Рабочая программа курса "Развитие речи" у детей среднего возраста с ТНР
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Данная программа содержит цели, задачи, условия и содержание коррекционной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего возраста с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_razvitie_rechi_srednyaya_gruppa.docx | 106.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
Принято: Утверждено:
Педагогическим советом Заведующий МАДОУ №322
МАДОУ «30» августа 2023г. Мухаматгалеева К.А.
протокол № 1 ___________________
« 30»августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Средняя группа
Составитель:
учитель-логопед
Тихоновцева Оксана Геннадьевна
Красноярск-2023
СОДЕРЖАНИЕ
№ п /п | Разделы программы | страницы |
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1 | Пояснительная записка. | 3 |
1.2 | Цель, задачи курса. | 3 |
1.3 | Принципы и подходы программы. | 3 |
1.4 | Значимые характеристики средней группы. | 4 |
1.4.1 | Характеристика речевого развития детей с ОНР. | 5 |
1.5 | Характеристика коррекционного курса. | 5 |
1.6 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | 6 |
1.7 | Система оценки достижения планируемых результатов. | 8 |
2 | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 8 | |
2.1. | Развитие импрессивной речи. | 8 |
2.2. | Развитие экспрессивной речи. | 9 |
2.3. | Формирование грамматического строя речи | 9 |
2.4. | Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи. | 10 |
3 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 10 | |
3.1. | Тематическое планирование. Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи» для детей с ОНР I уровня. | 10 |
3.2. | Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи» для детей с ОНР II уровня. | 22 |
3.3. | Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. | 40 |
3.4. | Учебно-методическая литература. | 41 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной адаптированной образовательной программой (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022). Программа основана на адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на педагогическом совете № 01 от 30.08.2023г. Рабочая программа по развитию речи детей средней группы (4-5 лет) обеспечивает коррекцию недостатков в речевом развитии.
1.2. Цель и задачи.
Цель курса - обеспечение условий для развития речи детей с ТНР, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи курса:
- Развитие импрессивной речи;
- Развитие экспрессивной речи;
- Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.
- Формирование грамматического строя речи;
- Развитие высших психических функций.
1.3. Принципы и подходы программы.
Рабочая программа формируется на основе принципов и с учетом подходов, изложенных в адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г.
1. Позитивная социализация ребенка.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
3. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Сотрудничество Организации с семьей.
5. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
6. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
7. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
8. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
Подходы:
- Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.
- Культурно-исторический подход. Развитие совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях
- Деятельностный подход. Деятельность – движущая сила развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой развиваются новые виды деятельности, развиваются психические процессы, возникают личностные новообразования.
- Комплексный подход, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля, родителей.
- Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
- Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
1.4. Значимые характеристики средней группы
Возрастные и индивидуальные характеристики детей средней группы №12.
Возрастная категория | Количество детей |
От 4 до 5лет | 23 |
Девочки | 10 |
Мальчики | 13 |
Логопедические диагнозы детей средней группы № 12
Диагноз | Количество |
ОНР I уровня | 6 |
ОНР I-II уровня | - |
ОНР II уровня | 17 |
Моторная алалия | 6 |
Дизартрия | 17 |
1.4.1. Характеристика речевого развития детей с общим недоразвитием речи
I уровень речевого развития
Импрессивная речь - отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов. При восприятии речи доминирует лексическое значение. Ребенок понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
Экспрессивная речь - фраза состоит из лепетных элементов и поясняющих жестов, вне конкретной ситуации понятой окружающими быть не может.
Диалогическая речь больше пассивна, чем активна.
Автоматизированная форма речи - нарушена.
Сопряжённая форма речи – нарушена.
Отражённая форма речи – нарушена.
Связная речь – не сформирована.
Словарь ограничен. В активе – небольшое количество нечётко произносимых обиходных слов, аморфных слов-корней, звукоподражаний и звуко-комплексов, сопровождающихся указательными жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире активного.
