Национальная подвижная игра-традиционное средство российского воспитания
консультация (подготовительная группа) на тему

Дуленцова Валерия Викторовна

 

В статье рассказыватся о видах русских народных подвижных играх, их классификации, правилах. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народная подвижная игра –

 традиционное средство российского воспитания

Народная подвижная игра - традиционное средство российского воспитания

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд , национальные устои , представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, красотой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость ,  волю и стремление к победе.

В настоящее время  происходит возрождение древней культуры нашего народа, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве, литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и русские народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое , заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотизма.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ( «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастухи»). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации, ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату( «Палочка-выручалочка», «Пятнашки»).

Большое воспитательное значение заложено в правилах  игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить».

Игра требует внимания, выдержки, ловкости , умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи (один – за всех, все - за одного), ответственности, смелости, находчивости ( наседка).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый  игровой фольклор. Так, например, зачины, которые,  по определению русского фольклориста Г.А.Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность  быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Я куплю себе дуду

И по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди :

Мы играем, ты – води.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух капитанов, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и , подняв соединенные руки, образуют воротца. Последнего воротца задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь какого  коня:

Сивого или златогривого?

Играющий становится позади того , кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевках могут быть и более короткие загадки: «Красное яблоко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка» и т.п.

В некоторых русских народных играх перед началом применяются забавные припевалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется, губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять.

С этих пор всем молчать.

 

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться . самый выдержанный из детей и становится ведущим. Постепенно « Молчанка» приобрела статус самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики  по свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки, медок, сахарок, молчок!

Тому , кто не выдержит и засмеется, назначают фант, предлагают исполнить танец, спеть песню и т.д.

Певалки имеют место и в самом содержании русских народных игр. Например, в игре «Уголки», водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:

Мышка, мышка, продай уголок,

За шильце, за мыльце,

За белое полотенце, за зеркальце.

После этих слов все играющие меняются уголками(перебегают),а водящий старается занять свободный уголок.

В игре «Ключи» содержание игровых  аналогично: водящий подходит к игроку, стоящему в кругу среди играющих, и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает, указывая рукой направление: «Там постучи».В это время все меняются местами.

Эти чёткие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. В ходе игры следует обратить вниманию на содержание ,точность движений, которые должны соответствовать правилам физической нагрузки, регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, учить ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, оказывать поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьевка), взрослому не следует предварительно заучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям больше удовольствия и избавит их от скучного предварительного знакомства с игровым элементом.

Объяснение новой игры может проходить по- разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так , несюжетная игра объясняется кратко, эмоционально. Нужно рассказать о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков, атрибутов, правилах игры. Нужно задать один-два вопроса, чтобы убедиться, что дети все поняли.. основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует оценить поступки тех, кто проявил определенные качества: смелость,  ловкость, выдержку, взаимопомощь.

Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному:

  1. предварительно рассказать об обычаях на Руси, показать иллюстрации того времени, заинтересовать обычаями, фольклором;
  2. можно образно и кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль ведущего, дать прослушать диалог, если он имеется( «Гуси-гуси»), потом перейти к распределению ролей, которое можно проводить путем считалок или назначить водящего самому.

Взрослому отводится главная задача – научит детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень вниманиями мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям  окружающей среды, находить выход из критических положений, быстро принимать решения и приводить их в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в дальнейшей взрослой жизни.

Русские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Нужно помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека, они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной и творческой деятельности.



Предварительный просмотр:

Организация семейного досуга

 с помощью русской

народной игры.

 Консультация для родителей.

У всех родителей масса житейских забот, но постарайтесь найти хотя бы полчаса, чтобы порадовать ребенка и самим отдохнуть, снять напряжение рабочего дня. Вечером, когда вся семья собирается дома, будут очень кстати игры-шутки, игры-загадки, игры-соревнования, игры-прятки, которые рассчитаны на участников самого разного возраста. Для этих игр не нужно большого физического напряжения, они развивают память внимание, сообразительность, быстроту реакции и в то же время создают хорошее настроение.

Если члены семьи-люди открытые шутке, фантазии, то им совсем нетрудно сдружиться с детьми в игре, стать действительно равноправными партнерами.

