Основные проблемы и пути их решения при формировании познавательной активности детей
статья

Морозова Екатерина Юрьевна

В статье рассматриваются основные проблемы при формировании познавательной активности детей в современном мире, а также возможные пути решения этих проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №124 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Основные проблемы и пути их решения

при формировании познавательной активности детей.

Подготовила воспитатель: Морозова Е.Ю.

Санкт-Петербург

2019 год

Основные проблемы и пути их решения

при формировании познавательной активности детей.

Проблема развития познавательной активности особенно актуальна в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. Недостаточный уровень сформированности субъективной познавательной активности детей к концу дошкольного детства, вероятно, обусловлен неудовлетворительной организацией воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в русле целенаправленного формирования детской любознательности, пытливости, творческой активности.

Система дошкольного образования переживает период перехода от использования единой образовательной программы к работе с детьми по вариативным программам и технологиям. Анализ содержания различных дошкольных образовательных программ позволил выявить, что педагогическая система стимулирования познавательной активности детей не получила должного отражения, и поэтому в дошкольной практике она не реализуется полностью. Развитие познавательной активности не является составной частью теории дошкольного воспитания, а значит, и не находит своего отражения ни в теоретической, ни в методической литературе.

Таким образом, в современной социально-педагогической ситуации наблюдаются определенные противоречия:

  • между социальным заказом на творческую, активную личность, между новой социальной обстановкой, требующей умения самостоятельно и творчески решать возникшие проблемы,

и сохранившимся консервативным характером системы образования;

  • между насущной необходимостью развития познавательной активности

и недостаточным использованием естественных потребностей и возможностей ребенка дошкольного возраста и, в связи с этим, низким уровнем психологической готовности дошкольника к школьному обучению;

  • между стремлением детей к активной самореализации в различных видах деятельности

и отсутствием соответствующих условий, среды развивающего типа, разработанной системы развития познавательной активности;

  • между потребностью системы образования в разработке педагогической технологии и методики развития познавательной активности дошкольников

и недостаточной разработанностью этой темы в психолого-педагогической литературе,

  • между необходимостью обогащения существующей практики организации развития познавательной активности

и недостаточной психолого-педагогической подготовкой в этом вопросе воспитателей.

Психолого-педагогические пути развития познавательной активности дошкольников

Развитие познавательной активности происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде. Важнейшей задачей является определение путей, дидактических условий, педагогической системы стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

Реализация педагогической системы стимулирования познавательной активности имеет определяющее значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества этой деятельности зависит результат развития и воспитания дошкольников.

Приоритет воспитательного процесса над образовательным, логически вытекающий из специфики работы дошкольных учреждений, на практике приводит к неоправданному отступлению от принципа создания активной развивающей среды. Декларативно этот принцип остается ведущим при организации процесса обучения в детском саду, но реально он подменяется репродуктивным подходом и увеличением информационного объема элементарных знаний, а вопросы стимулирования познавательной активности, формирования самостоятельности, инициативности, целеустремленности и творчества в познавательной деятельности дошкольников по-прежнему остаются еще в полной мере не определены и не внедрены в практику работы с детьми дошкольного возраста. Таким образом, возможности развивающей среды как эффективного средства формирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста используются недостаточно.

Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых, которое во многом определяет его самооценку, формирует чувство уверенности в себе, поэтому  так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.

Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.

Необходимо учитывать индивидуальный темп каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем.

Необходимо формировать позитивный микроклимат в группе детей, поддерживающий познавательный интерес.

Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения и познавательной деятельности и происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности.

Итак, развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, прислушиваются к его мнению, если он сам — полноценный участник процесса, а взрослый рядом — его товарищ, партнер, помощник.

Таким образом, создание развивающей во всех ее компонентах образовательной среды является одним из важнейших путей формирования познавательных способностей и познавательной активности.

Успешное решение проблемы формирования познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи и формирование познавательной активности детей подготовительной группы"

Данный материал предназначен для помощи воспитателям в работе с детьми подготовительной группы по программе "Развитие речи" Большое внимание  уделяется созданию проблемной ситуации, фор...

Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.

     Предлагаемая статья посвящена рассмотрению экспериментально-познавательной деятельности детей, адресованная педагогам ДОУ, родителям, студентам и всем интересующимся данной ...

Инновации в образовательном пространстве: Опыт, проблемы, перспективы Статья:"Роль проектной в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста"

Инновации в образовательном пространстве:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,ПЕРПЕКТИВЫ. Статья: "Роль проектной в развитии позновательной активности детей дошкольного  возраста" (ссылка)...

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...

Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности детей дошкольного детей возраста

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста....

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...