Проект "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми ОНР"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гагарина Анна Сергеевна

Проект "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми ОНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maket.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

ВИЗИТКА ПРОЕКТА

  1.  Авторы проекта

  • ФИО, должность: учитель -логопед- Жаворонкова Ирина Ивановна, воспитатель –Гагарина Анна Сергеевна
  • Регион\область: Ярославская область, г. Ярославль
  • Район, в котором находится МДОУ: Кировский район
  • Полное название МДОУ: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37»
  1. Описание проекта
  • Название темы образовательного проект: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОНР»
  • Сроки: долгосрочный (сентябрь 2020-май 2022 гг)
  • Участники проекта: учитель-логопед, дети группы компенсирующей направленности, воспитатели группы.
  • Актуальность проекта: 

Рука является вышедшим

наружу головным мозгом.

И.Кант

С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, компьютерами, планшетами, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д.

Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий.         Одной из важных проблем в развитии  этих детей является недостаточность двигательных навыков (скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности); недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации (неловкость, несогласованность движений рук). Нарушение моторики отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Все это может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных методов профилактики и коррекции развития  детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одним из таких методов является кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук. И. П. Павлов писал: «развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обеих полушариях даёт человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

  1. Краткое содержание проекта
  • Цель проекта:  развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
  • Задачи проекта:

•        Развитие межполушарной специализации.

•        Синхронизация работы полушарий.

•        Развитие общей и мелкой моторики.

•        Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

•        Развитие речи.

•        Формирование произвольности.

•        Снятие эмоциональной напряженности.

•        Создание положительного эмоционального настроя.

•        Профилактика дислексии и дисграфии.

  • Ожидаемый результат проекта: 

Дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:

  • улучшить зрительно-моторную координацию;
  • развить мелкую и общую моторику;
  • повысить способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;
  • снизить психоэмоциональное напряжение
  • развить познавательные психические процессы у воспитанников (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь).
  • повысить стрессоустойчивость организма;
  • повысить уровень эмоционального благополучия

  1. Этапы реализации проекта

Этап I – подготовительный  (октябрь2020г)

  1. Определить актуальность, цели, задачи, формы работы, расширить информационное поле по теме, подобрать литературу.

3.  Определить диагностические методики.

4.  Подобрать кинезиологические упражнения.

5. Подобрать схемы для зеркального рисования.

6. Провести первичную диагностику детей: насколько развита мелкая моторика, какая рука ведущая, насколько развиты память, внимание, речь.

Этап II- практический  (ноябрь 2020г – апрель2022г)

  1. Систематизировать и внедрить комплекс упражнений для развития межполушарных связей.
  2. Непосредственная работа с детьми .
  3. Изготовить и апробировать кинезиологические тренажеры .

4. Провести консультации для родителей «Кинезиологические упражнения для развития ребенка»

5. Провести мастер-класс для педагогов: «Кинезиология как средство активного развития старших дошкольников»

6.  Провести мастер-класс для родителей: «Зарядка для ума и тела»

Этип III – обобщение (май 2022г)

  • Анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями.

  1. Методы и приемы:
  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения – активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Самоссаж – воздействует на биологически активные точки.
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
  • Зеркальное рисование - способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Методическое обеспечение:

Литература:

1. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 1997.

4. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина.

5. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999

6. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Рабочая тетрадь.

7. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Раскраска.

8. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Прописи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

презентация "Кинезиологические упражнения в работе с детьми"

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие,...

ЗНАЧЕНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье сберегающие технологии. ПОДБОРКА ПРОСТЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ....

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением речи

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяется в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ

Кинезиологические упражнения, позволяющие улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольно...