Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по развитию речи на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовил:
методист Илюхина И.В.
СП «Детский сад № 56» ГБОУ СОШ № 4 г.о.Сызрань
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область. Все образовательные области важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? И именно дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития активной речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Вот почему работа по развитию речевой активности детей занимает одно из центральных мест в нашем детском саду.
Речевая активность — это устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении языком.
Объем и характер речевой активности являются главными показателями успешности познавательной, коммуникативной, изобразительной, двигательной и других видов детской деятельности.
Наше структурное подразделение «Детский сад № 56» ГБОУ СОШ № 4 г.о.Сызрань, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, посещают дети с нарушениями речи, зрения, слуха – 146 человек.
Наши воспитанники не имеют 1-ой группы здоровья. Преобладающее большинство детей имеют II группу здоровья, они являются потенциально способными к усвоению материала общеобразовательных программ нового поколения и не имеют противопоказаний для участия в образовательной деятельности, направленной на более глубокое развитие их способностей. 24 % от общего числа - это дети-инвалиды, для которых в нашем СП организован коррекционно-воспитательный процесс, способствующий интеграции и успешной социализации их в общество здоровых сверстников. Наши воспитанники в виду своих индивидуальных особенностей и возможностей отличаются от нормально развивающихся сверстников. Раскроем состояние речевой активности детей нашего структурного подразделения.
Основная масса детей (75%) посещает группы с нарушениями речи и имеет заключения - общее недоразвитие речи разных уровней от I до IV, у них нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР у наших дошкольников варьируется от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети с ОНР имеют особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Большинство воспитанников с нарушениями речи имеют кроме речевого заключения (ОНР, НВ ОНР, алалия, ринолалия, дизартрия…) сопутствующие интеллектуальные и поведенческие нарушения – атипичный аутизм, ЗПР, расстройство поведения аутистического спектра, задержанное развитие, болезнь Дауна, психопатоподобное поведение, умственная отсталость, стойкое выраженное нарушение двигательных функций, недостаточность регуляторного компонента деятельности. Вследствие чего речевая активность таких детей значительно снижена.
Реализация задач каждой образовательной области предполагает, прежде всего, коммуникативное взаимодействие между участниками педагогического процесса. Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности воспитанников.
Основные виды детской деятельности не отличаются в нашем детском саду от используемых всеми педагогами и в других образовательных учреждениях – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игр), коммуникативная (общение и взаимодействие с о взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная и двигательная формы активности ребенка. Но речевые, интеллектуальные и поведенческие особенности наших детей не позволяют в полной мере овладеть основной общеобразовательной программой. Наши воспитанники испытывают трудности в различных видах детской деятельности. В процессе игровой деятельности дошкольникам с речевыми нарушениями тяжело договариваться во время игр о правилах, они не могут распределить между собой роли. Во время дидактических игр они не удерживают в памяти правила и не всегда выполняют их. В беседах, особенно на нравственную тематику, воспитанники не могут выделить главное, и в результате этого понять, что такое хорошо, и что такое плохо. В познавательно-исследовательской деятельности у детей, особенно с сочетанной патологией, снижен познавательный интерес, они не умеют задать вопрос и ответить на него и не испытывают в этом потребности. Во время двигательной деятельности воспитанники испытывают моторную неловкость, им трудно понять инструкцию для выполнения упражнений и основных движений, сложно координировать речь с движением. Слабая мелкая моторика и нарушенная ориентировка в пространстве также влияют на качество выполнения заданий при рисовании, аппликации, лепке, конструировании, детям с речевыми нарушениями тяжело понять художественный образ и передать его в своей работе. Так как у детей не развит фонематический и музыкальный слух, нарушено чувство ритма, просодическая сторона речи, то они испытывают трудности и в процессе музыкальной деятельности.
Поэтому в своей работе педагоги нашего учреждения особое внимание уделяют развитию речевой активности. Для этого обязательно предусматривают реализацию речевых задач во всех видах детской деятельности. Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игровая, то все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. В процессе игр с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель находится не во главе, а среди детей, берет на себя одну из главных ролей, чтобы показать образец возможного диалога, подсказать слова, так как у большинства детей данного возраста с нарушениями речи лексический словарь очень беден и зачастую отсутствует активная речь. С детьми старшего дошкольного возраста педагог занимает место рядом, чтобы наблюдать за ходом речевого общения и направить его в нужное русло. Воспитатель не навязывает, а предлагает интересные дела и занимательные развивающие игры. Таким образом, развитие речевой активности происходит намного быстрее и эффективнее.
Нами используются такие формы работы, как:
- творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные, игры-фантазии, импровизационные, игры-этюды);
-игровые ситуации, игры с правилами (дидактические игры, компьютерные игры, подвижные, развивающие, музыкальные).
Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка, познание окружающей действительности.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности педагоги уделяют большое внимание развитию активного словаря, любознательности и познавательной мотивации, работают над формированием исследовательских действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Воспитатели организуют образовательный процесс по познавательному развитию таким образом, чтобы вызвать у детей максимальную речевую активность. Для этого используются экскурсии, наблюдения, эксперименты, беседы, поисковые, проблемные ситуации, что позволяет развивать умение рассуждать, обобщать и делать выводы.
В своей работе мы широко используем ИКТ: электронные презентации, мультимедийные пособия и видеофильмы. Они позволяют познакомить детей с объектами и явлениями, которые воспитанники не встречают в реальной жизни.
Особое место в развитии речевой активности принадлежит проектной деятельности. Она позволяет усваивать материал в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения, активизирует самостоятельную речевую деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Все педагоги активно используют наглядные средства обучения, подбирают формы, методы и приёмы с учетом психофизических особенностей детей с ОВЗ.
Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. Во время продуктивной деятельности развитие «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами реализующего свои замыслы, способствует развитию речевой активности детей. Это создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата.
Развитие воображения, образного мышления и творческой активности, которая возникает в процессе действий ребенка с разнообразными материалами и инструментами, ставя перед ним вопрос «Что из этого можно сделать?» - педагог добивается словесного оформления замысла и его воплощения. При ознакомлении с объектами искусства педагоги используют слово, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.
Во всех видах продуктивной деятельности, организуемой в нашем детском саду, оценка имеет не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.
Построение собственных связных высказываний предполагает, что ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения.
Коммуникативная деятельность и речевое развитие тесно взаимосвязаны.
В группах для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетное, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов, развитии речевой активности. Поэтому большая роль отводится применению словесных приемов.
Речевой образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. В старших группах образец используется и после речи детей, но при этом он служит не для подражания, а для сравнения и коррекции.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) применяется с целью его запоминания.
Объяснение широко используется нашими педагогами для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
При использовании вопроса, как одного из словесных приемов, педагоги стараются овладеть методически правильной его постановкой. Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль.
Расширение, уточнение знаний детей и развитие речевой активности проходит в процессе изучения лексических тем через совместную интегрированную деятельность.
Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Предполагается свободное размещение детей во время занятия: сидя или лежа на ковре, сидя или стоя полукругом возле мольберта, наборного полотна и т.п. с тем, чтобы детям было удобно рассматривать предметы и пособия, предъявляемые им во время занятия, смотреть друг на друга или педагога, что обеспечивает полноту восприятия чужой речи. На каждом этапе занятия местоположение детей обязательно меняется.
В подготовительной группе в ходе интегрированных занятий дети учатся связно рассказывать об увиденном, высказывать свои впечатления об играх, в которые они играли, об упражнениях, которые они делали. На таких занятиях дети учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи, у них формируется чувство языка.
Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Свободное речевое общение детей происходит в быту, во время прогулок, при ознакомлении с окружающим. Педагоги используют такие формы коммуникативной деятельности:
- формы общения со взрослыми:
- ситуативно-деловая (обсуждение возникающих ситуаций);
- внеситуативно-познавательная (беседы на заданную тему);
-внеситуативно-личностные (общение на нравственные темы);
- формы общения со сверстниками;
- эмоционально-практическая;
- внеситуативно-деловая;
- ситуативно-деловая
Специалисты нашего учреждения используют в своей работе инновационные методы и приемы развития речевой активности детей:
- для детей с нарушениями речи
- мнемотехника
- синквейн
- мультимедийные игры и пособия
- для детей с нарушениями зрения
- карто-графические схемы
- для детей с нарушениями слуха
- дактилирование
- глобальное и аналитическое чтение
- чтение и письмо
Использование разнообразных приемов обучения, применение дидактических пособий обеспечивают детей эстетическими удовольствиями, способствуют положительным эмоциональным переживаниям, формируют устойчивый чувственный фон жизнедеятельности, снимают раздражительность и тревожность.
В ходе музыкальной деятельности через слушание и исполнение знакомых песен и танцев, импровизацию и экспериментирование с художественными образами, музыкально-дидактические игры, игры на музыкальных инструментах, театрализацию, хороводные игры наши воспитанники учатся раскрывать эмоциональное отношение к значению слова, использовать речь для передачи настроения, образа персонажа, включать в речь сравнительные прилагательные, отвечать полными предложениями, вступать в диалог с педагогом, согласовывать движения со словами текста. После прослушивания музыкального произведения педагог говорит с детьми о нем, предлагает подвигаться под музыку, чтобы почувствовать ее характер, передать свои чувства. Большие трудности вызывает у наших детей запоминание названий произведений и фамилий композиторов. Музыкальные руководители при решении этой проблемы объединяют ряд музыкальных произведений одним общим рассказом, посвящают ряд занятий одному композитору, сравнивают произведения контрастные по содержанию, названию или близких по названию, но разных по содержанию.
Двигательная деятельность организуется с нашими детьми через подвижные игры, русские народные игры, малоподвижные игры, игры-соревнования, спортивные праздники и развлечения, разнообразные виды гимнастик и игровых упражнений. Она способствует развитию как общей, так и мелкой моторики. Инструктор по физической культуре включает в образовательную деятельность элементы таких технологий как «Зверобатика», «Игровой стретчинг». Проговаривание во время движений стихов развивает творческое начало и воображение, повышается интерес к занятиям двигательной деятельностью, движения выполняются по словесному указанию педагога, дети учатся слышать и понимать инструкцию и ее выполнять.
Одной из основных задач Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования СП является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Таким образом, используя все виды детской деятельности, разнообразные формы и методы работы с дошкольниками, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС, способствуем становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...
Камешки «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
С целью эффективной работы по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, мы используем нетрадиционный вид игры – шарики Марблс и камешки Кабошона. ...
Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....
Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....
Камешки «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Камешки «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья...