Рабочая программа по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Елена Викторовна Устинова

Программа предназначена для дошкольников 5-7 лет. Соответствует тематическому планированию, включает описание игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lovkie_palchiki.docx82.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №…» г. ….

Принята на педсовете №

Протокол № ______                                                                                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

От______________                                                                                                                                                                                Директор МАДОУ

                                                                                                                                                                                                  «ЦРР – детский сад №…»

_____________

Рабочая программа по развитию мелкой моторики руки «Ловкие пальчики»

2018 год

Содержание:

  1. Целевой раздел:
  1. Пояснительная записка
  2. Цель. Задачи.
  3. Ведущие принципы
  4. Целевые ориентиры
  1. Содержательный раздел
  2. Организационный раздел

Приложения:

- учебно-тематический план;

-  диагностика мелкой моторики (Бачина О.В., Коробова Н.Ф.);

- результаты диагностики; таблица для занесения результатов.

- перечень материала для проведения занятий;

- описание дидактических игр;

- стихи для пальчиковых игр;

- стихотворные тексты для массажа и самомассажа.

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

   Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

      Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

    Программа “Ловкие пальчики” предназначена для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, являясь своевременной помощью в формировании последовательной координации движений пальцев рук. Составлена на практических пособиях Бачиной О.В., Коробовой Н.Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами», Беззубцевой Г.В., Андриевской Т.Н.  «Развиваем руку ребенка». Является авторской программой.

Актуальность:  неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  1.  Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

        Задачи программы

  1. Ознакомить детей с правилами посадки за столом.
  2. Научить детей владеть графическими навыками письма.
  3. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  4. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  5. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
  6. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
  7. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  1. Ведущие принципы:

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития ребенка

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса

- принцип конкретности и доступности учебного материала

- принцип последовательности.

- принцип повторений умений и навыков

1.4. Целевые ориентиры.

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.

2.К концу года дети должны уметь:

- правильно сидеть за столом и удерживать ручку (карандаш);

- манипулировать мелкими предметами;

- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;

- работать с трафаретами и лекалами;

- выполнять шнуровку;

- плести косички из ниток;

- выполнять штриховку в разных направлениях;

- аккуратно раскрашивать картинки.

2. Содержательный раздел

Тематический план по развитию мелкой моторики рук

     №

Тема

Пальчиковая гимнастика

Массаж

Графические задания

Дидактические игры (упражнения с предметами)

1

Осень

«Осенний букет»

«Солим капусту»

Самомассаж ладоней с использованием карандаша

Дорисовывание линий «Дождик»

Штриховка «Грибок»

«Разложи пуговицы»

«Прищепки»

2

Хлеб – всему голова

«Пирожки и плюшки»

Самомассаж ладоней с использованием катушки

Дорисовка узора «Хлебное поле»

«Рисуем шнурочками»

«Кто быстрее?»

«Завяжи бантик»

3

Одежда

«Одежда»

«Рукавицы»

Работа с трафаретом «Одежда»

«Волшебные клубочки»

«Разложи монетки»

4

Обувь

«Новые кроссовки»

Массаж ладоней с использование щетки

Проведение по пунктирам прямые линии

Пазлы

«Выложи узор»

«Бумажные клочки»

5

Дом. Мебель

«Пальчики»

«Стул»

«Дом и ворота»

«Строим дом»

Проведение по пунктирам волнистые линии

«Подбери узор»

«Капельки»

6

Посуда

«Угощение гномов»

Самомассаж ладоней с использованием карандаша

Дорисовывание  картинки в зеркальном отражении «Кастрюля», «Чашка»

«Найди прищепке домик»

«Сухой бассейн»

«Цветные резинки»

7

Моя Родина – Россия

«Россия»

Сжимание и разжимание резинового мяча

Рисование по контуру «Звезда»

«Отбери бусины по цвету»

«Божьи коровки»

8

Мой город

«В гости к пальчику большому»

«Замок»

«Прогулка»

Работа с лекалом

«Разложи монетки»

Пазлы

«Спрячь носовой  платок»

9

Книга – наш друг

«Дружба»

Массажный мячик

Обводка рисунка по точкам

«Прищепки»

«Разложи пуговички»

10

Семья

«Этот пальчик…»

«Человечек»

Самомассаж ладоней с использованием карандаша

Проведение линий в середине дорожки

«Цветные резинки»

Мозаика

11

Зимушка-зима

«Мы во двор пошли гулять»

Сжимание и разжимание резинового кольца

Рисование спирали по пунктиру

«Пальчиковый театр»

«Рисуем шнурочками»

12

Зимующие птицы

«Птички летят»

«Птички»

Катание между ладонями грецкого ореха

Работа с трафаретом «Птицы»

«Кнопки»

«Сухой бассейн»

«Завяжи бантик»

13

Дикие животные

«Зайчик»

«Сидит белка»

«Мышка»

Обводка фигур, не отрывая карандаш

«Собери картинку»

«Прищепки»

14

Новый год

«Прогулка»

Самомассаж ладоней с использованием карандаша

Дорисовывание картинки в зеркальном отражении «Елочная игрушка», «Шишка»

«Кто быстрее?»

