Семинар-практикум "Кинезиология_это не сложно"
статья

Бакланова Ирина Александровна

Межполушарное развитие головного мозга через  упражнения для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

  Семинар-практикум для воспитателей  ДОУ.                                             Что такое кинезиологические  упражнения  и чем они полезны для дошкольников?

Кинезиология- наука  о развитии  умственных способностей  через разнообразные двигательные упражнения.  Кинезиологию можно назвать  неким сплавом из теории и практики  физиотерапии,натуропатии, акупунктуры, гомеопатии, восточной медицины, хиропрактики и других областей знаний о нашем здоровье. Кинезиология  относиться к здоровье сберегающим  технологиям.

      Кинезиологические  упражнения  -  это комплекс  движений которые  позволяют усилить межполушарное воздействие. Интеллектуальное  развитие  ребёнка напрямую зависит от того, как сформированы полушарии головного мозга, как они взаимодействуют.

 Кинезиологические  методики  можно  назвать универсальными  для развития умственных способностей. Специальные двигательные упражнения  направлены  на синхронизацию  работы  обоих полушарий головного мозга. В процессе  работы  задействованы не только механические, но и психофизиологические  законы развития человека.  Улучшение взаимодействия полушарий мозга  приводит к общей гармонизации  в работе  систем организма.

 Упражнения   кинезиологии позволяют:

     развивать  межполушарное  взаимодействие;

     укреплять здоровье;

     повышать тонус;

     снижать  усталость и раздражительность;

     улучшать  психоэмоциональное  состояние;

     понижать чрезмерную активность;

     повышать  концентрацию и умственную работоспособность;

     улучшать  память;

     стимулировать  развитие слуха и речи;

     улучшать  внимание , мышление;

     развивать восприятие, пространственные представления, воображение.

Кинезиологические упражнения  особенно полезны для детей, имеющих различные проблемы (расстройство психики, отставание  в общем  или речевом развитии, гиперактивность и т.д.). При  систематическом выполнении упражнений дети становятся  более активными, сообразительными, учатся контролировать свои психические процессы                          ( негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшаются речевые двигательные навыки.

 Для результативности  упражнения  необходимо проводить каждый день,  желательно утром, проводить  в доброй доброжелательной обстановке. Упражнения проводятся  сидя или стоя,  на каждое упражнение  отводится по 1-2  минуте, продолжительность  занятий зависит от возраста.

 Методы и приёмы.

 -Растяжки необходимы для нормализации гипертонуса и тонуса мышц двигательного аппарата.

-Дыхательные упражнения  выполняются для улучшения ритмики  организма и развивают самоконтроль и произвольность.

-Глазодвигательные упражнения позволяют  расширить поле зрения,  повысить восприятие, развивать межполушарное  взаимодействие  и повышать  энергетизацию всего  детского организма.

-Телесные  движения хорошо развивают  межполушарное  взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движении  и мышечные зажимы.

 -Упражнения  для развития мелкой моторики  необходимы детям, чтобы  стимулировать речевые зоны  головного мозга. Массаж благотворно  воздействует на биологические активные точки.

-Упражнения на релаксацию,   лучший способ расслабления и снятия   напряжения. Упражнения  можно использовать как в развивающей  деятельности, в качестве  финамических пауз , так и перед занятиями в качестве организующего звена, которое настраивает детский организм на работу.

                                                   Растяжки.

Когда мышцы растягиваются  и принимают  естественное состояние и длину они посылают  в мозг сигнал о том, что человек  находиться в спокойном, расслабленном состоянии  и готов  к познавательной  деятельности. Детям, нарушающим  правила поведения,  имеющим  сложности  в общении, рекомендуется упражнения  растягивающие  мышцы тела, так как они способствуют  более гибкому поведению и налаживанию коммуникаций.

  1. «Сова»

    Помогает расслабить  мышцы  шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном  напряжении в статичной позе( н-р при  длительном письме). Благодаря этому  восстанавливается кровообращение, нормализуется  приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки  внимания, памяти, чтения.. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует  совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению и как следствие , более плавной  и связной речи.

 Исх. положение- сидя или стоя.1Правой рукой захватите мышцу посередине  левого  плеча    ( надостную мышцу)2. Поверните  голову  немного влево, к руке которая сжимает мышцу. Одновременно  выполняйте  следующие  движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается  немного вперёд, подбородок выпячивается , глаза расширяются, губы сворачиваются  трубочкой и произносят  звук «ух»3. Возвращаемся в исходное положение6 рука  отпускает мышцу , шея и глаза  занимают исходное положение , губы расслабляются.4. Упражнение  выполняется чередованием пункта 2 и 3 . С каждым «ух»  голову перемещать по направлению от плеча, которое  сжимает рука  к другому плечу (5-6 «Ух»  в одну сторону).

Упражнение  делать по ощущениям, столько сколько считаете нужным, менять руку  и повторять то же самое.

  1. «Помпа»

Стресс может вызвать напряжение и укорочение  икроножной и камбаловидной мышц. Упражнение направлено на их растяжение и расслабление зажимов. Способствует  усилению  целого  ряда навыков:  легче протекает  коммуникация( упражнение  связано с вербальными  навыками и сильно облегчает  коммуникацию детей с дефектами речи, способствует развитию речи и языковых способностей , понимающего слушания , чтения, формирует  навыки достижения результата, способность завершать  начатое, улучшает социальное поведение.

Упражнение выполняется стоя.1.Стоя прямо,  одну ногу выставить вперёд и согнуть колено, другое , другую ногу отведите  назад и расположите на  носочке. Вес тела  перенесите на переднюю ногу.2. Глубоко вдохните. С выдохом  сгибайте колено ноги, выставленной вперёд, а отведённую ногу назад , опустите с носка на всю стопу. Тело должно оставаться в прямом положении , не накланяясь  вперёд.3. Возвратитесь в исходное положение.4.Поменяйтие ноги и сделайте тоже самое . Следите за тем, чтобы вес тела всегда приходился  на ногу впереди.

3. «Снеговик»

Представьте себе, только что слепленный снеговик.  Ваше тело твёрдое, как замёрший  снег. Пришла весна и снеговик начал таять. С начало «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребёнок мягко падает на пол  и изображает  лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась  в лёгкое облачко. Дует  ветер и гонит облачко по  небу.

4.   «Дерево»

Исходное положение –сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками, Представить, что вы семечко, которое постепенно прорастает  и превращается  в дерево. Медленно поднимаясь  на ноги , затем распрямите туловище , вытяните руки вверх, затем  напрягите тело и вытянитесь. Подул  ветер – вы раскачиваетесь как дерево на ветру.

5.«Тряпичная кукла и солдат»

Исх. положение- стоя. Полностью выпрямитесь  и вытянитесь в струнку как  соддат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и  не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и  опустите  руки   так, чтобы ни болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими  и подвижными , как тряпичная  кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости, становятся  мягкими, а суставы  очень подвижными. Теперь снова  покажите солдата, вытянутого в  струнку и абсолютно прямого и негнущегося , как будто  вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что дети полностью расслабились.

6. «Сорви яблоко»

Исх.положение  -стоя. Представьте себе, что  перед каждым из вас растёт  яблоня с чудесными  большими яблоками. Яблоки  висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотрите  на яблоню, видите справа висит большое яблоко. Подтянитесь правой рукой как можно  выше, поднимитесь на цыпочки  и делайте  резкий вдох. Теперь срывайте яблоко, нагнитесь и положите  яблоко в корзину, стоящую на земле. Медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят  два чудесных яблока. С начало   дотянитесь  туда правой  рукой , поднимитесь  на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко, затем поднимите как можно выше  левую руку и сорвите  другое яблоко, которое там  висит. Теперь наклонитесь вперёд, положите  оба  яблока в стоящую перед вами  корзину  и выдохните. Используйте  обе руки попеременно, так чтобы собирать висящие  слева и справа  от вас яблоки и складывайте их в корзину.

                   

                                     Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма , развивают самоконтроль и произвольность.

 1.«Свеча»

Исх положение- сидя за столом. Представьте , что перед вами стоит большая  свеча. Сделайте  глубокий вдох  и постарайтесь  одним  выдохом  задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечей. Сделайте  глубокий  вдох и  задуйте эти свечи  маленькими  порциями  выдоха.

2.«Дышим носом»

Исх. положение- сидя ,стоя.

Подыши одной ноздрёй , и придёт к тебе покой.

Правую ноздрю  закрыть указательным пальцем правой руки,  левой ноздрёй делать  тихий, продолжительный вдох.

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю,  сделать  тихий  продолжительный выдох с максимальным  освобождением  от воздуха лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально  вверх.

3.«Ныряльщик»

Исх.положение- стоя.

Сделать  глубокий вдох, задержать дыхание, при этом  закрыть пальцами, нос. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать  до 5 и вынырнуть- открыть  нос и сделать выдох.

4.«Надуй шарик».

Исх. положение-  лёжа на спине.  Расслабить мышцы живота , начать вдох, надувая в животе  воображаемый шарик (н-р красного цвета) цвета необходимо менять. Паузы –задержка дыхания. Выдох- втянуть живот как можно  сильнее. Пауза-вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой  и с шумом «пьют» воздух.

5. «Дыхание»

Исх. положение  - стоя,сидя.

Тихо, тихо мы подышим, сердце мы своё услышим.

 1. Медленный вдох через  нос, когда грудная клетка  начнёт расширяться – прекратить вдох и сделать паузу длительностью  4 сек..

 2. Плавный выдох через нос. Повторить.

 6. «Губы трубкой»

Исх. положение  - стоя,сидя.

Чтобы правильно  дышать, нужно воздух нам глотать.

  1. Полный вдох через нос , втягивая живот.

       2.Губы сложить  «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

  3.Сделать глотательное движение как-бы глотая воздух.

  4. Пауза в течении 2-3 сек. Затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через  нос плавно и медленно.

                            Глазодвигательные упражнения.                 Глазодвигательные упражнения позволяют расширить  поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные  движения глаз и языка  развивают межполушарное  взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

  1. «Взгляд в лево вверх».

   Исх. положение  - сидя, стоя.

           Правой   рукой зафиксировать  голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть её в сторону  вверх  под углом  в 45 градусов так, чтобы, закрыв  левый глаз, правым нельзя было видеть  предмет в левой руке. После  этого начинают делать упражнение  в течении 7 секунд. Смотрят на карандаш  в левой руке, затем меняют взгляд  на «прямо перед собой»(7 сек). Упражнение выполняют  3 раза. Затем карандаш  берут  в правую руку и упражнение повторяют.

  1. «Горизонтальная восьмёрка».

Исх. положение  - сидя, стоя.

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжат в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми .Нарисовать в воздухе    горизонтальную восьмёрку как можно большего размера. Рисовать  начинать с центра и следить за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно глазами следить за движением пальцев  и хорошо   выдвинутым   изо рта языком.

  1. «Слон»

   Исх. положение  -  стоя.

Стоя. Встаньте в расслабленную позу , колени слегка согнуты. Наклоните  голову к плечу , от этого плеча  вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра  зрительного поля вверх и против часовой стрелки, при этом глаза  следят за движением  кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно  от трёх до  пяти раз правой рукой , прижатой к левому уху  и столько же раз правой рукой, прижатой  к правому уху.

  1. «Глаз- путешественник».

Исх. положение  - стоя.

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д.

Не поворачивая головы  найти глазами  тот или иной предмет  названный воспитателем.

  1. «Глазки»

Чтобы зоркость не терять нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу. По 2-3 секунды (6 раз)..

  1. «Глазки»

Нарисуем большой круг и осмотрим всё вокруг. Глазками и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу(из стороны в сторону).

  1.  «Глазки»

Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать. Тремя  пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего  глаза и держать 1-2 сек.

                       

                                    Телесные упражнения.

 При выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие , снимаются  непроизвольные, непреднамеренные  движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение Также  телесные упражнения нужны, для того , чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться  и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие.

  1. «Перекрёстное марширование».

Любим мы  маршировать , руки, ноги поднимать. Шагать высоко поднимая колени, попеременно  касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

  1. «Мельница»

Рука и противоположная нога  вращаются круговыми движениями с начало  вперёд, затем назад, одновременно  с вращением  глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

  1. «Паровозик»

 Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов  согнутой в локтевом суставе  левой  рукой и плечом вперёд , затем назад. Поменять  положение рук и повторить упражнение.

  1. «Робот»

 Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат  на стене на уровне глаз. Передвигаясь вдоль стены вправо, а затем в лево  приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные  руки и ноги.

  1. «Колено-локоть»

Стоя, поднять и согнуть  левую ногу в колене , локтем правой руки дотронуться  до колена левой ноги, затем тоже самое  с правой ногой  и левой рукой. Повторить 8-10 раз.

  1. «Яйцо».

     Спрячемся от всех забот только мама  нас найдёт.

     Сесть на пол., подтянуть  колени к животу , обхватить их руками, голову спрятать в колени, Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

  1. «Дерево».

 Мы растём, растём, растём  и до неба достаём.

         Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить       руками Спрятать голову в колени, обхватить их руками, Представить, что вы семечко, которое постепенно прорастает  и превращается  в дерево. Медленно поднимаясь  на ноги , затем распрямите туловище , вытяните руки вверх, затем  напрягите тело и вытянитесь. Подул  ветер – вы раскачиваетесь как дерево на ветру. (10 раз)

8 «Крюки»

Исх. положение- стоя, сидя , лёжа.

Скрестить лодыжки ног, как удобно. Затем вытянуть  руки вперёд, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

         9.«Ухо- нос»

 Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой- за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте  положение рук с точностью ,  до наоборот.

              Упражнения для развития мелкой моторики

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию повышают устойчивость внимания, стимулируют развитие речи.

  1. «Домик»

 Мы строим  крепкий дом, жить  все вместе будем в нём.

 Соединить  концевые  фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой  пары пальцев. (10 раз)

  1. «Ладошка»

С силой на ладошку давим, сильной стать её заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз).

  1. «Лезгинка»

Любим ручками играть и лезгинку танцевать.

Левая рука сложена  в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе происходит  смена правой и левой руки. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. После  этого одновременно просходит смена  правой и левой  рук  в течении 6-8 раз.

         4.«Ухо- нос»

 Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой- за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте  положение рук с точностью ,  до наоборот.

5.«Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками  зеркально -симметричные  рисунки(начинать лучше с круглого предмета-яблоко, арбуз, и т.д. Главное , чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку.

         6. «Зеркальное рисование».

            Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками  зеркально-            симметричные рисунки , буквы.

  1. «Кулак-ребро-ладонь»

Ладонь, сжатая  в кулак , ладонь ребром на столе, распрямлённая  ладонь  на  столе. Выполняется с начало  правой рукой, затем -левой, потом -двумя руками вместе.

  1. «Ожерелье»

      Ожерелье мы оставим, маме мы его подарим.

       Поочерёдно перебирать  пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно со всеми пальцами по  очереди.  Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).  В начале упражнение выполняется каждой рукой в отдельности, далее две руки одновременно.

 

                                       Массаж и самомассаж.

 Кинезиологический массаж оказывает  общеукрепляющее  действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность  мышц. Упражнения  улучшают  внимание, память, формируют пространственные  представления, гармонизируют  работу головного мозга.

  1. «Пунктирное» движение.

Подушечки  четырёх пальцев  правой руки   установите  у оснований пальцев  левой руки с тыльной стороны  ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперёд-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному  суставу ( «пунктирное» движение. Проделайте то же самое для другой руки.

  1. «Пила»

Кисть и предпречье левой руки расположите на столе. Ребром  ладони  правой руки имитируйте «пиление» по всем направлением тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение. Проделайте тоже самое другой рукой.

  1. «Ладошки»

Кисть и предплечье   левой руки расположите на столе. Правой рукой  сделайте массаж тыльной стороны  ладони  левой руки. Проделать то же самое  для правой руки.

  1. «Поглаживание»

Костяшками сжатых  в кулак пальцев правой руки  двигайте вверх- вниз  по ладони левой руки («прямолинейное» движение. Проделать то же самое  для правой руки.

  1. «Буравчик» Фалангами  сжатых в кулак  пальцев производите  движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой  руки. Поменяйте руки.

6. «Захват» Самомассаж пальцев рук. Кисть  и предплечье левой руки  расположите  на столе. Согнутыми указательным и средним  пальцами правой руки делайте  хватательные движения на пальцах  левой руки(«прямолинейное» движение ). Проделать то же самое  для правой руки.

7.«Спиралька».  Движения как при  растирании замёрших рук , Подушечку  большого  пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги  пальца левой руки Остальные четыре пальца охватывают и поддерживают палец с низу Массируйте «спиралевидными»  движениями. Проделать то же самое  для правой руки.

             Упражнения на релаксацию

Для успокоения можно делать упражнения на релаксацию. Их полезно  предлагать детям, которые чем-то расстроены и не могут успокоиться, педагогам  после тяжёлого дня.

1 «Дирижер». Встаньте , потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем  не просто  слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижёром , который руководит  большим оркестром (включается  музыка)

                   Представьте  себе энергию которая течёт  сквозь тело  дирижёра,                            когда он услышит  все инструменты  и ведёт их к чудесной  общей гармонии.

                    Если  хотите , можете слушать с закрытыми глазами. Обратите

                    внимание на то как вы сами наполняетесь жизненной энергией.

                    Вслушивайтесь в  музыку и  начинайте  в такт ей двигать руками,

                    как будто  вы управляете оркестром. Двигайте  теперь ещё и

                    локтями  и всей рукой целиком. Пусть  в то время когда вы                      дирижируете ,музыка течёт через всё ваше тело . Дирижируйте всем своим телом  и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по новому. Вы                можете гордиться тем .что у вас такой хороший оркестр. Сейчас музыка    кончиться. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные  аплодисменты за столь превосходный  концерт.

2.«Путешествие  на облаке».

Сядьте удобнее  и закройте глаза. Два три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое  пушистое облако , похожее на мягкую гору  из пухлых подушек. Почувствуйте как ваши  ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. И вот теперь путешествие начинается. Облако медленно поднимается в синее небо Чувствуете как ветер  обдувает ваши лица  Здесь, высоко в небе всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас  в такое место где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно  более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своём облаке и оно везёт вас назад на своё место на земле. Слазьте с облака и поблагодарите  его за то, что  оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте как оно медленно растает в воздухе.

Потянитесь. Выпрямитесь  и снова будьте бодрыми, свежими  и внимательными.

  1. «ковёр-самолёт»

Исходное положение- лягте на пол. Лёжа на спине . глаза закрыты . при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолёт. Он плавно  и медлено поднимается . мы плывём по небу. Нас тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела . все отдыхают, далеко внизу проплывают  дома,поля,леса,
реки. и озёра. Постепенно ковер-самолёт начинает  снижаться и приземляется. (пауза) потягиваемся. Делаем глубокий  вдох и выдох. Открываем глаза. Медленно и аккуратно поднимаемся и присаживаемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Сложная математика - это легко

В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей - переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому.В этом возра...

Программа "Сложная семья"

Цель программы: создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Больше играйте с детьми! Консультация для родителей детей группы «Сложный дефект»

Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. ...

Рекомендации родителям детей группы «Сложный дефект» по теме «Величина»

В младшем дошкольном возрасте ребенок получает огромное количество разнообразной информации из окружающего мира.Чтобы познание окружающего мира стало полноценным, ребенок должен научиться обслед...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...