Проект по формированию КГН "Мойдодыр"
проект (младшая группа)

Клиньдюк Анастасия Алексеевна

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад №114

 

 

 

 

 

Проект

по формированию культурно-гигиенических навыков

«Мойдодыр»

для реализации во младше-средней  группе детского сада.

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Клиньдюк Анастасия Алексеевна

Шипилова Ольга Ивановна

 

г. Калининград

Актуальность проекта

 

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать игровой творческий проект «Мойдодыр».

 

Тип проекта

1. По методу – игровой, творческий;

2. По содержанию – ребенок – семья - здоровье;

3. По длительности – долгосрочный.

 

Участники проекта:

• Воспитатели.

• Дети 2-ой младшей группы (3-4 года) .

• Родители воспитанников группы.

 

Идея проекта:

«Чистота – залог здоровья».

Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

Постановка проблемы

• При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и остальных членов семьи.

• Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.

• Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т. е. перехода их в стойкие привычки.

 

Цель проекта

Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела, «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.

 

Задачи:

1. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными

2. Формировать у детей: умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды); навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

3. Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета) .

4. Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.) .

5. Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения; развивать речь, память, внимание .

6.Закреплять представления о правилах личной гигиены.        

7. Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.

 8. Укреплять связи между детским садом и семьей, изменять позицию родителей в отношении здоровья детей

 

Ожидаемый результат

Дети:

устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;

проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом:

обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.

Родители:

обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;

повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

 

 

 

 

 

Продукты реализации проекта:

1. Разработка конспекта занятия «Научим Олю умываться!»  и тематических бесед по теме проекта.

2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков.

3. Составление картотеки художественно-словесного материала по воспитанию и развитию культурно-гигиенических навыков.

4. Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков.

6. Оформление фотоальбома «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием родителей.

8. Оформление презентации проекта «Мойдодыр».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход реализации проекта

1 этап – подготовительный

• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.

• Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.

• Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного листка с приглашением к участию в проекте.

• Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей до реализации проекта.

2 этап - практический

Работа с детьми:

Образовательная область: «Речевое развитие»

Чтение худ. лит: Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», С. Бягковская «Юля-Чистюля», Александрова «Купание», чтение потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса», «Ладушки, ладушки», «Наша Маша маленькая».

 

Словесная игра: «Полезно - вредно». Цель: дать представление, что вредно, а что полезно для здоровья.

 

Рассматривание и обсуждение иллюстраций: «Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Игра с куклой».

 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

 

Беседы: «Перед едой мой руки с мылом», «Учись есть не спеша и аккуратно», «Не болтай за столом», «Чистота и здоровье», «Кто опрятен тот приятен". Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными, учить правильно вести себя за столом, кушать самостоятельно, аккуратно, пользоваться салфеткой после еды.

Разучивание потешки "Водичка - водичка".

 

Отгадывание загадок.

 

Д/и «Угостим кукол чаем», «Моем чисто руки и лицо».

Цель: закрепить последовательность умывания, «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол». Цель: учить правильно, ставить посуду на стол (последовательность).

 

Игровая ситуация: «Купание куклы». Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.

 

Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие»

 

Сюжетно ролевая игра "В гости кукла к нам пришла".

Цель: Учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. Закрепить последовательность умывания.

 

Сюжетно ролевая игра "Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол".

Цель: Учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.

 

Сюжетно- ролевая игра «Катя заболела».

Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

 

Опыты «Вода бесцветная и прозрачная», «Вода может изменить свой цвет».

 

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»

 

НОД «Предметы гигиены».

Рисование «Платье для куклы Тани».

Лепка «Слепи мыло для лисят».

Аппликация «Украсим носовой платок».

Лепка «Мыло для кукол».

Рисование «Дорисуй расчески кукле Тане».

Создание выставок из детских работ.

Разукрашивание капельки. Цель: закрепить с детьми навыки личной гигиены; учить раскрашивать рисунки, не вылезая за контур.

 

Образовательная область: «Физическое развитие»

 

П/И «Беги к тому, что назову».

П/И «Дождик и солнце».

П/И «Зайка белый умывается».

Цель: активизировать двигательную активность детей. Заинтересовать детей к выполнению упражнений, вызвать положительные эмоции.

 

Уборка и мытье игрушек, умывание кукол, стирка кукольной одежды и др.

 

- Дидактические игры «Правила гигиены», «Таня проснулась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу» и др. - Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

 

- Беседы «Чтобы быть здоровым», «Чистота и здоровье».

- Чтение произведений:

- Рассматривание иллюстраций к книге «Мойдодыр».

- Аппликация «Украсим носовой платок».

- Ситуативные беседы «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки».

- Составление рассказов «Кукла идет на прогулку».

- Открытое занятие «Научим  Олю умываться».

 

Работа с родителями

• Оформление папки-передвижки для родителей «Личная гигиена».

• Консультация для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».

• Привлечение родителей к оформлению стенгазеты «Детский сад день за днём».

• Открытое мероприятие для родителей «Мы красивые, чистые, аккуратные! » (занятие с элементами театрализованной деятельности).

•Презентация проекта «Мойдодыр».

 

 

 

 

 

3 этап - итоговый

• Диагностическое исследование сформирован-ности культурно-гигиенических навыков у детей после реализации проекта.

• Презентация проекта «Мойдодыр».

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985.

3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.

4. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.

5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007

6. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с. 56

7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.

8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2011.

9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и смаообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997

10. Информация взятая из Интернета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект ТЕМА: «Формирование представлений о днях недели и их последовательности у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Веселая неделька»

Педагогический проектПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ    ТЕМА: «Формирование представлений о днях недели и их последовательности у детей старшего дошкольн...

СЕМИНАР ПРОЕКТ "Использование метода проектов в формировании у детей раннего возраста представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)"

Дошкольный возраст, начиная  с раннего, является одним из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.  Именно в эти годы формируется личность человека, закла...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Педагогический проект по формированию представлений о важности здорового питания у детей старшего дошкольного возраста «Формирование основ здорового питания»

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного  физического, психического и социального благополучия. Так чтобы повысить иммунитет, стать жизнерадостным, улучшить самочув...