«Камешки»

«Спрячь носовой платок»

15

Рождественская звезда

«Дружные пальчики»

Самомассаж ладоней с использованием катушки

Обводка картинок по точкам

«Сложи кубики»

«Подбери узор»

«Цветные резинки»

16

Республика Коми

«Пальцы дружная семья»

Сжимание и разжимание резинового кольца

Работа с лекалом

«Мозаика»

«Нарисуй»

17

Наши помощники

«Помощники на кухне»

Массажный мячик

Штриховка прямыми линиями «Холодильник», «Телевизор»

«Рисуем пуговичками»

«Разбери крупу»

18

Транспорт

«Лодочка»

«Есть игрушки у меня»

Самомассаж ладоней с использованием карандаша

Рисование  самолета по точкам и раскрасить

«Сухой бассейн»

«Найди прищепке домик»

«Бумажные клочки»

19

Профессии

«Пианист»

«Почтальон»

Сжимание и разжимание резинового кольца

Штриховка волнистыми линиями «

«Нарисуй»

«Камешки»

«Заплети косичку»

20

Защитники Отечества

«Бойцы-молодцы»

Самомассаж ладоней с использованием катушки

Обводка и раскрашивание флага

Мягкий конструктор «Ракета»

«Рисуем шнурочками»

21

Масленица

«Дети бегут»

Катание между ладонями грецкого ореха

Работа с лекалом

«Подбери узор»

Пальчиковый театр

«Завяжи узелки»

22

Мамин праздник

«Дружные братья»

Массажный  мячик

Рисование по точкам «Букет», раскрашивание

«Собери бусы»

«Нарисуй»

«Спрячь носовой платок»

23

Весна-красна

«Солнечные лучи»

«Алые цветы»

«Скворцы»

Обвести по точкам солнышко.

Штриховка тучки

Пазлы

«Отбери бусины по цвету»

«Бумажные клочки»

24

Дикие животные

«Этот пальчик»

Самомассаж ладоней с использованием карандаша

Дорисуй узоры

«Магнитная игра»

«Подбери узор»

«Завяжи узелки»

25

Домашние животные

«Коза»

«Коза и козленок»

Массаж щеткой

Работа с трафаретами «Животные»

Мягкий конструктор «Курочка»

«Цветные резинки»

26

Продукты питания

«За сливами»

Самомассаж ладоней с использованием катушки

Рисование спирали по пунктиру и без «Булочка», «Бублики»

«Дощечки»

«Капельки»

27

Удивительный космос

«Планеты»

Сжимание и разжимание резинового кольца

Обводка по пунктиру и раскрашивание «Ракета»

«Сухой бассейн»

«Отбери бусины по цвету»

28

Пасха

«Пальчики здороваются»

Катание между ладонями грецкого ореха

Дорисовывание второй половины рисунка «Пасхальное яйцо»

«Разбери крупу»

«Прищепки»

«Заплети косичку»

29

Перелетные птицы

«Гнездо с яйцами»

«Птичка»

«Грачи»

Графический диктант «Птица»

Штриховка

«Рисуем пуговичками»

«Дощечки»

30

День Победы

«День Победы»

Самомассаж ладоней с использованием карандаша

Копирование рисунка «Флаг»

«Волшебные клубочки»

«Божьи коровки»

31

Насекомые

«Жук»

«Оса»

Массаж щеткой

Дорисовывание картинки «Бабочка»

«Собери картинку»

«Сложи кубики»

«Завяжи бант»

3.Организационный раздел

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Материал дидактических игр и упражнений подобран и систематизирован в соответствии с лексической темой, совпадает с календарно-тематическим планом ДОУ. Интегрируемые области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое», «Познавательное».

Программа содержит пояснительную записку, подробный тематический план, диагностику мелкой моторики (Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Практическое  пособие для  педагогов и родителей), перечень материала для проведения занятий, описание дидактических игр, стихи для пальчиковых игр, стихотворные тексты для массажа и самомассажа.

Формы и режим занятий: программа рассчитана для детей 4-5 лет на один год.  Курс занятий с сентября по май, всего 31 занятие. Продолжительность деятельности 20 минут. Количество занятий в неделю - 1. Занятия проводятся в подгруппах (5-10 человек) во вторую половину дня.

Приемы и упражнения, используемые на занятиях:

  1. Массаж кистей рук, самомассаж.
  2. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
  3. Выполнение движений с мелкими предметами посредством дидактических игр.
  4. Специальные упражнения для подготовки руки к письму (графические упражнения).

В разделе «Массаж кистей рук, самомассаж» дети выполняют различные массажные действия, т.к. на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “ Выполнение движений с мелкими предметами ” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре через дидактические пособия и игры.

В разделе “Графические упражнения” задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

Используемая литература:

  1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
  2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.- М.2007.
  3. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму.- М. 2004.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Письмо. Вся школьная программа.- М. 2007.
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М.1999.
  6. Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим.- М. 2012.
  7. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. М. 2005.
  8. Бурдина С.В. Тетрадь с заданиями для развития детей. Дошкольные прописи в клетку. Часть 1, 2.
  9. Бурдина С.В. Тетрадь с заданиями для развития детей. Развиваем графические навыки малыша. Часть 2.
  10. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.- М.2004.

ПРИЛОЖЕНИЯ

             Учебно-тематический план

№ п/п

Изучаемая тема

Количество занятий в неделю

Осень

2

Хлеб – всему голова

2

Одежда

2

Обувь

2

Дом. Мебель

2

Посуда

2

Моя Родина – Россия

2

Мой город

2

Книга – наш друг

2

Семья

2

Зимушка-зима

2

Зимующие птицы

2

Дорогою добра

2

Новый год

2

Рождественская звезда

2

Республика Коми

2

Наши помощники

2

Транспорт

2

Профессии

2

Защитники Отечества

2

Масленица

2

Мамин праздник

2

Весна-красна

2

Дикие животные

2

Домашние животные

2

Продукты питания

2

Удивительный космос

2

Народные праздники. Пасха

2

Перелетные птицы

2

День Победы

2

Насекомые

2

Итого:

62

  Перечень материала для проведения занятий:

  1. Для развития графических навыков: карандаши (простой, цветные), бумага, трафареты, лекала, рабочие тетради, не раскрашенные картинки, заготовки для штриховок, обводок, копирования, графических диктантов.
  2. Для пальчиковых игр и упражнений: пальчиковый театр, стихотворные тексты.
  3. Для массажа и самомассажа: стихотворные тексты, мячик с шипами (массажный мячик), резиновый мячик, обувная щетка, карандаши, грецкий орех, катушка, резиновое кольцо, бигуди.
  4. Дидактические игры и пособия: «Отбери бусины по цвету», «Собери бусы», «Цветные резинки», «Волшебные клубочки», «Рисуем шнурочками», «Шнуровка», «Мозаика», «Собери картинку», «Магнитная игра», пазлы, мягкий конструктор, «Капельки», «Кнопки», «Разноцветные пуговицы», «Рисуем пуговицами»,  «Разложи монетки», «Прищепки», «Найди прищепке домик», «Дощечки», «Кто быстрей?», «Божие коровки», «Подбери узор», кубики, «Пальчиковый театр», «Нарисуй», «Камешки», «Выложи узор», «Сухой бассейн», «Волчок», «Разбери крупу». «Заплети косичку».
  5. Для выполнения движений с мелкими предметами: прищепки, клубки ниток разного диаметра, дощечки, цветные резинки, монетки разного достоинства, пуговицы, шнурки, крючки, деревянные палочки для наматывания, ленты, тесьма, счетные палочки, бусины, мелкие игрушки, крупы, волчок, камешки разного размера, бумага, платок, пипетка, катушки, карандаш.

Стихи для пальчиковых игр

Тема

Название

Содержание

Описание

1

Осень

«Осенний букет»

«Солим капусту»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем.

Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем.

Сжимать и разжимать кулачки.

Загибать поочередно пальцы.

Сжимать и разжимать кулачки.

Постукивать ребром ладони об стол, поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу, движения, имитирующие подсаливание, с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем.


Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы

2

Хлеб – всему голова

«Пирожки и плюшки»

Мама пироги печет.

Заинька не отстает,

Пальчики стараются, плюшки получаются.

На дощечке нет уж места,

Мама снова месит тесто.

- Отдохни, - сказала мама.

Заинька твердит упрямо:

- У слоненка день рожденья,

Очень любит он печенье,

Рыбку любит кошка,

Бублики – матрешка.

Все я это испеку,

Только не жалей муку.

«Печь пирожки» - сверху то одна ладошка, то другая.

Развести руками в стороны.

«Месить тесто», сжимая пальцы в кулак то на одной руке, то на другой.

Отрицательно качать головой.

Прижать ладони друг к другу.

Волнообразные движения кистями рук.

Соединить большие и указательные пальцы.

«Печь пирожки».

