Использование ДОУ современных здоровьесберегающих и здоровьесозидательных технологий в работе с родителями.
статья
Понятия здоровьесбережение и здоровьесозидание объединяют все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование ДОУ современных здоровьесберегающих и здоровьесозидательных технологий в работе с родителями.
Здоровье человека и его сохранение является актуальной темой во все времена. Проблема сохранения здоровья в современном обществе стоит более чем остро. Всемирная организация здравоохранения констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».
При анализе состояния здоровья дошкольников, проведенных в рамках научных исследований, установлено, что здоровыми можно считать только 5% детей в возрасте 5-6 лет (1 группа здоровья), имеют те или иные нарушения (2 группа) 42% детей, страдают хроническими болезнями (3 и 4 группы) 53% детей. По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушения осанки, зрения, дефекты речи. По мнению специалистов, 75 % всех болезней человека закладывается в детские годы. Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать».
Поэтому для педагогов и родителей на первом месте всегда остается здоровье детей! Оно является важной семейной ценностью.
Одной из приоритетных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Поэтому основной задачей дошкольного учреждения в деле укрепления и сохранения здоровья детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Понятия здоровьесбережение и здоровьесозидание объединяют все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Это и условия обучения ребенка, и рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями), и соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, и рационально организованный двигательный режим.
В нашем детском саду вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя; медицинский персонал помогает организовать питание детей, организует профилактические мероприятия в детском саду, контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов.
В своей повседневной работе с детьми с ОВЗ мы используем динамические паузы, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, су-джок и другие виды тренажеров, игры – релаксации, беседы, практикумы о здоровом образе жизни, личной гигиене, правильном питании, полезных и вредных привычках.
Но, главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического и психологического комфорта.
Не секрет, что большинство современных родителей, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, простейшими педагогическими знаниями, часто и вовсе не представляют, чем и как нужно заниматься со своим ребенком дома. Это приводит к типичным ошибкам воспитания, следствием которого являются непонимание между ребенком и родителем и, как следствие, ребенок начинает переживать, уходить в себя, капризничать. Большей частью проблемы, возникающие у детей, идут из семьи, при этом нарушаются психологическое и психоэмоциональное здоровье ребенка.
В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений между семьей и дошкольным учреждением. Эти отношения должны быть построены на сотрудничестве и взаимодействии.
Мы определяем сотрудничество как совместную деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. А под взаимодействием мы видим способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия действительности) и с помощью общения.
Т.о., сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, которое направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий. Родители становятся участниками педагогического процесса. Наша задача состоит в том, чтобы достичь с родителями доверительных, партнерских отношений, для того чтобы объединить усилия во благо наших детей.
Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейного микроклимата. Для этого мы используем такой метод, как анкетирование и опросы, которые помогают получить информацию о ребёнке, его жизни в семье. Нами был совершен опрос при помощи анкет на тему «Здоровый образ жизни в семье», анкета здоровья, анкета «Здоровье малыша». По итогам анкетирования мы выявили ряд проблем, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей: недостаточно времени уделяется физическому воспитанию ребенка и здоровому образу жизни в семье, не хватает времени для совместного активного досуга, родители не придают большого значения в связи с занятостью и нехваткой времени, а порой и просто отсутствием желания и понимания важности здоровьесбережения и здоровьесозидания у ребенка.
Опираясь на выявленные проблемы, мы пришли к выбору форм работы с родителями. Это и традиционные формы: консультации, индивидуальные беседы, тематические родительские собрания, папки передвижки, профилактические беседы по пропаганде здорового образа жизни, выставки и пр. Но особое место в применении здоровьесберегающих и здоровьесозидательных технологий для детей с ОВЗ в сотрудничестве с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы. И здесь нам во многом помогают нетрадиционные формы и методы: родительская почта, телефон доверия, сочинения, фотовыставки и выставки рисунков, совместно сделанные фильмы и др.
Нашу группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, поэтому прежде всего мы используем разные технологии по развитию речи и развитию мелкой моторики. Это разные гимнастики: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, су-джок.
Чтобы эта работа продолжалась в домашних условиях, для родителей мы провели целый ряд тренингов, мастер-классов и консультаций по применению этих технологий.
В рамках проекта «Здоровье детей в наших руках» нами была организована выставка рисунков «Витамины – наши друзья». Ребята совместно с родителями подготовили замечательные рисунки, а также одновременно с этим закрепили знания о пользе витаминов.
Была подготовлена фотовыставка «Здоровая семья – здоровая Россия», где представлены фотографии, отражающие активный образ жизни семей наших воспитанников.
На протяжение долгого времени мы создаем альбом «Мы за здоровый образ жизни», в котором каждая семья рассказывает об активном образе жизни и дает свои рецепты здоровья. Ребята с удовольствием представляют свои странички, ведь они их создавали вместе со своими родными, а поэтому испытывают от этого особую гордость.
Но настоящее удовольствие наши ребята и родители испытывают от совместных мероприятий, где они получают заряд позитива, радости и, конечно, физического здоровья.
Хочется отметить, что родители поддерживают постоянный контакт с медицинским персоналом в нашем ДОУ. Регулярные консультации (устные и в виде наглядного материала), индивидуальные беседы, рекомендации, выступления медицинских работников на общих собраниях стали традиционными в нашем детском саду.
Таким образом, семья и ДОУ связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Мы в своей работе стараемся использовать и традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с родителями по здоровьесбережению и здоровьесозиданию, что способствует повышению эффективности работы. Создание в дошкольном учреждении коллектива единомышленников - родителей и педагогов, ориентированных на личностный рост ребенка, - позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям наших выпускников в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании районного методического объединения заведующих МБДОУ Буинского муниципального района по теме: "Достижения МБДОУ в сфере здоровьесбережения на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с родителями"
Выступление на семинаре заведующих по теме: Работа с родителямипо использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении....
Опыт работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие воспитателя, логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и кор...
Статья на тему:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с родителями в ДОО"
Здоровьесберегающие технологии...
Консультация для педагогов «Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе с родителями».
В современном обществе применение информационно- коммуникативных технологий - это одно из самых важных направлений в улучшении качества образования в целом, и дошкольного воспитания, в частности....
Доклад "Использование современных технологий в работе с родителями"
Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационные технологии, име...
Использование современных технологий в работе с родителями дошкольников.
Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторовповышения воспитания подрастающего поколения.Цель моей работы: решение задач, связанных с возрождением традицийсемейного воспитания, ...
Использование современных технологий в работе с родителями дошкольников.
Использование современных технологий в работе с родителями дошкольников....