Многие игры имеют несколько вариантов. Используйте их. Это позволит поддержать интерес к наиболее полюбившимся играм. Может быть, вам удастся вместе с детьми придумать свои варианты.

Предлагаемые для вечернего досуга игры не требуют большого количества участников: можно играть вдвоем, втроем, вчетвером.

«В садовника»

Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий , выбранный по жребию, начинает диалог:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели,

Кроме …розы – раз , два , три!

После этих слов роза должна быстро вступит в диалог с садовником: «Я!» - «В чём дело?» - «Влюблена!» - «В кого?» - «В тюльпан! – раз , два, три!». Игра продолжается.

«Холодно-горячо»

Один из играющих выходит, другие прячут предмет где-нибудь тут же в комнате.

Затем приглашают водящего и предлагают найти спрятанную вещь. Во время поиска игроки предупреждают водящего : «тепло», «горячо», если он приближается к предмету или удаляется от него. Когда вещь найдена, выбирается новый водящий.

«Первый слог»

Играющие образуют круг и перекидывают друг другу мяч или платок, завязанный узелком. Бросающий говорит первый слог какого-нибудь слова, а ловящий должен назвать следующий слог. Можно подбирать слова с разным количеством слогов. Примечание, важно соблюдать правило, если кто-то из играющих повторяет слово, уже названное ранее, платит фант.

«В цапки»

Водящий вытягивает вперед руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:

Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба

Цап!

Или:

На горе стояли зайцы

И кричали:

«Прячьте пальцы!»

Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры.  Данная игра развивает внимание и быстроту реакции.

«В ушки»

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. Ударяют в ладоши и приговаривают:

Мама била, била , била

И всё папе доложила.

Папа бил, бил, бил

И всё бабе доложил.

Баба била, била, била

И всё деду доложила.

Дед всё бил, бил, бил

И всё сёстрам доложил.

Сёстры били, били, били

И всё братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили,

А в кадушке две лягушки.

Закрывай скорее ушки!

При последних словах играющие должны быстро прикрыть уши ладошами. Побеждает тот, кто первый это сделает.

«Горячее место»

На земле обозначается чертой «горячее место». Один из играющих, выбранный считалкой или по жребию, водит: становится поодаль от горячего места и оберегает его от остальных игроков. Водящий не пускает играющих и старается осалить их. Осаленный игрок становится помощником водящего и вместе с ним ловит остальных игроков. Попавший в горячее место игрок может отдохнуть там, но как только он его покинет, то может быть осален ведущим и его помощниками. Игра продолжается до тех пор, пока всех игроков не переловят.

«Баба-Яга»

Один из играющих выбирается Бабой-Ягой, становится в стороне. Остальные подходят к нему и дразнят:

Баба-Яга, костяная нога.

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугался народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

Баба-Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать увертывающихся и убегающих игроков. Тот, кого она поймала , становится Бабой-Ягой. Площадка для данной игры должна быть небольшой.

«Коршун»

Из наиболее сильных игроков выбирают коршуна и наседку. Коршун сидит на земле и копает ямку. К нему подходит наседка, за которой гуськом, крепко держась друг за друга, стоят детки. Наседка начинает диалог с коршуном:

-Коршун, что делаешь?

-Ямку рою!

-Зачем тебе ямка?

-Копеечку ищу!

- Зачем тебе копеечка?

-Иголочку куплю!

-Зачем тебе иголочка?

-Мешочек шить!

-Зачем тебе мешочек?

-Камешки класть?

-Зачем тебе камешки?

-В твоих деток кидать!

-За что?

-Ко мне в огород лезут!

-А ты бы забор повыше делал, а коли не умеешь, лови их!

Коршун бросается на цыплят: сначала на последнего, стараясь поймать и оторвать его от остальных. Мать защищает своего цыпленка, который тоже уворачивается от хищника. Когда коршун переловит всех, игра заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...

Консультация для воспитателей "Национальные подвижные игры как средство оздоровительной работы”

Татарские народные игры являются неотъемлемой частью интернационального художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формирует...

Национальная подвижная игра как средство приобщения детей к национальным традициям

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что ДО направлено на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, интеллектуальных, личностных...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: “Национальные подвижные игры как средство оздоровительной работы”

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональн...