчик –кольцо» с17 «Колечки» с 18 | Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами левой руки. «Поклон пальчиками» «Карандаши» с 19 «Цветок» с21 «Колечки с усложнением» с 19 | Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку. «Заяц – коза» «Слоник» «Тяни- толкай» с20 | Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места . Убрать спички в коробку. | Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места . Убрать спички в коробку. | Отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги. «Замок»с 36 «Бусинка» с 19 | Нанизывание бус. «Змейки» с 19 «Братцы» с 18 «Обратные колечки» с 19 |
9 | Тактильный гнозис | «Найди, из чего сделано» Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана | «Пальчиковый бассейн» В коробку с фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.) | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать мелкие игрушки | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать мелкие игрушки | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги) | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги) |
10 | Зеркальное рисование | Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (однонаправленно) | Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (разнонаправленно) | «Горизонтальная восьмерка» Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе, стр.36 | Рисовать одновременно двумя руками зеркально- симметричные рисунки стр.34 | Рисовать одновременно двумя руками зеркально- симметричные рисунки стр.34 | Рисовать одновременно двумя руками буквы стр34 | Рисовать одновременно двумя руками буквы стр34 |
11 | Симметричное рисование | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей (постепенное усложнение предлагаемых зданий) | ||||||
12 | Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения | Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком , стр.35 | Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д) | Совместные движения глаз и языка. Однонаправленные движения .стр.40 | Совместные движения глаз и языка. Однонаправленные движения .стр.40 | Совместные движения глаз и языка. Разнонаправленные движения .стр.40 | Совместные движения глаз и языка. Разнонаправленные движения .стр.40 | С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку, стр.41 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кинезиологических упражнений в коррекции психоречевого и моторного развития старших дошкольников
Рассматривается вопрос о применении кинезиологических упражнений в коррекции психоречевого и моторного развития старших дошкольников...
Мастер класс « Логопедический массаж ложками как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников"
1. опыт работы на тему:«Логопедический массаж ложками,как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников»....
Физические упражнения в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Использование логопедических упражнений в процессе физического воспитания детей с ОВЗ....
мастер -класс для педагогов "Роль кинезиологических упражнений в преодолении речевых нарушений у дошкольников"
мастер -класс по развитию речи....
Использование кинезиологических и психомоторных упражнений в коррекции речевых нарушений
Среди дошкольников с ОВЗ большую группу составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для исправления речевых нарушений можно использовать кинезиологические и психомоторные упражнения: составить ...