Проект "Здоровье" (здоровьесберегающие технологии)
методическая разработка (подготовительная группа)

Чумакова Светлана Викторовна

Одна из основных задач образования в соответствии с Законом РФ "Об образовании" - охрана жизни и здоровья детей, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Проект "Здоровье" с использование здоровьесберегающих технологий осуществляется при проведении занятий по физической культуре, в режимных моментах, при проведении утренней гимнастики, бодрящей гимнастики после сна, на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologiya.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

      Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103  компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

                                                                     

     

                                                                       

                                           

                                                Проект  «Здоровье»

     Здоровьесберегающие педагогические технологии

   

                                                    2019-2020 гг.

                                                   Здоровьесберегающие технологии-

                                                   это шанс взрослых решить проблему

                                                  сохранения здоровья детей неформально          

                                       

                                           Пояснительная записка

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.

Именно разработка проекта «Здоровье» привела нас к необходимости переосмысления работы с детьми в сфере  не только физического воспитания ,но и обучения в целом, профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, актуализации внимания педагогов на то, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль – вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение.

Разрабатывая проект  «Здоровье» мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовывала бы детей, родителей, решила вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами детской деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации педагогической технологии.

Проект  «Здоровье», разработанная педагогическим коллективом группы – воспитателями, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, инструктором по физическому развитию.

Это комплексная система воспитания ребёнка-дошкольника, всесторонне развитого, инициативного.

                                                       

Здоровьесберегающие педагогические технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.                                                                                                  

Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три группы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптативных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми:

- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье  и формированию культуры здоровья воспитанников.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Каждая здоровьесберегающая технология имеет оздоровительную направленность, и используется в комплексе здоровьесберегающей деятельности, и в итоге формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в нашей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Работа с детьми  и родителями

осуществляется воспитателями, тьютором, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, инструктором по физическому развитию. Она включает в себя следующие разделы:

                                               

  1.  Диагностика
  2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
  3. Технологии обучения здоровому образу жизни
  4. Коррекционные технологии

                                 Проект «Здоровье»

Цели: сохранение психического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.

Принципы:

- систематичность;

- сознательность и активность, то есть сознательное и активное отношение ребёнка к своей деятельности, которая зависит от интереса;

- наглядность ;

- доступность и индивидуализация – учёт возрастных и индивидуальных особенностей:

- тесная связь с родителями.

Основные направления в работе:

  1. Оздоровительное (организация педагогического процесса в группе и семье на основе принципов ЗОЖ).
  2. Социально-педагогическое (создание предметно-развивающей среды, построение на принципах личностно-ориентированного подхода, методической базы).
  3. Психологическое (произвольность мотивации личности, наличие и выраженность субъективной активной позиции деятельности.
  4. Педагогическое (модернизация воспитательно-образовательного процесса, внедрение инновационных технологий).

Задачи программы «Здоровье»

1.Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое здоровье, повышать свойства организма.                                                      

2.Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

3. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.

4. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.

5.Помочь родителям организовать с детьми оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу, поведенческих навыков здорового образа жизни.

жизни

6. Обеспечить детям комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

                             

                                             

 Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО в группе № 1 (подготовительная к школе группа )

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Сроки и время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Динамические паузы

постоянно во время занятий 2-5 минут по мере утомления детей

Рекомендовано для всех детей в качестве профилактики утомляемости. Может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательную гимнастику и др. виды в зависимости от вида занятия

Все педагоги группы

Подвижные и спортивные игры

ежедневно

как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате

подвижные игры в соответствии с местом и временем проведения

Воспитатели

Инструктор по физическому развитию

Релаксация

Гимнастика пальчиковая

2 р. в месяц по 10 мин. не раньше, чем через 30 минут после приёма пищи

ежедневно

обращать внимание на восприятие, величину физической нагрузки

проводится в любой удобный момент времени. Рекомендован всем детям, особенно с речевыми проблемами  

 

Воспитатели

Инструктор по физическому развитию

Воспитатели

 

Гимнастика для глаз

ежедневно по 3-5 мин. В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

рекомендовано использование наглядного материала, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

2 р. в неделю в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

обеспечить проветривание помещения, педагогам дать детям инструктаж об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

ежедневно, после  дневного сна 5-10 мин.

упражнения в кровати, ходьба по массажным дорожкам

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

1р. в неделю в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

зависит от поставленной задачи

Воспитатели

Инструктор по физическому развитию

  1. Технология обучения здоровому образу жизни

Проблемно-игровые (игротреннинги, игротерапия)

1 р. в месяц во 2 половине дня

занятие может быть организовано посредством включения педагога в игровую деятельность

Воспитатели

Физкультурные занятия

3 раза в неделю проводятся в спортивном зале и на улице

Занятия проводятся по плану, в проветриваемом помещении

Инструктор по физическому развитию

Воспитатели

Коммуникативные игры

1-2 р. в неделю по 25 мин.

Занятие строится по схеме, состоящей из нескольких частей, беседы, этюды и игры

Воспитатели

Занятия из серии «Здоровье»

1 р. в неделю по 25 мин.

включаются в качестве познавательного занятия

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

   

Самомассаж (махровой рукавичкой)

в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо разъяснить детям серьёзность процедуры, дать элементарные знания о технике

Инструктор по физическому развитию

Точечный самомассаж

Проводится в предверии эпидемий, в осенний и весенний периоды

показано для детей с частыми простудными заболеваниями, используется наглядный материал

Инструктор по физическому развитию

Воспитатели

  1. Коррекционные технологии

Сказкотерапия

2 занятия в месяц по 25 мин.

занятие проводится для психологической, развивающей работы

Воспитатели

Технологии коррекции поведения

1 р. в месяц по 10 мин.

проводится в

малых группах, где дети состоят не по одному признаку, а с разными проблемами в поведении

Воспитатели

Психогимнастика

1 раз в неделю по 20 мин.

проводится по методике проведения психогимнастики

Воспитатели

Фонетическая ритмика

2 р. в неделю по 20 мин.

Занятие рекомендовано в коррекционных целях

Цель- фонетическая грамотная речь

Учитель-логопед

Технология музыкального воздействия

проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

используется в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя

Все педагоги

Ожидаемые результаты реализации программы «Здоровье»

  1. Создание условий для практической реализации здоровьесберегающих технологий
  2. Повышение заинтересованности детей, родителей в сохранении и укреплении здоровья

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...