Национальная подвижная игра в развитии детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты по физкультуре (старшая группа) на тему

Зелих Наталья Ивановна

Национальная подвижная игра в развитии детей дошкольного возраста.

Опыт работы.

Материалы, предоставленные в опыте, раскрывают направления работы инструктора по физической культуре с детьми, воспитателями и родителями по проблеме актуальной на сегодняшний день  – воспитание у детей дошкольного возраста любви и уважение к традициям народов Кузбасса. Даны теоретические основы формирования приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры через ознакомление с народными подвижными играми, раскрыты формы и методы работы с детьми, воспитателями и родителями, организация предметно – развивающей среды ДОУ. Данный материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_narodnaya_podvizhnaya_igra.docx78.94 КБ

Предварительный просмотр:

                        Н. И. Зелих

                        Национальная подвижная игра

в развитии детей дошкольного возраста

                                Опыт работы

                Управление образованием муниципального Юргинского района

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        «Искитимский детский сад «Аистенок»

Национальная подвижная игра в развитии детей дошкольного возраста

                                         

                                Опыт работы

Н. И. Зелих, инструктор по

физической культуре

2016 г.

                                Юргинский р-н

Автор: Н. И. Зелих –

инструктор по физической културе ДОУ

национальная подвижная игра в развитии детей дошкольного возраста. Опыт работы.

Материалы, предоставленные в опыте, раскрывают направления работы инструктора по физической культуре с детьми, воспитателями и родителями по проблеме актуальной на сегодняшний день  – воспитание у детей дошкольного возраста любви и уважение к традициям народов Кузбасса. Даны теоретические основы формирования приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры через ознакомление с народными подвижными играми, раскрыты формы и методы работы с детьми, воспитателями и родителями, организация предметно – развивающей среды ДОУ. Данный материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение

1

  1. Теоретические основы воспитания дошкольников средствами народных игр

4

  1. Воспитание дошкольников средствами народных игр как педагогическая проблема

6

1.2. Основные принципы здоровье сберегающих технологий.

2.Национальная подвижная игра в развитии детей дошкольного возраста.

7

8

  2.1   Народные игры в физическом воспитании дошкольника.

20

Заключение

21

Приложение №1

23

Приложение №2

34

Приложение №3

38

Физкультурный проект «Придумаем игру»

45

Детско – родительский проект

51

Литература

55

Введение

Подвижная игра –  «естественный спутник жизни ребенка,

 источник радостных эмоций, обладающая великой воспитательной силой».

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам, которые интегральные, многофункциональные по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Одним из таких средств воспитания является народная игра. Которая в современное время - время компьютеров не заслуженна забыта. Малое использование народных игр, забывание обычаев и традиций говорит об актуальности данной проблеме. Игра — это уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. 

Анализ исследований (Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, Ю.К. Чернышенко), касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей, свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательной активности ниже среднего. По данным М. Руновой, двигательный режим в ДОУ позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Не достаточная физическая активность, особенно в период роста. Когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, -одна из причин ухудшения здоровья дошкольников. Снижения жизненного тонуса.

 Решение проблемы это создании совокупности социально – педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка.

 Многие исследователи (В. Г.  Барабаш. О. И. Кокорев, Т. И. Осокина. Э.Я. Степаненкова. Н.В.Полтавцева. Е.А. Тимофеева) констатируют тот факт, что подвижная игра – средство гармоничного развития и воспитания ребенка, управления собственным поведением. Формирования положительных взаимоотношений. Благополучного эмоционального состояния.

В педагогической истории России подвижными играми придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине 19 в. В работах П.Ф.

 Каптерева, Н.И. Пирогова позднее Е.Н. Водовозовой, и других подчеркивалось первостепенное значение подвижных игр как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.

Движение приносят здоровье как физическое, так и духовное. Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветания всего организма. Чем чувство радости, а радость получает ребенок, играя.» Маленькие дети играют … как птицы поет. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место, - отмечала Н.К.Крупская. –Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз. Развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба. Игра для них – труд. Игра для них серьезная форма воспитания».

А народная подвижная игра является традиционным средством педагогики. К.Д. Ушинский писал:

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах. Имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным традициям.  Приобщение к ценностям культуры необходимо с колыбели. Это работа должна пронизывать все содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка, где сказано, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям, культурной самобытности, языку, национальным ценностям государства, в котором ребенок проживает. Его родной страны и к цивилизациям, отличным от собственной. В Кузбассе бок о бок живут люди разных национальностей. Дети естественным образом впитывают в себя элементы разных культур. Но прежде всего в них необходимо воспитать стремление познакомиться с историей и культурой русского и соседних народов. После введения ФГОС появилась реальная возможность разрабатывать национально – региональный компонент и создавать единое образовательное пространство.

Региональный компонент- область освоения ребенком мира физической культуру через призму истории и культуры своего края. Выбор регионального содержания дает нам возможность отразить особенности региона, позволяет раскрыть его историческое прошлое, настоящее и будущее.

Изучение психолого-педагогической и медицинской литературы свидетельствует об огромной возможности использования народных подвижных игр для оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста.

 Поэтому целью моей работы стало: формирование представлений о традициях и обычаях народов Кузбасса средствами народных подвижных игр. игр.   Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- изучить методическую литературу по данной теме;

- создать развивающую среду (картотека народных подвижных игр, атрибуты, игровое оборудование);

- формировать у детей смысловое понимание народной подвижной игры;

- развивать интерес и желание играть в народные п\игры в самостоятельной деятельности;

- воспитывать у детей любовь и уважение к традициям народов Кузбасса;

- обучение педагогов эффективному приемам работы c детьми;         

- вовлечение родителей в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей.

  1. Теоретические основы воспитания дошкольников средствами народных игр

1.1Воспитание дошкольников средствами народных игр как педагогическая проблема

        Народная игра – одна из тропинок, ведущих вглубь. Она тесно связана с историей человечества и находится в постоянном развитии и обновлении. Поэтому игра занимает такое важное место во всей деятельности человека.

        О педагогическом значении и воспитательных возможностях игр в целом и в народной педагогике, в частности, немало плодотворных идей выдвинуто педагогами и психологами разных времен и народов, дальнего и ближнего зарубежья. Теперь подробнее остановимся на них. Заслуживают внимания идеи игровых занятий чешского педагога, родоначальника педагогической науки Я. А. Каменского. Например, в качестве средств для разумного отдыха Я. А. Каменский предлагает практиковать такие игры, в процессах которых учащиеся овладевали бы знаниями и умениями из области ремесел, хозяйства, политики, военного дела, а также игры, соединённые с экскурсиями в живую природу для собирания полезных трав.

        Французский мыслитель и философ Ж. Ж. Руссо рассматривал детские игры как форму обучения. По его словам «занимается ли ребёнок или забавляется, то и другое для него – всё равно; игры – его суть занятия, и он не чувствует разницы между этим. Во всяком деле он высказывает интерес, который возбуждает улыбку и свободу, которая так нравится, обнаруживая одновременно и склад своего ума, и круг своих познаний.

        Воспитательные возможности игр в своё время неоднократно подчёркивал швейцарский педагог И. Г. Песталоцци. В своей практике он часто использовал игры как средство повышения эффективности процесса обучения и физического развития. Участвуя в детских играх и развлечениях, внося в них оживление и веселье, порой он сам становился ребячливым. По его словам, «..правильно поставленное обучение, основанное на развитии детской самодеятельности, не может вызвать переутомление, в особенности, если обеспечено планомерное чередование умственной работы с отдыхом, гимнастикой и спортом.

        Однако впервые игры была включена в общую педагогическую систему воспитания ребёнка в трудах Ф. Фребеля- выдающегося немецкого педагога первой половины 19 в., создавшего образовательное учреждение нового типа маленьких детей. Игру Ф. Фребель предлагает использовать в качестве «развивающе – образовательного» средства для маленьких детей.

Ф. Фребель чрезвычайно много сделал для развития практической педагогики игры. Им создан прекрасный набор игрового материала для детей раннего возраста (который и сейчас, безусловно, представляет интерес для педагогов), разработаны приёмы поведения первоначальных «полезных» (сюжетных) игр, построенных на использовании предметов – заместителей, система занятий для старших дошкольников, предложен целый ряд хороводных, подвижных игр, подобрана музыка и стихотворные тексты к ним. В системе Ф. Фребеля игра (разные её виды) являлось центральном средством воспитания дошкольника, так как интегрировала собственную активность ребенка(самодеятельность) с внешним миром.

        В разработку теории детских игр существенный вклад такие психологи, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтье, Д. Б. Эльконин и др. В их трудах игра рассматривалась, как специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению и содержанию, являются продуктом исторического развития общества и выполняющая функции приобщения ребёнка к культуре.

        Теэис о социальной природе детской игры, понимаемой как особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития, исчерпывающе представлен в работах Д. Б. Эльконина. Он также выделяет этапы развития психологического содержания игры – обобщения действий и отделение их от предмета, сравнение своих действий с действиями взрослого, называние себя именем взрослого.

        Фвыделение основных функций детской игры позволило Л. С. Выготскому выдвинуть очень важное положение, что игра является хотя и преобладающим, но не ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения общего характера.

        А. Н. Леонтьев продолжил теоретическую разработку вопроса о значении игры в психическом развитии ребенка. Игрой он называл деятельность, в процесс которой лежит мотив.

        Итак, мы видим, что педагогами и психологами игры рассматривали как:

  • Способ разумного отдыха (Я. А. Каменсикй, Песталоцуи);
  • Средство формирования личностных качеств ребенка (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская);
  • формирование нравственных качеств, эстетического, физического воспитания (И.Алтынсарин, Р. А. Юлдашева, Т.Тажибаев и др.);
  • спетцефическая социализация деятельности детей (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и т.д.).

То есть ими подчеркивались образовательные, воспитательные, развивающие, социализирующие, диагностирующие функции игр в целом и народных, в частности. Наличие различных взглядов и концепций на педагогический потенциал игровой деятельности свидетельствует об актуальности проблемы.1.2. Основные принципы здоровье сберегающих технологий.

В качестве основополагающих принципов здоровье сберегающих образовательных технологий можно выделить:

  •  Принцип активности и сознательности - оздоровительная работа предполагает формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения, осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
  • Принцип систематичности и последовательности - предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию вале логической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
  • Принцип «Не навреди» - является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.
  • Принцип триединого представления о здоровье – физического, психического и духовно-нравственного. Физическое здоровье поддерживается занятиями физкультурой, спортом, гимнастическими упражнениями, соблюдением режима и т. п. Психическое - через работу со своими эмоциями, обретение внутреннего равновесия, совершенствование взаимоотношений, развитие интереса к своему внутреннему миру. Духовно-нравственное здоровье предполагает наличие определенной жизненной позиции.
  • Принцип доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса
  • Принцип познавательной и оздоровительной направленности - стремление к тому, чтобы оздоровительная направленность имела не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация воспитательно-образовательного процесса.
  • Принцип комплексного междисциплинарного подхода - работа учитывает тесную связь между инструктором по физической культуре и педагогическим коллективом.    

                             

2.1. НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       

                                  «Дошкольное воспитание с верху донизу

                                              должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии»

Концепция дошкольного воспитания

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят существенные изменения. Только за последнее время принято несколько значимых нормативных документов, определяющих приоритеты его развития. Среди них «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». В документе определены:

-  цель: развитие каждого ребенка;

- формы: игра, как основной вид деятельности;

- принципы: интеграция образовательных областей;

- комплексно – тематическое построение педагогического процесса.

На них должна строится работа с детьми. Образовательный материал хорошо усваивается в процессе подготовки и проведения каких – либо значимых и интересных для дошкольников мероприятий. Ими могут стать народные праздники и игры, способные объединить воспитанников, педагогов и родителей.

Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Помогает узнать свои истоки.

 Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход организации образовательного процесса и решить задачи в разных областях:

- развивать мышление, воображение;

- активизировать умственную деятельность; воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (Образовательная область «Познание»);

- создавать определенный духовный настрой. Интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства (область «Социально-коммуникативное развитие»);

- развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «социально-коммуникативное и речевое развитие»); - развивать двигательную активность и физические качества (образовательная область «Физическое развитие»);

- знакомить с различными видами фольклора – приговорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (речевое и художественно-эстетическое развитие).

Решение поставленных задач

Приобщение детей к истокам культуры через ознакомление с народными подвижными играми по четырем направлениям.

  1. Ознакомление детей с истинно народными старинными подвижными играми, адоптированными к современным условиям, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев.
  2. Обучение воспитателей эффективным приемам работы с детьми. Педагоги прежде всего должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей. Условием введения народных подвижных игр в современный педагогический процесс должно стать усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр. Их вариантов. Способов начала и окончания игры. Игровых приговорок, диалогов и считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого – но не руководитель, а партнер в игре.
  3. Привлечение родителей в ВОП через проведение совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями – это объединяет семью и наполняя ее досуг новым содержанием.
  4. Оснащение предметно – развивающей среды – изготовление разнообразного оборудования для проведения игр и состязаний, подбор музыкального сопровождения.

1 направление.

Ознакомление детей с истинно народными старинными подвижными играми, адоптированными к современным условиям, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев.

В соответствии с требованиями Федеральными Государственными Образовательными Стандартами Дошкольного Образования образовательные задачи    решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми в ходе режимных моментов и непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности.

Использование народных игра на занятиях разных типов.

На традиционных занятиях физической культурой после разминки в основной части можно провести народную иргу «Жмурки», в заключительной части - спокойную малоподвижную игру «У дядюшки Трифона», «Ручеек», и др.

Игровые занятия состоят только на народных подвижных играх. Играх – эстафетах, играх-аттракционах при условии, что их правила хорошо знакомы детям.        

Большой интерес вызываю сюжетные занятия, в основе которых – целостные сюжетные ситуации.  При подготовке к таким занятиям учитываются календарные обрядовые праздники.

Утренняя гимнастика также проводится на основе народных игр, сюжетных ситуациях.

Помимо непосредственной образовательной деятельности проводятся час народной подвижной игры во всех возрастных группах. На прогулке или в спортивном зале. В зависимости от времени года и погодных условий. Раз в неделю проводится утренняя гимнастика на основе народных подвижных игр. Детям нравятся сюжетно – игровая гимнастика, игровые – динамические часы.

Через познавательные беседы, рассматривание иллюстраций дети знакомятся с особенностями жизни народов Кузбасса. Свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастух» и т.д). Знакомя детей с правилами народных подвижных игр, тем самым содействую формированию воли, т.е. правила обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качеств. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить», Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявляя чувство коллективизма. Слаженности действий, взаимопомощи («один-за всех и все за одного» - цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка)

Заучиваем заманчивые и любимые детьми считалки, жеребьевки, потешки которые сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность напевность считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду,

Ты води. А я не буду.

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди

Мы играем, ты води.

 Помимо считалок дети знакомятся с ЖЕРЕБЬЕВКАМИ .

Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделится на две команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, за другом проходят или пробегают в эти ворота. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т.п.

В некоторых народных подвижных играх перед началом применяются забавные певалки.

Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется,

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.

Эти четкие считалки, напевно – забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их самостоятельных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

Для усвоения знаний и умений был создан проект: «Придумаем игру».

Цель: создать вместе с дошкольниками (подготовительной группы) интересные им подвижные игры. Приложение №1

  1. направление

 Обучение воспитателей эффективным приемам обучения игре.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияние на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалки, певалка, жеребьевка), воспитателю не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры может проходит по – разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально – выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один – два уточняющих вопроса, чтобы убедится, что дети поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества; смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по – разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется («Гуси – лебеди», «Редьки», «Ястреб и утки» и т.д.), и перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок , проходит иногда путем  назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого  ребенка или, наоборот, показать пример активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включится в игру самому воспитателю с целью показать  ответственность роли водящего, от действий которого зависит , например правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в том случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и проводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. 

Проведение народных подвижных игр в разных возрастных группах.

Чтобы по-настоящему заинтересовать детей русскими народными играми, педагогу необходимо прежде всего самому знать историю их появления. Многие виды русского фольклора, в том числе и подвижная игра, восходят, вероятно, к первобытнообщинному строю и связаны с язычеством, верованиями славян.

Подготовка педагогов.

Педагоги должны:

- изучить методику проведения народных подвижных игр;

- распределить, отобрать и запланировать изучение народных игр по возрастам воспитанников;

- обеспечить предварительную работу с детьми по формированию представлений об окружающем мире (Чтение художественных произведений. Наблюдение за природой, повадками животных. Деятельностью людей разных профессий. Рассказы о народных традициях и т.д.);

- подготовить необходимое к играм оборудование.

Отбор народных игр.

При отборе игр с детьми необходимо руководствоваться следующим.

  • Педагогической задачей. Следует учитывать разновидности движений: бег, подлезание, лазанье, прыжки, метание. Для каждого двигательного навыка подбираются определенные игры. Которые проводятся в течение 2-3 дней. А после недельного перерыва предлагаются снова. Но уже в усложненном варианте. Поэтому очень удобно работать, имея сетку распределения народных подвижных игр по месяцам.
  • Режим дня

Народные игры обычно проводятся на занятиях физической культурой, на утренней гимнастике, прогулке.

  • Сезоном

При выборе игр необходимо учитывать время года. Температуру и соответственно одежду детей.

  • Рельефом местности

Если игры проводятся на прогулке. Можно использовать пригорки. Пеньки. Бревна. Которые есть на участке детского сада.

  • Возрастными. индивидуальными особенностями детей и их физической подготовкой

В выборе игры необходимо учитывать физическую нагрузку. Можно уменьшить или увеличить размеры площадки, на которой проводятся игра, вес инвентаря; упростить или усложнить правила игры; ввести или устранить перерывы.

  • Имеющимся оборудованием
  • Годовым кругом народных праздников

Например, в соответствии с календарем традиционных русских праздников в нашем саду проходят такие мероприятия: «Каляда-каляда в гости к нам пришла» (после зимних каникул), «Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько», «Пасхальная радость» и т.д.

Специфика обучения детей народным играм

1. Четко. лаконично и образно объяснить детям правила, последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и использование оборудования. Необходимо, чтобы ребенок понял смысл игры и вообразил игровые ситуации, например, «Охотники и зайцы». Если игра несюжетная определить последовательность игровых действий. Правила и время подачи сигнала («Кто быстрее через препятствие.»)

2. Убедиться, что дети поняли двигательное и смысловое содержание игры (задать наводящие вопросы).

3. Мотивировать детей на игру.

4. Поставить цель: выполнить правила игры.

5. При необходимости использовать в играх небольшие художественные тексты, которые подскажут движения и помогут понять правила.

6. На первом этапе обучения педагогу нужно назначать водящих, которыми могут быть наиболее энергичные и инициативные дети. Если игра хорошо знакома, водящими могут быть дети, не отличающиеся активностью или нарушители дисциплины. Далее водящие не назначаются, а выбираются при помощи считалок. Угадывания «В какой руке предмет». Судьями и помощниками можно назначить детей с ослабленным здоровьем.

7. Постепенно правила можно усложнять и предлагать детям составить варианты игры.

8. Делить детей на группы или команды можно:

- по расчету – это быстро, относительно правильно и беспристрастно;

-с помощью с говорок и жеребьевок; сначала выбираются капитаны, а они набирают команды.

9. Педагог активно руководит, а если нужно, то и сам играет вместе с детьми.

10. Важно организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, проанализировать игровые действия вместе с детьми.

После того как игра усвоена. Ее включают в соревнования, праздники и досуги с детьми.

Организация игр с учетом возраста детей

Для детей младших групп.

Организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и подвижные игры, в которых дети выполняют простые двигательные задания при непосредственном участии педагога («Ловишки», «Беги ко мне»). Основная роль в игре отводится педагогу. Игры для детей от 3 лет направлены на ориентировку в пространстве         и выполнение игрового задания («У медведя во бору», «Кот и мыши». «Вот лежит лохматый пес» и др.) Наиболее сложные моменты объясняются показом. Основные движения в играх – кратковременный бег, прыжки и ходьба с последующим отдыхом («Куры в огороде», «Птички в гнездах» и др.)

Для детей средней группы.

Возможны игры с простейшими индивидуальными и коллективными соревнованиями. У детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Педагог может усложнять правила игры: увеличить расстояние для бега, метания и т.д. Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. В средней группе широко используется сюжетные игры: «Кот и мыши», «Мышеловка». А педагог так же, как и в младшей группе, должен использовать образный рассказ, например, для игры «Козлята и волк».

Для детей старших групп.

Игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, вводятся задания на коллективное соревнование. Движения детей отличаются большей точностью, поэтому в старшем возрасте широко можно использовать элементы соревнований (Эстафеты, русские народные игры забавы- бег в мешках. Прыжки в паре с завязанными резинкой ногами и др.)

Дети подготовительных к школе групп.

Играют в сложные подвижные, командные игры, игры-эстафеты.                         Развивающие ловкость, быстроту, выносливость, самостоятельность, совершенствующие двигательные навыки, воспитывающие морально-волевые качества, вызывающие эмоциональный подъем. Дети сами могут составлять варианты игры.

Высшее проявление творчества у детей - придумывание игр и умение самостоятельно их организовать.

Правила проведения народных игр.

  Перед началом игры необходимо познакомить всех ребят следующими правилами.

1. Играй честно, строго соблюдая правила и требуя этого от товарищей.

2. Сам по играй, но и дай сыграть товарищам.

3. Не смейся над слабыми, не обижайся, если проиграл, не допускай грубости, грубость оскорбляет не только товарищей, но и тебя. Помни: в игре – соперник, после игры – товарищ.

4. Победитель – не задавайся (есть и посильнее тебя), проиграл – не унывай (поработаешь над собой – победишь).

5. В играх, поединках вызывай противника по силам. Победив слабого, не докажешь, что ты силен.

6. Победа команды – твоя победа, честь команды – твоя честь.

7. Не горячись и не теряй хладнокровная даже в трудные минуты.

8. Берегите инвентарь. Его сделали твои товарищи. Если заметил поломку, постарайся исправить.

3 направление.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома Н.М. Амосов.

Правильное проводимое физическое семейное воспитание обеспечивает благоприятное психофизическое и духовное состояние.

И так, семья – это среда. где формируется здоровье ребенка. Поэтому свою воспитательно-образовательную работу с детьми выстраиваю в тесном контакте с родителями. Родители –это та сила, которая в результате грамотных действий сможет в значительной степени помочь детям.

Мая задача – помочь семье расширить опыт социальной культуры здоровья, в том числе и игровой, для дальнейшей адаптации детей в социокультурной среде, успешной общественной жизни в детском саду, школе, коллективе.

 Анализ опроса родителей показал, что большинство семей 62% обеспокоены здоровьем детей и нуждаются в помощи детского сада и выявил существенные проблемы и их причин:

-        недостаточная компетенция родителей в вопросах здоровье сбережения детей дошкольного возраста;

- отсутствие преемственности в области здоровье сбережения между детским садом и семьей;

- недостаточное с форсированность интереса к физическому воспитанию.

Данное исследование способствовало тесному взаимодействию с семьей. Для достижения положительных результатов работы, широко используются такие формы работы: родительские собрание на темы: «Если хочешь быть здоров». «О здоровье в серьез», консультации «Роль родителей в укреплении и развитии организма ребенка», «Организация рационального двигательного режима ребенка в семье», «Роль народной игры в физическом развитии дошкольника» и т.д., анкетирование, наглядная агитация – оформление родительских уголков, папок – передвижек из серии «Замечательные советы», «Интересная информация» и т.д.

 Ежемесячно я готовлю для родителей консультации «Ребенок и игра», «Игры из нашего детства», «Поиграй со мной» и т.д. с целью просвещение родителей, повышение их педагогической грамотности – без этого трудно организовать семейное физическое воспитание. Многие родители ценят всеобучи и семинары, поскольку здесь представляется много практического материала.

Совместное проведение спортивных праздников, соревнований: «Давайте вспомним игры нашего детства», «Игры из бабушкиного сундучка», и т.д. Цель таких праздников: познакомить с народными подвижными играми, в которые любили играть их родители в дошкольные годы. Детям интересно детство  их мам и пап. Такие праздники способствуют установлению доверительных отношений между родителями и детьми, формируют добрые семейные традиции. Такие встречи проходят в теплой, дружеской обстановке. Все получают заряд бодрости и положительных эмоций.

Хорошей традицией стало ежегодно проводит народные праздники «Масляница», «Пасха». Цель таких праздников — это приобщение детей и родителей к культуре народов Кузбасса. Ближе познакомится с народными традициями, обычаями и подвижными народными играми, которые передаются из поколения в поколение. Они разнообразны, требуют ловкости находчивости, смекалки, закрепляют различные физические навыки и умения. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, воли, упорства в достижении цели, иными словами для становления характера человека. А для ребенка самыи главный пример это его самые близкие люди – родители. Все это способствует деловому сотрудничеству педагогов и родителей. В подготовительной группе нашего детского сада был реализован детско-родительский проект «Подвижные игры нашего детства» Цель: ознакомление детей с подвижными играми, в которые любили играть их родители. Помогает родителям увидеть ребенка. понять и помочь своему ребенку. Растить своего ребенка любознательным, сильным, ловким, здоровым.Приложение№2

Работа по взаимодействию с семьями воспитанников способствует полноценному развитию и воспитанию детей, дает положительные результаты в решении поставленных задач.

  1. направление.

Организация предметно – развивающая среда

        Среда является одним из основных средств развития личности ребенка. Источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Для создания целостной системы здоровьесбережения и формирования у детей основ народных традиций, очень важно является организация развивающей среды.

В нее входят:

Для проведения народных подвижных игр в детском саду имеется:

  • спортивная площадка, спортивный зал, музыкальный зал;
  • шкафы для хранения шапочек- масок, атрибутов, спортивного инвентаря;
  • создана картотека подвижных игр народов Кузбасса;
  • составлена выборка подвижных игр народов Кузбасса по возрастам; Приложение№5
  • наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, фотографии, альбомы;
  • детская познавательная, художественная и методическая литература;
  • подобраны заклички, считалки, зазывалки, жеребьевки.

Использование атрибутики, закличек, считалок и т.д. создает сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой деятельности.

Таким образом, имеющая в детском саду предметно-развивающая среда, способствует развитию игровой деятельности наших воспитанников.

Заключение

В своей работе по обучению народным играм я добилась следующих результатов в таких областях.

«Физическое развитие»: овладели и закрепили умение выполнять основные виды движений;

- улучшили показатели физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы, гибкости и др.;

- научились самостоятельно организовывать игры;

- стабилизировалось физическое и психическое здоровье;

- стали бережно относится к своему здоровью.

«Безопасность»:

- сформировалось представление об опасных для человека ситуациях;

- стали более осторожны и внимательны друг к другу во время игр.

«Социальлно-коммуникативное развитие:

- научились преодолевать неудачи и радоваться успехам своих сверстников;

- договариваться, уступать, принимать и оказывать помощь во время игр;

  - уважительно относится к мнению собеседника, разрешать конфликты.

Образовательная область «Познание»

-дети познакомились с большим количеством народных подвижных игр народов Кузбасса;

-расширили кругозор представлений о народных обрядных праздниках, играх, обычаях и т.д.

«Речевое и художественно-эстетическое развитие»

- дети познакомились с художественными произведениями или эпизодами из жизни народов Кузбасса, с народным фольклорам (заклички, считалки, зазывалки ит.д.).

