Консультация для педагогов «Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе с родителями».
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_ispolzovanie_ikt_v_dou.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе с родителями».
В современном обществе применение информационно- коммуникативных технологий - это одно из самых важных направлений в улучшении качества образования в целом, и дошкольного воспитания, в частности. Оно позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса и достичь нового уровня отношений между всеми участниками этого процесса: педагогами, специалистами, родителями и самими детьми.
Тесное взаимодействие коллектива дошкольного образовательного учреждения и семьи - необходимое условие всестороннего развития дошкольников. Наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители взаимодействуют в рамках социального партнёрства. Ни для кого не секрет, что современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты и ограничены во времени для частого плотного общения с воспитателем. С другой стороны и воспитатель не всегда имеет возможность уделить достаточно внимания каждому родителю. Как же быть в такой ситуации? Этим вопросом задается, наверно, каждый воспитатель. В таких условиях особую актуальность приобретает поиск форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволят эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования и сэкономить время родителей и педагогов. Одной их таких форм взаимодействия является использование информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями. На помощь воспитателям приходит множество информационно-коммуникативных средств. Сегодня применение ИКТ - это одно из самых важных направлений в улучшении качества образования в целом, и дошкольного воспитания, в частности. Оно позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса и достичь нового уровня отношений между всеми участниками этого процесса: педагогами, специалистами, родителями и самими детьми.
Изучив особенности человеческого восприятия, педагоги и психологи сделали вывод, что наиболее качественное усвоение нового материала достигается при сочетании словесного изложения и использования средств наглядности, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию. При использовании информационно- коммуникативных технологий в организации работы с родителями не только расширяются воспитательные возможности этих форм деятельности, но и привлекается гораздо больше мам и пап к участию в педагогическом процессе. Кроме этого, материал, предназначенный для родителей, будет гораздо лучше ими усвоен, если будет присутствовать наглядность.
Выделяем пять преимуществ использования визуальных средств: они привлекают и удерживают внимание; иллюстрируют и усиливают устную речь; сводят к минимуму непонимание; усиливают запоминание; повышают профессиональную компетентность педагога.
Какие же средства информационно- коммуникативных технологий можно использовать в дошкольном образовательном учреждении? Несомненно, это компьютеры, ноутбуки, принтеры, ксероксы, видеомагнитофоны, DWD – проигрыватели, телевизоры, планшеты, музыкальные центры, сканеры, фотоаппараты, видеокамеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски.
Многое из перечисленного уже активно используется воспитателями в процессе взаимодействия с детьми. Необходимо, чтобы все это так же активно использовалось и в работе с родителями. Для этого и самим педагогам нужно владеть компьютерной грамотностью. Если раньше компьютер использовался только для поиска информации и картинок для образовательной деятельности, то теперь это прекрасное средство для работы с родителями: современные родители - грамотные люди, знающие технические возможности компьютера, и, как правило, имеющие навыки работы с ним.
Какими же путями возможно применение компьютерных технологий в процессе взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников.
Можно выделить следующие пути:
1. Применение программы Power Point (мультимедийные презентации, создание коллажей).
2. Применение программы Move Maker (фильмы и фотоленты из жизни детей).
3. Создание мультимедиатек по различным вопросам.
4. Организация онлайн взаимодействия (использование сайта группы и ДОУ, электронной почты, социальных сетей)
5. Редакционно-издательская деятельность (электронная газета, журнал, видеоблог)
6. Использование сотовой связи.
7. Создание чатов группы в различных мессенджерах.
Рассмотрим возможности, предоставляемые каждым из этих путей. На родительских собраниях и групповых консультациях большую помощь могут оказать компьютерные презентации, составленные в Power Point.
Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, сравнительные графики, например, антропометрических данных и так далее, но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные возможности использования данной программы позволяют включить даже кадры из фильмов, которые настроили бы родителей на восприятие материала, дали бы для родителей дополнительную наглядную информацию по теме собрания, консультации, тренинга и т. д.
Знания, полученные таким образом, родители гораздо лучше усваивают и сохраняют в памяти гораздо дольше, так как они были получены через различные анализаторы: аудиальные и визуальные. Также для положительного настроя родителей, с помощью программы Power Point можно составить интересные коллажи с участием детей.
Как может помочь программа Move Maker? Каждой маме, каждому папе интересно узнать, как проходит жизнь ребенка в детском саду. Поэтому для родителей мы проводим Дни открытых дверей, но далеко не все могут днем, в рабочее время, посетить ДОУ, поэтому родительская активность зачастую бывает очень мала. Кроме экскурсии по дошкольному учреждению с посещением групп и бесед с пришедшими родителями можно, благодаря ИКТ, показать все это в форме красиво оформленного видеоролика на официальном сайте детского сада для тех, кто не смог посетить данное мероприятие.
С помощью программы Move Maker можно создавать видеофильмы и фотофильмы на любую, интересующую родителей, тему. Например: «Один день в детском саду», где показать самые интересные моменты обычного дня. Демонстрировать такой фильм можно в любое, удобное для всех время. Это может намного повысить активность родителей, ведь им будет очень приятно видеть, как играет, занимается, гуляет их ребенок.
Еще один путь - медиатеки. Что это такое? Термины «медиа», «медиатека» в России вошло в обиход в начале девяностых годов прошлого столетия. «Медиа» - это не только аппаратные устройства, но и носители информации, которые можно распространять и хранить, не используя аппаратуру. Информация может храниться не только в книгах, но и на дисках, флэшках, аудио и видеокассетах. Малообщительным и замкнутым родителям будет спокойнее познакомиться с актуальными вопросами по воспитанию, развитию или обучению детей используя такую медиатеку.
На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей.
По электронной почте им рассылается текущая информация: сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, электронная газета группы и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома. При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.
В социальных сетях воспитатель и родители могут создавать странички группы, где можно публиковать объявления, обмениваться фотографиями и любой другой информацией.
Сотовая связь. Современные реалии таковы, что у каждого родителя есть сотовый телефон. Родители, бабушки, дедушки обязательно знают номер сотового телефона воспитателей своего ребенка, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы).
Воспитателями активно используется приложение WhatsApp или Viber - родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщить о проблеме. Родители могут обмениваться фотографиями и своими впечатлениями после утренников, воспитатели выкладывают фотографии, сделанные в детском саду на тех или иных мероприятиях, во время режимных моментов. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации, удобство при передаче информации практически любого объема. Приложение WhatsApp, Viber позволяет передавать информацию в текстовом формате, фото, видео, аудиосообщения. Что немаловажно, в приложении можно увидеть, кто из родителей прочел сообщения, а до кого информация в силу каких-то факторов не дошла, а значит нужно использовать какой-либо другой вид связи.
Значительно повышают результативность общения с родителями Интернет-ресурсы. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:
Рассмотрим подробнее: самый простой путь, но, почему- то мало используемый для решения педагогических вопросов - это общение с родителями в Интернете. Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Сейчас почти у каждой семьи есть электронная почта. Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время. Собрав родительские адреса, педагог может рассылать всем одновременно, или конкретным людям определенную информацию как общего, так и личного характера. Со страниц электронной почты родители могут получить оперативную информацию:
• о методах сбережения здоровья детей;
• их безопасности;
• о правилах поведения ребенка в семье и в обществе;
• полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников;
• интересные фотографии детей с разных мероприятий;
• получение информации о группе, которую посещает ребенок;
• расписание образовательной деятельности;
• о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях;
• и многое другое полезное и интересное.
Так же, как и через электронную почту, возможно общение в созданной в социальных сетях группе или в режиме реального времени в скайпе или общение в группе в контакте. Такое общение наиболее динамично. Нынешние возможности Интернета таковы, что можно сразу же получить ответ на интересующий вопрос.
С помощью конструктора сайтов можно создать сайт группы, где так же будет выкладываться нужная информация, на котором каждый родитель может узнать групповые и садовые мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе, а, возможно, и высказать претензии воспитателю.
Дистанционные телеконференции могут проводиться как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки. Такую конференцию необходимо тщательно готовить. Гораздо большей популярностью пользуются заочные консультации для родителей по различным темам. Для таких консультаций можно использовать интернет - ресурсы (социальные сети, электронная почта, сайты детского сада и группы). Такой вид консультаций очень удобен для родителей. Ведь ознакомиться с ней можно в любое удобное время.
В нашем дошкольном учреждении активно используются приложение WhatsApp, Viber для работы с родителями, а также сообщество детского сада в контакте, где родители получают всю необходимую информацию о работе дошкольного учреждения. Педагогам очень нравится оперативность обмена информацией, удобство использования приложения на телефонах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационно - коммуникативных технологий в воспитательно - образовательной работе
Использование информационно -коммуникативных технологий в своей работе...
Использование современных, информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми.
Использование современных, информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми....
Консультация для воспитателей «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в кружковой работе и на музыкальных занятиях».
Актуальность использования информационных технологий обусловлена потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. Использования компьютера в ДОУ и...
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с родителями ДОУ
Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ....
Материал из опыта работы "Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОВЗ".
В данном материале представлен опыт работы по использованию интерактивного пола в условиях школы-интерната для детей с ОВЗ....
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями
В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят информационно-коммуникативные технологии.Под информационно-коммуникативными ...
Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Соврепменное общество активно создает новую информационную культуру, к котором уже живут наши дети.И логопеды ДОУ не должны оставаться в стороне.Детям интересно все, что связано с компьютером, таким о...