Грамматические процессы – словообразование отсутствует; словоизменение отсутствует.
II уровень речевого развития
Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.
Диалогическая речь в основном развита.
Автоматизированная форма речи - затруднена.
Сопряжённая форма речи – затруднена.
Отражённая форма речи – затруднена.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.
Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.
Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
1.5. Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа), обучающихся по АОП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I-II уровня речевого развития).
Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.
Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.
Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР I уровня; второй - для воспитанников с ОНР II уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.
Форма организации занятий – групповые (подгрупповые), индивидуальные.
Частота групповых (подгрупповых) занятий составляет 1 раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся с часто болеющими детьми. Продолжительность проведения – 15-20 минут (Сан Пинс.26, п.11.10). Время проведения – первая половина дня.
Данный коррекционный курс направлен на:
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
1. Развитие импрессивной речи (расширение понимания речи, накопление пассивного словарного запаса). | 1. Развитие импрессивной речи (расширение, уточнение и активизация словарного запаса). |
2. Развитие экспрессивной речи (преодоление речевого негативизма, активизация и развитие словаря существительных). | 2. Развитие экспрессивной речи (расширение и активизация словарного запаса существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, союза и). |
3. Формирование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и согласование, формирование фразы из 2-3-х слов). | 3. Формирование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и согласование, различение и употребление слов-антонимов, составление предложений из нескольких слов, умение отвечать на вопросы). |
4. Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи. | 4. Развитие связной речи и навыков речевого общения. |
Описание места курса в содержании АОП.
Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности. Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – подгрупповые занятия. Продолжительность проведения – 15-20 минут. Время проведения – первая половина дня.
Содержание курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Произношение», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание курса «Развитие речи» опирается на темы, изучаемые в других образовательных областях. Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных в рамках коррекционного курса «Произношение». А на занятиях по «Произношению» закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».
1.6. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с ТНР. К концу данного возрастного этапа ребенок:
- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью педагогического работника) деятельность для достижения какой-либо(конкретной) цели;
- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- различаетразныеформыслов(словообразовательныемоделииграмматическиеформы);
- используетвречисложносочиненныепредложенияссочинительнымисоюзами;
- пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку, рассказ, с помощью педагогического работника рассказывает по картинке;
- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью педагогического работника), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
В плане развития импрессивной речи:
| В плане развития импрессивной речи:
|
В плане развития экспрессивной речи:
| В плане развития экспрессивной речи:
|
В плане формирования грамматического строя речи:
| В плане формирования грамматического строя речи:
|
В плане развития речевого общения и разговорной диалогической речи:
| В плане развития связной речи и навыков речевого общения:
|
Обозначенные в Программе возрастные ориентиры имеют условный характер, что предполагает широкий диапазон для достижения ребёнком планируемых образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.
1.7. Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Развитие экспрессивной речи.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи.
- Развитие импрессивной речи.
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
|
|
2.2.Развитие экспрессивной речи
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
|
|
2.3. Формирование грамматического строя речи.
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
|
|
- Развитие связной речи, речевого общения и разговорной диалогической речи
I вариант (ОНР I уровень) | II вариант (ОНР II уровень) |
|
|
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»
для детей с ОНР I уровня
№ недели | Тема | Содержание | ||||||
Словарь | Грамматический строй | Связная речь | ||||||
СЕНТЯБРЬ | ||||||||
1-3 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | |||||||
4 | Ходит осень по дорожкам | Осень, дождь, туча, лужа, ветер, день, ночь, утро, вечер, дерево, трава, листики, красный, желтый, зеленый, идёт, дует, падают, один, много. |
|
| ||||
ОКТЯБРЬ | ||||||||
1 | Есть у нас огород – посмотри, что там растет | Суп, салат, огурец, помидор, репа, есть, резать, сладкий, кислый, солёный, вкусный, красный, зелёный, желтый, круглый, большой, маленький |
|
| ||||
2 | Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят | Яблоко, слива, груша, сок, пить, сладкий, кислый, вкусный, холодный, круглый, красный, желтый, зеленый, синий, вкусно, много, один |
|
| ||||
3 | У медведя во бору, грибы ягоды сорву | Лес, дерево, куст, дорожка, тропинка, корзина, лукошко, полянка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, черника, клюква, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под. |
|
| ||||
4 | Древесный ствол имею я, Есть корни, ветви у меня (ель, береза) | Лес, дерево, ель, берёза, листья, ветки, красный, желтый, зеленый, круглый, длинная, острая, собирать, срывать, один, много. |
|
| ||||
НОЯБРЬ | ||||||||
1 | О чём рассказывает одежда | Брюки, рубашка, платье, кофта, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, рукава, карман, пуговица, одеваться, надевать, мамин, папин, много, мало, один, вверху, внизу, спереди, сзади, день, ночь. |
|
| ||||
2 | Я их чищу, берегу, по дорожке в них бегу | Ботинки, туфли, тапки, сапоги, снег, лед, обувать, бегать, прыгать, белый, один, два, мне, меня, тепло, холодно, день, ночь, впереди, сзади, вверху, внизу. |
|
| ||||
3 | Домашние помощники (посуда) | Тарелка, чашка, ложка, вилка, круг, квадрат, треугольник, мыть, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, короткий, длинный, мне, меня, тебя, тебе |
|
| ||||
4 | Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире | Стол, стул, шкаф, кровать, полка, спинка, сидеть, лежать, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый, квадратный, тебя, тебе, вверху, внизу, один, много, мало, в, на, у |
Учить различать и сравнивать предметные картинки между собой - игры «Найди картинку», «Парные картинки». |
| ||||
ДЕКАБРЬ | ||||||||
1 | Красавица зима | Зима, снег, лёд, снежинка, сугроб, белый, вверху, внизу, мой, холодно, идёт, на, один, два, много. |
|
| ||||
2 | Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки! | Санки, лыжи, палки, коньки, горка, снеговик, ком, комок, снежки. Катаются, лепят, играют, бросать, кидать. Большой, маленький, круглый, длинный, лыжные, высокая, снежная. Скользко, холодно, быстро. |
|
| ||||
3 | Пернатые друзья (зимующие птицы) | Зима, птица, сорока, воробей, синица, снегирь, ворона, кормушка, зерно, кормить, насыпать, замерзать, помогать, белый, голубой, снежный, вверху, внизу, сзади, один, два, три, на, в, у, под, с (со) |
|
| ||||
4 | Мастерская Деда Мороза | Елка, подарок, Дед мороз, Снегурочка, костюм, игрушки, праздник, украшения, зимний, веселый, красивый, смешной, петь, танцевать, украшать, праздновать, холодно, тепло, весело. |
|
Развитие диалогической речи - ответы на вопросы по картине. | ||||
5 | Новогодний праздник | Зима, снег, елка, треугольник, треугольный, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, украшать, приносить, дарить, холодно, получать, много, вверху, внизу, один, два, три, в, на, у |
|
| ||||
ЯНВАРЬ | ||||||||
1 | КАНИКУЛЫ | |||||||
2 | Как прекрасен город наш! | Город, улица, дом, дорога, Красноярск, река, театр, цирк, парк, мост, родной, детский, высокий, широкий, длинный, новый, большой, жить, ходить, ездить, гулять, строить. Антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, белый - черный, чистый - грязный. |
|
| ||||
3 | Если дома ты один (ОБЖ) | Таблетки, иголки, розетки, электроплита, спички, мелкие предметы, телефон, нельзя, запрещено, больше, меньше, форточка, балкон, опасно, легко, тяжело, больно, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над |
|
| ||||
4 | ПДД | Дорога, переход, машина, водитель, светофор, ехать, переходить |
|
| ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||
1 | Все профессии хороши - выбирай на вкус! | Магазин, продавец, прилавок, витрина, весы, пакет, касса, сумка, кошелек, деньги, сдача, почта, почтальон, газета, журнал, письмо, открытка, посылка, сутки, утро, день, вечер, ночь, покупать, платить, взвешивать, разносить, получать, отправлять, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, слева, справа, в, на, у, с (со), под, за |
|
| ||||
2 | Мы едем, едем… | Машина, автобус, трамвай, поезд, самолет, вертолет, пароход, ехать, плыть, лететь, гудеть, быстро, колеса, крылья. , |
|
| ||||
3 | Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит? | Машина, автобус, трамвай, грузовик,, поезд, пароход, троллейбус, руль, сидение, круг, водитель, круглый, треугольник, дорога, тротуар, переход, светофор, красный, желтый, зеленый, ехать, идти, много, мало, тут, там, впереди, сзади, в, на, у |
|
| ||||
4 | Каждый мальчик может стать солдатом | Папа, дедушка, брат, дядя, праздник, подарок, рисунок, поделка, учитель, врач, шофер, летчик, поздравлять, петь, танцевать, работать, делать, радостный, веселый, любимый, много, весело, я, мы, ты, он, она, они, мне, тебе, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, в, на, у, с |
|
| ||||
МАРТ | ||||||||
1 | Ты весна приходи, всю природу разбуди! | Весна, ручей, кораблик, птички, капель, ветер, погода, солнышко, травка, листочки, текут, капает, греет, растет, дует, звонкий, быстрый, теплый, маленькие, зеленая, один, два. |
|
| ||||
2 | Мамин день | Мама, бабушка, девочка, праздник, мимоза, цветок, весна, солнце, поздравлять, любить, петь, танцевать, рисовать, дарить, длинный, короткий, в, на, у |
|
| ||||
3 | Пернатые друзья (перелетные птицы) | Птица, грач, скворец, ласточка, хвост, клюв, крыло, большая, маленькая, прилетели, кормить, один, два, три, много, на, с. |
|
| ||||
4 | Прорастает сквозь снежок, к солнечным лучам, цветок | Весна, луг, поляна, цветы, туча, дождь, солнце, цветок, теплый, яркий, голубой, желтый, белый, солнечный, красивый, нежный, расцветать, рвать, цвести, пахнет, тепло, весело, красиво. |
|
| ||||
5 | В зеленой стране на окне | Растение, фиалка, фикус, горшок, лейка, стебель, лист, цветок, поливать, ухаживать, расти, цвести, мой, моя, один, два, три, много, на, в, около. |
на, в, около– игра «Переставь цветок». |
| ||||
АПРЕЛЬ | ||||||||
1 | Кто в глуши лесной таится? Что за зверь? | Волк, лиса, белка, заяц, медведь, голова, уши, лапы, хвост, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, он, она, они, много, мало, больше, меньше, в, на, за, под, у |
|
| ||||
2 | На птичьем дворе, шум и гам на заре | Петух, курица, цыпленок, хвост, крылья, день, ночь, утро, вечер, клевать, пищать, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, один, много, больше, меньше, в, на, у |
|
| ||||
3 | Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом! | Кот, собака, котенок, щенок, корова, коза, рога, ходить, лежать, играть, пить, давать, большой, маленький, такой же, вкусный, один, два, три, тут, там, впереди, сзади, много, мало, в, на, у |
|
| ||||
4 | Аквариум, аквариум! Кусочек дна морского! | Золотая рыбка, улитка, плавники, рожки, вода, аквариум, трава, камни, песок, плывёт, ползёт, кормить, ест, быстро, медленно, один, два, три, много, на, в. |
на, в, около– игра «У аквариума». |
| ||||
МАЙ | ||||||||
1 | Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду | Ромашка, мак, одуванчик, лес, луг, пруд, вода, круг, шар, день, ночь, летать, смотреть, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, один, два, три, я, мы, ты, вы, он, она они, мой, твой, ваш, наш, вверху, внизу |
Согласование имен существительных с прилагательными «Скажи какой» |
| ||||
2 | Майский праздник – | Мир, победа, салют, медаль, герой, солдаты, танк, самолёт, корабль, большой, маленький, смелый, радостный, победить, стрелять, поздравлять, один, два, три, много. |
|
| ||||
3 | Насекомые | Бабочка, кузнечик, муха, божья коровка, пчела, летать, прыгать, жужжать, сидеть, крылья, усики, лапки, зеленый, красивая. |
|
| ||||
4 | Скоро лето | Лето, солнце, Бабочка, жук, муха, одуванчик, ромашка, цветок, лист, трава, дерево, небо, туча, дождь, лужа, день, ночь, утро, вечер, гулять, бегать, прыгать, смотреть, красный, желтый, зеленый, синий, один, два, три, я, мы, ты, вы, вверху, внизу |
|
| ||||
5 | Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка |
- Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»
для детей с ОНР II уровня
