Двигательная активность дошкольников: проблемы и пути их решения"
статья по теме

Киреева Светлана Михайловна

выступление на семинаре-совещании для руководителей декабрь 2012г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_kireevoy_sm_na_soveshchanii_dek.2012g.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Колокольчик» общеразвивающего вида

Семинар-совещание для руководителей на тему:

«Роль учреждений образования в развитии детско-юношеского спорта и формирование здорового образа жизни обучающихся и воспитанников»

Подготовила заведующий

МБДОУ д/с № 1 «Колокольчик»

общеразвивающего вида

Киреева С.М.

декабрь 2012г.

Подготовила выступление

Заведующий МБДОУ д/с №1 «Колокольчик» С.М.Киреева

Декабрь 2012 года

ТЕМА: «Двигательная активность дошкольников:

проблемы и пути их решения»

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;  валеологического просвещения детей и  родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии.

 Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка -  двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

 В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Приоритетной задачей на 2011-2012 учебный год является: «Осуществление целостного подхода к укреплению здоровья детей»

 Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:

  • Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей, который включает в себя:

 -исследование  состояния здоровья детей;

 -диагностика физической подготовленности дошкольников;

 -тематическая проверка состояния физкультурно - оздоровительной работы;

- анкетирование  родителей "Состояние здоровья вашего ребенка" и анкета для родителей с целью определения их компетентности в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

 Работа по физическому воспитанию в нашем  дошкольном учреждении  строится на основе диагностики, которую проводят воспитатели с участием медицинской сестры. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются  при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях  и педсоветах.

 Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующий ДОУ, медсестра. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.

 Для создания целостной системы здоровьясбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

 В каждой группе оборудованы физкультурные мини-уголки, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.  Уголки движений  учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули, имеется сухой бассейн.  Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков.

Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет  (со специальным оборудованием: кварцевая лампа, ингалятор паровой «Ромашка»).

 Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего,  среднего и старшего дошкольного возраста.

 Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании  всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится  ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.

 Организованной формой в  двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий  используются  как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др.  Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья.  Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий  по валеологии: "Я и мое здоровье» автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова.  Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах - массаж стопы,  гимнастика на постели, уход за полостью рта.

В детском саду функционирует группа здоровья «Здоровичок», которую посещают дети, имеющие по результатам медосмотра плоскостопие, нарушение осанки, скалеоз. Занятия проводятся с учетом возраста и возможностей детей.

 А сколько положительных эмоций,  а, следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы.

 Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание на санках. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой.

Данная работа позволяет выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Воспитанники ДОУ на протяжении нескольких лет являются постоянными участниками районных спортивных игр: «Веселые старты», «Лыжня», Легкоатлетическая эстафета посвященная  Дню защиты детей, Туристический слет.

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

 С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

 Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

 В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.

 Воспитатели совместно с медсестрой организуют семинар-практикум для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений, им рекомендуют специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами.

Удачно проходят спортивные досуги с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты", велосипедные гонки для родителей и детей. Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.

 Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

 Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

 Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, медико-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения детского сада №1 «Колокольчик».

 

Ефименко Н. "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста",

 Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста",

 Л.В. Гаврючина программа «Здоровый малыш»;

 Методики по закаливанию детей.

 В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

 обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

 формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

 реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

 формировать основы безопасности жизнедеятельности;

 оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

 Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

 утренняя гимнастика;

 гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

 занятия, прогулки, походы;

 совместные досуги с родителями и младшими школьниками;

 спортивные праздники и развлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника: проблемы и пути решения

Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника :проблемы и пути решения...

Выступление на педагогическом совете "Художественное воспитание дошкольников: проблемы и пути решения".

Проблема художественного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития отечественной педагогики привлекает особое внимание теоретиков и педагогов-практиков....

Деловая игра для проведения педагогического совета на тему: «Развитие математических способностей дошкольников: проблемы и пути их решения»

Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Основные проблемы и пути их решения при формировании познавательной активности детей

В статье рассматриваются основные проблемы при формировании познавательной активности детей в современном мире, а также возможные пути решения этих проблем....

Двигательная активность в ДОУ. Проблемы и пути их решения.

Двигательная активность детей это залог  психического и физического здоровья у детей.  Проблема двигательной активности актуальна в наше время и связана с внедрением в нашу жизь информационн...

Статья "Здоровый образ жизни дошкольников. Проблемы и пути их решения"

статью составила воспитатель ГБДОУ детского сада № 31 Василеостровского района г. Санкт - Петербурга...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....