Рабочая программа по развитию кистевой моторики детей младенческого возраста «Веселые пальчики»
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа «Веселые пальчики» направлена на сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников младенческой группы дома ребенка , сохранение их эмоционального благополучия и является дополнением к Основной образовательной программе учреждения при реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_kitevoy_motoriki_veselye_palchiki.doc | 682.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБУЗ «Ярцевский специализированный дом ребенка «Солнышко»
Рабочая программа по развитию кистевой моторики детей младенческого возраста
«Веселые пальчики»
Программу составили:
Творческая группа педагогов младенческой группы « Малыши»
Полянская И.С.- воспитатель 1 категории
Ковригина Т.А.- воспитатель 1 категории
Ефименкова Н.П..- воспитатель 1 категории
Серякова Т.И- воспитатель б/к.
ЯРЦЕВО 2016
Содержание
- Пояснительная записка
- Участники программы
- Цели и задачи
- Научные, методологические и методические основы программы
- Обоснование необходимости реализации программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач
- Описание проблемной ситуации
- Структура и содержание программы
- Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники
- Ожидаемые результаты
- Критерии оценки достижения планируемых результатов
- Список источников информации
1.Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность направлена на решение задачи охраны и укрепления здоровья психического и физического, в том числе эмоционального благополучия, создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными способностями и склонностями. Одним их путей решения данных задач в младенческом возрасте является развитие мелкой моторики.
Рабочая программа «Веселые пальчики» направлена на сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников младенческой группы дома ребенка « Солнышко», сохранение их эмоционального благополучия и является дополнением к Основной образовательной программе учреждения при реализации образовательной области «Познавательное развитие».
2.Участники программы
- Воспитанники младенческой группы дома ребенка
- Педагоги учреждения
3.Цели и задачи программы
Цель программы : создать условия для развития кистевой моторики у воспитанников младенческой группы
Задачи:
- Развитие кистевой моторики
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревожного состояния;
- Развитие познавательного интереса;
- Обучение детей действиям с игрушками
- Формирование эмоциональной привязанности к воспитателю
4.Научное, методологическое и методическое основание программы
Разработки отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Мухина, и др.) подчёркивают особую значимость раннего периода онтогенеза, т.к. именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Проблемы воспитания детей дошкольного возраста в условиях закрытых учреждений представлены в работах таких авторов , как М.И. Лисина, М.Г. Елагина, Е.О. Смирнова, и др. Исследователи указывают что у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, в отличие от сверстников, воспитывающихся в условиях семьи, отмечается бедность конкретно-чувственного опыта, сниженная познавательная активность, отставания в развитии речи, задержки в овладении предметными действиями, а также снижение привязанности к взрослому, замкнутость, пассивность. Перечисленные особенности лишают детей, воспитывающихся в детском доме важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, глубокой привязанности к людям.
Методологической основой программы являются общенаучные принципы:
Принцип системности предполагает системный подход в коррекции личностного и интеллектуального развития в целом
Принцип деятельностного подхода
Предметная деятельность, общение и игровая мотивация являются ведущими в дошкольном возрасте. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленные на решение поставленных задач.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Этот принцип согласует требования соответствия психологических и личностного развития ребенка нормативам развития, с одной стороны, и признает бесспорность факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности.
Нормативно-правовые документы, положенные в основу программы:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г)№ 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
5.Обоснование необходимости реализации программы
для достижения указанных целей и решения поставленных задач
Необходимость заниматься данной проблемой определилась спецификой развития детей, находящемся на полном государственном обеспечении. При анализе отношения общества к проблеме детского развития наблюдается ряд противоречий: с одной стороны сегодня как никогда актуальна задача всестороннего развития личности ребёнка, развитие его умственных способностей. С другой стороны, социальное сиротство оставляет в развитии личности ребёнка тяжёлый след: низкий уровень умственного развития, социальная незрелость, задержка психомоторного развития – основные характеристики детей дома ребенка, которые резко снижают шансы на их дальнейшую устроенность и благополучие .
Это противоречие определило актуальность поиска более оптимальных условий для развития детей, оставшихся без попечения родителей и наработки собственного педагогического опыта, переосмысления, оптимизации, активизации тех методов и способов работы, которые приняты в условиях детского сада.
Развитие кистевой моторики - максимально универсальный способ для работы с детьми младенческой группы дома ребёнка в связи с тем, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт признан педагогами, психологами, воспитателями, и учитывается как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ.
Потенциал развития движений пальцев рук даёт малышам сама жизнь: практика самообслуживания, манипуляции с предметами домашнего обихода.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены очень близко. Выполняя пальчикам различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
6.Описание проблемной ситуации
Для определения необходимости реализации данной программы и успешности применения занятий по развитию кистевой моторики была проведена диагностика уровня развития кистевой моторики в начале года у детей младенческой группы.
Критериями оценки являются возрастные нормы развития движений руки согласно эпикризам.
При оценке выделяются три уровня развития:
1. Низкий. Задержка развития мелкой моторики на 2 и более эпикризных срока . Малыш неохотно идет на общение со взрослым, быстро утомляется.
2. Средний. Задержка развития мелкой моторики на 1 эпикризный срок. При этом малыш охотно вступает в контакт с воспитателем и может выполнять задания с помощью взрослого.
3. Высокий. Уровень развития движений руки соответствует возрасту.
Метод обследования: анализ действия по образцу, наблюдение
Оценка уровня развития кистевой моторики детей младшей группы.
2015-2016 уч.год Уровень развития кистевой моторики | |
воспитанник | в начале года |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 2 |
4 | 1 |
5 | 2 |
6 | 1 |
7 | 1 |
8 | 1 |
9 | 2 |
10 | 2 |
11 | 1 |
12 | 1 |
13 | 1 |
14 | 1 |
15 | 2 |
16 | 2 |
17 | 1 |
18 | 1 |
19 | 1 |
20 | 2 |
21 | 2 |
Средний показатель уровня развития кистевой моторики | 1,4 |
Анализ данных показал , что показатель развития кистевой моторики у воспитанников группы ниже среднего уровня, в группе отсутствуют дети с высоким уровнем развития кистевой моторики.
Обследование детей в начале года подтвердило необходимость уделить особое внимание развитию кистевой моторики и составлению данной программы. В работе были задействованы все субъекты образовательного процесса (дети, педагоги)
7.Структура и содержание программы
Программа рассчитана на 1 учебный год и включает проведение системы дополнительных занятий
Первый этап работы - сбор сведений о состоянии здоровья ребенка и диагностика развития его кистевой моторики позволяет составить маршрут дальнейших действий.
Методы диагностики: наблюдение за ребенком в период бодрствования, оценка выполнения им заданий в ситуации общения со взрослым. По результатам диагностики ребенок соотносится к определенной подгруппе.
Распределение по подгруппам происходит на основании возрастных норм развития кистевой моторики.
1подгруппа | 2 подгруппа | 3 подгруппа | |||||||
1 - 4 мес. | 5 - 8 мес. | 9 – 12 мес. | |||||||
Ориентация на звук | Удержание предмета в руке | Наличие положительной реакции на общение с воспитателем | Игра руками | Способность тянуться к игрушке | Способность удерживать предмет в руках | Рассматривание и ощупывание предмета | Удержание предмета в руке между большим и указательным пальцами. | Простая деятельность с предметами (стук, катание и т.д.) | |
задачи | |||||||||
- Развитие слуховых и зрительных ориентировочных реакций - Формировать положительные реакции на общение со взрослым - Учить захватывать и удерживать предмет в руке -Стимулировать двигательную активность, познавательный интерес | -Учить брать и удерживать игрушку в руке. Брать игрушку в разных положениях -Стимулировать двигательную и познавательную активность. -формировать привязанность к взрослому | - Учить ощупывать предмет и исследовать его физические свойства. - Учить удерживать предмет между большим и указательным пальцами - Стимулировать двигательную и познавательную активность |
Второй этап работы: по результатам диагностики составляется индивидуальный план работы на неделю. План включает в себя три направления деятельности: НООД, режимные моменты, наполнение педметно-развивающей среды.
Проект недельного плана работы по развитию кистевой моторики детей.
1 под груп па | Задачи : Развитие слуховых и зрительных ориентировочных реакций. Формирование положительных реакций на общение со взрослым Учить захватывать и удерживать предмет в руке Стимуляция двигательной активности, познавательного интереса | |||||||||||||
Направление работы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | суббота | Воскресенье | |||||||
Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | ||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
ОД | Массаж ладони Упр. Дотянись до ножки | Упр.Где звенит погремушка | Массаж ладони Упр.Какая яркая игрушка | Упр.Веселые ручки | Массаж ладони. Упр. Держись, держись | Упр. Дотянись до игрушки | Массаж ладони. Упр. Какая яркая игрушка | Упр.Держи крепче | Массаж ладони Упр. Держись за пальчик | Упр. | Массаж ладони. Упр. Найди где шумит. | Упр. | Массаж ладони. Упр. Пальчики | Упр. |
Режимные моменты | Сорока Держись за пальчик | Кто у нас красивый | Где же наши ножки | Ладушки-ладошки | Коза рогатая | Вот так ручки хороши | Попляшем | |||||||
Развивающая среда | Наполнение манежа подвесными погремушками, кольцами, мягкими кубиками |
2 под груп па | Задачи: Учить брать и удерживать игрушку в руке. Брать игрушку в разных положениях ; Стимулировать двигательную и познавательную активность; формировать привязанность к взрослому | ||||||||||||||
блок | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | суббота | Воскресенье | ||||||||
Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | |||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
ОД | массаж | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков |
Упражнение | Веселые ручки. ( с платочками) | Колобки и пеньки» | Упр «где звучит?» | .Причесываение | С большим мячем | какая красивая игрушка | Звучащая игрушка | Покатай шарик | Веселые ручки ( с браслетом) | .Причесываение | С большим мячем | Удержание погремушки | грецким орехом | Дотянись до игрушки | |
Режимные моменты | Игра Прятки ( с платочком в моей руке) | Пальчиковая игра пианист | С бусами разного размера | Звонкий бубен | Постучи погремушкой | С разно фактурными кубиками | Игра с разно фактурными шарами | ||||||||
Развивающая среда | Наполнение манежа погремушками с ручками для захвата; неваляшками, резиновыми мячами одинакового размера Смена в течении дня места пребывания ребенка: ковер для ползания, ходуны, прыгуны, сенсорный коврик. |
3 под груп па | Задачи: Учить ощупывать предмет и исследовать его физические свойства; учить удерживать предмет между большим и указательным пальцами, стимулировать двигательную и познавательную активность | ||||||||||||||
блок | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | суббота | Воскресенье | ||||||||
Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | Половина дня | |||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
ОД | массаж | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков | Массаж ладони | Массаж пальчиков |
Упражнение | Ту-Тук, с молоточком | Прокати мячик | Ладушки | Колобки и пеньки | С пластилином | С пирамидкой | Этот пальчик-дедушка | Сороко-ворона | Постучи в бубен | С пластилином | С большим мячем | С платочками | С грецкими орехами | С ниваляшкой | |
Режимные моменты | Сухой бассейн | Яркие платочки | Мешочки с разным наполнителем | Разно фактурные кубики | Разно фактурные шары | Чудесный мешочек | Бусы из игрушек | ||||||||
Развивающая среда | Наполнение манежа неваляшками, мячами разной фактуры и размеров. Расширение зоны бодрствования: Ковер для ползания , ходунки. |
Недельный план работы реализуется в течении месяца. В конце месяца проводится диагностика для определения дальнейшего маршрута работы с малышом.
Основой для плана является подборка игр и упражнений для развития кистевой моторики детей до года, предложенная в Пособии для воспитателей и родителей « Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет» Л.Н.Павловой ( издательство «Мозаика-синтез» 2005.)
Условия проведения дополнительных занятий.
Все занятия проводятся индивидуально, в игровой форме.
Основное условие проведения занятия- это наличие личностного эмоционального контакта с ребенком, хорошее настроение малыша и желание общаться- это залог обучающего результата.
Игры- упражнения для развития мелкой моторики детей первого полугодия жизни помогают решать многие задачи:
- Развивают подражательную способность;
- Учат напрягать и расслаблять мышцы;
- Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- Учат переключаться с одного движения на другое.
- Развивают точную координацию движений;
- Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- Учат противопоставлять большой палец остальным.
Правила проведения занятий, которые способствуют стабильному результату:
- Начинать упражнения необходимо последовательно, начиная с первой группы.
- Игровые задания должны постепенно усложняться с учетом зоны ближайшего развития ребенка
- Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.
- Никогда не начинать игру, если ребёнок утомлен, раздражен
- Недопустимо переутомление ребёнка в игре
- Любые упражнения эффективны только при регулярных занятиях
- длительность занятия не более 5 минут.
Занятия по развитию кистевой моторики проводятся в первую и вторую половины дня в периоды бодрствования, индивидуально со всеми детьми группы.
III этап
Заключительный (аналитический) май 2016 г.
Основные мероприятия | Результаты |
Контрольная диагностика развития кистевой моторики. Анализ полученных данных Планирование путей дальнейшего развития программы | Результаты анализа полученных данных. Предложения по развитию программы |
Распространение педагогического опыта | Презентация программы на МО воспитателей ОГБУЗ «Ярцевский специализированный дом ребенка «Солнышко». Размещение программы в сети-интеренет |
8.Описание используемых методик, технологий
Технологии | Цель использования технологии |
Личностно-ориентированные | Создание необходимых условий для выявления возможностей воспиттанников, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей. |
здоровьесберегающие |
|
Коррекционно-развивающие | коррекция и развитие их эмоциональной сферы |
Здоровьесберегающие | Профилактика нарушений осанки, плоскостопие, развитие умений управлять своим телом, повышение работоспособности, релаксация. |
10.Ожидаемые результаты
Основной результат вытекает из цели программы и связан с развитием мелкой моторики воспитанников, сформированностью у детей психо-моторных навыков в соответствии с возрастными нормами.
11.Критерии оценки достижения планируемых результатов
Количественными критериями является повышение количества детей, демонстрирующих стабильно положительную динамику в развитии мелкой моторики.
Для отслеживания результативности программы в начале и конце учебного года проводится диагностика развития кистевой моторики.
В мониторинг входят результаты диагностики постоянного состава воспитанников, находящихся в учреждении в течении всего учебного года.
( приложение №1.)
12.Список источников информации
- Доскин В.А., Дружинина Л.В. «Развитие и воспитание в доме ребенка» М.1998 г.
- Ермакова, С. О. Пальчиковые игры для детей до трех лет – М. : РИПОЛ классик 2000.
- Катина, Ю. Л. Развиваюшие занятия для самых маленьких : СПб. : Азбука-Классика. 2007 .
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка/ пособие для работников ДОУ- М АРКТИ.1999.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения. Школа здоровья . 2000. № 2 с.21-28.
- Л.Н.Павлова. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Москва-Синтез 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"
Программа предназначена для дошкольников 5-7 лет. Соответствует тематическому планированию, включает описание игр....
Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умелые пальчики»
В помощь педагогу....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию творческой одаренности детей в возрасте 5 – 7 лет средствами театрализованной деятельности
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких видах...
Рабочая программа по развитию мелкой моторики руки «Ловкие пальчики»
Кружковая работа...
Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства «Уроки сказки»
В последние годы активно происходит реформирование системы дошкольного воспитания, появляются новые программы, новые оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений наряду с интеллек...
Проект по развитию мелкой моторики детей раннего возраста "Веселые пальчики"
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаруж...
Рабочая программа курса "Развитие речи" у детей среднего возраста с ТНР
Данная программа содержит цели, задачи, условия и содержание коррекционной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего возраста с ТНР....