РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию творческой одаренности детей в возрасте 5 – 7 лет средствами театрализованной деятельности
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
в том или ином виде деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_tvorcheskoy_odarennosti_detey.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 50 «Незабудка»
г. Смоленск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию творческой одаренности детей в возрасте 5 – 7 лет
средствами театрализованной деятельности
2021 – 2022 учебный год
Воспитатель: Степченкова Жанна Валерьевна
«..... театр - единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику.
... театр - ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».
М. Твен
Пояснительная записка
Понятие «одаренность» использовалось в исследованиях отечественной психологии еще в 20-х гг. (А.П. Болтунов, А.А.Люблинская, А.И. Макарова и др.) и относилось к сфере умственного развития. Одаренность рассматривалась как индивидуальная способность или её высокий уровень, т.е. изучение одаренности ограничивалось когнитивной сферой. (Под когнитивностью подразумевается способность человека воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира. когнитивность – это работа мозга). В 30-е гг. изучение одаренности прерывается, а само понятие как бы исчезает из отечественной психологии и педагогики. Тем не менее, изучение способностей высокого уровня (именно так в отечественной психологии понималась одаренность) оставалось в поле зрения исследователей (В.М. Теплов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, и др.). Но глубокому и всестороннему изучению проблемы мешала, а часто делала его просто невозможным, господствующая в течение долгого времени «ориентация на среднего ребенка». Однако на современном этапе развития науки «одаренность» трактуется как более широкое понятие, нежели способности.
В большинстве концепций одаренности выделяются несколько факторов: когнитивный, личностный, творческий и др. При этом особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность. Она проявляется в мышлении, общении, различных видах деятельности и характеризует личность в целом или/и отдельные способности.
Исследование природы одаренности на основе анализа творческого развития человека прослеживается в концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, позволяет обратиться к театральной деятельности, не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Современная парадигма дошкольного образования вступает в противоречия с традиционной концепцией развития ребенка-дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей выразительным элементарным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с одаренными детьми.
Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что театральная деятельность это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания детей, который характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с изодеятельностью, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.
Актуальность программы состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.
В настоящее время проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, а особенно у детей с признаками одаренности не решена в полной мере, что требует активного целенаправленного поиска и разработки условий, средств, практических приемов и даже новых технологий в данном направлении.
В последнее десятилетие возрос интерес к вопросам диагностики и формирования творческих способностей личности. Актуальность их изучения определяется изменениями, происходящими в социальной ситуации современной России.
Современная жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности детей с признаками одаренности. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом и одаренностью подрастающего поколения.
Сензитивным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с признаками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов и родителей. Именно театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат.
Цель программы – развитие творческой одаренности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой (художественной, литературной, артистической) одаренности детей.
- Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Обучать умению «вживаться» в роль, выражать собственные ощущения в художественных образах.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Развивать речевую фантазию, умение составлять рассказы, сказки. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, чувство рифмы. Учить легкому запоминанию стихов или небольших текстов.
- Формировать опыт социальных навыков поведения, Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Прививать интерес к выполнению творческих художественных работ (рисунки, поделки, декорации). Развивать воображение и художественное творчество.
Все занятия программы носят творческий характер, с учетом интеграции образовательных областей.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
- Развивает уверенность в своих силах и творческих возможностях.
- Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. Система работы построена с учетом смены деятельности, насыщена игровыми приемами, поэтому исключает переутомление детей. Используется разнообразный познавательный и развивающий наглядный материал. Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Методика выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности: рисование, конструирование, чтение художественной литературы. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для развития творческой одарённости детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Согласно данным исследований Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.А. Мелик_Пашаева, Р.М. Чумичёвой, у ребёнка_дошкольника можно воспитать ценностное отношение к художественной культуре, художественной деятельности, развить творческую одарённость. Ребёнок в силу своих возрастных особенностей нацелен на процесс создания художественных продуктов, и этот процесс приносит ему удовлетворение, радость самоделания,
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
- «Изодеятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
- «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями русского и якутского народа
- «Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
- «Развитие речи» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
Реализация работы по программе:
- Программа реализуется через кружковую работу.
- Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, спортивные развлечения.
- Внутреннее убранство группы и зала, где живут и воспитываются дети.
- Костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их своим внешним видом.
Организация работы по программе
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Групповые занятия
Принципы проведения занятий.
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (использование современных компьютерных технологий);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности, последовательности;
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
2.Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, загадывание и отгадывание загадок, составление рассказа по схеме. Сочинение сказок на новый лад.
3.Работа с родителями
- привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
- консультации для родителей.
- анкетирование.
- совместные спектакли.
4.Работа с воспитателями.
Открытые мероприятия для воспитателей, консультирование по инициативе педагогов. Обобщение опыта в конце учебного года.
Методы, используемые при организации занятий:
- Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения; приемы комплексной сказкотерапии.
- Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
- Практический – импровизации, игры, драматизация, постановка кукольных театров и спектаклей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия с элементами импровизации;
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики;
- игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов;
- рисование, аппликация, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала;
- изготовление элементов декораций своими руками.
Каждый ребенок имеет возможность, проявить себя в какой - то роли. Для этого используются разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли застенчивых детей;
- распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа).
Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет, срок реализации 2 года.
Продолжительность занятия: 20 – 25 мин. – старшая группа (5 – 6 лет), 25 – 30 мин. – подготовительная группа(6 – 7 лет). Занятия проводятся вне основных режимных моментов.
Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10 – 15 человек.
Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль.
Ожидаемые результаты:
- дети должны уметь:
- внимательно слушать сказки, уметь высказывать свое мнение о сказочном герое; уметь придумывать сказки на «новый» лад с новым концом;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов; с удовольствием рисовать предметные или сюжетные картинки к прочитанной сказке;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.
- должны знать:
- некоторые виды театров,
- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки.
- должны иметь представление:
- о театре, театральной культуре.
- роли артистов, кукол.
- о правилах поведения в театре.
- азбуке театра.
Планируемые результаты:
Старшая группа:
- дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
- показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- выразительно читают стихотворный текст;
- передают образ героя характерными движениями;
- действуют на сцене в коллективе;
- держатся уверенно перед аудиторией.
Подготовительная к школе группа:
- объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
- называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
- хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
- сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
- выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
- четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
- показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
- создают пластические импровизации под музыку различного характера;
- умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Основные направления программы:
1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Оборудование:
1.Театральная ширма низкая и высокая.
2.Разные виды кукольных театров:
- настольный
- пальчиковый
- плоскостной шагающий театр
- конусный
- теневой
- би-ба-бо (перчаточный)
- магнитный
- масочный
- варежковый
- куклы марионетки
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук
4. Костюмы
5. Художественная литература - сказки
6. Дидактический материал
7. Видеотека (русские и якутские народные сказки)
8. Материалы для ИЗО-деятельности
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Критерии отслеживания:
- Владение выразительностью речи.
- Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц
- Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- диагностирование (приложение 1);
- театральные постановки;
- участие в конкурсах, праздниках;
- наглядная информация для родителей (фотоотчёты, презентации).
Законодательно-нормативное обеспечение программы
При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и действующим СанПином.
Содержание работы с детьми по развитию творческой одаренности
Направления работы | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей |
Развитие речи | Артикуляционная гимнастика; скороговорки на развитие дикции; развитие интонационной выразительности речи; дидактические и режиссерские игры Непосредственно образовательная деятельность | Настольный театр; игры в сюжетно-ролевые игры; чтение художественных произведений (для читающих детей); просмотр иллюстраций по сказкам – обмен мнениями из личного опыта. |
Развитие воображения, мышления, памяти | Элементы сказкотерапии; Сочинение сказок на «новый» лад; Беседы по картинкам «Воспитываем сказкой» | Слушание: музыки, сказок, литературных произведений (аудиозаписи). Рассматривание книг и иллюстраций; Дидактические настольные игры |
Развитие детской пластики | Пальчиковая гимнастика, ритмическая гимнастика; упражнения для снятия мышечного напряжения и расслабление. | Массажеры, сухой бассейн для рук (камни, горох, пуговицы и т.п.). |
