Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Макушкина Юлия Ивановна

Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_6.odt32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста 

По условиям реализации ФГОС ДО от воспитателя требуется подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиниться разным правилами и социальным нормам.Образовательный геокешинг является одним из эффективных средств использования педагогом инновационных технологий, направленных на индивидуальное развитие личности.

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле». В этом суть «геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира. При этом они используют устройства, имеющие GPS-приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или планшет. Важно найти единомышленников, GPS-приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено.

В России геокешинг появился в 2002 году. Первые энтузиасты заложили «тайник» в Московской области и уже через год игра разрослась до 100 «тайников». Главная особенность российского геокешинга– «тайники» создаются в местах, обладающих природным, историческим, культурными или географическим интересом. По нашему мнению геокешинг– эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях.

«Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.

Образовательный геокешинг обладает характерными особенностями и включает в себя:

  • Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
  • Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
  • Наличие ясной, конкретной цели.
  • Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.
  • Групповую рефлексию.
  • Подведение итогов.

А также пять образовательных областей:

  • Познавательное развитие (П)
  • Речевое развитие (Р)
  • Художественно — эстетическое развитие (ХЭ)
  • Физическое развитие (Ф)
  • Социально-коммуникативное развитие (СК)

Существует методика организации геокешинга с детьми дошкольного возраста.

Методика проведения элементов геокешинга с детьми дошкольного возраста и их родителями, законными представителями, включает в себя

4 этапа:

  1. этап– предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения). Также наэтом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на нихместоположение различных объектов.
  2. этап– подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
  3. этап– проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
  4. этап– презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный

продукт.

Задачи игры Геокэшинг

  • Создание тайников, хороших и разных, интересных и загадочных.
  • Создание привлекательных описаний, иллюстрированных фотографиями.
  • Активный, здоровый образ жизни.

Задания, которые организаторы образовательного геокешинга задают игрокам, делятся на следующие три типа:

  • Задания на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки. Ответы на эти вопросы требуют внимания и наблюдательности.
  • Задания на знание исторических фактов и коммуникативную активность.
  • Вопросы — "метки" самой игры в образовательный геокешинг. Это веселые задания, которые передаются от одной игре к другой.

Способ поиска клада — это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. Кладом может быть не предмет, а например, слово. Необходимо задумать определённое слово, затем записать его буквами на схеме. Описывается внешность одного из детей группы. Участники определяют его по загаданным приметам. Ответом является первая буква имени ребенка (С). Предлагаются остальные приметы, это еда, стул, волосы и ноги, по которым дети отгадывают слова. Необходимо прочитать то слово, которое получилось.

Какие бывают тайники?

Чтобы участвовать в Игре, вам надо находить чужие тайники и прятать свои по загадкам, по приметам, по карте, с помощью компаса.. Здесь приветствуется фантазия. К примеру, тайники: используется небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Геокешеры приветствуют творческие тайники: с загадками, рисунками, фотографиями. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий.

Тайник должен быть приурочен к природной, архитектурной, культурной, исторической, техногенной достопримечательности либо реализовывать какую-то оригинальную и увлекательную поисковую задачу.

Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять.

Правила игры:

  • Разделиться на команды (детей, родителей и педагогов);
  • Придумать названия команд;
  • Выдать каждой команде карты с развивающими заданиями на каждом этапе;
  • Первая команда покидает место игры, для нее можно придумать какое-нибудь развлечение на это время;
  • Вторая команда получает контейнеры, закладывает тайники и делает пометки на карте. Одной достопримечательности может быть приурочен только один тайник. Недопустимо создание тайника с названием, повторяющим название существующего тайника, или с названием, похожим на уже существующее до степени смешения.;
  • Команды меняются;
  • Вторая команда уходит, первая возвращается, изучает метки на карте и ищет тайники. Команда забирает найденные клады, но на их место обязательно кладет свои, чтобы тайники не пустовали. Тайник считается найденным после отметки (записи) о нахождении на карте. Из тайника можно взять любой клад, заменив его своим, не менее ценным. В этом случае на карте необходимо отметить, что было взято и что положено взамен. После посещения найденный тайник должен быть помещен на прежнее место и хорошо замаскирован;
  • Возвращается вторая команда, проверяет, все ли их тайники были найдены и забирает клады, оставленные первой командой;
  • Дети делятся впечатлениями, рассказывают, какой клад труднее всего было найти.

Виды маршрутов

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

  • Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
  • «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
  • Карта (схематическое изображение маршрута);
  • «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
  • Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (тайник – ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.

Чаще всего используем в своей работе линейные маршруты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

Что касается штурмовых маршрутов, то они очень хорошо проходят и в младшем возрасте, т.к. могут проводиться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное пространство. Особенностью является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесит в разных участках группового помещения), из которых потом можно сделать аппликацию и т.п.

Кольцевые маршруты, очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности.

В ходе игры геокешинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.

Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата.

Геокешинг – всегда положительные эмоции, радостное общение, весёлые соревнования, искренний радушный смех, удивление и восторг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» (тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений)

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Физическое развитие» детей дошкольного возраста (3-7лет)

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа.Именно поэтому забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации.Оч...

Организация образовательного пространства для развития детей дошкольного возраста

В статье автор рассматрвает вопрос организации РППС в ДОУ и группе детского сада....

Консультация для воспитателей «Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО»

По условиям реализации ФГОС ДО от воспитателя требуется подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослы...

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...

Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО.

В статье раскрываются особенности использования игровых и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе....