Здоровьесберегающие технологии в коррекции развития речи детей дошкольного возраста
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Антонова Наталья Юрьевна

Здоровьесберегающие технологии в коррекции развития речи детей дошкольного возраста

 

     Авторы-составители: Иванилова Г.А. -старший воспитатель; Кутенева Марина Александровна - учитель-логопед; Антонова Наталья Юрьевна - инструктор по физкультуре; Санина Ирина Александровна - педагог-психолог; Постушенко Татьяна Викторовна - воспитатель.

Данное пособие представляет опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции развития речи детей дошкольного возраста. Адресовано воспитателям, специалистам ДОУ.

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии

в коррекции речевого развития детей

дошкольного возраста

«Детям совершенно так же, как и взрослым,

 хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают, что для этого

 надо делать. Объясним им…»

Януш Корчак.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации Российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Что же такое здоровьесберегающая технология? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, развития речи и здоровья детей на основе их творческой активности и создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы.

Свою работу мы начали с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся этой проблемой (В.Ф.Базарный, Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина, Н.В.Микляева,   М.А. Касицина, А.Л. Сиротюк, М.А.Чистякова и др.)

Дошкольный возраст – это период, когда закладывается фундамент здоровья человека на всю жизнь. Для полноценного развития речи ребенка необходимо уделять особое внимание физическому, психофизиологическому и соматическому развитию.

Решая задачи здоровьесбережения дошколят, мы регулярно проводим диагностику, беседуем с родителями, создаем в коллективе атмосферу радости и комфортности.  Мониторинг уровня  речевых нарушений показал, что число детей с данной проблемой составляет 75% от общего количества.  Поэтому наша главная цель - создание благоприятных, эмоционально благополучных условий для коррекции и профилактики речевого развития, развития двигательных и психофизических способностей детей, укрепления их здоровья. Для решения этой цели необходимо создавать и использовать физкультурно-оздоровительные методики для занятий с детьми с нарушениями речи, а именно здоровьесберегающие технологии.

В процессе коррекционно-развивающей работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому  главными задачами нашей  работы являются, во-первых, создание такой коррекционно–развивающей образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и приумножала его. Во-вторых, необходимо  создавать благоприятные, эмоционально благополучные условия для профилактики и  коррекции развития речи, развития двигательных и психофизических способностей детей, укрепления их здоровья. Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно подчеркнуть, что мы говорим не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.   

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя:

·          релаксацию,

·         дыхательную гимнастику,

·         артикуляционную гимнастику,

·         пальчиковую гимнастику,

·         корригирующую гимнастику,

·         упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления),

·         динамические паузы, физкультминутки,

·         логоритмику.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами в своей работе:

Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

·        положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

·        способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

·        улучшает дренажную функцию бронхов;

·        восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

·        исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.  Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка,  комплексно влияют на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Регулярное выполнение гимнастики поможет:

·        улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

·        улучшить подвижность артикуляционных органов;

·        укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

·        уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Пальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Корригирующая гимнастика. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Подвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

 Массаж, самомассаж. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, каштаны, катушки и др.)

 Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:

·        стимулирующим речевое развитие ребенка;

·        способствующим улучшению артикуляционной моторики;

·        подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно,

·        мощным средством; повышающим работоспособность коры головного мозга.

Гимнастика бодрящая. Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Хорошо, что после пробуждения дети слышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ, оказывает закаливающий эффект.

Использование  здоровьесберегающих технологий  в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

·        повышение речевой активности;

·        снижение уровня заболеваемости;

·        повышение работоспособности, выносливости;

·        развитие психических процессов;

·        формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

·        развитие общей и мелкой моторики;

·        увеличение уровня социальной адаптации.

   Таким образом, в результате  использования элементов здоровьесбережения  повышается эффективность в работе по развитию речи, вводится звукоподражание во время выполнения упражнений на дыхание, увеличивается словарный запас, автоматизируются поставленные звуки, развивается мелкая и общая моторика, улучшается внимание, восприятие, память, развивается мышечная активность детей. Одновременно идет процесс закаливания и решается задача по соматическому оздоровлению детей. Наши слова и наша речь способствует тому, чтобы весь организм функционировал нормально, физические и речевые процессы протекали в согласии друг с другом и тогда можно сказать: «Ребенок здоров!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

опыт работы

                                                   C:\Users\1\Desktop\временная\3521_html_afaf8f2.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад комбинированного вида №14

"Солнышко" города Салаира

Здоровьесберегающие технологии в коррекции развития речи детей дошкольного возраста

     Авторы-составители: Иванилова Г.А. -старший воспитатель; Кутенева Марина Александровна - учитель-логопед; Антонова Наталья Юрьевна - инструктор по физкультуре; Санина Ирина Александровна - педагог-психолог; Постушенко Татьяна Викторовна - воспитатель.

