Опыт взаимодействия специалистов и педагогов дошкольного учреждения по здоровьесбережению и здоровьесозиданию у детей с ограниченными возможностями здоровья в сотрудничестве с семьей.
статья
Актуальность формирования семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что семья является необходимым и порой решающим фактором для формирования личности любого ребенка, в том числе и особого ребенка. Роль семьи занимает гораздо более высокий уровень в данной области, чем садик, школа, влияние окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_tsennosti.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт взаимодействия специалистов и педагогов дошкольного учреждения по здоровьесбережению и здоровьесозиданию у детей с ограниченными возможностями здоровья в сотрудничестве с семьей.
Коррекционная работа со старшими дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья представляет сложную проблему для педагогов и специалистов, т.к. данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.
У детей отмечается нарушение всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью). Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы.
Все это мы учитываем по всем направлениям в своей работе и, конечно, в работе по формированию семейных ценностей.
Актуальность формирования семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что семья является необходимым и порой решающим фактором для формирования личности любого ребенка, в том числе и особого ребенка. Роль семьи занимает гораздо более высокий уровень в данной области, чем садик, школа, влияние окружающего мира.
В становлении личности ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, значимость семейного воспитания возрастает в несколько раз. Взаимодействие такого ребенка в семье предопределяет его интеграцию в социальную среду.
Семья – важный партнер в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поэтому работа по формированию семейных ценностей у наших воспитанников должна проводиться постоянно совместно с семьей. В этой работе как мы не можем без семьи, так и семья не может без нас. Такое тесное сотрудничество необходимо для того, чтобы осуществлять деятельность детей, для всестороннего формирования личности ребенка.
Для работы по формированию семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья мы поставили цель:
формирование семейных ценностей как одно из важнейших направлений в становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Создать условия для продуктивного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с семейными ценностями
2. Привлечь родителей и оказать им практическую помощь в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.
3. Вызвать познавательный интерес и эмоциональный отклик у детей и родителей к семье и ее истории, традициям, быту
4. Формировать у детей понятие значимости семьи в жизни каждого человека
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению
В своей работе мы определили следующие основные семейные ценности, которые мы стараемся совместно с родителями формировать, развивать и воспитывать у наших детей:
- любовь и уважение к родным людям
- семейные традиции
- семейная память
- бережное отношение к природе
- здоровый образ жизни
Воспитанию любви и уважения к родным людям, как одной из основных семейных ценностей, мы уделяем очень большое внимание. Нами реализуются различные проекты по данному направлению. Основная цель данных проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, общение родителей и детей, воспитание любви и уважительного отношения к родным и близким людям. Представим некоторые из них. Проекты «Мамочку свою люблю, ей цветочек подарю» (выращивание цветов для мам): при посадке и ухаживании за цветами ребята проговаривают все свои действия (при этом развиваются звукопроизношение и связная речь), зарисовывают свои действия (развиваются мелкая моторика, внимание, память); «Мой папа самый лучший (военно-спортивная эстафета для детей и пап): развивается общая моторика, координация движений, мышление, память, речь; «Бабушка рядышком с дедушкой» (совместное проведение досуга с бабушками и дедушками): развиваются речь, отрабатывается лексика, грамматика, словотворчество, звукопроизношение, развиваются память, внимание; «Профессии моих родителей» (домашнее задание – рисунки и рассказы о профессиях родителей) и др.
Все эти проекты реализовались совместно с родителями.
Очень интересным направлением в формировании семейных ценностей являются семейные традиции, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Вот некоторые проекты, над которыми мы работали и работаем. «Как мы любим отдыхать», «Любимое место нашей семьи»», «Как мы отмечаем праздники». Эти проекты способствуют развитию речи, памяти, умению составлять связные рассказы, звукопроизношению, отработке лексики, грамматики (подготовка детьми рассказов и оформление коллажей с фотографиями с семейных путешествий, праздников и т.п.)
Семейная память - одна из важнейших семейных ценностей. И мы уделяем этому направлению большое внимание. Работу в этом направлении дети могут выполнять только с помощью взрослых членов семьи. Они собирают материалы о своих родных и близких, среди которых фотоархивы, сама история, рассказанная ребенком со слов родных. Нами реализованы и реализуются следующие проекты: «Мое семейное древо», «Герб моей семьи», «Бессмертный полк». В процессе данной работы также идет развитие речи детей, развитие памяти, развитие умения составлять связные рассказы, звукопроизношение, отработка лексики, грамматики.
Воспитывая бережное отношение к природе, мы очень большое внимание уделяем тому, как к этому относятся в семьях наших воспитанников. Дети с удовольствием любят рассказывать о своих домашних питомцах, о том, какие растения у них выращиваются на даче и в домашних условиях. Мы в качестве домашнего задания просим их рисовать и фотографировать своих домашних животных и выращиваемые растения, как семья за ними ухаживает, и составлять о них рассказы. Естественно, при этом идет активная работа по развитию речи, развитию памяти, звукопроизношению, отработки лексики и грамматики.
Одна из самых важных семейных ценностей – это здоровый образ жизни. И мы используем в своей работе современные здоровьесберегающие и здоровьесозидательные технологии, к которым активно привлекаем родителей.
Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья, многие дети нуждаются в особых технологиях, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических и интеллектуальных проблем. Поэтому здоровьесберегающие и здоровьесозидательные образовательные технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Здоровьесберегающие и здоровьесозидательные технологии позволяют решать следующие задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка;
- развивать и активизировать познавательную активность ребенка
- снимать напряжение, восстанавливать работоспособность;
- активизировать познавательный интерес;
- улучшать концентрацию внимания, снижать трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
- способствовать повышению речевой активности;
- развивать речевые умения и навыки
В своей работе мы активно используем су-джок гимнастику, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, развиваем мелкую и общую моторику, обучаем различным видам самомассажа.
Цель су-джок терапии заключается в стимулировании высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенным на кистях рук и стопах с помощью специального массажера.
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы выработать правильные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для четкого произношения звуков. Артикуляционная гимнастика помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель дыхательной гимнастики состоит в том, чтобы тренировать дыхательный аппарат и повышать эффективность дыхания.
С помощью мелкой моторики происходит стимуляция речевой и мыслительной деятельности ребенка. Развивая моторику, мы развиваем память, внимание и речь ребенка.
В своей работе мы используем различные материалы и подручные средства, которые можно легко найти и применить в работе.
Самомассаж помогает улучшить работу мышц, суставов, внутренних органов и кожи.
Все перечисленные технологии способствуют
-укреплению физического и психического здоровья детей
- коррекции речевых нарушений
- совершенствованию связной речи
- развитию мыслительных операций
- развитию внимания, мышления, мелкой и общей моторики рук, общей моторики
Проводимая нами работа по формированию семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует:
- сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним
- развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения и любви к своим родным и близким
- получению детьми необходимой информации о своей семье, ее истории, традициях и обычаях
- поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями
- развитию речи, памяти, мышления у детей
- обогащению словарного запаса
- развитию звукопроизношения, лексики и грамматики
На основании проводимой нами работы по формированию семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья можно сделать вывод, что это одно из важнейших направлений в становлении личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзия на этапе дошкольного образования — это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ограниченными возм...
Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....
Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья через сотрудничество с родителями" (из опыта работы).
Адаптация в группе ребёнка с ОВЗ, начиная со второй младшей группы. Выпуск в общеобразовательную школу ребёнка с ОВЗ в тесном контакте с родителями и всеми специалистами ДОУ....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»
ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...
Инклюзивное образование в дошкольном образовании как новый подход к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Содержание дошкольного...