недели | тема | Развитие речи | ||
словарь | Грамматический строй | Связная речь | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||
1-3 | ||||
4 | Ходит осень по дорожкам | Осень, дождь, туман, туча, ветер, день, ночь, утро, вечер, дерево, трава, листья, береза, дуб, клен, осина, рябина, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, далеко, близко, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под |
|
|
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | Есть у нас огород – посмотри, что там растет | Огород, грядка, овощи, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, свёкла, картофель, огурец, помидор, репа, круг, квадрат, треугольник, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный, длинный, вкусный, сладкий, кислый, соленый, собирать, таскать, копать, срезать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, вверху, внизу, слева, справа, посредине, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под |
|
|
2 | Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят | Сад, фрукты, дерево, ветка, ствол, плод, корзина, куст, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под |
|
|
3 | У медведя во бору, грибы ягоды сорву | Лес, дерево, куст, дорожка, тропинка, корзина, лукошко, опушка, полянка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, черника, клюква, красный, желтый, зеленый, синий, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под |
|
|
4 | Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня | Береза, дуб, клен, ель, рябина, ствол, ветви. плоды, семена, листья, корни. Высокое,низкое, толстое,крепкое,колючее,большое, разноцветные,красивое. Растет, качается, зеленеет, осыпается, желтеют, краснеют. Красиво,чудесно,бережно Антонимы: Высокое-низкое,далеко – близко. |
(Деревья растут в лесу, в городе, в парке, в саду. Лисичка под березой)
уменьшительно-ласкательной формы слова: дуб - дубок.
|
|
НОЯБРЬ | ||||
1 | О чём рассказывает одежда | Одежда, платье, сарафан, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки, воротник, рукав, карман, пояс, пуговица, петля, теплый, легкий, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, длинный, короткий, надевать, одевать, носить, завязывать, застегивать, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять |
|
|
2 | Я их чищу, берегу, по дорожке в них бегу | Обувь, тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, удобный, теплый, легкий, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, надевать, обувать, носить, ходить, бегать, рыгать, топать, протирать, сушить, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, на, в, у, под, с (со) |
|
|
3 | Домашние помощники (посуда) | Кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, утро, день, вечер, ночь, стеклянный, металлический, фарфоровый, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, ставить, хранить, варить, жарить, готовить, есть, пить, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, поровну, одинаково, столько же, на, в, у, под, с (со) |
|
|
4 | Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире | Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, сиденье, спинка, ножка, день, ночь, утро, вечер, большой, маленький, деревянный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, коричневый, сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с |
|
|
ДЕКАБРЬ | ||||
1 | Красавица зима | Зима, снег, лед, мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток, встречать, дуть, завывать, покрывать, замерзать, белый, голубой, снежный, вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со) |
|
|
2 | Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки! | Зима, снег, лед, каток, горка, санки, лыжи, коньки, снежки, везти, катить, ехать, кататься, весело, холодно, вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со) |
|
|
3 | Пернатые друзья (зимующие птицы) | Зима, птица, сорока, воробей, синица, снегирь, ворона, кормушка, зерно, кормить, насыпать, замерзать, помогать, белый, голубой, снежный, вверху, внизу, спереди, сзади, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со) |
|
|
4 | Мастерская Деда Мороза | Елка, подарок, Дед мороз, Снегурочка, костюм, игрушки, праздник, украшения. Прилагательные: зимний, веселый, красивый, яркий, смешной. Глаголы: петь, танцевать, украшать, наряжать, веселиться, праздновать. Наречия: холодно, тепло, светло, долго, весело, шумно. |
Дед Мороз — поет, идет, играет. Дети — поют, идут, играют.
