Проект "Здоровье" (здоровьесберегающие технологии)
методическая разработка (подготовительная группа)
Одна из основных задач образования в соответствии с Законом РФ "Об образовании" - охрана жизни и здоровья детей, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Проект "Здоровье" с использование здоровьесберегающих технологий осуществляется при проведении занятий по физической культуре, в режимных моментах, при проведении утренней гимнастики, бодрящей гимнастики после сна, на прогулке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologiya.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
Проект «Здоровье»
Здоровьесберегающие педагогические технологии
2019-2020 гг.
Здоровьесберегающие технологии-
это шанс взрослых решить проблему
сохранения здоровья детей неформально
Пояснительная записка
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.
Именно разработка проекта «Здоровье» привела нас к необходимости переосмысления работы с детьми в сфере не только физического воспитания ,но и обучения в целом, профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, актуализации внимания педагогов на то, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль – вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение.
Разрабатывая проект «Здоровье» мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовывала бы детей, родителей, решила вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами детской деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации педагогической технологии.
Проект «Здоровье», разработанная педагогическим коллективом группы – воспитателями, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, инструктором по физическому развитию.
Это комплексная система воспитания ребёнка-дошкольника, всесторонне развитого, инициативного.
Здоровьесберегающие педагогические технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три группы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптативных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми:
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Каждая здоровьесберегающая технология имеет оздоровительную направленность, и используется в комплексе здоровьесберегающей деятельности, и в итоге формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в нашей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Работа с детьми и родителями
осуществляется воспитателями, тьютором, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, инструктором по физическому развитию. Она включает в себя следующие разделы:
- Диагностика
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Технологии обучения здоровому образу жизни
- Коррекционные технологии
Проект «Здоровье»
Цели: сохранение психического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.
Принципы:
- систематичность;
- сознательность и активность, то есть сознательное и активное отношение ребёнка к своей деятельности, которая зависит от интереса;
- наглядность ;
- доступность и индивидуализация – учёт возрастных и индивидуальных особенностей:
- тесная связь с родителями.
Основные направления в работе:
- Оздоровительное (организация педагогического процесса в группе и семье на основе принципов ЗОЖ).
- Социально-педагогическое (создание предметно-развивающей среды, построение на принципах личностно-ориентированного подхода, методической базы).
- Психологическое (произвольность мотивации личности, наличие и выраженность субъективной активной позиции деятельности.
- Педагогическое (модернизация воспитательно-образовательного процесса, внедрение инновационных технологий).
Задачи программы «Здоровье»
1.Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое здоровье, повышать свойства организма.
2.Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
3. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
4. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
5.Помочь родителям организовать с детьми оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу, поведенческих навыков здорового образа жизни.
жизни
6. Обеспечить детям комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО в группе № 1 (подготовительная к школе группа )
|
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Сроки и время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
Динамические паузы | постоянно во время занятий 2-5 минут по мере утомления детей | Рекомендовано для всех детей в качестве профилактики утомляемости. Может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательную гимнастику и др. виды в зависимости от вида занятия | Все педагоги группы |
Подвижные и спортивные игры | ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате | подвижные игры в соответствии с местом и временем проведения | Воспитатели Инструктор по физическому развитию |
Релаксация Гимнастика пальчиковая | 2 р. в месяц по 10 мин. не раньше, чем через 30 минут после приёма пищи ежедневно | обращать внимание на восприятие, величину физической нагрузки проводится в любой удобный момент времени. Рекомендован всем детям, особенно с речевыми проблемами
| Воспитатели Инструктор по физическому развитию Воспитатели
|
Гимнастика для глаз | ежедневно по 3-5 мин. В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки | рекомендовано использование наглядного материала, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | 2 р. в неделю в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | обеспечить проветривание помещения, педагогам дать детям инструктаж об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | ежедневно, после дневного сна 5-10 мин. | упражнения в кровати, ходьба по массажным дорожкам | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | 1р. в неделю в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | зависит от поставленной задачи | Воспитатели Инструктор по физическому развитию |
| |||
Проблемно-игровые (игротреннинги, игротерапия) | 1 р. в месяц во 2 половине дня | занятие может быть организовано посредством включения педагога в игровую деятельность | Воспитатели |
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю проводятся в спортивном зале и на улице | Занятия проводятся по плану, в проветриваемом помещении | Инструктор по физическому развитию Воспитатели |
Коммуникативные игры | 1-2 р. в неделю по 25 мин. | Занятие строится по схеме, состоящей из нескольких частей, беседы, этюды и игры | Воспитатели |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 р. в неделю по 25 мин. | включаются в качестве познавательного занятия | Учитель-дефектолог Учитель-логопед
|
Самомассаж (махровой рукавичкой) | в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо разъяснить детям серьёзность процедуры, дать элементарные знания о технике | Инструктор по физическому развитию |
Точечный самомассаж | Проводится в предверии эпидемий, в осенний и весенний периоды | показано для детей с частыми простудными заболеваниями, используется наглядный материал | Инструктор по физическому развитию Воспитатели |
| |||
Сказкотерапия | 2 занятия в месяц по 25 мин. | занятие проводится для психологической, развивающей работы | Воспитатели |
Технологии коррекции поведения | 1 р. в месяц по 10 мин. | проводится в малых группах, где дети состоят не по одному признаку, а с разными проблемами в поведении | Воспитатели |
Психогимнастика | 1 раз в неделю по 20 мин. | проводится по методике проведения психогимнастики | Воспитатели |
Фонетическая ритмика | 2 р. в неделю по 20 мин. | Занятие рекомендовано в коррекционных целях Цель- фонетическая грамотная речь | Учитель-логопед |
Технология музыкального воздействия | проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | используется в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя | Все педагоги |
Ожидаемые результаты реализации программы «Здоровье»
- Создание условий для практической реализации здоровьесберегающих технологий
- Повышение заинтересованности детей, родителей в сохранении и укреплении здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...