3

Одежда

«Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

 Юбку, кофточки, платочки.

Шарф и шапку не забудем –их стирать мы тоже будем.

Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки.

4

Обувь

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

 А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка новые кроссовки.

Вот так, вот так, новые кроссовки.

Загибать пальцы по одному.

Удары: кулак-ладонь

5

Дом. Мебель

«Пальчики»

«Стул»

«Дом и ворота»

Раз-два-три-четыре-пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять –

В домик спрятались опять.

«Стульчик» ты из рук сложи

И детишкам покажи.

На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.

«Дом», «Ворота», ладони разворачиваются параллельно друг другу, «Дом»

6

Посуда

«Угощение гномов»

«Приготовили обед»

Стали гномы гостей приглашать,

Стали гномы гостей угощать.

Каждому гостю досталось варенье – пальчики склеило то угощенье.

Плотно прижалась ладошка к ладошке,

Гости не могут взять даже ложки.

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседей.

Скатерть белую накрыли,

Ложки, вилки разложили.

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

Помешали его в чашке.

И добавили колбаски,

 А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

Посолили. Поперчили,

Замесили. Не забыли

Лук сердитый положить

И скорее все закрыть.

Наготовились, устали

Печь пирожное не стали.

Сжимать и разжимать пальцы.

Прижать подушечками друг к другу большие пальцы, затем указательные и т.д.

С напряжением прижат ладони друг к другу.

Имитация поднесение ложки ко рту.

Зовущие движения ладоней.

Ладони развести в стороны.

Левая ладонь развернута вверх. Ребро правой ладони имитирует резку.

Тереть ладонь о ладонь.

Вращательные движения рукой.

Пальцы в щепотку, развести руки.

«печь пирожки»

Имитация соления.

Кулачок сжать.

Поднести ладонь ко лбу.

7

Моя Родина – Россия

«Россия»

Небо синее в России, реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей

Есть и клены, и дубы.

А какие есть грибы!

А еще пекут в печи

Вот такие калачи.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (сходятся, расходятся)

«Гриб» - кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба).

Хлопают. То одна рука сверху, то другая.

«Калачи».

8

Мой город

«В гости к пальчику большому»

«Замок»

В      В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

На двери висит замок

Кто открыть его бы смог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И – открыли!

Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.

Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика).

Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.

Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.

Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кончиками друг о друга.

Ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обеих руках.

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».

Повторение движений.

Сцепленные в «замок» руки потянуть в одну, потом в другую сторону.

Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.

Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

Пальцы расцепить, ладони в стороны.

9

Книга – наш друг

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобою дружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Повторить 2 раза.

10

Семья

«Этот пальчик…»

«Человечек»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я!

Это вся моя семья.

«Топ-топ-топ!» - топают ножки. Мальчик ходит по дорожке.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Указательный и средний пальцы правой руки (затем левой) руки «ходят» по столу.

11

Зимушка-зима

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А еще  снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Загибать пальчики по одному.

«Идти» по столу указательным и средним пальчиками.

«Лепить» комочек двумя ладонями.

«Крошить хлеб» всеми пальцами.

Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Отряхивать ладошки.

Движение воображаемой ложкой, руки под щеку.

12

Зимующие птицы

«Птички летят»

«Птички»

Мы к кормушке прилетели,

Вкусного зерна поели.

Птички полетели

Крыльями махали

На деревья сели

Вместе отдыхали.

Мизинцы правой и левой рук переплести друг с другом, а пальцами обеих рук производить движения вверх вниз.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение. Сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Махи ладонями с широко раскрытыми пальцами.

Руки вверх, все пальцы широко расставить.

Большой палец отогнуть в горизонтальное

положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

13

Дорогою добра

«Этот пальчик»

Этот пальчик хочет  спать.     
Этот пальчик лег в кровать.    
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот пальчик уж уснул.           
Этот крепко-крепко спит.        
Встали пальчики, ура.                       
В школу нам идти пора.           

Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.
Загибают мизинец.   

Загибают безымянный палец.

Загибают средний палец.

Загибают указательный палец.

Загибают большой палец.

Распрямляются пальцы рук.

Указательный и средний пальцы левой руки 
«бегут» по столу.
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

14

Новый год

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.

Ритмичные движения по столу указательными пальцами.

Движение средних пальцев в быстром темпе.

Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.

Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.

Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.

15

Рождественская звезда

«Дружные пальчики»

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот указательный

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спориться.

По ходу стихотворения пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец при этом кладется сверху.

16

Республика Коми

«Пальцы дружная семья»

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний,

Безымянный и последний, -

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли!

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять

И движенья выполнять.

Ритмично сжимать и разжимать кулаки.

Поочередно поднять пальцы рук вверх.

Каждый палец руки поочередно соединять с большим.

17

Наши помощники

«Помощники на кухне»

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмем.

Быстро мясо провернем.

Миксером взбиваем дружно

Все, что нам для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы элекропечь.

Развести руки в стороны.

«Лепим котлеты» - сверху то одна ладошка, то другая.

Крутить ручку мясорубки.

Пальцы расширить, вращать кисть руки.

Месим тесто, два пальца правой руки выставить вверх.

18

Транспорт

«Лодочка»

«Есть игрушки у меня»

Долго лодочку качало.

Ветер стих и лодка встала.

Есть игрушки у меня:

Паровоз, и два коня, серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход, самосвал, подъемный кран – настоящий великан. Сколько вместе? Помогите сосчитать.

Прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их.

Хлопать в ладоши и ударять кулачками друг о друга попеременно

Загибать пальчики на обеих руках.

Хлопать попеременно в ладоши и ударять кулачками друг о друга.

19

Профессии

«Пианист»

«Почтальон»

Музыка для нас звучит,

То играет пианист.

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

Перевод, журнал, газету, в бандероли – дые кассеты

И письмо от тети Вали, чтоб ее приезда ждали.

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:
одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.
двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

Сжимать и разжимать кулачки

Шагать пальчиками по столу.

На каждое наименование загибать по одному пальцу.

20

Защитники Отечества

«Бойцы-молодцы»

Пальцы эти – все бойцы,

Удалые молодцы.

Два – больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два – гвардеца-храбреца,

Два – сметливых молодца,

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два – мизинца-коротышки  

Очень славные мальчишки

Показать раскрытые ладони.

Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с большого.

21

Масленица

«Дети бегут»

Бегут воль реки

Дети наперегонки.

Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу;
то же упражнение проводится пальцами левой руки;
то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук (дети бегут наперегонки).

22

Мамин праздник

«Дружные братья»

Ну-ка, братцы за работу,
Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе хлеба месить.

Руки сжаты в кулак, разгибать большие пальцы разгибать указательные пальцы,

разгибать средние пальцы, разгибать безымянные пальцы, разгибать мизинцы

23

Весна-красна

«Солнечные лучи»

«Алые цветы»

Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик, и им смело разгоняет тучи, тучи, тучи.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Скрестить руки, поднять их вверх, расставив пальцы.

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая форму бутона и производятся покачивания головкой цветка.

24

Дикие животные

 «Зайчик»

«Сидит белка»

Ушки длинные у зайки.

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет.

Веселит своих зайчат.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Пальцы собрать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими в стороны и вперед.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их, начиная с большого.

25

Домашние животные

«Коза»

«Коза и козленок»

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

-Кто кашу не ест, молоко не пьет, забодаю, забодаю!

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая

К ней козленочек спешит

Колокольчиком звенит.

Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки; то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

Указательный палец и мизинец вверх, остальные прижаты к ладони, причем согнутый большой палец сверху.

Указательный и безымянный пальцы вверх, остальные прижаты к ладони.

Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз.

26

Продукты питания

«За сливами»

З     Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел

Указательный с порога указал ему дорогу.

Пальчик средний очень меткий,

Сливы он срывает с ветки

Безымянный поедает.

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Большой палец поднять вверх

Перемещать кулачки вперед поочередно.

Разгибаем указательный палец

Отстреливаем средним и большим воображаемые сливы.

Указательный и большой пальцы соединять, ударять друг о друга.

Все пальцы сжаты в кулак, прямой мизинец стучит о стол. 

27

Удивительный космос

«Планеты»

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий, два – Венера,

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, за ним  - Нептун.

Он восьмым идет по счету. А за ним уже потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Поочередно загибать пальчики на руках.

28

Народные праздники

Пасха

«Пальчики здороваются»

- Здравствуй, пальчик, как живешь?

Что же в гости не зовешь?

- Приходи ко мне, дружок,

Испеку я пирожок.

Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки.
То же упражнение выполняется пальцами правой руки; то же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки;
пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.).

29

Перелетные птицы

«Гнездо с яйцами»

«Птичка»

Птичка в гнездышке сидит,

Яички сторожит.

Птичка, птичка, на тебе водички.

Спрыгни с веточки ко мне,

Дам я зернышки тебе.

Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опустить внутрь.

«Звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой.

«Сыпать корм» одной рукой на ладошку другой.

30

День Победы

«День Победы»

День Победы великой России

В майский день отмечает страна,

И огнями зелеными, синими,

Зажигает салют небеса.

Руки положить на стол: правую ладонь вниз, а левую сжать в кулак. Менять положение рук.

Руки положить на стол: левую ладонь вниз, а правую сжать в кулак. Менять положение рук.

