Здоровьесберегающие технологии в играх по развитию речи в ДОУ.
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Петренко Татьяна Юрьевна

Здоровьесберегающие технологии в играх по развитию речи в ДОУ.

Детский сад в последнее время это не только место где осуществляется присмотр и уход за ребёнком. Это мир детства, где через игру идёт формирование личности ребёнка.

В своей работе воспитатели используют различные технологии, одна из них здоровьесберегающая. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и воспитателя, ребёнка с родителями и воспитателя с родителями.

Здоровьесберегающие технологии используются и для развития речи ребёнка. Они способствуют не только сохранению здоровья ребёнка, но и направлены на развитие здорового образа жизни и ,используя различные приёмы в работе, делать образовательный процесс интереснее, разнообразнее.  В результате систематического использования приёмов ЗСТ

  • Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
  • Повышается речевая активность.
  • Развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика.
  • Формируются двигательные умения и навыки
  • Формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный аппарат.
  • Развивается связная речь.

Воспитатели в своей работе используют Пальчиковые гимнастики, создают картотеки со стихами. Проговаривая стихотворение, дети выполняют движения пальцами, кистью рук. Выполняя простые движения:

  • у детей повышается работоспособность в коре головного мозга,
  • снимается тревожность, не только на руках, но и в мышцах всего тела.
  • развивается тактильная чувствительность
  • развиваются психические процессы, такие как внимание, память, мышление.
  • улучшается зрительно-пространственная координация
  • активизируется познавательная речемыслительная деятельность

и всё это помогает развитию речи у детей. Они рекомендуются для выполнения всем детям и могут проводиться в любое время. К пальчиковым играм можно отнести разные виды работы руками, это и переворачивание страниц в книге, оригами, постройки из кубиков, удерживание двух предметов в одной руке, работа с пластилином, раскрашивание карандашом, откручивание(закручивание) крышек, нанизывание бус, различные виды мозаик, «волшебные мешочки»

Не стоит забывать и про гимнастики для глаз. Простые движения глазами из стороны в сторону, вверх-вниз, круговые движения глазами, зажмурится или просто прикрыть глаза ладонями (не закрывая глаз), проследить по цветным дорожкам, найти только голубые воздушные шары (мысленно соединить линией)

  • развивают межполушарное взаимодействие
  • снимают мышечное напряжение
  • вызывают у детей эмоциональный подъём
  • позволяют расширить поле зрения
  • активизируется речь

Дыхательная гимнастика

  • активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом
  • развитие и укрепление грудной клетки
  • закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания
  • необходима для коррекции звукопроизношения.

Особенностью данной гимнастики считаю, что её можно проводить в любые режимные моменты, как со всей группой, так и индивидуально. Дети с интересом подключаются в игру, как в группе, так и на улице. Игры с корабликами, снежинками, листьями, которые надо сдуть, надувать шарики, дуть в разные трубочки, бутылочки с отверстиями. При выходе на улицу в зимнее время, показать, что надо дышать, через нос (согреваем воздух), малоподвижная игра «Пузырь». Логопеды рекомендуют научить детей правильно дышать: вдох на счёт 1,2,3, задержать дыхание, выдох 1,2,3. Следить за тем, чтобы вдох был через нос , а выдох плавно через рот, щёки не надувать, плечи не поднимать.

 Утром и вечером в течении 5-7 мин. можно использовать и артикуляционную гимнастику. Это система упражнений направлена

  • на укрепление мышц артикуляционного аппарата
  • развитие силы голоса
  • подвижности движения органов, участвующих в речевом процессе.

Дети играют с язычком с рождения, а перед зеркалом это весело и понятно, что происходит с ним, его возможности. Он и зубки почистит, и можно горку построить, можно в футбол поиграть. Воспитателю помогут в работе картотеки артикуляционных игр. Разные упражнения помогут в коррекции и правильном произношении отдельных звуков.

Физкультминутки также помогут в развитии речи детей. В процессе регулярного проведения отмечается

  • нормализация мышечного тонуса
  • запоминание мышечных движений
  • воспитывается быстрая реакция на словесные инструкции
  • развитие общей моторики.

Это и подвижные игры проводимые на прогулке, где дети с удовольствием играют, повторяют заклички, соблюдают правила игры, так и после пробуждения, весёлая физкультминутка, когда дети(многие проснувшись) ждут первые фразы воспитателя: «Солнышко просыпается, детки улыбаются, ручки к солнышку потянули…» и после простых движений в кровати петушок «кукареку» поёт. Используются и игры тренинги «Ручки ссорятся, ручки мирятся», игра «Повтори» движение.

Кинезиологические упражнения это целая наука о развитии головного мозга через движения. Через движения:

  • развиваются умственные способности,
  • улучшается работа головного мозга, память, внимание, речь,
  • пространственные представления,
  • мелкая и крупная моторика,
  • снимается утомляемость

В детском саду нужно использовать и Су-джок терапию. Она основана на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.

 Можно использовать мячики с шипами, массажоры, карандаши, которые дети просто крутят между ладонями, это и хождение по массажным дорожкам. Дети играя не только укрепляют своё здоровье (профилактика), но и воздействуют на кору головного мозга, стимулируют активность в речевых зонах. Стоит отметить, что стоит и ушки помассировать (аурикулотерапия). Считается, что у детей наблюдается концентрация внимания, улучшается память.

Сказкотерапию также можно отнести к здоровьесберегающим технологиям и относит к корекционным технологиям. А вот выше перечисленные к технологиям сохранения и стимулирования здоровья. Сказка

  • активизирует мышление
  • тренирует память
  • развивает воображение фантазию
  • помогает преодолеть трудности в общении, влияет на уверенность.

Дети любят знакомые сказки, помогают рассказывать, самостоятельно могут изменить сюжет, изменить героев, но оставить поучительность именно этой сказки. Олицетворяя себя со сказочными героями, дети хотят быть похожими на них, развивают физические способности, становятся опрятными. Все дети любят, когда их хвалят, а вот как сказать, что ребёнок, что-то делает не так, сравнить со сказочным персонажем, а все дети знают, что в сказке всё заканчивается хорошо, есть возможность измениться, исправиться. Ребёнок меньше переживает, а психическое здоровье очень важно.

Здоровьесберегающие технологии направлены на оздоровление, коррекцию и профилактику нарушений у детей. Мы сейчас рассмотрели некоторые составные этой технологии, которые также способствуют и развитию речи детей. Стоит обратить внимание на то, что все игры в первую очередь помогают снять эмоциональное напряжение и тревожность у детей, они играя развиваются, расширяется словарный запас, активизируется речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в играх по развитию речи в ДОУ.

Детский сад в последнее время это не только место где осуществляется присмотр и уход за ребёнком. Это мир детства, где через игру идёт формирование личности ребёнка.

В своей работе воспитатели используют различные технологии, одна из них здоровьесберегающая. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и воспитателя, ребёнка с родителями и воспитателя с родителями.

Здоровьесберегающие технологии используются и для развития речи ребёнка. Они способствуют не только сохранению здоровья ребёнка, но и направлены на развитие здорового образа жизни и ,используя различные приёмы в работе, делать образовательный процесс интереснее, разнообразнее.  В результате систематического использования приёмов ЗСТ

  • Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
  • Повышается речевая активность.
  • Развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика.
  • Формируются двигательные умения и навыки
  • Формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный аппарат.
  • Развивается связная речь.

Воспитатели в своей работе используют Пальчиковые гимнастики, создают картотеки со стихами. Проговаривая стихотворение, дети выполняют движения пальцами, кистью рук. Выполняя простые движения:

  • у детей повышается работоспособность в коре головного мозга,
  • снимается тревожность, не только на руках, но и в мышцах всего тела.
  • развивается тактильная чувствительность
  • развиваются психические процессы, такие как внимание, память, мышление.
  • улучшается зрительно-пространственная координация
  • активизируется познавательная речемыслительная деятельность

и всё это помогает развитию речи у детей. Они рекомендуются для выполнения всем детям и могут проводиться в любое время. К пальчиковым играм можно отнести разные виды работы руками, это и переворачивание страниц в книге, оригами, постройки из кубиков, удерживание двух предметов в одной руке, работа с пластилином, раскрашивание карандашом, откручивание(закручивание) крышек, нанизывание бус, различные виды мозаик, «волшебные мешочки»

Не стоит забывать и про гимнастики для глаз. Простые движения глазами из стороны в сторону, вверх-вниз, круговые движения глазами, зажмурится или просто прикрыть глаза ладонями (не закрывая глаз), проследить по цветным дорожкам, найти только голубые воздушные шары (мысленно соединить линией)

  • развивают межполушарное взаимодействие
  • снимают мышечное напряжение
  • вызывают у детей эмоциональный подъём
  • позволяют расширить поле зрения
  • активизируется речь

Дыхательная гимнастика

  • активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом
  • развитие и укрепление грудной клетки
  • закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания
  • необходима для коррекции звукопроизношения.

Особенностью данной гимнастики считаю, что её можно проводить в любые режимные моменты, как со всей группой, так и индивидуально. Дети с интересом подключаются в игру, как в группе, так и на улице. Игры с корабликами, снежинками, листьями, которые надо сдуть, надувать шарики, дуть в разные трубочки, бутылочки с отверстиями. При выходе на улицу в зимнее время, показать, что надо дышать, через нос (согреваем воздух), малоподвижная игра «Пузырь». Логопеды рекомендуют научить детей правильно дышать: вдох на счёт 1,2,3, задержать дыхание, выдох 1,2,3. Следить за тем, чтобы вдох был через нос , а выдох плавно через рот, щёки не надувать, плечи не поднимать.

 Утром и вечером в течении 5-7 мин. можно использовать и артикуляционную гимнастику. Это система упражнений направлена

  • на укрепление мышц артикуляционного аппарата
  • развитие силы голоса
  • подвижности движения органов, участвующих в речевом процессе.

Дети играют с язычком с рождения, а перед зеркалом это весело и понятно, что происходит с ним, его возможности. Он и зубки почистит, и можно горку построить, можно в футбол поиграть. Воспитателю помогут в работе картотеки артикуляционных игр. Разные упражнения помогут в коррекции и правильном произношении отдельных звуков.

Физкультминутки также помогут в развитии речи детей. В процессе регулярного проведения отмечается

  • нормализация мышечного тонуса
  • запоминание мышечных движений
  • воспитывается быстрая реакция на словесные инструкции
  • развитие общей моторики.

Это и подвижные игры проводимые на прогулке, где дети с удовольствием играют, повторяют заклички, соблюдают правила игры, так и после пробуждения, весёлая физкультминутка, когда дети(многие проснувшись) ждут первые фразы воспитателя: «Солнышко просыпается, детки улыбаются, ручки к солнышку потянули…» и после простых движений в кровати петушок «кукареку» поёт. Используются и игры тренинги «Ручки ссорятся, ручки мирятся», игра «Повтори» движение.

Кинезиологические упражнения это целая наука о развитии головного мозга через движения. Через движения:

  • развиваются умственные способности,
  • улучшается работа головного мозга, память, внимание, речь,
  • пространственные представления,
  • мелкая и крупная моторика,
  • снимается утомляемость

В детском саду нужно использовать и Су-джок терапию. Она основана на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.

 Можно использовать мячики с шипами, массажоры, карандаши, которые дети просто крутят между ладонями, это и хождение по массажным дорожкам. Дети играя не только укрепляют своё здоровье (профилактика), но и воздействуют на кору головного мозга, стимулируют активность в речевых зонах. Стоит отметить, что стоит и ушки помассировать (аурикулотерапия). Считается, что у детей наблюдается концентрация внимания, улучшается память.

Сказкотерапию также можно отнести к здоровьесберегающим технологиям и относит к корекционным технологиям. А вот выше перечисленные к технологиям сохранения и стимулирования здоровья. Сказка

  • активизирует мышление
  • тренирует память
  • развивает воображение фантазию
  • помогает преодолеть трудности в общении, влияет на уверенность.

Дети любят знакомые сказки, помогают рассказывать, самостоятельно могут изменить сюжет, изменить героев, но оставить поучительность именно этой сказки. Олицетворяя себя со сказочными героями, дети хотят быть похожими на них, развивают физические способности, становятся опрятными. Все дети любят, когда их хвалят, а вот как сказать, что ребёнок, что-то делает не так, сравнить со сказочным персонажем, а все дети знают, что в сказке всё заканчивается хорошо, есть возможность измениться, исправиться. Ребёнок меньше переживает, а психическое здоровье очень важно.

Здоровьесберегающие технологии направлены на оздоровление, коррекцию и профилактику нарушений у детей. Мы сейчас рассмотрели некоторые составные этой технологии, которые также способствуют и развитию речи детей. Стоит обратить внимание на то, что все игры в первую очередь помогают снять эмоциональное напряжение и тревожность у детей, они играя развиваются, расширяется словарный запас, активизируется речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ, позволяющих своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у дошкольников....

Здоровьесберегающие технологии в коррекции развития речи детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в коррекции развития речи детей дошкольного возраста      Авторы-составители: Иванилова Г.А. -старший воспитатель; Кутенева Марина Александровна...

Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи дошкольников

Консультация "Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи дошкольников" была представлена узкими специалистами на семинаре по развитию речи для педагогов ДОУ...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи детей»

Здоровье – бесценный дар,Потеряв его в молодостиНе найдёшь до самой старости.(Так гласит народная мудрость)В соответствии с Профессиональным стандартом 3.1.1. Трудовая функция в разделе &la...

Здоровьесберегающие технологии как средство развития детей через музыку, движение и речь

Логоритмика относится к одному из видов инновационных здоровьесберегающих  технологий.  Ее задача заключается в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку, текстовое сопро...

"Эффективное использование здоровьесберегающих технологий,как средство развития речи детей"

laquo;Речь – это прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».  ...

Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи.

  Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в п...