ПРОЕКТ по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовый - знайка» срок реализации проекта - один учебный год
проект (подготовительная группа)
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями закрепляют знания по финансовой грамотности.
В последовательности – «ДОУ – СЕМЬЯ – ВОСПИТАННИКИ» - прививаются не только знания, но и правильные навыки обращения с личными финансами.
Надеемся, что благодаря этому проекту, у детей сформируются первые ступеньки к таким ценным качествам, как бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, материальной взаимопомощи, поддержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_finansovy_znayka.docx | 234.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» городского округа город Шарья
ПРОЕКТ
по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
«Финансовый - знайка»
срок реализации проекта - один учебный год
Проект составили:
Воспитатель: Котова Н.В.
Воспитатель: Зеленцова С.А.
2020 г. Шарья
Содержание | |
Наименование содержание | Страница |
Введение | 3 |
Актуальность проекта | 3 |
Цель и задачи проекта | 4 |
Участники проекта | 5 |
Сроки и этапы проекта | 5 |
Предполагаемые результаты | 6 |
Тематический план работы с детьми и родителями (законными представителями) | 7 |
Заключение | 10 |
Список литературы | 11 |
Введение
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Проект по формированию финансовой грамотности «Финансовый - знайка» включает следующую информацию:
- актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
- цели и задачи с детьми в рамках предложенного проекта;
- сроки и этапы реализации проекта;
- планируемые мероприятия в рамках проекта;
- ожидаемые результаты после реализации проектных.
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Финансовый - знайка» разработан в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группе в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Данный проект будет реализован с воспитанниками подготовительной к школе группе «Солнышко» 6-7лет в МБДОУ «Детский сад №5» городского округа город Шарья Костромской области.
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы:
- Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта:
- содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы;
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный. Срок реализации проекта 2020 - 2021 учебный год в подготовительной к школе группе.
Тип проекта
- информационно – практико - ориентированный
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовый - знайка».
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Предполагаемые результаты
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа педагога и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей:
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Тематический план работы с детьми и родителями (законными представителями)
№ | Месяц | Тема | Задачи | работа с родителями (законными представителями) |
1 | СЕНТЯБРЬ | «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег (занятие исследование) | Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег; Познакомить с историей возникновения денег; Формировать умение работать с энциклопедиями. | Выставка «Умные финансовые книги для детей» |
2 | Экспериментирование: «Монета, банкнота, пластиковая карта» | Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник; Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги. | ||
3 | «Путешествие рубля» | Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран; Формирование представлений детей об понятии «валюта», цена, товар. | ||
4 | Занятие – путешествие «Наши потребности» | Дать понятие потребности; Уточнить от чего зависят потребности человека; Обсудить проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. | ||
5 | ОКТЯБРЬ | «Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление) | Повторить понятие «потребности человека»; Продолжать обсуждать проблемные ситуации; Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры. | Семья как начальная школа реальной экономики для детей Круглый стол Анкетирование родителей «Знаете ли вы основы финансовой грамотности?» |
6 | Интерактивное занятие «Как белка училась считать» | Систематизировать знания детей о разнообразии товаров; Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями; Научить определять разницу между «хочу» и «надо». | ||
7 | Деловая игра «Юные финансисты» | Воспитывать умение определять и различать потребности человека; Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара. | ||
8 | «Как деньги доходят, а потом расходятся» | Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи; Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»; Воспитывать правильное отношение к деньгам. | ||
9 | НОЯБРЬ | «Как правильно беречь деньги?» | Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. | Предложить родителям поучаствовать в создании игр для приобщения ребёнка к миру экономики. Наглядная информация. Картотека игр – настольно печатные (Семейный бюджет (Кому, что нужно, (Разложи правильно и др.) Игры – слова, игры- загадки, игры- ситуации. |
10 | «Идем в магазин или как делать покупки с умом» | Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него; Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»; Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. | ||
11 | Игра с родителями «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» | Закрепление понятия «семейный бюджет»; Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. | ||
12 | Наш город «Все профессии важны» | Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.); Развивать умение выделять последовательность трудовых действий; Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества; Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. | ||
13 | ДЕКАБРЬ | Интерактивная игра «Путешествуем по городу» | Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами). | Информация в виде буклета на тему «5 советов, чтоб научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами» |
14 | Наш город «Дом, где живут деньги» | Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир. | ||
15 | Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню) | Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий; Формировать экономическое мышление; Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи; Закрепить экономические знания в практической ситуации. | ||
16 | ЯНВАРЬ | «Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной) | Знакомство с пословицами и поговорками о труде. | Советы гнома Эконома: «Как не вырастить жадину?», «Стоит ли платить за домашнюю работу?» |
17 | «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в мудрости народной) | Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления; Давать нравственную оценку поступкам героев. | ||
18 | ФЕВРАЛЬ | «Реклама, как она работает» | Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы; Научить детей правильно воспринимать рекламу; Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы). | Создание денежного мини музея |
19 | «Копейка рубль бережет» | Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.
| ||
20 | «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить) | Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике; Формировать понимание единства человека и природы; Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Формировать у детей потребность в их экономии. | ||
21 | МАРТ | «Производители и ресурсы» | Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг. | Экономическая игра «Монетки», дидактические игры по развитию счета |
22 | «Как сберечь ресурсы Планеты?» | Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.
| ||
23 | «Сохранить и приумножить» | |||
24 | Деловая игра «Финансовая безопасность» | Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности. | ||
25 | АПРЕЛЬ | «В долг брать легко, да платить тяжело» | Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»). | Фотоотчёт «Финансовый знайка» |
26 | «Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра) | |||
27 | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | |||
28 | Благотворительность «Творим добро» | Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности; Знакомство с понятием «бартер», «благотворительный фонд»; Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду. | ||
29 | МАЙ | «История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика) | Закрепление материала. | Буклеты для родителей «Дружите с финансами», «Ребёнок и финансы». |
30 | Квест – игра «Путешествие по стране Экономика» | В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов. |
Заключение
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями закрепляют знания по финансовой грамотности.
В последовательности – «ДОУ – СЕМЬЯ – ВОСПИТАННИКИ» - прививаются не только знания, но и правильные навыки обращения с личными финансами.
Надеемся, что благодаря этому проекту, у детей сформируются первые ступеньки к таким ценным качествам, как бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, материальной взаимопомощи, поддержки.
Список литературы
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Поможем Коту Матроскину открыть молочный магазин»
Современная жизнь обязывает свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Финансовое просвещение и экономическое в...
Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………&helli...
Квест-игра по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «День рождения Незнайки»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Интегра...
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе: «Путешествие с Незнайкой в супермаркет»
Методическая разработка «Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по формированию математических представлений и финансовой грамотности для подготовительной группы детского сада....
Проект по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Юный финансист»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность....