Статья на тему:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с родителями в ДОО"
статья
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с родителями в ДОО
В последнее время в нашей стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей. И поэтому, одним из приоритетных направлений дошкольного образования является охрана жизни и здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – задача непростая. Здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности. Дошкольный возраст – благоприятное время для раскрытия и «запуска» способностей: в этот период формирование личности происходит наиболее быстро. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная неосведомлённость родителей относительно способов организации физического воспитания в семье и передачи культурно-игровых традиций, связанных с повышением физической компетентности дошкольников. Дети дома в основном заняты просмотром передач по телевизору, компьютерными играми. При этом развивается гиподинамия, которая ведёт за собой серьёзные последствия: недостаточное снабжение крови кислородом, атрофии мышц, проблемы развития опорно-двигательного аппарата, деформации позвоночника, нарушения осанки, сердечно-сосудистой системы, расстройства пищеварения, ослабление иммунитета, быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости [4, с. 9].
Часто в выходные дни нарушается режим сна и отдыха детей. В семьях редко встречается какое-либо спортивное оборудование. Большая загруженность родителей ведёт к сокращению прогулок детей на свежем воздухе. Таким образом, естественная потребность ребёнка в семье пусть неосознанно, но подавляется. А начав водить ребёнка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагога.
Но, как известно, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не может дать ожидаемых результатов, если не реализуется вместе с семьёй, поэтому одна из главных и важных задач деятельности ДОО – работа с родителями воспитанников [2, с. 81].
Часто бывает, что педагоги обвиняют в плохом воспитании родителей, а родители, в свою очередь, видят причины неуспеха детей в педагогах. Чтобы этого не происходило, нужно самое главное – найти эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, предусматривающие повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщения их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Одним из важных способов реализации сотрудничества дошкольного учреждения с родителями является организация совместной деятельности, где родители выступают в роли не пассивных наблюдателей педагогического процесса, а становятся его активными участниками.
В ходе просветительской работы педагоги ДОО стараются добиться того, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были хорошо понятны родителям воспитанников. Необходимо знакомить их с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, стараться использовать лучший опыт семейного воспитания. Необходимо организовать систематичность и последовательность работы в течение всего учебного года и всего периода пребывания ребенка в детском саду. Следует осуществлять педагогический индивидуальный подход к каждому ребенку, к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. В соответствии с этими положениями, можно предложить следующую систему работы в этом направлении [3]:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- участие в составлении индивидуальных программ (планов) по оздоровлению детей;
- участие в санитарно-просветительной работе: правильный режим дня, рациональное сбалансированное питание, закаливание.
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разные виды закаливания);
- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, отдельными нетрадиционными методами оздоровления детей;
- различные консультации и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- семинары-практикумы (игры и тренинги, «Дни открытых дверей» с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающие и лечебные процедуры).
Следует использовать такие формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, которые зарекомендовали себя, как очень эффективные. Это: родительские собрания, совместные физкультурные досуги, «Дни открытых дверей», различные домашние задания, совместный просмотр видеофильмов, передача опыта семейного воспитания, комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье, выпуск газеты.
Родительские собрания являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей. Тему следует подбирать в соответствии с интересами родителей. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим предлагаем выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание можно посветить обсуждению семейного опыта по воспитанию здорового ребенка.
Необходимо проводить физкультурные досуги совместно с родителями, в которых принимают участие воспитатель по физической культуре. В ходе таких мероприятий становятся явными часто скрываемые проблемы родителей в отношениях с ребёнком: непонимание его, неумение с ним договориться, неадекватное поведение мамы (одёргивание, повышение голоса). И поэтому следует пригласить педагога-психолога, который окажет психологическую поддержку, как детям, так и взрослым, поможет решить конфликтные ситуации между ними, посоветует, как найти из неё выход. Таким образом, тесное сотрудничество участников педагогического процесса позволит повысить эффективность занятий [1, с. 163].
Проводимые «Дни здоровья» содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают их утомление. Одной из наиболее активных форм совместного отдыха являются туристические походы. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Можно проводить «Дни открытых дверей», где родителям предоставляется возможность познакомиться с дошкольным учреждением, принять участие в утренней гимнастике, физкультурном занятии, понаблюдать за организацией питания, сна, закаливающих процедур.
Стоит периодически давать родителям задания на дом, позволяющие усилить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в физическом развитии ребенка.
Важно знакомить родителей с некоторой педагогической литературой в этом направлении. Поэтому в группе стоит собрать небольшую библиотеку по разным вопросам сохранения здоровья детей дошкольного возраста. В пополнении библиотечного фонда можно привлечь и родителей, которые передадут в общественное пользование прочитанные книги, журналы по физическому развитию детей.
При этом можно использовать разные формы работы: это различные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседания дискуссионного клуба, выставки новой литературы с краткой аннотацией, информация на групповом стенде, выпуск газет. На страницах газет необходимо поднимать вопросы, связанные с организацией оздоровительного семейного досуга, предлагать задания к предстоящим спортивным мероприятиям, обсуждать итоги прошедших мероприятий, объявить творческие конкурсы [5, с. 87].
Ценность всех этих мероприятий заключается в том, что родители имеют возможность оценить результаты своего воспитания, как физического, так и духовного, так как на протяжении всех этих мероприятий они сосредоточены на своём ребёнке. Также это способствует сближению родителей и детей. Становясь участниками процесса обучения и воспитания своих детей, папы и мамы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят вклад в образование детей и сами приобретают новые умения.
Работая в этом направлении, очень важно воспитать у самих детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Необходимо сформировать осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, гигиенических процедур, умение самостоятельно регулировать двигательную активность.
Литература:
- Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине (25-27 февраля 2012 г., Москва). [Текст] / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. – М., 2012. – 477 с.
- Анохина И.А. Интегрированный подход в работе с семьей по формированию культуры здоровья. [Текст] / И.А. Анохина, И.П. Кувшинова, И.В. Ткачева // Упр. дошкольным образовательным учреждением. – 2014. – № 1. – С. 80-91.
- Волосникова, Т.В. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и родителей по оздоровлению детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-vzaimodeystviya-doshkolnogo-uchrezhdeniya-i-roditeley-po-ozdorovleniyu-detey
- Звездина, М.Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся. [Текст] / М.Л. Звездина. / Научный диалог. – 2013. – № 8 (20). – С. 8-23.
- Лукина, Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. [Текст] / Л.И. Лукина. // Управление ДОУ. – 2006. – №7. – С.84-95.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании районного методического объединения заведующих МБДОУ Буинского муниципального района по теме: "Достижения МБДОУ в сфере здоровьесбережения на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с родителями"
Выступление на семинаре заведующих по теме: Работа с родителямипо использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении....
Статья на тему "использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
в современном мире много различных технологий,но я решила остановится на здоровьесберегающей технологии....
Статья на тему: " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ"
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми подготовительной группы"
В статье описан опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшей группы»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет ребёнок проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ"
Основная цель моей работы по использованию здоровьесберегающих технологий – создание условий для формирования устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровь...