Программа "Сложная семья"
методическая разработка по теме
Цель программы: создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей воспитанников детского сада; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, укрепление межпоколенческих связей.
Задачи:
- выявление неблагополучия в семье;
- оказание помощи неблагополучным семьям специалистами КГО и ДОУ;
- психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей;
- вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_slozhnaya_semya.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Чебурашка»
Принято: На педагогическом совете Протокол № _____ От «____» _________________ 20___ г. | Утверждаю: Заведующая МДОУ детский сад «Чебурашка» ______________________ Бондарь Л.А. Приказ №______ от ___________________ |
Программа
«Сложная семья»
Составитель:
Георгиева Н.В.
Заместитель заведующей
по воспитательной и методической
работе
г. Качканар, 2011Пояснительная записка
Многие дети современной России оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде. Рост подростковой преступности сегодня становится государственной проблемой и грозит перерасти в национальную трагедию. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.
На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей бездомных, брошенных родителями. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количество социальных сирот и подростков с девиантным поведением.
Эти дети, как правило, являются отогнутыми семьей, обществом, государством. Отторжение семьей обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью.
Цель программы: создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей воспитанников детского сада; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, укрепление межпоколенческих связей.
Задачи:
- выявление неблагополучия в семье;
- оказание помощи неблагополучным семьям специалистами КГО и ДОУ;
- психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей;
- вовлечение родителей в жизнь детского сада.
В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так де помощь в воспитании. Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений. Организационная – организация семейного досуга. Координационная – направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
В работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги.
Наряду с индивидуальными консультациями, беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.
Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
Алгоритм работы с неблагополучными семьями:
- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьей за помощью;
- первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
- знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
- изучение причин неблагополучия в семьей, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
- изучение личностных особенностей членов семьи;
- составление карты семьи;
- координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями;
- составление программы работы с неблагополучной семьей;
- выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
План реализации программы
№ | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Диагностика, выявление неблагополучных семей | Сентябрь, по необходимости в теч. года | Воспитатели, ответственный за перс. учет |
2 | Составление карты неблагополучных семей | Сентябрь, октябрь | Воспитатели, ответственный за перс. учет |
3 | Индивидуальная работа: посещение семьи на дому, составление акта | Постоянно | Воспитатели, ответственный за перс. учет |
4 | Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей | Постоянно | Администрация, воспитатели, ответственный за перс. учет |
5 | Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы: - вредные привычки родителей и их влияние на детей; - совместное проведение свободного времени; - личный пример родителей; - профилактика правонарушений | 1 раз в квартал | Воспитатели, ответственный за перс. учет, узкие специалисты |
6 | Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с субъектами профилактики: - рейды по неблагополучным семьям; - вызов на ТКПДН и ЗД - обращение в Прокуратуру; - помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь | Постоянно | Ответственный за перс. учет, специалисты ЦСПСиД |
7 | Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями: - анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия; - тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семьей; - тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации | Постоянно | Ответственный за перс. учет, специалисты ЦСПСиД |
8 | Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей | Постоянно | Воспитатели, ответственный за перс. учет |
9 | Участие в процедуре лишения родительских прав | По необходимости | Ответственный за перс. учет |
Механизм оценки результатов.
Результат реализации проекта оценивается по уменьшению количества неблагополучных семей, состоящих на персонифицированном учете. Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавших от вредных привычек. Вовлечение детей из неблагополучных семей в учреждения дополнительного образования. Мероприятия, запланированные в программе, будут способствовать улучшению ситуации. Результаты программы оценивает администрация ДОУ.
Перспективы дальнейшего развития.
К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому программа будет актуальна на протяжении многих лет. Естественно, она будет дополнена и модернизирована, будут включены новые приемы работы, но основа программы остается.