Творческие задания | Пантомимы; Изготовление элементов декорации или костюмов; Изготовление русских национальных кукол, пальчиковый театр. Сочинение и рисование сказок; Драматизация | Рисование отдельных героев. Картинки раскраски. Работа с пластилином – «Пластилиновая сказка», изготовление игрушек из подручного материала |
Театрализованные игры | Составление плана работы над сказкой; овладение правилами кукловождения. | Кукольный театр. Доступность ко всем видам театра, игры с куклами; разыгрывание постановок; |
Разыгрывание театральных этюдов | Беседы о героях сказки; Упражнения на выражение различных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера сказочного героя. Инсценировки, спектакли. | Организация фотовыставок; Организация мини-концертов для детей группы. Игры в театр. |
Календарно-тематическое планирование
I год обучения
Разделы | Задачи | Содержание занятий |
1.Введение в искусство | Сентябрь: Познакомить детей с искусством театра, театральными профессиями, театральной лексикой (афиша, сцена, занавес, кулисы, декорации, грим, зрительный зал.), правилами поведения в театре. Развивать интерес к сценическому искусству. | Чтение стихотворения В.Василенко «Ты становишься зрителем» Беседы о театре, театральных профессиях (актёр, режиссёр, костюмер, гримёр) Презентации для детей «Всё о театре» Загадки о театральных профессиях Рассматривание иллюстраций «Виды театров», «Устройство театра» Игра «И я тоже» |
2.Основы актёрского мастерства | Сентябрь – ноябрь: Развивать внимание, память, мимику; учиться снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми. Декабрь – февраль: Развивать воображение и фантазию Март – май: Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать предметы. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами. | Этюды «Ой,ой,живот болит», «Три характера», «Вкусные конфеты», «Покупка театрального билета», «Утешение». Сочинить этюд на тему: «Коллективный выход в театр» Игра «Одно и то же по-разному». Инсценировка «Колобок на новый лад» Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» (разыгрывание диалога из сказки «Кто сказал «мяу»?» между щенком и собакой). Игра «Превращение предмета». Игра «Кругосветное путешествие». Инсценировка – Приложение 4 Этюд «Запомни свою позу», «Заколдованный ребёнок», «Любитель-рыболов», этюд на воспроизведение черт характера «Страшный зверь». Игра «Изобрази вкус яблока», «Руки-ноги». Упражнение с предметами, упражнение со стульями. Этюды по русским народным сказкам («Колобок», «Теремок») Инсценировка: - Приложение 4 |
3. Культура и техника речи | Сентябрь – ноябрь: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию, учить строить диалог. Декабрь – февраль: Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы радостно, грустно, удивлённо. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнёра. Март – май: Пополнять словарный запас. Развивать образное мышление. Подбирать к словам слова – действия и слова, противоположные по значению. Совершенствовать навык чёткого произношения. | Упражнения на произношение гласных и согласных. Упражнения на развитие дыхания: «Одуванчик», «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок», «Фыркающая лошадка». Игра «Вопрос – ответ» Скороговорки «Шесть мышат в камышах шуршат», «Сшила Саша Сашке шапку». Артикуляционная гимнастика «Хомяк», «Рожицы», на вытягивание губ «Хоботок». Упражнения на дыхание «Насос», «Цветочный магазин», «Свеча» Скороговорки (проговаривание в разном темпе) Речевая пальчиковая игра со стихами «Кто приехал?», «Тра-та-та!» Речевая игра с движением: «Курочка и цыплята» (сл.В.Берестова) , «Воробьи» Упражнение «Прыгуны» Пальчиковые игры со стихами «Дождик» (сл.А.Парунова), «Молоточек» (сл. Е.Руженцева), «Девочки, мальчики» Речевая игра с движением «Петрушка», «Игра в дирижёра» Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч». Игра со скороговорками «Испорченный телефон». |
4.Ритмопластика | Сентябрь – ноябрь: Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражняться в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. Декабрь – февраль: Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Март – апрель: Развивать умение использовать разнообразные жесты. | Игры и упражнения «Самолёты и бабочки», «Мокрые котята» П/игра «Пугало», упражнение «Медведи в клетке», игра «Веселые обезьянки». Упражнение-пантомима «Лесная полянка». Музыкально-пластические импровизации «Поварята», «Подарок» Игры и упражнения: «Ёжик», «В царстве золотой рыбки», «Снежинки», «Не ошибись», «Поймай хлопок», «Шея есть, шеи нет», «Весёлая зарядка», «Цыплята». Игры на напряжение и расслабление мышц «Снеговик», «Баба Яга». Жесты: иди сюда – уходи, согласие – несогласие, плач – утешение, приветствие – прощание. Игры на развитие двигательных способностей: «Конкурс лентяев», «Как живёшь?», «Бабушка Маланья», «Заводная кукла». |
5. Работа над репертуаром | Сентябрь – май: Учить сочинять этюды по сказкам, развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния пополнять словарный запас, образный строй речи. | Основные этапы работы: - Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми. - Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. - Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. - Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. - Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. - Репетиция всей пьесы целиком. |
6. Премьеры | Сентябрь – май: Выявление всех творческих способностей детей. | Наблюдение, беседы, диалог |
7.Проведение праздников и развлечений | Сентябрь – май: Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников, развлечений. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам. | Участие детей: в тематических мероприятиях «Праздник Осени», «Новогодние утренники», «Зимние каникулы», «Мамин праздник»; - в спортивных развлечениях; - в посиделках с родителями. |
II год обучения
Разделы | Задачи | Содержание занятий |
1.Введение в искусство | Сентябрь: Углублять знания детей о театре как виде искусства, закреплять правила поведения в театре, посещение театра драмы и комедии г.Усть-Илимска | Рассматривание фотографий «Известные театры России» Беседа – диалог «Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссёр? Что должен уметь актёр?». Игра «Путешествие с театральным билетом», «Волшебная корзинка». Изготовление афиш «Наши представления» |
2.Основы актёрского мастерства | Сентябрь – ноябрь: Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Декабрь – февраль: Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить детей самостоятельно сочинять этюды. Март – май: Совершенствовать импровизационные возможности детей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. | Этюды: «Разное настроение», «Цветок», «Сердитый дедушка». Общеразвивающие игры: «Запомни фотографию», «Летает – не летает», «Внимательные звери» Упражнения: «Угадай, что я делаю?», «Превращение предмета» Придумать свой рассказ на тему «Осень в лесу» (по желанию). Этюды на выражение различных эмоций «Разное настроение» (на стихи Н.Померанцева). Этюд на выражение отдельных черт характера «Карабас-Барабас». Этюды в парах «Зеркало». Этюд на воображение «Шкатулка». Игры: След в след», «Кругосветное путешествие». Сочинение этюдов: Знакомство, просьба, благодарность, угощение, покупка театрального билета. Этюды по сказкам «Гадкий утёнок», «Красная шапочка», «Золушка». Придумывание диалога к сказке «Театральная разминка». Игры и упражнения: «Одно и тоже по - разному», «Воробьи – вороны». |
3. Культура и техника речи | Сентябрь – ноябрь: Развивать речевое дыхание. Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах. Декабрь – февраль: Тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя своё предложение. Март – май: Формировать чёткую грамотную речь. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев. | Произношение скороговорок с разным темпом. Речевая игра «У кого что внутри?» (стихи О.Вациетиса). Речевая сказка-игра: «Про ёжика». Игры «Испорченный телефон», «Снежный ком». Упражнения «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики». Игры: «Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Эхо», «Чудо лесенка»., «Прятки» (на развитие сценической речи, сл. З.Александровой). Игры на развитие дыхания «Комарик», Пальчиковая игра «Кто живёт под потолком?» (сл. С.Черного). Творческие игры «Сочини сказку», «Вопрос – ответ». Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти. Работа со скороговорками и стихами. Игра «Подскажи словечко». Речевая игра «Не шумите!» (сл.А.Кушнера), «Волшебный сон». Творческие игры со словами «Фантазии о…», «Моя сказка». |
4.Ритмопластика | Сентябрь – ноябрь: Развивать умение владеть своим телом, напрягать и расслаблять мышцы. Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Декабрь – февраль: Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Март – апрель: Развивать воображение и способность к пластической импровизации. Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста. | Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Осенние листья», «Буратино и Пьеро», «Баба Яга», «Снежная королева», «Марионетки». Свободная двигательная импровизация «Волшебство осеннего луча» (муз. П.И.Чайковского «Вальс»). Игры: «Не ошибись», «Поймай хлопок», «Ритмический этюд», «Голова или хвост», «Зёрнышко», «Заводная кукла». Жесты: Приглашающий, вопрошающий, отстраняющий, негодующий. Игры: «В замке спящей красавицы», «Факир и змеи», «Умирающий лебедь». Пластические движения под музыку «В деревне» (муз. К.Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»). «Танец капелек» ( на развитие творческого воображения, муз. и сл. Е.Гомоновой). |
5. Работа над репертуаром | Сентябрь – май: Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Продолжать работу над способностью детей, свободно и раскрепощено держаться во время выступлений. | Основные этапы работы: - Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми. - Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). - Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. - Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. - Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. - Репетиция всей пьесы целиком. |
6. Премьеры | Сентябрь – май: Выявление всех творческих способностей детей. | Выявление активных детей, желающих участвовать в спектаклях. Просмотр видеозаписей прошлого года. |
7.Проведение праздников и развлечений | Сентябрь – май: Привлекать детей к активному участию в праздниках и развлечениях. | Участие детей: в тематических мероприятиях «Праздник Осени», «Новогодние утренники», «Зимние каникулы», «Мамин праздник»; «День защиты детей»; «Книжкина неделя» и т.п. - в спортивных развлечениях; - в посиделках с родителями. |
Работа с родителями
- Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник»
«Художественная деятельность как ведущий способ развития творческой одарённости детей дошкольного возраста»
- Октябрь
Пополнение книжного фонда группы.
