Конспект занятия "Сказка о зайце-грязнуле"
план-конспект занятия (старшая группа)

Попова Наталия Анатольевна

Педагогическое мероприятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по введению в художественную литературу с использованием технологии продуктивного чтения-слушания. Для работы с детьми выбрана сказка И. Гуриной "Сказка о зайце-грязнуле". Задачи занятия: 1. воспитать интерес к чтению художественных произведений; 2. развить воображение, мышление, связную речь; 3. формировать представления о необходимости соблюдать правила личной гигиены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_skazka_o_zaytse-_gryaznule.doc503.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по продуктивному чтению-слушанию

в старшей группе

И.В. Гурина «Сказка про зайца-грязнулю»

Педагогическое мероприятие по введению детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в художественную литературу с использованием технологии продуктивного чтения-слушания.

О технологии: Технология продуктивного чтения-слушания – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание  текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и автору. При изучении художественных произведений главное – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. Восприятие и понимание – основной «продукт» чтения любого текста.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

Первый этап. Работа с текстом до чтения:

Цель: вызвать у ребенка  желание (мотивацию) к чтению художественного произведения. Данный этап включает в себя:

- рассматривание обложки книги, иллюстрации;

- предположение детей о названии произведения и  имени автора;

- ответы на вопросы детей;

- прогнозирование – о ком или о чем будут читать.

Результат: включение механизма антиципации (предугадывания).

Второй этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка).

Этап предусматривает:

-  чтение взрослым (медленное, художественное) с остановками для комментирования прочитанного (Объяснение непонятных слов, речевых оборотов);

- ведение диалога с автором (ответы на прямые и косвенные вопросы.

Результат: полноценное восприятие текста.

Третий этап. Работа с текстом после чтения.

Цель: корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом.

Этап предполагает:

- беседу о прочитанном;

- воспроизведение прочитанного с помощью заданий: через имитацию движений, драматизацию, игру и др.;

- краткое сообщение об авторе, его личности.

Для работы с детьми выбрана сказка И. Гуриной «Сказка о зайце-грязнуле».

Цель: формирование навыка продуктивного чтения-слушания.

Задачи:

- воспитать интерес к чтению художественной литературы;

- развивать внимание, мышление, воображение, связную речь.

- формирование представлений о необходимости соблюдать личную гигиену.

Оборудование:

Текст сказки И. Гуриной «Сказка про зайца-грязнулю» в книге. Картинка или рисунок – грязный заяц. Фото писательницы Ирины Гуриной. Иллюстрации к эпизодам сказки. Для рисования: карандаши или краски, листы по количеству детей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

   Сегодня по дороге в детский сад я увидела неведомую зверушку. Я удивилась, кто же это:

Ушастый, но не ослик.

Ест траву, но не лошадь.

Прыгает, но не кенгуру. ( Дети отгадывают загадку: заяц)

Но почему же я его не узнала? (предположения детей). Посмотрите на картинку ( на картинке нарисован грязный заяц).  Весь  растрепанный, непонятного цвета, шерсть покрыта грязью, пылью, прошлогодними листьями. Как вы думаете, что могло с ним случиться? (предположения детей). Каким образом мы могли бы проверить наши предположения? (дети подводятся к ответу - прочесть книгу, они  должны сами  предложить этот вариант).

 Давайте прочитаем историю об этом удивительном зайце и проверим, верны ли наши предположения.

  1. Чтение с комментированием.

Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом – серые, а зимой … (дети подсказывают – белые). А вот этот и зимой и летом был одним цветом (Как вы думаете почему).

И цвет этот был ни белый, ни серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не … (умывался).

Шел он как-то по тропинке, а  навстречу ему лиса.

- Ты кто? – спрашивает лиса.

- Заяц, - ответил заяц.

- Не может быть, - замотала головой лиса. – Я никогда таких зайцев не видела, таких страшных не бывает! Может быть ты еж?

- Почему? – удивился заяц.

- Потому что на тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.

Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет.

Повалялся он по земле, стряхнул старую солому и шелуху от шишек и пошел дальше. А навстречу ему волк.

Как вы думаете волк узнал зайца? Что он ему сказал? (предположения детей).

- Ты кто? – спросил волк.

- Заяц, - ответил заяц.

- Не может быть, - сел на задние лапы волк. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает. Может быть, ты крот?

Как вы думаете, почему волк принял зайца за крота? (предположения детей).

-Потому что ты весь в земле, вон какой черный!

Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он на траве, стряхнул землю и пошел дальше. А навстречу ему медведь.

- Ты кто? – спрашивает медведь.

- Заяц, - отвечает заяц.

- Не может быть, - замотал головой медведь. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть, ты лягушка?

Как вы думаете, почему он сравнил его с лягушкой? (предположения детей).

- Почему? – удивился заяц.

- Потому что ты весь зеленый?

Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет.

- Ну и что, зато не съели, - решил он и пошел дальше. Видит, на поляне играют зайцы.

Они должны узнать зайца? (предположения детей).

- Привет, - закричал заяц, выскочив на опушку. – Возьмите меня к себе поиграть.

- А ты кто? – хором спросили зайца.

- Как кто? Заяц!

- Не может быть, сказал один из игравших на поляне зайчиков.

- Ты на нас совсем не похож.

- Как не похож? – расстроился заяц. – Разве я  не такой же , как вы?

- Нет, - хором прокричали зайцы. – Вот пойдемте к речке, посмотрим в воду, на отражение сравним.

И поскакали они все к речке. Сели чистые зайцы рядком, а грязный заяц  в самом конце пристроился. Наклонились они над водой, а там…

Все зайца, как зайцы серые, а рядом с ними кто-то страшный!

Закричали зайцы, а грязный заяц от страха и свалился в воду. Поплавал – поплавал, понырял, да и выпрыгнул на берег.

- Ой! – закричали зайцы. – И правда, ты заяц!

Он осторожно вернулся к реке и посмотрел на свое отражение.

- Какой я красивый, оказывается, - удивился заяц и пошел играть со своими новыми друзьями.

С того дня он каждое утро бегал со всеми вместе к речке.

 3. Работа после чтения. Вот такая история случилась с грязным зайцем.

- Она вам понравилась?

- А вы, если бы увидели чумазого зайца, испугались бы?

- Какие чувства испытывал грязный заяц, когда встретился с лисой, волком, медведем?

- Было ли ему обидно, когда его не взяли в игру другие зайцы? На кого ему нужно было обижаться?

- А что думали, какие чувства испытывали другие звери, глядя на грязного зайца? Приятно ли им было общаться с грязнулей?

- А самому быть грязнулей приятно?

- Что нужно делать, чтобы не быть грязнулей?

- Как называются правила ухода за собой?

- Какие правила личной гигиены вы знаете?

4. Мимическая гимнастика «Приключения грязного зайца».

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности движений и речи.

Взрослый с детьми вспоминает сказку. Дети рассказывают, какой это заяц, и изображают, как они себя вел, при встрече с лисой, волком, медведем, не называя животного. Все остальные отгадывают, какой эпизод сказки показан. В конце все вместе показывают,  как заяц плавал в реке, отряхивался и прихорашивался после купания, как осторожно он заглядывал в реку и был доволен своим отражением.

  1. Краткое сообщение об авторе.

 Воспитатель  спрашивает детей: Как бы вы назвали эту историю?

Автор Ирина Гурина (можно показать портрет)  назвала эту сказку: «Сказка про зайца-грязнулю».  Как вы думаете, что за человек писательница Ирина Гурина? Какими качествами она обладает? Почему вы так думаете? Чему научила нас ее сказка?

  1. Рефлексивный этап:

Воспитатель задает вопросы и выслушивает ответы детей:

- А вы когда-нибудь попадали в такую ситуацию?

- А кого у вас дома можно назвать чистюлей?

  1. Перспективный этап.

Воспитатель спрашивает: Как же мы будем поступать, когда запачкаемся? По утрам, после сна, что будем делать? (ответы детей).

 Давайте покажем, как мы будем умываться.

Пальчиковая гимнастика «Зайка умывается»

Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ухо,

Полотенцем вытер сухо.

  1. Выход на самостоятельную деятельность детей. Рисование.

- А теперь пора нарисовать зайца. Вы можете сами выбрать и  нарисовать его в любой момент из сказки: когда он был грязным, когда мылся в реке, когда прихорашивался и стал красивым. А потом мы устроим выставку ваших работ, покажем их другим детям, чтобы все помнили: нужно мыться.

   http://artpo.ru/img/89000/89285.jpg

http://pussycatdreams.p.u.pic.centerblog.net/o/b866b0c1.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2092521/be567f5e-db6f-4193-b1c2-3ebba9dab91c/s1200?webp=false

https://litvek.com/icl/i/51/232251/i_046.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия,старшая группа. Сказкотерапия. Тема: «Сказка про Зайца-грязнулю».

Сказка, которая помогает в воспитании детей дошкольного возраста....

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Чтение рассказа А.И. Гунина «Сказка про зайца – грязнулю»

Цель: Формирование навыка продуктивного чтения. Задачи:- воспитывать уважение друг к другу, умение слушать не перебивая;- развивать речь, внимание, память, мышление, воображение;- восп...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...