Организация образовательного пространства для развития детей дошкольного возраста
статья на тему
В статье автор рассматрвает вопрос организации РППС в ДОУ и группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РППС в ДОУ и группе детского сада | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С введением ФГОС вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным. В ФГОС к ДО определены требования к развивающей предметно - пространственной среде, заложено обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала в пространстве ДОУ, через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Все эти требования направлены, прежде всего, на формирование активности детей, с помощью которой они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно - ориентированного взаимодействия – творцами своей личности.
Воспитание и обучение ребенка в нашем детском саду проходит под девизом «Творчество во всём!».
Так как среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, в нашем детском саду мы создали открытое интерактивное пространство не только в группах, но и в холлах и коридорах учреждения. Каждое созданное развивающее пособие универсально по своему содержанию и может быть использовано как детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Игры, пособия разработаны c учётом трёх важных принципов: интерес – познание – творчество. Всё это является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности; познавательной потребности, стремлении помочь персонажу или другому человеку, интереса к способу действия, потребности в самовыражении и самореализации, в самопознании и саморазвитии, в социальном признании.
На первом этаже, где находятся группы младшего возраста, находится стена сказок. Фигурки персонажей сказок держатся на стене с помощью магнитов. Дети легко могут перемещать их в соответствии с сюжетом сказки. Очень нравятся нашим детям развивающие доски - бизиборды, развивающие мелкую моторику, логическое мышление, сообразительность.
На втором этаже находятся: интерактивное пособие коврограф, основным средством работы на котором, стали развивающие игры Воскобовича; магнитные карты мира и Белгородской области, на которых мы используем карточки – задания, включающие в себя виды достопримечательностей и геральдику родного края, и области, показывающие разнообразие животного и растительного мира, памятников мировой культуры; интерактивный уголок по ПДД; уголок творчества, где выставляются работы детей.
На третьем этаже размещен системный оператор, позволяющий рассматривать определенный объект по технологии ТРИЗ; большая магнитная шахматная доска; китайские шашки; интерактивное панно «Космос»; логические лабиринты.
Данные развивающие пособия можно использовать:
- в совместной деятельности взрослого и детей во время режимных моментов;
- в организованной образовательной деятельности;
- в самостоятельной деятельности.
Отслеживание результатов эффективности использования развивающих пособий проходит через педагогические наблюдения и мнение родителей. Результаты показали:
- работа по созданию РПП среды объединила всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Всё открыто и доступно для всех участников образовательных отношений. И поэтому родители стали активными участниками и партнерами образовательного процесса. Часто мы видим родителей вместе с детьми у пособий, где дети показывают им свои умения и знания;
- дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности, знания и навыки;
- личностно-ориентированный характер взаимодействия при использовании пособий стимулирует общение, познавательные процессы дошкольников;
- у дошкольников формируется опыт познавательных действий, развивается воображение, творческая активность. Любознательность способствует развитию таких качеств как инициативность, самостоятельность.
Представленные пособия доступны, их можно сделать своими руками. Система работы с использованием развивающих пособий - это один из эффективных способов познавательного, коммуникативного, личностного развития ребёнка.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении мы учитываем ведущую роль игровой деятельности. РППС мы строим таким образом, чтобы каждый ребенок мог заниматься своим любимым делом. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В группе в соответствии с возрастом имеются различные зоны, уголки, центры, для осуществления свободного выбора детьми видов деятельности.
Социально – коммуникативное направление: центр сюжетно – ролевых игр; центр безопасности; центр трудовой деятельности.
Познавательное направление: центр «Мы познаём мир»; центр «Я знаю свои права»; центр экспериментирования; центр патриотического воспитания; центр конструктивной деятельности; центр математического развития.
Речевое направление: центр театрализации; центр грамотности; центр «В мире книг».
Художественно – эстетическое направление: центр «Маленький художник»; центр «Умелые руки»; центр «Весёлые нотки».
Физическое направление: центр «Здоровей-ка», центр спорта «Будь здоров».
Размещение игрового материала по центрам соответствующей направленности позволяет детям объединяться группами по общим интересам.
В группе имеются зоны:
для сюжетно-ролевых и режиссерских игр;
для самостоятельной деятельности детей;
для настольно-печатных и развивающих игр;
для двигательной активности;
для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями;
для отдыха (уединение, общение и пр.).
Зоны трансформируются в зависимости от образовательных задач. Они могут меняться дополняться и объединяться. При этом весь материал доступен для взаимодействия с ним.
Для разделения РППС на зоны мы используем некрупные передвижные ширмы и стенки, различное игровое оборудование. Для поддержания интереса детей к игровому наполнению мы постоянно осуществляем смену игрушек, оборудования и прочего материала. Наполняя или дополняя РППС, мы заботимся о том, что все ее элементы имели единый эстетический стиль.
Легкие передвижные, переносные конструкции дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте – платформы на колесах, небольшие подиумы на колесах, переносные уголки ряженья из пластиковой основы, которые могут еще служить и ширмами.
Таким образом, созданная в группах, холлах и коридорах содержательная и стимулирующая развивающая предметно-пространственная среда, способствует успешному формированию самостоятельности и познавательной активности у воспитанников.
Список литературы:
1. Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в контексте современной образовательной политики системы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2016-2017 учебном году», ОГАОУ ДПО «БелИРО» от 01.07.2016 г. № 908
2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.– М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» (тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений)
Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно...
Презентация "Создание единого лечебно - образовательного пространства для оздоровления детей дошкольного возраста"
Презентация раскрывает цели, задачи, направления работы которые ставит перед собой ДОУ по созданию единого лечебно-образовательного пространства для детей как общеразвивающих так и к...
Особенности организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития в соответствии с ФГОС ДО.
Познокомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой с детьми в соответствии ФГОС....
Консультация для воспитателей "Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста"
Автором представлен материал по формированию элементарных математических представлений дошкольников....
Тема статьи: «Внедрение LEGO-конструирования в организации образовательного процесса и развития детей дошкольного возраста»
Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные по...
Организация игрового пространства для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и формирования навыков безопасного поведения на улице
Организация игрового пространства для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и формирования навыков безопасного поведения на улице...