Таким образом, народные подвижные игры являются эффективным средством воспитания гармонично развитой личности. Мы знакомим их с лучшими отечественными традициями дошкольного воспитания, создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми, которое способствует раскрытию познавательных, творческих, патриотических и личностных возможностей ребенка.

Приложение №1.  

Выборка народных подвижных игр для дошкольников в соответствии возрастных особенностей

Методическое обеспечение:

1.А. В. Кенеман. «Детские подвижные игры народов СССР» М.1988.

2Картотека «Народные игры народов Кузбасса»

Возраст детей

 Подвижные игры народов Кузбасса

Русские

Татарские

Немецкие

Армянские

Украинские

Узбекские

Шорские

3- 5 лет

«Вышла курочка гулять», .«Пузырь», «Дубок», Кот и мыши», «Лохматый пес», «Огуречик, огуречик», «Солнышко и дождик», «Мыши в кладовой», «У медведя во бору», «Карусель»,

«Лисичка и курочка», «Кто первый», «Волк и жеребята»

«Белочка»

«Пастух», «Козлик – козлик «.

«Пастух и козы»

5 – 7 лет

«Совушка – сова», «Цыпи кованые», «Горелки», «Гуси и волк», «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Краски», «Кот и мыши», «Пятнашки», «Ляпка», «Заря», «Молчанка».

«Продаем горшки», «Серый волк», «Скок – перескок», «Хлопушки»»Тимербай», «Займи место».

«Слепая корова», «Три, Тринадцать. Тридцать», «Белочка», «Ткачиха».

«пастух», «Цветы и ветерки», «Четыре стихии», «Чижик», «Дедушка, мой дед».

«Хлебец», «Печки», «Высокий дуб», «Перепелочка».

«Белый тополь. Зеленый тополь», «Чай – чай», «Медведь и пчелы»

«Юрта», «Медный день», «Липкие пеньки», «Стрелок».


Приложение № 2. Физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием русских народных игр и фольклора

«Игры из бабушкиного сундучка»

Задачи:

-способствовать осознанию детей ценности народных игр;

- вызвать желание подрожать в двигательной деятельности русским народным образам (добрых молодцев, красных девиц);

- учить эстетическому отражению гимнастических движений в народном стиле;

- создавать условия для закрепления основных видов движений (прокатывания мячей друг к другу с целью их столкновения, подпрыгивания и мягкого приземления на полусогнутые ноги, ползания стопой на ладони и колени в быстром темпе, бега с увертыванием),

- активизировать инициативу детей, самостоятельность и творчество в подготовке к физкультурному занятию.

Предварительная работа.

  1. Педагог беседует с детьми о знакомых народных играх, закрепляют понятия о назначении и пользе подвижных игр.
  2. Совместно отбирают материал к занятию- складывают карточки с изображением игр и «бабушкин сундучок», поясняя. Почему та или иная игра стоит на данном месте, при необходимости добавляют (рисуют) новые элементы движений к новым играм.
  3. Готовят атрибуты к занятию: ленты для девочек, кушаки для мальчиков.

Оборудование.

        1. «Бабушкин сундучок», в котором лежат карточки с изображением народных подвижных игр в определенной последовательности:

       - «Встреча»;

       - «Мешочек»;

      - «Челночок»;

      - вместо карточки лежат два платка – большой для игры «Бабка-Ежка» и маленький (для игры «салки с платками»);

       - «Ручеек».

2. По одному малому мячу для каждого ребенка.

3. Мешочек на веревочке.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Дети входят в зал. У девочек в косах яркие ленты, у мальчиков на поясе кушаки.

Педагог: Здравствуйте, девицы-красавицы, здравствуйте добрые молодцы! Обычными ребятами – дошколятами вас сейчас не назовёшь, почем увы так принарядились.

Дети отвечают:

Посмотрите на «бабушкин сундучок», в который мы заранее отобрали картинки с изображением игр для занятия. Давайте назовем их.

Обнаружив сундучке большой и маленький платок, дети выбирают игру «Бабка=Ежка» или «Салки с платком».

Разрешите еще вами. Девицы красные, все в них прекрасно –и походка, и осанка, и улыбка. В народе говорят: «Девица идет, словно павушка плывет». На добрых молодцев гляжу, не нарадуюсь. Растут в плечах широки. Тонки в поясе. С лица бела\ы да румяны, ровно маков цвет, а силой да ухваткой им равных нет. Любили добры молодцы и красны девицы природу. Прославляли ее в песнях.

Звучит мелодия песни «Во поле березка стояла». Дети выполняют упражнение – танец.

Строятся в колонну по одному (мальчик, затем девочка и т.д.)

Идут на носках, руки на поясе (0,5 круга).

Идут, высоко поднимая колени, руки в стороны (0,5 круга).

Идут топочущим шагом. Руки в доль туловища (0.5круга). Бегут сгибая ноги назад. Руки на поясе (2 круга)

Идут перекатом с пятки на носок (0.5 круга).

Перестраиваются в две колонны-мальчики и девочки идут, взявшись за руки. Через середину зала, затем расходятся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Комплекс гимнастики

«Девицы – красавицы и добры молодцы»

  • Полочка. И.п.- о.с. Руки перед грудью. Предплечья вместе.1-наклонить голову вправо; 2- и.п; 3 – наклонить голову влево;4- и.п.(8раз)
  • Хлопатушки. И.п. – ноги на ширине стопы, правая рука направлена вверх, левая – вниз. Делать скользящие хлопки в так музыке (10 раз).
  • Повернись. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – полуприсесть, повернутся в право (влево); 2- и.п.(8 раз).
  • Поклон. И.п. – то же.1-2- наклонится вперед, правую (левую) руку плавно опустить; 3 – 4 –и.п. ( 8 раз ).
  • Горка. И.п. – сидя ч, ноги вперед, руки в упор сзади.1- 2- опираясь на кисти рук т пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, выпрямить туловище; 3 – 4-и.п. (6-8 раз).
  • Хлопок под коленом. И.п. – сидя. Ноги вместе, руки перед грудью локтями в стороны. 1 – приподнять согнуть в колене правую (левою) ногу, хлопнуть под коленом; 2 – и.п. (8 раз).
  • Потягивание. И.п. – стоя, руки вниз. 1-4- медленно, плавно поднять руки вперед-вверх, посмотреть на них; 5-8- медленно вернуться в и.п. (4-5 раз).
  • Ай да ножки. Девицы-красавицы прыгают ноги с крестно –ноги врозь в чередовании с «пружинкой». Добры молодцы выбрасывают ноги в прыжке из и.п. сидя упор сзади, в чередовании разведением ног в стороны и их сведением (20раз).

Русские народные подвижные игры

  • Встреча. Играющие стоят шеренгами за линиями (расстояние 3-4 м.). Распределившись попарно, у каждого мяч. По сигналу водящего дети прокатывают мячи по направлению друг к другу так, чтобы они столкнулись (встретились). За каждое столкновение мячей пара получает фишку от водящего Игра повторяется 8 раз.
  • Мешочек. Играющие становятся по кругу. В центре находится водящий, в руках у него веревка, к концу которой привязан мешочек с песком. Он вращает веревку по кругу над землей. А дети прыгают на обеих ногах. Стараясь. Чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком 2-3 круга, водящий делает паузу, вовремя которой подсчитывается количество детей, чьих ног коснулся мешочек. Игра повторяется 4-5 раз.
  • Челночок. По сигналу последняя пара опускается на четвереньки и проползает вперед. За ней поочередно проползают следующие пары. Затем дети двигаются в обратно направлении. Игра повторяется 2-3 раза. В первоначальном варианте дети проходили   или пробегали по «коридорчику». Взявшись за руки.
  • Бабка-Ежка. По считалке выбирается водящий.

Ахи. Ахи. Ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой –

Мы помчимся, ты постой!

Ему на голову повязывается платок – он изображает Бабку-Ежку. Остальные дети хором читают дразнилку.

Бабка-Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом говорит: «У меня нога болит».

Пошла на улицу –

Рассмешила курицу,

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Побежала в баньку –

Напугала зайку.

Бабка – Ежка ловит детей.

  • Салки с платком. Выбирается водящий, у него в руках платок. Дети хором произносят: «Раз. Два.  Три. – лови» и разбегаются. Салка касается убегающего и передает ему платок со словами: «Осаль другого!» Теперь осаленный сам становится салкой, игра продолжается.

Заключительная часть.

Ручеек. Пары становятся одна за другой и поднимают руки вверх. Выбираются водящий.

Ручеек по камешкам бежит,

Парень выбрать девушку спешит.

  • Девушка пусть тоже не скучает
  • И другого выбирает.

Водящий стоит перед парой. Его задача – пойти по «коридору». Взять за руку кого-то из впереди стоящих игроков и вместе с ним пройти до конца. Здесь им надо выстроиться позади последних игроков и т.д. Игра продолжается 1,5-2мин.

Приложение 3. Физкультурное развлечение «Играем в подвижные игры».

Цель: воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине через вовлечение детей в подвижные игры разных народов России.

Под русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют ходьбу змейкой, перестраиваются в две колонны(команды).

1-й ребенок

Родина моя – бескрайняя Россия,

И сибирь, и Волга, иУрал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России ни бывал.

2-й ребенок

Детство наше золотое,

Все светлей ты с каждым днем.

Под счастливой звездою

Мы живем в краю родном.

Ведущий. Наша Родина – великая страна Россия. В ней свыше тысячи городов, множество сел, деревень; проживают люди разных национальностей – русские, татары. Башкиров, марийцы, дагестанцы, якуты и многие другие. Все дети любят играть, у каждого народа есть свои игры, свои традиции. Сегодня мы поиграем в подвижные игры разных народов, которые передаются из поколения в поколение.

3-й ребенок

Направо и налево-

Везде лежит она-

Игралочка, игралочка.

Чудесная страна!

4-й ребенок

Каждый день и каждый час

Игры бойкие ждут нас.

Мы играем, мы растем,

Чтоб стать сильнее

С каждым днем!

Ведущий. Наши ребята все молодцы, поэтому им не пришлось долго выбирать названия для своих команд. Итак, команда «Молодцы» - дети с синими лентами. Команда «Удальцы» - с красными лентами. Наблюдать за ходом игроков будут судьи. (Представление членов судейской\коллегии.) За победу в игре команды будут получать боб(камушек). И так. Объявляю первую игру «Тирме», что в переводе с татарского означает- «Юрта». Эта игра развивает внимание и ловкость.

  • Тирме – татарская игра. В игре участвуют две подгруппы детей. Каждая из которых образует круг. В центре каждого круга стоит стул. На котором – платок. Взявшись за руки, дети идут двумя кругами и поют:

Мы. Веселые ребята.

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем.

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов дети переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании    и музыки они быстро бегут к своим стульям. Берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Ведущий. Армянская игра «Четыре стихии» помогает всем детям развивать внимание. Ловкость. Быстроту реакции.

  • Четыре стихии – армянская игра. Дети становятся в круг, а ведущий при этом с мячом находится в центре. Из центра он бросает мяч любому игроку, называя одну из стихий. На слово «Вода» задача игрока поймать мяч и назвать какую-нибудь рыбу, на стихии «Воздух» - любую птицу. На «Земля» - домашнее животное. На стихию «Огонь» мяч нужно отбить и всем игрокам повернутся вокруг себя. Помахивая руками. Кто ошибется, тот выбывает из игры.
  • Ведущий. Помогает развивать ловкость и глазомеру детей русская народная игра «Гонка мяча по улице».
  • Гонка мяча по улице – русская игра. Дети делятся на две команды и встают напротив друг друга на расстоянии 3-5метров. В каждой группе рассчитываются на первый второй номера и отступают друг от друга на расстоянии одного шага. Первые номера составляют одну команду, вторые другую. По сигналу ведущего сначала перебрасывают первые номера. А вторые потом. Каждая команда прогоняет мяч до 5раз. Передавать мяч следует только игроку своей команды и в порядке очереди. Мяч не должен касаться земли.  Принимая мяч, играющий может выходить из шеренги. Ведущий за каждый упавший мяч штрафует команду на одно очко.  Побеждает команда, набравшая меньше количество штрафных очков.

Команды садятся. Судьи подводят итог игр.

Ведущий. Вы знаете, что в переводе с шорского означает «Куорбах» Это «Зайчий прыжок».

 Итак, шорская народная игра.

  • Зайчий прыжок –шорская игра. Жеребьевкой с помощью длинной и коротких палочек определяются по одному участнику от каждой команды. Участники сговариваются, сколько прыжков в длину они выполнят, начиная от одной линии старта. После того как каждый игрок выполнит прыжки, идет сравнение расстояния с места старта до финиша. У кого оно окажется длиннее. Тот и становится победителем.

Судьи подводят итог.

Ведущий. Дети – большие выдумщики, они могут затеять игру с чего угодно: с косточками, камешками, палочками. Немецкие ребята ещё в прошлом веке придумали игру, с чем бы вы думали. С шапками!

  • Достань шапку – немецкая игра. Игроки делятся на две команды. На расстояние 8-10 м. находятся шапки. Играющие парами движутся к шапкам. выполняя разные движения. Сначала двигается одна пара затем вторая и т.д., например, первая пара прыгает на одной ноге, вторая ползет на четвереньках. Третье – идет на пятках и т.д. Взять шапку имеет право тот. Кто дошел к шапке первый. Побеждает команда, набравшая больше шапок

Ведущий. Поиграем, дети, в русскую народную игру «Крута гора», для нее и шапки и штанишки – все сгодится.

  • Крута гора – русская игра. Перед игрой дети складывают шапки, штанишки в виде горки. Ходят по кругу и поют:

Стоит крута гора

Середи нашего двора.

Сопротив терема широкого,

Сопротив крыльца высокого!

