Народные национальные подвижные игры
статья

Мостовщикова Татьяна Сергеевна

В данной статье рассказывается о методике проведения народных национальных подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_narodnye_igry.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и методика проведения народных, национальных подвижных игр

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них  ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представлении о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку,   выдержку,   творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Многие авторы (К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, А, Виноградов и др.) заботились о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры,  чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения  того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Проблема приобщения ребенка к социальному миру всегда была и остается с одной из ведущих в процессе формирования его личности. Включение его в культуру собственного народа, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной духовной деятельности возможно через познание национального характера, непреходящих ценностей и традиций. Все это и есть процесс социализации дошкольника, результатом которого является умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Содержание

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.   Они   вызывают   активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению   представлений   об окружающем мире,  совершенствованию  всех психических процессов,   стимулируют   переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно   поэтому   игра   признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все  свои  жизненные  впечатления  и переживания малыши   отражают   в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая  ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В  играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Па-лочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, Т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых  ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

Методика проведения и организация подвижных игр

При организации и проведении подвижных игр  необходимо придерживаться следующих правил:

Правила игры должны быть просты, понятны и легко выполнимы детьми.

Игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка.

Каждый ребенок – активный участник игры.

При проведении  игр  исключать даже малейший  риск  угрозы  здоровью детей.

Используемый в игре инвентарь должен соответствовать требованиям безопасности.

При планировании проведения игр на занятии  использовать принцип:  от простого к сложному.

Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям. Например, вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении  шаг за шагом добавлять их).

Чтобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное время.

С помощью природного настроя на игру, интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе играющих.

Повторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведения игры), пока дети не поймут идею игры.

Повторяйте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.

Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.

Иногда необходимо усложнить игру для части детей, чтобы они имели возможность выполнять более сложные действия.

Игры должны способствовать развитию детей.

Используйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.

В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.        

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальная подвижная игра-традиционное средство российского воспитания

В статье рассказыватся о видах русских народных подвижных играх, их классификации, правилах....

Национальная подвижная игра в развитии детей дошкольного возраста

Национальная подвижная игра в развитии детей дошкольного возраста.Опыт работы.Материалы, предоставленные в опыте, раскрывают направления работы инструктора по физической культуре с детьми, воспит...

Консультация для воспитателей "Национальные подвижные игры как средство оздоровительной работы”

Татарские народные игры являются неотъемлемой частью интернационального художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формирует...

Конспект занятия в средней группе по национальным подвижным играм на тему: «Путешествие по миру»

Цель проведения национальных подвижных игр:- сформировать заинтересованность, уважительное отношение к культуре разных народов, а также донести оригинальность самовыражения того или иного народа, свое...

Национальная подвижная игра как средство приобщения детей к национальным традициям

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что ДО направлено на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, интеллектуальных, личностных...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: “Национальные подвижные игры как средство оздоровительной работы”

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональн...

Играем в национальные подвижные игры

Играем в национальные подвижные игры...