Данное пособие представляет опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции развития речи детей дошкольного возраста. Адресовано воспитателям, специалистам ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии

в коррекции речевого развития детей

дошкольного возраста

«Детям совершенно так же, как и взрослым,

 хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают, что для этого

 надо делать. Объясним им…»

Януш Корчак.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации Российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Что же такое здоровьесберегающая технология? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, развития речи и здоровья детей на основе их творческой активности и создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы.

Свою работу мы начали с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся этой проблемой (В.Ф.Базарный, Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина, Н.В.Микляева,   М.А. Касицина, А.Л. Сиротюк, М.А.Чистякова и др.)

Дошкольный возраст – это период, когда закладывается фундамент здоровья человека на всю жизнь. Для полноценного развития речи ребенка необходимо уделять особое внимание физическому, психофизиологическому и соматическому развитию.

Решая задачи здоровьесбережения дошколят, мы регулярно проводим диагностику, беседуем с родителями, создаем в коллективе атмосферу радости и комфортности.  Мониторинг уровня  речевых нарушений показал, что число детей с данной проблемой составляет 75% от общего количества.  Поэтому наша главная цель - создание благоприятных, эмоционально благополучных условий для коррекции и профилактики речевого развития, развития двигательных и психофизических способностей детей, укрепления их здоровья. Для решения этой цели необходимо создавать и использовать физкультурно-оздоровительные методики для занятий с детьми с нарушениями речи, а именно здоровьесберегающие технологии.

В процессе коррекционно-развивающей работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому  главными задачами нашей  работы являются, во-первых, создание такой коррекционно–развивающей образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и приумножала его. Во-вторых, необходимо  создавать благоприятные, эмоционально благополучные условия для профилактики и  коррекции развития речи, развития двигательных и психофизических способностей детей, укрепления их здоровья. Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно подчеркнуть, что мы говорим не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.   

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя:

  •  релаксацию,
  • дыхательную гимнастику,
  • артикуляционную гимнастику,
  • пальчиковую гимнастику,
  • корригирующую гимнастику,
  • упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления),
  • динамические паузы, физкультминутки,
  • логоритмику.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами в своей работе:

C:\Users\1\Desktop\временная\i (3).jpgРелаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

C:\Users\1\Desktop\временная\i (5).jpgДыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

C:\Users\1\Desktop\временная\a3vlym2i259wfx1qnpxi5ms2z.jpgАртикуляционная гимнастика.  Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка,  комплексно влияют на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Регулярное выполнение гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

C:\Users\1\Desktop\временная\i (7).jpgПальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

C:\Users\1\Desktop\временная\girl_child_gymnast_doing_the_splits_0515-0911-0101-4208_SMU.jpgКорригирующая гимнастика. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

C:\Users\1\Desktop\временная\post-182234-1282941809_thumb.pngЛогоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

C:\Users\1\Desktop\временная\503669da-c638-ad20-c638-ad2f3f2387a0.photo.0.pngПодвижные и спортивные игры. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

C:\Users\1\Desktop\временная\i (8).jpg Массаж, самомассаж. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, каштаны, катушки и др.)

 Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:

  • стимулирующим речевое развитие ребенка;
  • способствующим улучшению артикуляционной моторики;
  • подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно,
  • мощным средством; повышающим работоспособность коры головного мозга.

C:\Users\1\Desktop\временная\i (4).jpgГимнастика бодрящая. Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Хорошо, что после пробуждения дети слышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку. Выполняется ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ, оказывает закаливающий эффект.

Использование  здоровьесберегающих технологий  в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

  • повышение речевой активности;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • повышение работоспособности, выносливости;
  • развитие психических процессов;
  • формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • увеличение уровня социальной адаптации.

   Таким образом, в результате  использования элементов здоровьесбережения  повышается эффективность в работе по развитию речи, вводится звукоподражание во время выполнения упражнений на дыхание, увеличивается словарный запас, автоматизируются поставленные звуки, развивается мелкая и общая моторика, улучшается внимание, восприятие, память, развивается мышечная активность детей. Одновременно идет процесс закаливания и решается задача по соматическому оздоровлению детей. Наши слова и наша речь способствует тому, чтобы весь организм функционировал нормально, физические и речевые процессы протекали в согласии друг с другом и тогда можно сказать: «Ребенок здоров!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационных технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста"

Тема: "Использование информационных технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста"Пояснительная запискаАктуальность внедрения информационных технологий в дошкольное образование о...

Презентация проекта "Использование лего технологий как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель проекта: повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников...

Презентация "Инновационные технологии, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Синквейн"

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В начале XX века форму синквейна разработала америк...

"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывани...

Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»

Консультация для воспитателей  « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»...

"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминани...

Игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают тр...