Мой подарок, моя гирлянда, мое стихотворение, мои снежинки.
Подарок под елкой. Шишка на елке Образование существительных
Елка — елки, подарок — подарки, хлопушка — хлопушки, гирлянда —гирлянды. |
Что это? Цвет, форма. Как с этим играть?
учить разгадывать загадки-описания
|
5 | Новогодний праздник | Праздник, утренник, хоровод, танец, пляска, песня, Дед Мороз, Снегурочка, мешок, подарок, елка, ветка, игрушка, гирлянда, свеча, флажок, радость, смех, поздравлять, праздновать, встречать, дарить, получать, красный, синий, желтый, зеленый, голубой, розовый, белый, оранжевый, разноцветный, пушистый, треугольный, круглый, квадратный, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, на, в, у, под, с (со) |
Дед Мороз — поет, идет, играет. Дети — поют, идут, играют.
Подарок под елкой. Шишка на елке
- Кто пришел на праздник? (Дед Мороз и снегурочка) -У кого нарядные костюмы? ( у мальчиков и девочек)
хлопушка — хлопушки, гирлянда —гирлянды). |
|
ЯНВАРЬ | ||||
1 | ||||
2 | Как прекрасен город наш! | Существительные: город, улица, дом, дорога, транспорт, Красноярск, ул. Гусарова, река, Енисей, театр, цирк, парк, мост и др. Прилагательные: родной, детский, огромный, высокий, широкий, длинный, новый, большой. Глаголы: жить, ходить, ездить, гулять, строить. Наречия:много, высоко, далеко, широко. Антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, белый - черный, чистый - грязный. |
|
|
3 | Если дома ты один (ОБЖ) | Таблетки, иголки, розетки, электроплита, спички, крема, мелкие предметы, телефон, нельзя, запрещено, больше, меньше, форточка, балкон, опасно, легко, тяжело, больно, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над |
|
|
4 | ПДД | Дорога, переход, машина, тротуар, пешеход,водитель, светофор, ехать, переходить, перекресток,знак, красный, желтый, зеленый, | Формировать навык употребления глаголов ед.ч. и множ ч. (жук жужжит – жуки жужжат), навык согласования существительного с глаголом. Учит согласованию числительных с существительными |
|
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 | Все профессии хороши - выбирай на вкус! | Магазин, продавец, прилавок, витрина, весы, пакет, касса, сумка, кошелек, деньги, сдача, почта, почтальон, газета, журнал, письмо, открытка, посылка, сутки, утро, день, вечер, ночь, покупать, платить, взвешивать, разносить, получать, отправлять, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, слева, справа, в, на, у, с (со), под, за |
|
|
2 | Мы едем, едем | Транспорт, улица, движенье, автобус, трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло, ехать, плыть, лететь, везти, большой, маленький, огромный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, белый, серый, много, мало, вчера, сегодня, завтра, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за |
|
|
3 | Едет, плывёт, летит. Кто за рулём сидит? | Транспорт, шофер, водитель, летчик, капитан, кондуктор, руль, штурвал, билет, сутки, утро, день, вечер, ночь, водить, управлять, продавать, получать, много, мало, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять, он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за |
|
|
4 | Каждый мальчик может стать солдатом | Папа, дедушка, брат, дядя, праздник, подарок, рисунок, поделка, учитель, врач, шофер, летчик, поздравлять, петь, танцевать, работать, делать, радостный, веселый, любимый, один, два, три, четыре, пять, весело, я, мы, ты, он, она, они, мне, тебе, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, в, на, у, с |
|
|
МАРТ | ||||
1 | Ты весна приходи, всю природу разбуди! | Весна, год, зима, солнце, капель, ручей, проталина, подснежник, птица, утро, день, вечер, ночь, пригревать, таять, звенеть, появляться, чирикать, теплый, солнечный, мокрый, тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за |
|
|
2 | Мамин день | Мама, дети, праздник, цветок, поздравлять, любить, петь, танцевать, рисовать, дарить, длинный, короткий, красивая, любимая, добрая, в, на |
|
|
3 | Пернатые друзья (перелетные птицы) | Существительные:весна, солнце, снег, ручей, трава, цветок, лист, дерево, птицы, насекомые, песня, грач, ласточка, скворец, кукушка, утка, трясогузка, птица, название частей тела, дерево, скворечник, червяк, гусеница, яйцо, птенец, гнездо. Прилагательные:ранний, теплый, быстрый, молодой, ласковое, родная, маленький, слабый, громкий, веселый. Глаголы:приходить, наступать, светить, греть, таять, журчать, расти, распускаться, просыпаться, петь, вить, ласкать, любить,летать, клевать, вытаскивать, искать, вить, петь, выводить Наречия:тепло, ярко, грязно, дружно, ласково, весело, громко,шумно, тепло, сухо. |
|
-Это грач. Грач клюет. Грач клюет червей. |
4 | Прорастает сквозь снежок, к солнечным лучам, цветок | Существительные: весна, лес.луг, поляна, цветы, туча, дождь, солнце, подснежник. Прилагательные: теплый, разноцветный, глубокий, голубой, желтый, белый, солнечный, красивый, нежный. Глаголы: расцветать, рвать, цвести, пахнет. Наречия: тепло, весело, красиво. |
|
|
5 | В зелёной стране на окне | Растение, кактус, герань, толстянка, бегония, фиалка, стебель, листья, бутон, горшок, поддон, земля, лейка, расти, цвести, ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, украшать, белый, розовый, голубой, красивый, нежный, утро, день, вечер, ночь, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, в, на, у, под, с (со), за. |
|
|
АПРЕЛЬ | ||||
1 | Кто в глуши лесной таиться? Что за зверь! | Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, сутки, утро, день, вечер, ночь, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, первый, второй, третий, четвертый, пятый, он, она, они, оно, много, мало, больше, меньше, в, на, у, с (со), под, за |
|
|
2 | На птичьем дворе, шум и гам на заре | Птица, петух, курица, цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, гусята, индюк, индюшата, корм, зерно, кормить, ухаживать, плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать, пруд, кормушка, домашний, пушистый, разноцветный, голосистый, пестрый, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со) |
|
|
3 | Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом! | Двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака, котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, с (со), из |
|
|
4 | Аквариум, аквариум! Кусочек дна морского! | Рыбка, меченосец, гуппи, хвост, плавник, аквариум, вода, водоросли, камень, песок, большой, маленький, над красный, золотой, разноцветный, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посередине, в центре, в, на, у, под, с(со), за, над |
|
|
МАЙ | ||||
1 | Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду | Подснежник, одуванчик, мимоза, тюльпан, роза, колокольчик, ландыш, ромашка, цветок, стебель, листья, анютины глазки, кувшинка, луг, сад, лес, пруд. |
|
|
2 | Майский праздник – | Мир, победа, салют, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, автомат, пушка, танк, самолёт, корабль. Смелый, военный, мирный, раненый, радостный, долгожданная, майский. Победить, сражаться, стрелять, воевать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать. |
|
|
3 | Насекомые | Насекомые, жук, пчела, бабочка, муравей, стрекоза, кузнечик, божья коровка, комар, крылья, усики, лапки, летит, пищит, жужжит, прыгает, летает, ползает, красивая, полосатая, маленький, большой, зеленый, разноцветная |
|
|
4 | Скоро лето | Лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, ромашка, колокольчик, клевер, лютик. Насекомое, жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, крыло, летать, жужжать, порхать, большой, маленький, красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный, расти, украшать, собирать, один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над |
|
|
4 | Наблюдение за индивидуальным развитием |
3.3. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование логопедического кабинета
Стол логопедический – 1 шт.