Социальная карта семьи воспитанника МДОУ детский сад «Чебурашка»
1. Ф.И.О. ребенка _____________________________________________________________
2. Дата рождения ребенка ______________________________________________________
3. Возраст ребенка на момент заполнения анкеты ________________________________
4. Родители:
Мать: | Отец: |
Ф.И.О. _______________________________ _____________________________________ | Ф.И.О. _______________________________ _____________________________________ |
Возраст ______________________________ | Возраст ______________________________ |
Образование (н.ср., ср., сред-сп. н.выс, высшее) нужное подчеркнуть | Образование (н.ср., ср., сред-сп. н.выс, высшее) нужное подчеркнуть |
Профессия ____________________________ | Профессия ____________________________ |
Телефон ______________________________ | Телефон ______________________________ |
Употребление алкоголя, наркотиков _____________________________________ | Употребление алкоголя, наркотиков _____________________________________ |
Привлекались ли к уголовной, административной ответственности (за что, когда) ________________________________ ______________________________________ | Привлекались ли к уголовной, административной ответственности (за что, когда) ________________________________ ______________________________________ |
4.1. Если ребенок живет с приемными родителями или опекунами, укажите следующие данные: | |
Ф.И.О. _______________________________ _____________________________________ | Ф.И.О. _______________________________ _____________________________________ |
Кем приходится ребенку ________________ ______________________________________ | Кем приходится ребенку ________________ ______________________________________ |
Возраст ______________________________ | Возраст ______________________________ |
Образование (н.ср., ср., сред-сп. н.выс, высшее) нужное подчеркнуть | Образование (н.ср., ср., сред-сп. н.выс, высшее) нужное подчеркнуть |
Профессия ____________________________ | Профессия ____________________________ |
Телефон ______________________________ | Телефон ______________________________ |
Употребление алкоголя, наркотиков _____________________________________ | Употребление алкоголя, наркотиков _____________________________________ |
Привлекались ли к уголовной, административной ответственности (за что, когда) ________________________________ ______________________________________ | Привлекались ли к уголовной, административной ответственности (за что, когда) ________________________________ ______________________________________ |
5. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в его жизни __________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Жилищно-бытовые условия:
а) квартира (комната) __________________________________количество комнат ________
б) кв. метров на человека __________
в) условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общей кровать с кем-то из детей) нужное подчеркнуть
7. Санитарное состояние жилья _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Если родители в разводе:
сколько лет было ребенку, когда родители развелись _______________________________
с кем из родителей остался ребенок ______________________________________________
сак ребенок отнесся к разводу ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
поддерживает ли ребенок отношения с родителем, не живущим с ним после развода, каковы эти отношения __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Другие дети в семье:
Имя_____________________ | Дата рождения ___________ | ОУ (ДОУ)_______________ |
Имя_____________________ | Дата рождения ___________ | ОУ (ДОУ)_______________ |
Имя_____________________ | Дата рождения ___________ | ОУ (ДОУ)_______________ |
Имя_____________________ | Дата рождения ___________ | ОУ (ДОУ)_______________ |
Имя_____________________ | Дата рождения ___________ | ОУ (ДОУ)_______________ |
10. История семьи (результаты общения с членами семьи, соседями, работниками ЖКО, учителями, школьным инспектором, участковым педиатром и др.) ____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата составления _______________________
Ф.И.О., должность составляющего карту _______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа " День семьи" для дошкольников и их родителей
Сценарий ко Дню семьи можно проводить с родителями, как одной группы, так и со всем детским садом, выбрав по одной семье с группы. Разнообразные конкурсы переплетаются с весёлыми диалогами любимых ска...
Программа "Моя семья"
Данная программа может быть использована воспитателями для ознакомление детей и родителей с семейными традициями. А книга с произведениями и заданиями можно использовать в образовательной области "Чте...
Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.
Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...
Сценарий празничной программы "День семьи".
Цель: Закрепить у детей чувства люби и уважения к родителям. Развивать интерес к свое семье. Создать эмоциональное настроение на весь день. Оборудование: Фоногроммы песен " Родительский дом", "Бабушк...
Программа мониторинга семьи
Данная программа может использоваться в оценке качества ДО...
Программа сопровождения семьи при поступлении ребенка раннего возраста в детский сад "В детский сад с радостью"
Проблема адаптации детей раннего возраста в детском саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, достаточно мног...
Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г.
Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г....
Комментарии
Хорошая разработка.Очень
Хорошая разработка.Очень полезная. Возьму на заметку!