Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Школа юного туриста"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кошина Юлия Юрьевна

Туризм - одна из форм активного отдыха. Как привлечь внимание детей к данному виду отдыха? Конечно через проведение образовательной деятельности в игровой форме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Школа юного туриста»

Цель: расширение у детей представление о туризме, как форме активного отдыха.

Задачи:

  • Закрепить у детей представление о туризме, его видах.
  • Закрепить правила поведения в лесу.
  • Учить детей действовать в чрезвычайной ситуации (отстал от группы туристов, заблудился в лесу).
  • Упражнять в правильном подборе необходимых предметов для похода.
  • Закреплять знания о разных видах костра (“Шалаш”, “Колодец”, “Таежный”, “Звездный”, “Нодья”), упражнять в складывании костра.
  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование с водой (очищение воды в походных условиях).
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, если вы отгадаете мою загадку, то узнаете какая тема сегодняшнего занятия. 

Воспитатель: Слушайте внимательно мою загадку

Он — «носитель» рюкзака,
В туристическом походе,
Посидеть у костерка
Очень любит на природе.
Хворост, прошлогодний лист
Бросит в свой костёр …
(Турист)

Воспитатель: Правильно, это турист.

Воспитатель: Ребята, кого называют туристами?

( туристами называют людей, которые любят ходить в походы).

Воспитатель: А зачем людям походы?

(туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными , смелыми, закаленными, выносливыми).

Воспитатель:

-Ребята, на чем люди путешествуют? (ответы детей)

В зависимости от того, на чем люди путешествуют, туризм делиться на разные виды.

-Посмотрите на картинки и назовите виды туризма.

(Конный, водный, лыжный, велосипедный, горный, автотуризм, мототуризм, пеший)

Воспитатель: Ребята, чтобы стать настоящим туристом, нужно много знать и уметь. Сегодня я хочу предложить вам пройти школу юного туриста.

-Вы согласны?

Воспитатель: Для того чтобы отправиться в поход,  нужно уметь собирать рюкзак.

На столе разложены разнообразные предметы. Вам необходимо выбрать те, которые понадобятся в походе.

( одеяло, теплые носки, шапка, перчатки, хлеб, банка консервы, крупа, сахар, соль, чай в пакетиках, ложка, плошка, металлическая кружка , тарелка, стакан, чайник походный, бинт, вата, йод, зеленка, пластырь, салфетки, спички, фонарик, мяч, утюг, кукла, пластилин, электрическая плойка, ветки для костра, тринога.

(дети , складывая предметы в рюкзак, рассказывают для чего они нужны в походе, и почему их надо взять с собой).

Воспитатель: Ну, вот рюкзак собран, можно смело отправляться в поход.

В колонну по одному за мной стройся! Сначала станут девочки, а за ними построятся мальчики. Мальчики более сильные, выносливые, поэтому они будут завершать колонну. Готовы? Шагом марш! (дети идут по группе друг за другом)

Речевка:

В.: 1,2,3,4 Кто шагает с рюкзаком?

Д.: Мы – туристы!

В.: Кто со скукой не знаком?

Д.: Мы – туристы!

В.:Кто в дороге целый день?

Д.: Мы туристы!

В.: Кто не знает слово лень?

В.: Мы туристы!

В.: Эй, ребята!

Д.: Тверже шаг.

В.: Что турист берет в дорогу?

Д.: Песню, ложку и рюкзак!

В.: Кто отстал?

Д.: Не отставай!

В.: Кто устал?

Д.: Не унывай!

В.: Кто идти захочет с нами?

Д.: Нас скорее догоняй!

Воспитатель: Ребята, на природе очень красиво, чистый воздух. Очень важно соблюдать правила поведения. Расскажите, как себя нужно вести в лесу? Что можно делать?

Дети: Гулять и любоваться красотой природы; слушать пение птиц; наблюдать за миром природы, купаться и загорать; отдыхать, играть на природе.

Воспитатель: Чего нельзя делать на природе?

Дети: Мусорить, ломать кусты и деревья, топтать муравейники, разорять птичьи гнезда, забирать животных домой, рвать редкие растения, шуметь в лесу.

Воспитатель:  Дети, на природе могут встречаться разные препятствия,  вы должны уметь их преодолевать.  Надо быть внимательными и осторожными, не отставать, помогать друг другу в пути.

-Но, если вдруг вы отстали или заблудились в лесу, какими будут ваши действия? (ответы детей).
Воспитатель:
- Прежде всего не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно дать о себе знать. Как это сделать? (
звать на помощь, кричать «Ау!»). А ну-ка, как вы это будете делать.( дети зовут на помощь). Но постоянно и долго кричать не надо – быстро устанешь. Поэтому в поход нужно брать с собой свисток.

Для того, чтобы вас побыстрее нашли, нужно выйти на поляну. Так проще увидеть потерявшегося с вертолета. Нужно, чтобы вас было и видно и слышно. 
-Главное помнить, что потерявшегося будут искать, пока не найдут. Все запомнили? Ну, тогда будем преодолевать препятствия . Строимся за мной в колонну по одному.
(На каждое препятствие показывается картинка с топографическим знаком) 

«Дорожка из камней» (ходьба по массажной дорожке);

  • «Болото» ( прыжки с кочки на кочку);
  • «Переправа через реку по мосту» (ходьба по скамейке);
  • « Пролезть под деревом» ( подлезть под перекладину на стойке);

(Дети за воспитателем идут по дороге препятствий)

Воспитатель: Ну вот, вы научились преодолевать препятствия.

Воспитатель: Теперь можно отдохнуть, устроить привал. Снимаем рюкзак.

Давайте разложим костер, вскипятим воду на чай, приготовим место для еды.

- Ребята, у нас нет воды! Мы забыли ее взять с собой! Что делать? (ответы детей).

Воспитатель: Вот река. 

 - Можно ли из речки пить воду? (нет)

-А почему? (вода грязная, ее пить нельзя).

-Что же делать? (надо ее очистить).

-Давайте очистим воду? (Да)

- С помощью чего это можно сделать? (дети выдвигают свои предположения).

- Очистить воду можно с помощью фильтра. А в качестве фильтра мы возьмём предметы из нашего рюкзака .

Что же мы можем использовать? (вату, бинт, салфетки).
- Как вы думаете, какой из этих фильтров сможет лучше других очистить воду? (дети дают ответы).

-Все вы думаете по-разному. Давайте узнаем, кто же из вас прав с помощью эксперимента.

 (воспитатель объясняет способ очищения воды с помощью фильтра)

(Возьмем стакан, положим в него воронку. В стакан с воронкой положим фильтр. Возьмем бутылку с грязной водой и нальем в воронку с фильтром)

- Давайте разделимся на три группы. Одна группа будет проводить опыты с ватой, а другая группа с бумажной салфеткой, а третья с марлей.

Дети подходят к столам и проводят опыты под музыку леса (фонограмма).

-А теперь нам нужно узнать, какой же материал оказался более пригодным для фильтрации воды, какой из них лучше очистил воду.
- Посмотрите, что у нас получилось? 
(дети рассматривают стаканы с водой).

- Давайте выберем стаканы с самой чистой водой.

- Какой фильтр мы использовали(ответы детей).
- Можно ли теперь пить эту воду? 
(нет)

-Почему нельзя? (ответы детей).

- Действительно, профильтрованной водой можно умыться, но чтобы её можно было употреблять в пищу, её нужно прокипятить.

-Давайте разведем костер.

-Ребята, костер можно сделать по-разному (“Шалаш”, “Колодец”, “Таежный”, “Звездный”, “Нодья”).

-Сегодня я вас научу разводить костер типа: «Колодец», так как он нужен для разогрева пищи и тепла). 
- Как правильно развести костер? 
(Убрать верхний слой земли, положить сухой травы, а сверху выложить из веток колодец. Воспитатель побуждает детей помочь ей.

Игра «Сложи костер» 
(дети вместе с воспитателем собирают веточки и укладывают «колодцем» имитируют разведение костра, ставят триногу и чайник на огонь).

- Пока вода в котелке кипятится, чтобы нам было не грустно, давайте споем песню «Улыбка» ( дети вместе с воспитателем под фонограмму поют песню).

Но когда вы захотите вернуться домой, вы должны затушить огонь в костре.

Чем можно затушить костер(водой залить, присыпать землей).

Воспитатель: Вот вы и прошли школу юного туриста, вы многое умеете и знаете, поэтому  я хочу вам вручить медали «Юный турист». Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Рюкзаки туристы взяли"

Конспект создан для работы с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитию...

Конспект занятия по физической культуре в подготовительной группе "Юные туристы"

Тема. Бросок мяча в кольцо. Прыжки.Цель: закрепить навык в прыжке в глубину, упражнять в работе с мячом.Задачи:Продолжать отрабатывать навык приземления в прыжках со скамейки на полусогнутые ноги, пов...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Юные экологи спешат на помощь»

Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. Закрепить знания детей о...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Рюкзак туриста"

Задачи занятия: Рассказать детям о необходимых вещах в походе.Рассказать о необходимых продуктах в походе. Научить детей правильно укладывать рюкзак. Развивать внимание, самостоятельнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию в подготовительной группе «Юный эколог»

Цель: Формирование представлений детей о взаимосвязи живой и не живой природы; правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. ...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Юные метеорологи».

Дошкольники не всегда самостоятельно могут наблюдать за изменениями в природе. В этом могут помочь организованные НОД в ДОУ....