Стол детский – 1 шт.
Стулья детские – 4 шт.
Стул – 1 шт.
Стол – 1 шт.
Шкаф-стеллаж – 1 шт.
Стеллаж – 1шт.
Доска магнитная – 1 шт.
Светильники потолочные – 1 шт.
Светильник настенный – 2 шт
Ноутбук – 1 шт.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционной деятельности
Папки по лексическим темам:
-Дикие животные
-Домашние животные
-Цветы
-Насекомые
-Деревья и кустарники
-Овощи
- Фрукты
-Ягоды
-Грибы
-Профессии
-Транспорт
-Одежда
-Обувь
-Птицы: домашние, перелётные
-Посуда
-Продукты питания
-Мебель
-Игрушки
-Семья
-Весна
-Лето
-Осень
-Зима
Дидактические игры:
«4 лишний»
«Вокруг да около»
«Большой – маленький»
«Собираем урожай»
«Определи по контуру»
«Узнай и назови»
«Мои любимые сказки»
«Осень, зима, весна, лето»
«Картинка в картинке»
«Найди различие»
«Кто что ест?»
«Кто где живет?»
«Чей домик?»
«Кто какой?»
«Большой, средний, маленький»
«Времена года»
«Часть и целое»
«Профессии»
«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)
«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)
«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)
«Что где находится»
Кубики
Пальчиковый театр «Теремок»
Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»
Фигурки животных
Разрезные картинки
Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы».
- Учебно-методическая литература
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. – М., 2016.
- Бухарина К.Е Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 4-5 лет с ОНР: практическое пособие. – М., 2023.
- Бухарина К.Е Фонетические рассказы «Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам», Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2017.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
- Воробьева В.К. Методика формирования связной речи. – М., 1975.
- ГерасимоваА., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития речи ребенка. – М., 2002.
- Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб., 1998.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2000.
- Логопедия. /Под ред. Проф. Л.С. Волковой. – М., 1989.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение. - М., Дельта,1997.
- Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., 2015.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб., 2008.
- Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб., 2015.
- Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Книга,№1,№2,№3. Москва, 2006
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014.
- Радлов Н. Рассказы в картинках. – М., 2015.
- Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль, 2010.
- Рычкова Н.Л. Логопедическая ритмика - М., 1998.
- Соколенко Н.И. Посмотри и назови. 2 книги. – СПб, 1996.
- Солнышко в окошке. Пособие для родителей по развитию речи ребенка дошкольного возраста. – СПб., 1997.
- Составление рабочих программ курсов логопедической направленности. Методические рекомендации / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
- Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
- Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., 2004.
- Черенкова М.А. Играя, учимся говорить. Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 4-6 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ Предмет «Развитие речи»
Целью курса «Грамотейка» является практическая подготовка к обучению чтению и совершенствование устной речи старших дошкольников, создание условий для осознанного чтения и воспитание эмоционального чи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи детей раннего возраста»
Программа предназначена для детей раннего возраста. Нормативный срок освоения данной программы - 42 дня в условиях реабилитационного центра....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 - 5 ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Составлена на основе примерной программы «ДЕТСТВО» под ред.Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.
Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой, образовательн...
Рабочая программа по развитию детей среднего дошкольного возраста
Рабочая программа по развитию детей среднего дошкольного возраста...
Рабочая программа по развитию детей среднего дошкольного возраста
нормативный документ...
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...
Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...