Двигательная активность дошкольников: проблемы и пути их решения"
статья по теме
выступление на семинаре-совещании для руководителей декабрь 2012г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_kireevoy_sm_na_soveshchanii_dek.2012g.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Колокольчик» общеразвивающего вида
Семинар-совещание для руководителей на тему:
«Роль учреждений образования в развитии детско-юношеского спорта и формирование здорового образа жизни обучающихся и воспитанников»
Подготовила заведующий
МБДОУ д/с № 1 «Колокольчик»
общеразвивающего вида
Киреева С.М.
декабрь 2012г.
Подготовила выступление
Заведующий МБДОУ д/с №1 «Колокольчик» С.М.Киреева
Декабрь 2012 года
ТЕМА: «Двигательная активность дошкольников:
проблемы и пути их решения»
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологического просвещения детей и родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка - двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Приоритетной задачей на 2011-2012 учебный год является: «Осуществление целостного подхода к укреплению здоровья детей»
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:
- Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей, который включает в себя:
-исследование состояния здоровья детей;
-диагностика физической подготовленности дошкольников;
-тематическая проверка состояния физкультурно - оздоровительной работы;
- анкетирование родителей "Состояние здоровья вашего ребенка" и анкета для родителей с целью определения их компетентности в области физкультурно-оздоровительной деятельности.
Работа по физическому воспитанию в нашем дошкольном учреждении строится на основе диагностики, которую проводят воспитатели с участием медицинской сестры. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и педсоветах.
Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующий ДОУ, медсестра. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.
Для создания целостной системы здоровьясбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
В каждой группе оборудованы физкультурные мини-уголки, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уголки движений учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули, имеется сухой бассейн. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков.
Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет (со специальным оборудованием: кварцевая лампа, ингалятор паровой «Ромашка»).
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.
Организованной формой в двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий используются как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий по валеологии: "Я и мое здоровье» автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах - массаж стопы, гимнастика на постели, уход за полостью рта.
В детском саду функционирует группа здоровья «Здоровичок», которую посещают дети, имеющие по результатам медосмотра плоскостопие, нарушение осанки, скалеоз. Занятия проводятся с учетом возраста и возможностей детей.
А сколько положительных эмоций, а, следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы.
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание на санках. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой.
Данная работа позволяет выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
Воспитанники ДОУ на протяжении нескольких лет являются постоянными участниками районных спортивных игр: «Веселые старты», «Лыжня», Легкоатлетическая эстафета посвященная Дню защиты детей, Туристический слет.
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Воспитатели совместно с медсестрой организуют семинар-практикум для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений, им рекомендуют специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами.
Удачно проходят спортивные досуги с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты", велосипедные гонки для родителей и детей. Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, медико-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения детского сада №1 «Колокольчик».
Ефименко Н. "Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста",
Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста",
Л.В. Гаврючина программа «Здоровый малыш»;
Методики по закаливанию детей.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:
обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
формировать основы безопасности жизнедеятельности;
оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:
утренняя гимнастика;
гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
занятия, прогулки, походы;
совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
спортивные праздники и развлечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника: проблемы и пути решения
Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника :проблемы и пути решения...
Выступление на педагогическом совете "Художественное воспитание дошкольников: проблемы и пути решения".
Проблема художественного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития отечественной педагогики привлекает особое внимание теоретиков и педагогов-практиков....
Деловая игра для проведения педагогического совета на тему: «Развитие математических способностей дошкольников: проблемы и пути их решения»
Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...
Основные проблемы и пути их решения при формировании познавательной активности детей
В статье рассматриваются основные проблемы при формировании познавательной активности детей в современном мире, а также возможные пути решения этих проблем....
Двигательная активность в ДОУ. Проблемы и пути их решения.
Двигательная активность детей это залог психического и физического здоровья у детей. Проблема двигательной активности актуальна в наше время и связана с внедрением в нашу жизь информационн...
Статья "Здоровый образ жизни дошкольников. Проблемы и пути их решения"
статью составила воспитатель ГБДОУ детского сада № 31 Василеостровского района г. Санкт - Петербурга...
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....