Консультации: «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника», «Зачем ребенку кукольный театр?».
- Ноябрь
Помощь в пополнении наборов кукольного театра.
- Декабрь
Изготовление новогодних сказочных костюмов для мини-сценок.
- Январь - февраль
Детско-родительская Игра КВН «Театрально-игровая деятельность в ДОУ»
- Март:
Выставка поделок мамиными руками «Народная кукла»
- Апрель
Конкурс поделок «Театр своими руками»
- Май
Развлечение – инсценировка для детей, подготовленное силами родителей, посвященное окончанию учебного года.
Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
Участие в итоговом спектакле.
Перечень приложений:
Приложение 1 | Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности |
Приложение 2 | Примерный «сказочный» репертуар |
Приложение 3 | Картотека театрализованных игр для детей 5-7 лет |
Литература
1. Антипина А.Е. «Театральная деятельность в детском саду» Творческий центр «Сфера» - М.-2003г.
- Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 2008 г.
- Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 2010.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
- «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 2009.
- Поляк Л.Я. Театр сказок, Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок, С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001г.
- Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М.; 2009.
- Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М.; 2000 г.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», Программа «Театр-Творчество-Дети», издательство Аркти, М – 2004г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии», издательство «Речь», 2004г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству, Санкт-Петербург, 1998г.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Творческий центр «Сфера» М. – 2003г.
Приложение 1
Методические рекомендации
проведения диагностики по театрализованной деятельности
1.Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1
Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-
Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2
Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Задание №3
Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
- 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
- 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.
Задание №1.
Методика проведения:
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание №2.
Методика проведения:
Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание №3.
Методика проведения:
Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
Задание №4.
Методика проведения:
На носочках я иду –
Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд,
А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
- 3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Задание №1. «Лисичка подслушивает»
Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.
Выразительные движения :голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты»
Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок»
Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
- 3 балла – ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЙ «СКАЗОЧНЫЙ» РЕПЕРТУАР
Старшая группа | ||
Кукольный театр (на ширме - играем в кукольный театр, стр.102) | «Как собака себе друга искала» | |
Настольный театр (стаканчиковый, плоскостной) | «Колобок», «Три поросенка» | |
Театр теней | «Три поросенка» | |
Пальчиковый театр | Укр.н.с. «Рукавичка» | |
Драматизация (играем в кукольный театр, стр.118) | Р.н.с. «Заяц-хваста» | |
Итоговый спектакль | «Мышиная компания» | |
Подготовительная группа | Драматизация | «Стрекоза и муравей» И.А.Крылов |
Кукольный театр | ||
Кукольный спектакль (русская народная сказка) играем в кукольный театр, стр.158 | «Аленушка и лиса» | |
Совместный спектакль с родителями (Путь к волшебству, стр. 246) | «Сказка про Иванушку- путешественника» |
БЕСЕДЫ ПО КАРТИНКАМ «ВОСПИТЫВАЕМ СКАЗКОЙ»
(с элементами драматизации)
Перечень иллюстраций:
Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Колобок | 1. Хромая уточка |
2. Репка | 2. Красная шапочка |
3. Волк и семеро козлят | 3. Дюймовочка |
4. Лиса и журавль | 4. Золушка |
5. Три поросенка | 5. Колосок |
6. Три медведя | 6. Сказка о рыбаке и рыбке |
- ТРЕНИНГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ (с элементами драматизации)
Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Заяц Коська и Родничок | 1. Царевна –лягушка |
2. Ёжик и море | 2. Сказка о рыбаке и рыбке |
3. Дюймовочка | 3. Снежная королева |
4. Золушка | 4. Спящая красавица |
5. Снежинка | 5. Снегурочка |
6. Цветик-семицветик |
приложение 3
Картотека театрализованных игр для детей 5-7 лет
Игры на мышечное напряжение и расслабление
Паровозики
Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.
