Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Лекарственные растения"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
С детства необходимо приучать детей к здоровому образу жизни, приучать детей понимать. какие природные ресурсы существуют в природе для укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №58 «Белочка»
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
«Лекарственные растения»
Подготовила: воспитатель
логопедической группы
Воронова Н.В.
г. Мытищи 2015 г.
Цель: приучать детей к здоровому образу жизни; использовать природные ресурсы для укрепления здоровья.
Образовательные задачи:
- сформировать у детей представления о целительных свойствах зелёных растений, познакомить с некоторыми из них;
- научить правилам сбора, сушки и хранения лекарственных трав.
Развивающие задачи:
- развивать память, внимание, речь, экологическое мышление, познавательную активность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание беречь природу родного края, понимать её красоту и многообразие, ценить её дары.
Предварительная работа: беседы о травах, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, сбор гербария, дидактические игры «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний», книга «Травинки».
Оборудование: иллюстрации, гербарий, сушёные травы.
Место проведения: групповая комната.
Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать – мы живём в мире лекарств». Человек подметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Подсмотрел он, что звери тоже травами лечатся. Из поколения в поколение люди передавали сведения о целебных свойствах растений. Их знания стали собирать в книги – «Травники», «Цветники».
-Педагог показывает детям эти книги.
- Скажите, дети, а где можно увидеть зелёные растения? (на лугу, в лесу, у водоема).
- Назовите мне лекарственные растения, которые растут на лугу, в лесу (ответы детей).
- Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках среди современных препаратов можно увидеть травы, настойки из трав, таблетки на травяной основе. Трав для лечения хватает, и люди сами занимаются сбором трав рядом с домом на лугу, в лесу, у водоёма. Начнём своё путешествие в мир зелёной аптеки.
- Мы с вами пришли на полянку. Как тут много разных растений! Как называется это растение? (Одуванчик).
- Что вы можете рассказать про это лекарственное растение (ответы детей).
Ребёнок читает стихотворение
«Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик,
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное».
Воспитатель: Когда пчела укусит, можно соком одуванчика натереть место укуса, и всё пройдёт. Одуванчиком лечат кашель. А из цветов одуванчика готовят салат и вкусное варенье.
- А как это растение называется? (мать – и - мачеха).
- Расскажите об этом лекарственном растении (ответы детей).
- Она похожа на одуванчик, только поменьше. Помогает людям вылечить кашель.
Ребёнок читает стихотворение
«А если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар…»
- А как называется это лекарственное растение? (ромашка).
- Что вы знаете о ромашке? На что похожа ромашка? (Ответы детей).
Ребёнок читает стихотворение
«Добрый день, ромашка!
Белая рубашка,
Жёлтая серёдочка,
Листья словно лодочка».
- Ромашка помогает вылечить животик и горлышко.
- А сейчас мы с вами отправимся в лес, а по дороге какое лекарственное растение мы видим? (подорожник).
- Расскажите о подорожнике (ответы детей).
Ребёнок читает стихотворение:
«Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук».
- Почему это растение так называется?
Подорожник используется для заживления ран, заболеваниях желудка, при простудах.
- А рядом с ним растёт лопух. Что вы знаете о нем? (ответы детей).
Ребёнок читает стихотворение:
«Выпускает он листок
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберёшь –
На себе их все найдёшь».
В народной медицине его используют при многих болезнях – почек, печени, при лишаях. Собирают корни ранней весной при первом появлении листьев. Их моют, сушат и складывают в картонные коробки.
Динамическая пауза «Дождик, лей веселей»
«Дождик, лей веселей!
Тёплых капель не жалей.
Для лесов, для полей
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап,
Кап – кап! Кап – кап!»
- А как называется это растение? (крапива)
Рассматривание крапивы.
«Не пустили в огород – оттого она и жжёт!»
Листья крапивы богаты полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно её заквашивать как капусту. В крапиве есть вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. Она укрепляет волосы. Из неё делают мешковину, бумагу.
- Давайте с вами поиграем в игру «Узнай по описанию».
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
- Вот мы и пришли в лес.
Из леса выходит лесовичок.
-Здравствуйте, ребята! Зачем пришли ко мне в лес?
- Увидеть лекарственные растения, которые растут в лесу.
Лесовичок показывает и рассказывает, какие растения что лечат:
- черёмуха, черника обыкновенная – ягоды используются при лечении расстройств желудка;
- малина лесная – ягоды полезны при ангинах, простудах;
- брусника обыкновенная – ягоды при авитаминозах, листья – при заболеваниях почек;
- земляника лесная – для улучшения состава крови.
- В лесу растут ядовитые растения. Их рвать нельзя! Показывает эти растения
и называет. Запомните их!
Лесовичок: А теперь послушайте загадки:
«Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня!» (крапива)
«Рос шар бел, дунул ветер -
Шар улетел» (одуванчик)
«Нарядные платьица,
Жёлтые брошки.
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке» (ромашка)
«Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог» (подорожник)
- Какие вы молодцы! Все загадки отгадали. Лекарственные растения собирают в сухую погоду, вдали от дорог. Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Сушат под навесом. Я вам в подарок дарю сладкие лекарственные растения леса, а мне уже в лес идти пора. До свидания, детвора.
- А мы, ребята, отправляемся в детский сад и поможем вылечить тех, кому нужна помощь. Мы ведь теперь знаем, какое растение какие болезни лечит.
В детском саду к нам в гости приходит доктор Айболит, и дети под его руководством лечат зверюшек.
Дидактическая игра «Кому какое лечение»
- У нашего мишки болит горло, что мы ему порекомендуем? (отвар календулы или ромашки)
- А у лисички сильный кашель и простуда (отвар мать – и – мачехи и чабреца)
- А какой бледный котёнок (ему поможет отвар шиповника, зверобоя и боярышника)
- А у щенка расстроился желудок (ему нужны ягоды черники обыкновенной и ягоды черёмухи).
Айболит: Какие вы молодцы! Всех вылечили. Мне уже к другим детям идти пора. До свидания!
- А теперь можно поиграть!
Дидактическая игра «Собери растение»
Дети из разрезных картинок собирают лекарственные растения.
- Ребята, давайте с вами вспомним правила сбора лекарственных растений:
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
2. Собирать растения утром в сухую погоду, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, у дорог. Почему?
4. При сборе собирать в широкие корзины, не мять, а то выделится сок.
5. Сушить в тени, не на солнце.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
Айболит показывает детям ядовитые растения, которые собирать нельзя.
Подведение итога занятия:
- Что вам больше всего понравилось? Какие ядовитые растения собирать нельзя, а какие можно?
- Природа дарит нам свои богатства, лечит нас, укрепляет и просит только лишь одно – беречь её, не обижать и не забывать.
«Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, ландыш, зверобой…»
Детям получают подарки книжки-малышки «Лекарственные растения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственой образовательной деятельности "Комнатные растения"
Расширять и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «Б» общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет по теме: «Жизнь растений»
1.Систематизировать знания детей о растениях.2.Закрепить умение отличать природные объекты от искусственных; знания детей о строении растений; классифицировать растения по трем группам: деревья, куста...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Волшебные растения» (рисунки на песке с использованием светового модуля)
Цель: закрепление и расширение знаний детей о лекарственных растенияхЗадачи: Закрепить знания детей о лекарственных растениях, и их целебных свойствах.Развивать логическое мышление,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Лекарственные растения"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме « Лекарственные растения и цветы» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Коррекционно-образовательн...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Познание». Тема: «Овощи- культурные растения».
Программное содержание:1.Закрепить у детей представления об овощах, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают, к осознанию ценности овощей для людей (пища, красо...