Конспект занятия,старшая группа. Сказкотерапия. Тема: «Сказка про Зайца-грязнулю».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Иванцюх Елена Владимировна

Сказка, которая помогает в воспитании детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pro_zaytsa-gryaznulyu.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №5 «Золотой ключик»

Конспект занятия

кружка «Волшебная сказка»

старшая группа

Тема: «Сказка про Зайца-грязнулю».

Подготовила воспитатель:

Елена Владимировна

Люберцы 2014г

Цель:

  • Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.
  • Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, проигрывать отдельные части сказки, используя кукольный театр.

Задача:

  • Побуждать детей к активному слушанию сказки, желанию участвовать в инсценировке.
  • Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения, с эмоциональной окраской  на состояние героев сказок. 
  • Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.
  • Учить находить решение поставленной проблемы.
  • Развивать речевую  активность.
  • Воспитывать доброжелательность.
  • Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.
  • Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.
  • Делать выводы по содержанию сказки.

Программное содержание:

  • Организационный момент. Загадка-беседа о лесных жителях, зайце.
  • Основная часть. Проигрывание сказки с использованием  кукольного театра (Би-ба-бо).
  • Итог занятия.

Предварительная работа:

  • Введение в сказкотерапию.
  • Чтение сказки и разыгрывание сцен кукольного спектакля.
  • Беседа с детьми о сюжете.
  • Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки.

Словарная работа: солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, посмотрим в воду и отражения сравним,

Интеграция образовательных областей: 

  • Чтение художественной литературы.
  • Социализация.
  • Коммуникация.

Оборудование и материалы:

  • запись музыки для вхождения в сказку;
  • звуки голоса воющих волков, пение птиц;
  • картина с сюжетом сказки;
  • макет леса;
  • куклы би-ба-бо, персонажей сказки: Заяц, Волк, Лиса

Методы и приемы:  введение в сказкотерапию, беседа, активное слушанье, демонстрация кукольного представления, анализ сказки.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом.

 Звучит мелодия  «Песня о сказке».  

Вход в сказку:

- Ребята, вы любите слушать сказки?

-Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

-Отгадайте, какая сказка  сегодня пришла к нам в гости? Слушайте стихи :

Про зайца

Автор Николай Рубцов

Заяц в лес бежал по лугу.
Я из лесу шёл домой.
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик.

И ещё, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под ёлкой
О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.

О зайце

Даниил Хармс

 

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Запер домик на замочек
И пошел в универмаг
Покупать себе платочек,
Лампу, зонтик и гамак.

***

Ирина Токмакова

Стой, зайчонок, не беги
По тpопинке yзенькой.
Лyчше ты побеpеги
Хвостик свой кypгyзенький.
Лис кpадется вдоль тpопы.
Вpяд ли ищет он гpибы!


Как вы думаете, про кого сегодня будет сказка?

Ответы детей (Заяц)

Правильно!

Основная часть:

Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».

Сами зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей). Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). У каких еще животных задние лапы приспособлены для прыгания? (Ответы детей). Тушканчик, кенгуру. Посмотрите на эти картинки и фотографии. (Показ).

Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей).

Итак, слушайте сказку.

Звучит запись музыки шум леса. 

Чтение сказки сопровождается театрализованным представлением, и  проигрывается с использованием персонажей Би-ба-бо.

 

«Сказка про Зайца-грязнулю»

«Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые. А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был ни белый, ни серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался.
Шел как-то он по тропинке, а навстречу ему лиса.
- Ты кто? – спрашивает лиса.
- Заяц, - ответил заяц.
- Не может быть, - замотала головой лиса. – Я никогда таких зайцев не видела, таких страшных не бывает! Может быть ты еж?
- Почему? – удивился заяц.
- Потому что на тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по земле, стряхнул старую солому и шелуху от шишек и пошел дальше. А навстречу ему волк.
- Ты кто? – спрашивает волк.
- Заяц, - ответил заяц.
- Не может быть, - сел на задние лапы волк. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты крот?
- Почему крот? – удивился заяц.
- Потому что ты весь в земле, вон какой черный!
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по траве, стряхнул землю и пошел дальше. А навстречу ему медведь.
- Ты кто? – спрашивает медведь.
- Заяц, - ответил заяц.
- Не может быть, - замотала головой медведь. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты лягушка?
- Почему? – удивился заяц.
- Потому что весь зеленый!
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет.
- Ну и что, зато не съели, - подумал он и пошел дальше. Видит, на поляне играют зайцы.
- Привет, - закричал заяц, выскочив на опушку. – Возьмите меня к себе поиграть.
- А ты кто? – хором спросили зайцы.
- Как кто? Заяц!
- Не может быть, - сказал один из игравших на поляне зайчиков. – Ты на нас совсем не похож.
- Как не похож? – расстроился грязный заяц. – Разве я не такой же, как вы?
- Нет! – хором прокричали зайцы. – Вот пойдем к речке, посмотрим в воду, отражения сравним.
И поскакали они все к речке. Сели чистые зайцы рядком, а грязный заяц в самом конце пристроился. Наклонились они над водой, а там…
Все зайцы, как зайцы – серые, а рядом с ними кто–то такой страшный! Закричал грязный заяц от страха и свалился в воду. Поплавал-поплавал, понырял, да и выпрыгнул на берег.
- Ой, - закричали зайцы. – И правда, ты заяц!
Он осторожно вернулся к реке и посмотрел на свое отражение.
- Какой я красивый, оказывается, - удивился заяц и пошел играть к своим новым друзьям. С того дня он каждое утро бегал вместе со всеми к речке умываться.»

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!

Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения.

Обсуждение сюжета сказки:

Заяц один из часто встречающихся героев русских народных сказок. Ребята, в основным мы читали про трусливых зайцев?

Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей). 

-А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют грязнуля?

-Кто из героев сказки вам понравился больше?

-Кого заяц выручал из беды?

-Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?

-(ответы детей). 

Правильно!

-А вы хотели бы иметь такого друга?

-Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?

Итог занятия:

Выход из сказки:

-А нам пора  возвращаться:

«Мы берем с собой всё самое важное,

что было сегодня с нами, всё, чему мы научились»

Открывайте глаза ребята. Вот мы снова оказались в детском саду.

Звучит аудиозапись музыки «Песенка о дружбе».

Рефлексивный момент:

Вам понравилась сказка?

Кто попал в беду?

Что было самое интересное?

Если вам понравилось занятие, то по очереди возьмите морковки и покормите наших зайчат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий старшей-логопедической группы На тему: «Улыбка в подарок»

Тема: «Улыбка в подарок»  Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, развивать в детях умение выражать свое отношение к другим, расширять знание о чувстве радости, умен...

Конспект занятиия старшей речевой группы "Гость из жарких стран"

Конспект подгруппового занятия в старшей речевой группе....

Конспект занятия подготовительная группа. Сказкотерапия. Тема: «Репка».

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания....

План-конспект НОД (старшая группа) по теме: Сказка "Теремок" на новый лад

Инсценировка сказки с детьми старшей и подготовителдьной группы....

Конспект занятия (старшая, подготовительная группа) Тема: «Право человека на труд»

Цель: познакомить детей о праве взрослых на труд, предусмотренных ТК РФ....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Чтение рассказа А.И. Гунина «Сказка про зайца – грязнулю»

Цель: Формирование навыка продуктивного чтения. Задачи:- воспитывать уважение друг к другу, умение слушать не перебивая;- развивать речь, внимание, память, мышление, воображение;- восп...

Конспект занятия старшая-подготовительная группа "Викторина по сказкам"

Современным детям родители перестали читать русские народжные сказки. Дети помнят сказки для самых маленьких, таких как "Репка", "Колобок", "Теремок", а сказки для более ...