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Пальцы сложить в щепоть, раскрывать пальцы и снова сжимать в щепоть.

31

Насекомые

«Жук»

«Оса»

Я веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу.

Оса села на цветок. Пьет она душистый сок.

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

                                                                 Стихотворные тексты для массажа и самомассажа

Тема

Название

Содержание

Описание

1

Осень

«Орехи»

Мы научимся орехи

Между пальцами катать.

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать

Катать грецкие орехи между пальцами сначала одной рукой, потом другой.

2

Хлеб – всему голова

«Катушка» № 1

Самомассаж ладоней с использованием катушки

Массаж делается с внешней и внутренней стороны

 катушкой между ладонями в медленном темпе,

лежащей на столе.

Массируются обе ладони поочередно.

3

Одежда

«Рукавицы»

Вяжет бабушка лисица

Всем лисятам рукавицы:

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

А маленькие рукавички

Для Наташеньки-сестрички.

В рукавичках – да-да-да!-

Не замерзнем никогда.

Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.

Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).

Потереть ладони друг о друга.

4

Обувь

«Щетка»

Массаж ладоней с использование щетки

Обувной щеткой поглаживать внутреннюю часть ладони

5

Дом. Мебель.

«Строим дом»

Целый день тук да тук,

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем,

Будем песни распевать.

Веселиться и плясать.

Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.

Похлопывание ладонью по правой руке.

Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.

Поколачивание кулачком по правой руке.

Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.

Растирание кулачком правой руки.

Быстро «пробежаться» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.

«Пробежаться» пальцами по правой руке.

Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.

Погладить ладонью правую руку.

Скользящие хлопки ладоней друг о друга.

6

Посуда

«Карандаш» № 2

Самомассаж ладоней  и пальцев с использованием карандаша

Не выпуская карандаш, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая  - снизу. Карандаш находиться в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажера.

Перемещать ладони вперед-назад, от начала ладони до кончиков пальцев.

7

Моя Родина – Россия

«Резиновый мяч»

Сжимание и разжимание резинового мяча

Сжимать  и разжимать резиновый мяч сначала правой рукой, затем левой, двумя руками.

8

Мой город

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальцы погулять.

Погуляли, погуляли

И домой пришли опять.

Поочередно соединять пальцы подушечками.

Хлопки в ладоши.

Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (при повторении – правой руки), начиная с большого.

Интенсивно растереть кисти рук.

Энергично встряхивать кистями рук.

19

Книга – наш друг

«Массажный мячик»

Массаж  ладони мячиком

Сжимать  и разжимать массажный мяч сначала правой рукой, затем левой, двумя руками.

10

Семья

«Карандаш» № 3

Самомассаж внешней стороны кисти рук

Положить карандаш на стол горизонтально. Накрыть ее ладонью с выпрямленными пальцами.

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти рук.

11

Зимушка-зима

«Резиновое кольцо»

Сжимание и разжимание резинового кольца

Сжимать  и разжимать резиновое кольцо сначала правой рукой, затем левой, двумя руками.

12

Зимующие птицы

«Орех»

Катание между ладонями грецкого ореха

Катать грецкий орех между ладонями с легким нажимом.

13

Дорогою добра

«Бигуди»

Самомассаж с использованием бигуди

Катать бигуди между ладонями

14

Новый год

«Карандаш» № 4

Самомассаж подушечки большого пальца

Положить карандаш горизонтально на ладонь ведущей руки – на подушечки четырех пальцев.

Подушечками большого пальца перетирающими движениями слегка нажимая, перемещать карандаш вниз-вверх.

15

Рождественская звезда

«Катушка» № 2

Самомассаж ладоней с использованием катушки

Массаж делается с внешней и внутренней стороны

катушкой по внешней поверхности ладони, лежащей на столе.

Массируются обе ладони поочередно.

16

Республика Коми

«Резиновое кольцо»

Сжимание и разжимание резинового кольца

Сжимать  и разжимать резиновое кольцо сначала правой рукой, затем левой, двумя руками.

17

Наши помощники

«Массажный мячик»

Массаж ладоней мячиком

Сжимать  и разжимать массажный мяч сначала правой рукой, затем левой, двумя руками.

18

Транспорт

«Карандаш» № 5

Самомассаж кончиков пальцев

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать карандаш вперед-назад, слегка нажимая на него. Аналогично делать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого и мизинца.

19

Профессии

«Резиновое кольцо»

Сжимание и разжимание резинового кольца

Сжимать  и разжимать резиновое кольцо сначала правой рукой, затем левой, двумя руками.

20

Защитники Отечества

«Катушка» № 3

Самомассаж ладоней с использованием катушки

Катать катушку каждым пальцем поочередно на правой и левой ладони.

21

Масленица

«Орех»

Катание грецкого ореха

Грецкий орех положить на стол. Накрыть ладонью и катать.

22

Мамин праздник

«Массажный мячик»

Массаж ладоней мячиком

Сжимать  и разжимать массажный мяч сначала правой рукой, затем левой, двумя руками.

23

Весна-красна

«Скворцы»

Раз и два – звенят капели.

Три-четыре – мы запели.

Пять и шесть – летят скворцы,

К нам летят скворцы-певцы.

Семь и восемь – песни льются.

Девять-десять – все смеются.

«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу.

Погладить ладонью.

Пошлепать ладошкой.

Круговые движения кулачком.

Поколачивание кулачком.

Поглаживание ладонью.

При повторении выполнить массаж другой руки.

24

Дикие животные

«Мышка»

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

«Хрум, хрум!» - что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Поскрести ногтями правой руки ладонь левой руки.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Потереть ладони друг о друга.

25

Домашние животные

«Щетка»

Массаж щеткой

Обувной щеткой поглаживать внутреннюю часть ладони

26

Продукты питания

«Катушка» № 4

Самомассаж ладоней с использованием катушки

Катать катушку поочередно между пальцами правой и левой руки.

27

Удивительный космос

 «Карандаш» № 6

Самомассаж внешней стороны кисти руки

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы он оказался у основания пальцев и зрительно делил кисть руки на две части. Выпрямленными пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы первой части кисти руки. Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичным способом попружинить мышцы.

28

Народные праздники

«Орех»

Самомассаж ладоней с использованием грецкого ореха

Грецкий орех положить на стол. Накрыть ладонью и катать.

29

Перелетные птицы

«Грачи»

Мы лепили куличи,

 Прилетели к нам грачи.

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог,

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи грачей считать.

«Лепить пирожки».

Помахать крыльями-ладошками.

Поочередно массировать каждый палец, начиная с большого.

Постучать пальцами по коленям.

Поочередно загибать пальчики.

30

День Победы

«Пропеллер»

Самомассаж ладоней с использованием карандаша

Положить кисти одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на карандаше, а средний и безымянный – под ней.

Ладонь поворачивать над столом вправо и влево, стремясь поставить ее на ребро. Однако стола должна касаться не ладонь, а только конец карандаша.

31

Растения

«Бигуди»

Массаж ладоней с использованием бигуди

Катать бигуди между ладонями

32

Насекомые

«Катушка»

Самомассаж ладоней с использованием катушки

Слегка сжимать катушку в кулачке, в обеих руках.

33

Игрушки

«Матрешки»

Мы – красавицы Матрешки –

Разноцветные одежки.

Раз – Матрена, два – Малаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять.

Нас не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Прижимать ладони друг к другу и делают ими вращательные движения.

Поочередно массировать пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, при повторении – на другой.

Сжимать и разжимать пальцы.

Поочередно загибать пальцы на руке.

Описание игр

Название игры

Цель

Описание

«Отбери бусины по цвету»

Развивать мелкую моторику руки.

Закреплять название основных цветов.

Сортировать бусины одного цвета и перекладывать из одной емкости в другую.

«Выложи узор»

Развивать мелкую моторику руки.

Развивать ручную умелость и ловкость.

Развитие мышление, воображения, памяти.

По образцу выложить из счетных палочек фигуру.

«Рисуем шнурочками»

Развивать мелкую моторику руки.

Закреплять название основных цветов.

Развитие воображения, памяти.

По образцу шнурком «нарисовать» изображенный предмет. Назвать цвет шнурка.

«Разноцветные пуговицы»

Развивать мелкую моторику руки.

Закреплять название основных цветов.

Разложить цветные пуговицы в ячейки, обозначенные определенной пуговицей. Назвать цвет.

«Шнуровка»

Развивать мелкую моторику руки.

Развивать глазомер, внимание.

Учить ребенка сквозь отверстия протаскивать шнурок.

Зашнуровать предложенные заготовки разными по цвету шнурками.

«Собери бусы»

Развивать скоординированность движения обеих рук.

Совершенствование координации системы «глаз-рука».

Нанизать на веревочку (шнурок) бусины (макароны).

«Мозаика»

Развивать умение в составлении целого изображения из мелких частей.

Развивать моторику руки.

Развивать сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Выложить узор из частей мозаики по образцу и по воображению.

         

«Заведи волчок»

Развивать особый двигательный навык.

Развивать тонкие движения пальцев.

Учить правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Привести в движение пальцами руки волчок

«Цветные резинки»

Повышать упругость ручной мускулатуры.

Закреплять основные цвета.

Развивать умение работать по образцу.

Ориентируясь на образец надеть па пальцы цветные резинки.

«Сухой бассейн»

Усиливать механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Учить детей находить спрятанные предметы и угадывать их.

В миске, заполненной фасолью, найти мелкие игрушки. Не доставая игрушку угадать ее.

Игры «Найди игрушку», «Замеси тесто», «Узнай игрушку»

«Прищепки»

Развивать тонкие движения пальцев рук.

Тренировать у ребенка щипковый захват и учить прикреплять прищепку к картонной заготовке.

Развивать фантазию.

Прикреплять прищепки на фигурки.

«Найди домик прищепке»

Развивать тонкие движения пальцев рук.

Обучать детей сличению предметов по цвету.

Края стакана обклеены разноцветными полосками. На край стаканчика прикрепить прищепку соответствующего цвета.

«Разложи монетки»

Обучать детей сличению достоинства монет.

Развивать моторику руки.

В ячейки разложить монетки, распределяя их соответственно достоинству монеты, приклеенную на дно ячейки.

«Капельки»

Учить детей дозировать жидкость при помощи пипетки.

Развивать глазомер, внимание.

Из одного стаканчика в другой с помощью пипетки перемещать жидкость.

«Камешки»

Развивать тонкие движения пальцев рук.

Развивать внимание, фантазию, умение работать по образцу.

Выложить узор из камешек по образцу и без.

«Кто быстрее?»

Развивать моторику руки.

Развивать ловкость, внимание.

Наматывать на деревянные палочки прикрепленные ленты (тесьму), удерживать палочку за концы.

Пазлы

Мягкий конструктор

Развивать моторику руки.

Развивать мышление, внимание, память.

Собрать пазлы, создать целостный образ картинки.

«Божьи коровки»

Учить детей нанизывать мелкие предметы на шнурок.

Развивать моторику руки.

Нанизать на шнурок, прикрепленный к большой божьей коровки, две другие, поменьше.

«Подбери узор»

Развивать моторику.

Развивать логическое мышление, внимание.

Закрыть открытые «окошки» картинкой, соответствующего узора.

«Нарисуй»

Развивать тонкие движения пальцев рук.

Развивать воображение, фантазию.

Создавать по воображению рисунки.

«Пальчиковый театр»

Развивать скоординированность пальцев рук.

Совершенствовать диалогическую речь.

Развивать просодическую сторону речи.

Демонстрировать сюжеты знакомых сказок, передавая смысл содержания.

«Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и другие.

«Кнопки»

Учить детей застегивать и расстегивать кнопки

Создавать из мягких деталей целое с помощью кнопок

«Завяжи бант»

Развивать моторику руки.

Учить детей завязывать банты.

Завязывать бантики кукле.

«Разбери крупу»

Закрепить название крупы.

Способствовать улучшению микроциркуляции крови пальцев.

Ребенок разбирает крупу, сортирует ее. В одну емкость складывает фасоль, в другую горох.

«Пианино»

Развивать моторику руки

Выполнять движения пальцами имитируя игру на пианино.

«Дощечки»

Развивать моторику руки.

Закрепить название геометрических фигур, зрительный образ буквы.

Развивать ориентировку в пространстве.

Развивать воображение, чувство симметрии.

Создавать с помощью резинок на деревянных дощечках различные фигуры, буквы, рисунки.

«Магнитная игра»

Развивать моторику руки.

Развивать воображение, фантазию.

Выкладывать на магнитной доске различные узоры

«Волшебные клубочки»

Учить детей наматывать нитку на клубок.

Развивать моторику руки

Сматывать нитки в клубок разного диаметра.

«Бумажные клочки»

Учить детей отрывать мелкие части от целого листа.

Ребенок отрывает небольшие клочки бумаги от целого листа.

«Заплети косичку»

Учить детей заплетать косички из ниток.

Развивать усидчивость, внимание.

Распределить на равные части нитки, заплести косу.

«Спрячь носовой платок»

Учить детей прятать носовой платок в кулак

Развивать моторику руки

Спрятать носовой платок, лежащий на столе в кулак, сначала одной рукой, затем другой.

«Рисуем пуговицами»

Учить детей выкладывать узор из пуговиц на контур нарисованного предмета.

Развивать мышление, воображение.

Ребенок выкладывает пуговички на контур изображенного предмета (1 вариант)

Ребенок самостоятельно выкладывает узор по воображению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие мелкой моторики Проект "Ловкие пальчики".

Проект«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)     Подготовила воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  Детск...

Фотоотчет проекта по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"

Для чего нужно развивать точность движения пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.  Как правило ребенок, им...

Методическая разработка для развития мелкой моторики рук " Ловкие пальчики"

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенси...

Программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"

laquo;Источники способностей идарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В. А. Су...