Великаны и гномы
Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.
Загадки без слов
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
Телефон
Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.
Петрушки на загадка:
Поверчу волшебный круг —
И меня услышит друг.
Что ЭТО? (Телефон.)
Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.
1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.
2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.
3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
4. Вас обидели, а друг вас утешает.
5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.
6. У вас именины
Пантомима
Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.
Моя Вообразилия
Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.
В моей Вообразилии, в моей Вообразилии Там царствует фантазия во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, а наши огорчения. Сейчас же превращаются в смешные приключения; Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».
Ведущий: Жил у речки под корягой Старый рак-отшельник. Был он соня, белоручка, лодырь и бездельник. Он позвал к себе лягушку:
Рак: Будешь мне портнихой,
Белошвейкой, судомойкой,
Прачкой, поварихой.
Ведущий: А лягушка-белогрудка раку отвечает:
Лягушка: Не хочу я быть служанкой глупому лентяю!
Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.
Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.
(Звучит текст, дети имитируют движения.)
— Только в лес мы пришли, появились комары.
— Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.
— На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
— Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.
И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!
— На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!
(Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.)
Воспитатель читает стихотворение:
В мою Вообразилию попасть совсем несложно,
Она ведь исключительно удобно расположена!
И только тот, кто начисто лишен воображения, —
Увы, не знает, как войти в ее расположение!
Проговаривание диалога с различными интонациями
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...
Медведь: Мало меду, много пчел!
Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.
Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.
Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
1) Нахмуриться, как:
а) король,
б) ребенок, у которого отняли игрушку,
в) человек, скрывающий улыбку.
2) Улыбнуться, как:
а) вежливый японец,
б) собака своему хозяину,
в) мать младенцу,
г) младенец матери,
д) кот на солнце.
3) Сесть, как:
а) пчела на цветок,
б) наказанный Буратино,
в) обиженная собака,
г) обезьяна, изображавшая вас,
д) наездник на лошади,
е) невеста на свадьбе.
«Игра с платком». Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить:
а) бабочку,
б) лису,
в) принцессу,
г) волшебника,
д) бабушку,
е) фокусника,
ж) больного с зубной болью.
Игры–стихи.
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Звонкий день
(на мотив «Ах вы, сени»)
Взял Топтыгин контрабас:
«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Не к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!»
Тут и Волк на поляне
Заиграл на барабане:
«Веселитесь, так и быть!
Я не буду больше выть!»
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,
Лиса-пианистка — рыжая солистка!
Старик-барсук продул мундштук:
«До чего же у трубы
Превосходный звук!»
От такого звука убегает скука!
В барабаны стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ёжик-дед и Ёжик - внук
Взяли балалайки….
Подхватили Белочки
Модные тарелочки.
Дзинь-дзинь! Трень-брень!
Очень звонкий день!
Игры на развитие пластической выразительности
Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.
Лисичка подслушивает
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.
Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.
Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Танец розы
Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.
Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.
1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
Цветочек
Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).
Веревочки
Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.
Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем
Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?
Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».
В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.
Пальма
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.
Штанга
Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.
Самолеты и бабочки
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.
Кто на картинке?
Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.
Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.
Радиограмма
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге.
Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.
Передай позу
Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
Веселые обезьянки
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки », передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности
Данная работа посвящена проблеме детской одаренности в художественном творчестве. Для того, чтобы дети развивались творчески и проявляли себя в различных действиях, проникли в глубь природы я представ...
Работа с одаренными детьми в режиме инновационной деятельности МАДОУ
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры.Практика музыкального воспитания в детском саду ...
Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...
Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Доклад для коллег на тему: "Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности"....
Презентация «Развитие одаренных детей через познавательно-экспериментальную деятельность в ДОУ»
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захо...
Консультация для воспитателей Развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности
Консультация для воспитателей Развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности...
"Развитие одаренности ребенка посредством художественно-эстетической деятельности"
Статья по художественно-эстетическому воспитанию детей раннего возраста...