Стоит крута гора

Середи нашего двора.

Не пройти, не проехоти

Что ни конному, ни пешему!

Потом дети по очереди прыгают через горку из сложенных вещей. Перед каждой новой попыткой кладут наверх еще одну шапку.

Участник, сбивший какую-либо вещь из игры, выбывает.

Сначала прыжки выполняют дети одной команды. Затем другой. Первой начинает команда. Которой выпал жеребей. Побеждает команда, у которой выбыло меньше участников.

Судьи оглашают итоги. Детям вручаю награды. Призы.

Ведущий. Замечательно поиграли и повеселились. Сил набрались и хорошего настроения.

Пусть. Как цветы, в краю родном

Растут ребята наши.

Пусть будут крепче с каждым днем

И с каждым годом краше!

физкультурный проект

«Придумаем игру»

Зелих Н.И.

Инструктор по физкультуре МБДОУ

«Искитимский детский сад «Аистенок»

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - так писал великий отечественный педагог В А. Сухомлинский. Мир детских игр разнообразен: подвижные, сюжетно-ролевые, языковые и др. Подвижные игры – незаменимое средство укрепления не только физического, но и социального и психического здоровья ребенка.

На протяжении многих лет я наблюдаю грустную картину: на улице дети не устраивают активных игр, как, например, это делала я и мои сверстники или мои дети в детстве. Когда я спросила у старших дошкольников, какие игры они любят, ответы были однотипны: «Ловишки», «Догонялки». Тогда я предложила ребятам придумать разные подвижные игры и научить им своих друзей.

Цель: создать вместе с дошкольниками интересные им подвижные игры.

Задачи:

- обогатить знания детей о подвижных играх и их значений для здоровья человека:

- научить дошкольников составлять правила игры с помощью карточек-моделей;

- развивать у детей комбинаторные способности и умения, коммуникативные навыки и творческую активность;

- поддерживать познавательный интерес и уверенность в себе.

Тип проекта:

- по количеству участников: подгрупповой (группы 8-10 человек);

- по методу: творческий;

- по продолжительности: краткосрочный (25 дней).

Описание:

  1. На первом этапе работы мы с детьми выяснили, какие бывают подвижные игры: сюжетные и бессюжетные, с предметами и без них, со словами и без них. А чтобы играть в игру, надо знать ее правила и составляющие: какие действия выполнять участникам, где играть, есть ли в игре ведущий или персонаж, какие предметы нужны для игры, кто победит в игре и т.д.
  2. На втором этапе была собрана копилка с тематическими картинками и карточками- схемами к разным играм.
  3. На третьем этапе весь собранный материал был упорядочен.
  4. На четвертом этапе была создана модель-инструкция подвижной игры, показывающая, какие элементы нужно соединить, чтобы получилась игра. Основной инструмент служит таблица, в которой по горизонтали располагаются названия атрибутов (предметов) игры, а по вертикали – частей тела. На пересечении вертикали и горизонтали обозначено условие игры. Например, «мяч» (горизонталь) и «руки» (вертикаль) – участники игры должны выполнять действия с мячом при помощи рук.

5. На пятом этапе с помощью модели ребята сами придумали подвижные игры и записали на карточках-схемах.

6. Проект завершился показом презентации для детей своей группы. Приглашенные не только смотрели, но и участвовали в придуманных друзьями играх.

План реализации проекта

Этап проекта

Срок

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ

1.Обсуждение с детьми темы проекта

1-й – 5-й день

Беседа «Разнообразие подвижных игр»

Познакомить детей с разными подвижными играми, их правилами и задачами.

2.Копилка

6-й – 8 й день9-й – 15-й день

Сбор картинок т карточек-схем по темам: части тела, предметы (атрибуты), месторасположение игроков, место проведения игр, слова к картинкам, картинки животных, явления природы, профессий.

Собрать материал для создания подвижных игр: сюжетных, предметами, со словами.

3.Картотека

16-й – 19-й день

Упорядочение собранного материала по группам

Формировать представления детей о составляющих элементах подвижной игры.

4.Модель

20-й – 22-й день

Составить модели-инструкции «Как правильно придумать подвижную игру» (в виде таблице).

Закрепить знания детей о составляющих подвижной игры.

5.Продукт

21-й – 24-й день

Составление картотеки подвижных игр.

-//-//-//-

6.Презентация

25- й день

Представление детьми своего проекта

Предоставить возможность детям самостоятельно рассказать о проекте.

Сценарий презентации

Воспитатель. В какие игры мы играем на физкультурных занятиях? Назовите, одним словом.

Дети. Подвижные.

Воспитатель. На какие можно разделить подвижные игры?

Дети. Мы знаем сюжетные и бессюжетные игры, со словами и без слов, с предметами и без них.

Воспитатель. Вспомните название игр, которые вы сами придумали.

Дети отвечают.

Что мы делали, перед тем как придумать игру?

Дети. Рисовали карточки, делали картотеку, придумали модель.

Воспитатель. Что нам помогало придумывать игры?

Дети. Модель-инструкция.

Воспитатель. Давайте расскажем гостям наш секрет придумывания игр.

Воспитатель предлагает разбиться на пары.

Каждая пара выбирает одну часть тела и предмет, с которым хочет придумать игру.

        В таблице дети выкладывают по вертикали части тела, по горизонтали атрибуты и выбирают понравившиеся.

Посоветуйтесь и придумайте два интересных и необычных движения с выбранными вами предметами.

        Дети выходят парами и демонстрируют придуманные движения.

Давайте спросим у гостей, какое движение больше всего им понравилось, и с этим движением придумаем подвижную игру.

        Гости выбирают понравившееся движение. Воспитатель и дети  убирают карточки с названиями частей тела и атрибутами.

К какой группе игр будет относится наша игра? Что еще нужно для игры?

        Дети отвечают.

Подойдите к столу и найдите нужные нам схемы.

        Дети выбирают из картотеки и выставляют в таблице заготовки с правилами, расположением участников на площадке, местом проведения игр, наличием ведущего или героя, атрибутом.

        А теперь расскажите, как мы будем играть в эту игру? Для чего нужна в игре техника безопасности? Кто выигрывает в этой игре? Придумайте к игре название. Как сохранить игру в нашей картотеке?

        Дети отвечают.

        Затем дети, воспитатель и гости играют в придуманную игру.

        Игры, придуманные детьми

«Кто быстрее»

        Дети берут малые обручи и встают в шеренгу на одной стороне площадки. По сигналу начинают движение, пролезая в обруч и продвигаясь вперед. Победит тот, кто быстрее доберется до противоположной стороны площадки.

«Забей гол»

        Дети встают в две колонны лицом к воротам. У каждого игрока команды мяч. По сигналу участники по очереди забивают мяч в ворота. Побеждает команда, забившая наибольшее количество голов.

«Собаки-прыгуньи»

        Дети встают в две колоны лицом к воротцам – они собачки. Ведущий спрашивает: «Собачки, собачки, что вы делаете?» Дети отвечают: «тяв-тяв, мы прыгаем». После этих слов дети-собачки с разбега перепрыгивают воротца. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.

«Мы едем-едем-едем»

Дети встают в колонну друг за другом – они машинки. На слова ведущего: «Машинки едут, едут в далекие края» дети двигаются по кругу, изображая автомобили. На слова: «Когда наступит ночь – замирать пора» ребята останавливаются и замирают. Из игры выбывает тот, кто зашевелится

        Выводы

        Благодаря проделанной работе ребята научились придумывать и самостоятельно проводить подвижные игры.

Карточки-схемы подвижных игр дети используют как на физкультурных занятиях, так и в свободной деятельности. Теперь без сомнения можно сказать, что во время летних каникул ребята не будут бесцельно гулять по улицам, а смогут вместе с друзьями с пользой провести время. Родители принимали непосредственное участие в проекте: находили картинки с изображением предметов и частей тела человека, помогали детям готовится к презентации. Серьезных трудностей в ходе реализации проекта не возникло. Единственной проблемой стал недостаточно богатый двигательный опыт у детей 5-6 лет: придумывать действия с атрибутами для них иногда было затруднительным. Отношение участников к проекту – положительное. Такая форма работы с детьми является наиболее эффективной – она активизирует инициативу детей, самостоятельность и творчество; способствует осознанию детей ценности подвижных игр и в частности народных подвижных игр; для формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Детско – родительский проект

Подвижные игры нашего детства

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательном процессе сегодня большое внимание уделяется игре, вовлечению родителей в непосредственно образовательную деятельность. В подготовительной группе был реализован детско-родительский проект «Подвижные игры нашего детства».

        Цель проекта: ознакомление детей с народными подвижными играми, в которые любили играть их родители в детстве. Детям интересно детство их мам и пап, поэтому родителям предложили вспомнить свои игры и поиграть в них с детьми.

  формой презентации проекта стала совестная игровая деятельность родителей и детей, организованная педагогом во второй половине дня на спортивной площадке. Родители с небольшой помощью организовали с детьми народные подвижные игры, которые не только способствовали образовательному процессу и физическому развитию детей, но и повлияли на установление доверительных отношений между родителями и детьми, формирование добрых семейных традиций. Игры проходили в теплой, дружественной обстановке. Все получили заряд бодрости и положительных эмоций.

        Совместно игровая деятельность детей с родителями

        «Я играю вместе с мамой»

        Воспитатель. Играть любят все: и дети, и родители, и воспитатели. Игра – необходимость общечеловеческой культуры. Она развивает, воспитывает, развлекает, дает отдых, социализирует. Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира, призванную готовить детей к взрослой жизни. Дети, ваши мамы, папы и дедушки и бабушки тоже были маленькими, учились в школе и тоже любили играть. Сегодня мамы поиграют с вами в игры своего детства. Игры бывают подвижные и малоподвижные, с правилами и без.

        Мамы проводят подвижные игры.    

        Игра «На златом крыльце сидели…»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, ловкости.

        Дети стоят, образуя круг.  В центре стоит водящий – мама, держа скакалку за один конец, и поворачивается так, чтобы второй конец скакалки описывал большой круг. Когда второй конец скакалки достигает детей, они должны через него перепрыгнуть. Тот, кого скакалка «задела», выходит из игры. Каждый поворот водящего сопровождается словами: «На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич. Сапожник, портной, кто ты будешь такой?»

        Ига «Жмурки»

        Цель: развивать умения ориентироваться в пространстве, двигательной активности, ловкости.

        Водящий (мама) стоит с завязанными глазами (для безопасности следует использовать полупрозрачный шарф), дети разбегаются в разные стороны. Игроки, издавая разные звуки, хлопая, бегают вокруг водящего, который пытается поймать участников. Он должен определить, кого поймал и назвать имя пойманного.

        Игра «Ручеек»

Цель: развитие двигательных навыков, дружелюбности, взаимопонимания.

        Дети становятся в паре с мамами друг за другом и высоко поднимают руки. Получается подобие коридора (арки). Один игрок проходит по коридору, выбирает любого игрока и ведет в конец ручейка, взяв его за руку. Дойдя до конца, пара встает так же, как остальные, подняв высоко соединившие руки. Участник, оставшийся без пары, идет по коридору и выбирает себе пару.

Игра «Каравай, каравай»

        Цель: сплочение коллектива, развитие двигательных навыков, разучивание хороводных движений.

        Играющие (дети, мамы) образуют круг, водящий стоит в его середине.

        Затем они двигаются по кругу со словами:

        Как на (Ванины) именины

        Испекли мы каравай

        Вот такой вышины!

        Участники поднимают руки и встают на цыпочки.

Вот такой нижины!

Опускают руки, приседают.

Вот такой ширины!

Разводят руки, увеличивают круг.

Вот такой ужины!

Сводят руки и сходятся к центру круга.

Каравай - каравай.

Кого хочешь выбирай!

Ига «Маленькие солнышки»

Цель: развитие навыков ориентации в пространстве, умения действовать сообща в группе.

Дети вместе с мамами делятся на четыре команды, образуя круги – «солнышки», которые передвигаются по площадке. Если игроки сталкиваются в одно «солнышко». И так до тех пор, пока не образуется одно большое «солнце»

Также можно провести игры: «Море волнуется», «Салки», «Съедобное – несъедобное».

Воспитатель. Сегодня дети были очень эмоциональны, в приподнятом настроении, потому что с нами играли мамы. Играйте побольше со своими детьми. Это очень важно для вашего взаимопонимания.

        Литература

Гришина г.н. Приобщение детей к народной игровой культуре //Управление ДОУ. 2005.№1.

Смычагина О.М. Народные подвижные игры в ДОУ//Инструктор по физкультуре. 2010. №2.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. Программа: Учебю-метод. Пособие. СПб., 2004.

Литвинова И.Ф. Русские подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практ. Пособие. М.,2003.

Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошк. Учреждений. М.,2009.

Канеман А.В. Детские подвижные игры народов России. Пособие для воспитателей д/сада.1998.

Власенко Н.Э. 300 подвижных игр для дошкольников. Практическое пособие.2011.Потокова Т.Н. национальные подвижные игры как фактор здоровье сбережения. //Инструктор по физкультуре. 2013.№3.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Картотека, подборка подвижных игр для детей от 3до 7 лет. Игры народные, дворовые и т.д....

подвижные игры для детей дошкольного возраста обучающихся шахматной азбуке

при обучении детей шахматам можно использовать подвижные игры, как для закрепления  знаний полученных на занятиях, так и источник радостных эмоций. Эти игры можно использовать и в свободное время...

Подвижные игры для детей дошкольного возраста.

Подвижные иргы "Бездомный пары", "Юрта"....

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.)...

"Калмыцкий национальный календарь – источник развития детей дошкольного возраста"

laquo;Народный календарь является по сути энциклопедией  национальной культуры»   М.А.Шолохов...

Развитие способности ориентировки в пространстве в подвижных играх у детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение органов зрения)

Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьн...