Конспект непосредственно образовательной деятельности "Лекарственные растения"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме « Лекарственные растения и цветы» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР 

Коррекционно-образовательные цели и задачи:

  1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Цветы».

  2. Совершенствование грамматического строя речи (согласование имён существительных с числительными; составление простых и сложных предложений).

  3. Автоматизация звуков [Ш] и [Ж] в предложении.

Коррекционно — развивающие цели и задачи:

  1. Развитие связной речи.

  2. Развитие мышления.

  3. Развитие зрительного внимания и восприятия.

  4. Развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные цели и задачи:

  1. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

  2. Воспитание бережного отношения к природе.

Материал: предметные картинки с изображением цветов (комнатных, полевых, садовых); маски – медвежонок, одуванчик; музыкальный центр и фонограмма с записью насекомых на лугу, зашумленные картинки с изображением насекомых; сюжетные картинки; мольберт.

Предварительная работа: беседа по теме, рассматривание иллюстраций, репродукций картин по теме; прослушивание фонограмм «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; чтение художественной литературы; разучивание физминутки; разучивание театрализованной сказки с двумя детьми; дидактические игры «Четвёртый лишний», «Угадай по описанию», «Весёлый счёт» и др.

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения ( индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия ,дежурство, задания, реализация проекта

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_lekarstvennye_rasteniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной деятельности

по лексической теме   « Лекарственные растения и цветы»

 

Коррекционно-образовательные цели и задачи:

  1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Цветы».
  2. Совершенствование грамматического строя речи (согласование имён существительных с числительными; составление простых и сложных предложений).
  3. Автоматизация звуков [Ш] и [Ж] в предложении.

Коррекционно — развивающие цели и задачи:

  1. Развитие связной речи.
  2. Развитие мышления.
  3. Развитие зрительного внимания и восприятия.
  4. Развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные цели и задачи:

  1. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
  2. Воспитание бережного отношения к природе.

Материал: предметные картинки с изображением цветов (комнатных, полевых, садовых); маски – медвежонок, одуванчик; музыкальный центр и фонограмма  с записью насекомых на лугу, зашумленные картинки с изображением насекомых; сюжетные картинки; мольберт.

Предварительная работа: беседа по теме, рассматривание иллюстраций, репродукций картин по теме; прослушивание фонограмм «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; чтение художественной литературы; разучивание физминутки; разучивание театрализованной сказки с двумя детьми; дидактические игры «Четвёртый лишний», «Угадай по описанию», «Весёлый счёт» и др.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и  отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения ( индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия ,дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Мотивация.

  Дети рассаживаются. Сказка «Одуванчик».

Действующие лица: Ведущий (учитель – логопед), Медвежонок, Одуванчик (дети).

Ведущий: Не нравилось весёлому медвежонку, что солнышко каждую ночь за лес закатывается. Ведь медвежонок только разыгрался, а оно ушло. А тут однажды нашёл он на лугу одуванчик и очень обрадовался и спросил:

         Медвежонок: - Ты солнышко на ножке?

        Одуванчик: - Да, - сказал одуванчик.

        Медвежонок: - А ты за лес не укатишься?

        Одуванчик: - Нет, - сказал одуванчик. – Мне и здесь неплохо.

        Медвежонок: - Вот и хорошо, - вздохнул медвежонок. – Значит, будем с тобой вечером играть.

- Ребята  давайте отправимся и мы в гости к одуванчику и его друзьям.

А перед тем, как отправиться, давайте выполним нашу весёлую гимнастику для языка. (Комплекс № 1)

 Дидактическая игра «Угадай словечко»

- А сейчас, ребята, давайте отгадаем загадки и узнаем, какие ещё цветы растут на лугу.

        Стоит на лугу кудряшка –

        Белая рубашка,

        Сердечко золотое.

        Что это такое? (Ромашка)

Солнце жжёт мою макушку –

Хочет сделать погремушку.  (Мак)

        Все знакомы с нами:

        Яркие, как пламя.

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми … (гвоздиками).

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

Мы несли грибы в корзине.
И еще цветочек синий.
Этот синенький цветок
Назывался… (Василек )

 Классификация цветов.

- Ребята, а ведь цветы бывают не только луговые и полевые, которые растут в поле или на лугу, но и садовые – их сажают в саду, и комнатные – их выращивают в горшках, и они радуют нас зеленью и цветами круглый год.

- Давайте с вами разберём картинки и определим, какие цветы на них изображены.

(работа с предметными картинками)

 Физминутка.

-  Одуванчик предлагает нам немного отдохнуть. Давайте выполним зарядку про одуванчик.

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице,

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Дидактическая игра «Повтори чистоговорки»

- Все цветы очень дружны с насекомыми.  И если прислушаться, то можно услышать, как жужжат насекомые над цветами, а цветы шуршат своими лепестками, приветствуя их  (фонограмма). 

- Давайте и мы ребята немного пожужжим, произнесём чистоговорки, чётко проговаривая  звуки Ш и Ж.

Вот вам одуванчик – жёлтый сарафанчик.

Вот вам и ромашка, а на ней букашка.

Ты не рви цветочек, пусть живёт дружочек.

Экологическая сказка «Как звери муравья лечили»

- Однажды, гуляя по лесу, я забрела на полянку и присела отдохнуть. Рядом со мной по стебельку ромашки ползала Божья коровка, и она рассказала мне сказку, хотите её послушать?

(демонстрация и чтение сказки).

- Скажите, ребята, какие растения помогли вылечить муравья? (ромашка, зверобой, Медвежье ушко, заячья капуста, подорожник, морошка, черника, земляника, брусника, малина) А как называются цветы и травы, помогающие нам лечиться? (лекарственные растения)

Дидактическая игра «Найди цветочек» (сенсорное развитие) 

- Посмотрите, ребята, наши цветочки решили с нами поиграть в прятки, они спрятали насекомых, давайте отыщем их и  посчитаем, сколько их спряталось на картинке.

(работа с зашумлёнными картинками)

 

Рефлексия.

- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, рассказывали много интересного о цветах. Молодцы! На память о себе цветы оставляют вам раскраски со своим изображением, и просят вас раскрасить их по своему желанию.

Инсценировка сказки

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Дети отгадывают загадки и рассматривают картинки

Дети соотносят картинки по виду произрастания

Дети выполняют движения согласно тексту физминутки

Дети проговаривают чистоговорки

Дети слушают сказку и рассматривают иллюстрации, отвечают на вопрос о лекарственных растениях

Дети находят по контуру насекомых и раскрашивают их

Создана мотивация на предстоящую деятельность

Созданы предпосылки к развитию артикуляционного аппарата

Развита мыслительная деятельность с помощью проблемных вопросов

Обеспечена потребность детей в движении, снятии мышечного и умственного напряжения

Развито умение дифференцировать шипящие звуки;

чётко произносить их в словах и фразах

Развита мыслительная деятельность с помощью проблемных вопросов

Развиты зрительное внимание и восприятие

учитель – логопед Е.В. Бухвалова

  1.  Мотивация.

  Дети рассаживаются. Сказка «Одуванчик».

Действующие лица: Ведущий (учитель – логопед), Медвежонок, Одуванчик (дети).

Ведущий: Не нравилось весёлому медвежонку, что солнышко каждую ночь за лес закатывается. Ведь медвежонок только разыгрался, а оно ушло. А тут однажды нашёл он на лугу одуванчик и очень обрадовался и спросил:

         Медвежонок: - Ты солнышко на ножке?

        Одуванчик: - Да, - сказал одуванчик.

        Медвежонок: - А ты за лес не укатишься?

        Одуванчик: - Нет, - сказал одуванчик. – Мне и здесь неплохо.

        Медвежонок: - Вот и хорошо, - вздохнул медвежонок. – Значит, будем с тобой вечером играть.

- Ребята  давайте отправимся и мы в гости к одуванчику и его друзьям.

А перед тем, как отправиться, давайте выполним нашу весёлую гимнастику для языка. (Комплекс № 1)

2. Дидактическая игра «Угадай словечко»

- А сейчас, ребята, давайте отгадаем загадки и узнаем, какие ещё цветы растут на лугу.

        Стоит на лугу кудряшка –

        Белая рубашка,

        Сердечко золотое.

        Что это такое? (Ромашка)

                        Солнце жжёт мою макушку –

                        Хочет сделать погремушку.  (Мак)

        Все знакомы с нами:

        Яркие, как пламя.

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми … (гвоздиками).

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики)

                Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

Мы несли грибы в корзине.
И еще цветочек синий.
Этот синенький цветок
Назывался… (Василек )

3. Классификация цветов.

- Ребята, а ведь цветы бывают не только луговые и полевые, которые растут в поле или на лугу, но и садовые – их сажают в саду, и комнатные – их выращивают в горшках, и они радуют нас зеленью и цветами круглый год.

- Давайте с вами разберём картинки и определим, какие цветы на них изображены.

(работа с предметными картинками)

4. Физминутка.

-  Одуванчик предлагает нам немного отдохнуть. Давайте выполним зарядку про одуванчик.

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице,

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное.

5. Дидактическая игра «Повтори чистоговорки»

- Все цветы очень дружны с насекомыми.  И если прислушаться, то можно услышать, как жужжат насекомые над цветами, а цветы шуршат своими лепестками, приветствуя их  (фонограмма). 

- Давайте и мы ребята немного пожужжим, произнесём чистоговорки, чётко проговаривая  звуки Ш и Ж.

Вот вам одуванчик – жёлтый сарафанчик.

Вот вам и ромашка, а на ней букашка.

Ты не рви цветочек, пусть живёт дружочек.

6. Экологическая сказка «Как звери муравья лечили»

- Однажды, гуляя по лесу, я забрела на полянку и присела отдохнуть. Рядом со мной по стебельку ромашки ползала Божья коровка, и она рассказала мне сказку, хотите её послушать?

(демонстрация и чтение сказки).

- Скажите, ребята, какие растения помогли вылечить муравья? (ромашка, зверобой, Медвежье ушко, заячья капуста, подорожник, морошка, черника, земляника, брусника, малина) А как называются цветы и травы, помогающие нам лечиться? (лекарственные растения)

7.  Дидактическая игра «Найди цветочек» (сенсорное развитие) 

- Посмотрите, ребята, наши цветочки решили с нами поиграть в прятки, они спрятали насекомых, давайте отыщем их и  посчитаем, сколько их спряталось на картинке.

(работа с зашумлёнными картинками)

 

8. Рефлексия.

- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, рассказывали много интересного о цветах. Молодцы! На память о себе цветы оставляют вам раскраски со своим изображением, и просят вас раскрасить их по своему желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».

Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

Конспект непосредственой образовательной деятельности "Комнатные растения"

Расширять и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему: «Царство лекарственных растений» для детей старшей группы.

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в про...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «Б» общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет по теме: «Жизнь растений»

1.Систематизировать знания детей о растениях.2.Закрепить умение отличать природные объекты от искусственных; знания детей о строении растений; классифицировать растения по трем группам: деревья, куста...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Познание». Тема: «Овощи- культурные растения».

Программное содержание:1.Закрепить у детей представления об овощах, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают, к осознанию ценности овощей для людей (пища, красо...