Двигательная активность в ДОУ. Проблемы и пути их решения.
консультация
Двигательная активность детей это залог психического и физического здоровья у детей. Проблема двигательной активности актуальна в наше время и связана с внедрением в нашу жизь информационных технологий, занятости родителей. Статья расскрывает важность проблемы и пути ее решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_aktivnost_v_dou.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательная активность дошкольников в ДОУ.
Проблемы и пути их решения.
Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Важнейшая проблема современного общества состоит в существенном ухудшении состояния здоровья дошкольников. Среди наиболее важных причин кроме снижения общего уровня социальной защищенности населения и жизни в целом, а также наличия экологических проблем, фигурирует и дефицит двигательной активности детей.
Вместе с тем, потребность в движениях является одной из основных физиологических потребностей дошкольников, а также условием их нормального и гармоничного развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, оказывают благоприятное воздействие на растущий детский организм – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.
Двигательная активность – один из видов деятельности, включенный в образовательную область «Физическое развитие».
Двигательная активность дошкольника должна соответствовать: его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
Двигательный режим в ДОУ состоит из трех блоков:
1. Специально организованное обучение.(занятие по физической культуре)
2. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.
3. Свободная, самостоятельная деятельность детей.
В современном ДОУ дошкольники должны двигаться большую часть дня. Развитием двигательной активности детей должен заниматься, прежде всего, воспитатель, а также его помощник, музыкальный работник.
Чаще всего, двигательная активность детей в ДОУ ограничена, проведением утренней зарядки, подвижными играми, самостоятельной деятельностью детей, а также прогулкой. В некоторых случаях даже это не вполне соблюдаются педагогами ДОУ.
Но этого недостаточно для полноценного физического и гармоничного развития дошкольника.
Согласно нормам СанПин общая продолжительность двигательной активности должна занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.
Работа по организации двигательной активности дошкольников должна включать несколько направлений:
- приобщение воспитанников к занятиям физической культурой;
- применение различных форм оздоровительной работы.
С этой целью работникам ДОУ следует использовать следующие формы организации двигательной активности:
1. Занятия физкультурой. Проводятся 3 раза в неделю во всех группах. В яслях проводятся по подгруппам (5-7 чел., начиная с 3-х летнего возраста - со всей подгруппой одновременно. Длительность проведения занятий зависит от возраста детей.
2. Самостоятельная детская деятельность. Проводятся с целью удовлетворения потребности дошкольников в движениях, предоставления возможности заниматься любимыми видами упражнений.
3. Подвижные игры. Частота проведения - 3-4 раза в день одновременно со всеми детьми. Проводятся утром, между занятиями, на прогулке, после сна. Во время планирования подвижных игр воспитатель придерживается перспективного планирования. Подвижные игры связаны с текущим сезоном. Так, когда на улице сыро и холодно на участке не проводятся игры с пением, чтобы не повредить голосовой аппарат.
Игры на каждый день подбирают с учетом времени их проведения и места в режиме дня. Подвижные игры проводят после спокойных занятий, а также в начале прогулки со всей группой.
Подвижные игры проводят через 25-30 мин после еды, ни в коем случае перед приемом пищи. После сна проводятся воздушные ванны.
4. Различные виды утренней гимнастики (дыхательная, традиционная, звуковая).
5. Физкультминутки двигательно-оздоровительной направленности.
6. Физические упражнения после сна (оптимально выполнять их лежа в кровати).
7. Прогулки
8. Физкультурная досуговая деятельность. Проводятся с целью организации активного отдыха.
Подобные мероприятия приносят детям радость и способствует решению задач физического воспитания. Частота проведения - несколько раз в месяц. Длительность зависит от возраста детей: 15-25 мин. в средней группе, 25-35 мин в старшей и подготовительной группах. 9. Праздники спортивной направленности. Это могут быть, как праздники, проведенные только с дошкольниками, так и совместно с родителями.
Помимо этого, организация двигательной активности дошкольников должна сочетаться с:
- закаливающими процедурами;
- профилактикой наиболее распространенных заболеваний среди дошкольников (ухудшение зрения, плоскостопие, сколиоз и т. д.);
- просвещением родителей по вопросу охраны здоровья.
Разумеется, что организация двигательной активности дошкольников должна быть дополнена созданием экологически благоприятных условий для проведения занятий и игр дошкольников:
- соблюдением требований СанПин;
- высокой культурой гигиенического обслуживания дошкольников;
- обеспечением психологического комфорта в группах.
- индивидуализацией и дифференциацией режимных процессов, их воспитательной направленностью с учётом развития и здоровья детей, а также условий воспитания в семье.
Итак, двигательная активная – естественная потребность ребенка. Сотрудники ДОУ должны обеспечить ребенку оптимальную для него двигательную активность, руководствуясь нормами ФГОС ДО, СанПин, а также состоянием здоровья и самочувствия самого воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
На всех этапах развития общества одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение функционирования и преобразования системы образования. Об этом свидетельствует стремление мирового сообщества...
Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения
Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения...
Двигательная активность дошкольников: проблемы и пути их решения"
выступление на семинаре-совещании для руководителей декабрь 2012г...
ЭССЕ на тему «Концепция дошкольного воспитания: проблемы и пути их решения»
ЭССЕ на тему «Концепция дошкольного воспитания: проблемы и пути их решения»...
Основные проблемы и пути их решения при формировании познавательной активности детей
В статье рассматриваются основные проблемы при формировании познавательной активности детей в современном мире, а также возможные пути решения этих проблем....
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....