Конспект НОД на тему: «Что такое шоколад? Узнать об этом каждый рад» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_o_shokolade_2018starsh.gr_.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №76»
Конспект НОД на тему:
«Что такое шоколад?
Узнать об этом каждый рад»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Заболотнева Елена Николаевна
Старшая группа
г. Челябинск – 2018
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
Познакомить детей с новой профессией шоколадье.
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах в познавательной, экспериментально-исследовательской деятельности, развивая мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Развивать познавательную активность и самостоятельность;
Воспитывать чувства удовлетворения и радости от проделанных открытий, познавательную активность и самостоятельность.
Речевое развитие:
Ввести в речь детей новые слова и понятия: (шоколадье, какао боб, какао дерево);
Развивать речь детей, умение излагать свои мысли; аргументировать правильность своих ответов.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать умения детей вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательными и корректными собеседниками. Формировать у детей навыки взаимопомощи при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Физическое развитие:
Воспитывать интерес к сохранению и укреплению своего здоровья.
Оборудование и раздаточные материалы:
одноразовая посуда: тарелочки, стаканчики, ложечки (на каждого ребенка);
3 - 4 плитки темного и воздушного шоколада; какао-порошок; простая вода; молоко; тарелка с тертым шоколадом; столовая ложка для нагревания шоколада; подставка со свечей; спички; волшебная коробочка; шоколадные сюрпризы; салфетки; смайлики – грустные и весёлые.
Ход НОД.
- Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Ребята, вы, конечно, любите слушать разные истории. Послушайте сказку «Про улыбку».
«Жила – была улыбка. Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть ее у себя в доме. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть, ни старенького, ни маленького.
Но однажды… В городке, где жила Улыбка, появился человек. Он был всем недоволен, постоянно сердился: сахар был ему не сладким, молоко – не белым, солнце не ярким, а дети – непослушными. Он сердился на всех и в хорошую погоду, и в ненастье. И вот, как – то раз он повстречался с улыбкой. Человеку стало очень хорошо. Солнышко стало ярким, сахар – сладким»
Воспитатель: Как вы думаете, почему? А теперь, давайте улыбнемся друг друга так, чтобы настроение стало хорошим на весь день.
Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что у вас поднялось настроение. Что еще может поднять настроение?
Дети: Хорошая погода. Новая игрушка. Веселая музыка. Просмотр любимого мультфильма. Что - нибудь вкусное.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку об одном продукте, который поднимает настроение и его очень любят взрослые и дети. Вот послушайте:
«Завёрнут в серебро,
Как его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Что нашёлся сладкий клад.
Это вкусный» (шоколад)
Дети: шоколад.
Воспитатель: Хочу вас еще удивить и рассказать историю. Я в детстве очень любила шоколад. А еще мне нравилось собирать обертки-фантики от шоколада. Мы с подружками показывали их друг другу и даже хвастались. Мне всегда хотелось, чтобы у меня была самая красивая, яркая и большая обертка от шоколада, примерно вот такая.
Воспитатель вносит большую коробку, украшенную фантиками от шоколада. Дает возможность детям рассмотреть ее.
Воспитатель: Интересно узнать, что внутри?
Воспитатель открывает коробку, внутри «плитка шоколада» посередине надпись: «Секреты шоколада»
Воспитатель: Да здесь, что-то написано, давайте я прочитаю: «Секреты шоколада».
Воспитатель: Необычная плитка, в ней спрятались секреты шоколада! Я у мамы всегда спрашивала, что такое шоколад? А вы как думаете?
(Высказывания детей).
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Мне кажется, что путешествовать любят все. Ведь всё, что мы узнаем, что видим во время путешествия, запоминается человеком надолго. Во время путешествия можно встретить новых друзей. Сегодня мы отправимся с вами в одну чудесную страну. Называется она Страной Сладкоежек. Пускают туда всех. А те, кто любит сладкое, там желанные гости. Вы любите шоколад?
А еще, какие сладости любите вы? (Ответы детей)
Воспитатель: Вчера я услышала, как два мальчика разговаривали между собой и один из них спросил: «Откуда берётся шоколад?» Второй мальчик сказал, что его дают нам шоколадные деревья. Первый очень удивился, решил найти шоколадное дерево, чтобы принести шоколадку, но не нашел. Наверное, мальчик пошутил: шоколадных деревьев не бывает! Ребята, кто же прав! Бывают на свете шоколадные деревья или нет?
(Ответы детей)
( Просмотр иллюстраций о происхождении шоколада)
Воспитатель: Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Вот как оно выглядит на самом деле. Оно не растет в нашей стране, потому что у нас очень холодно. Оно боится холода, снега и растет там, где нет зимы. Растет шоколадное дерево в жарких странах, где очень тепло и часто идут теплые дожди.
(дети внимательно рассматривают шоколадное дерево.)
Воспитатель: Какие части шоколадного дерева мы видим на картинке?
Дети: ствол, листья, плоды.
Воспитатель: Это удивительное дерево! Посмотрите, его плоды растут прямо на шероховатом стволе. Словно кто-то приколотил эти ребристые плоды к дереву гвоздиками. Они называются плоды какао. Они похожи на лимоны. Когда плоды какао созревают, то становятся темно-коричневого цвета. Их отрезают от дерева, отчищают от кожуры. Посмотрите, что находится внутри плода?
Дети: семена.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: белые.
Воспитатель: Эти семена называют какао-бобы. Их высушивают, и они становятся темными, потом их складывают в мешки. Вот в таких мешках в нашу страну, на кондитерские фабрики, попадают какао бобы (показ иллюстрации).
Какао бобы размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао» (показ).
Воспитатель: Дети, посмотрите на схему последовательности изготовления шоколада.
Шоколад делают так. В молоко добавляют масло, какао – порошок, сахар, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все хорошо перемешивают миксером. Готовое шоколадное тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие шоколадные плитки, и вы их очень любите есть.
Воспитатель: Итак, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.
Воспитатель: А что еще делают из шоколада?
Дети: конфеты, торты, мороженое, зефир, пастилу, пряники, печенье, пирожное.
Проводится игра №1. «Не пропусти профессию»
Дети встают в круг, педагог называет профессии, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, БЕРЁЗА, ПОВАР, БОЛТУН, ДОКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, КРОВАТЬ, ПОПУГАЙ,
ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ПРОДАВЕЦ, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, ПОРТНОЙ, ОГОНЬ, ХУДОЖНИК, ПИРОГ, ШУТКА,
ПОЖАРНЫЙ.
Ребята, а вы знаете, как называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада? Шоколадье. Скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколадье?
Воспитатель: Я вам предлагаю побыть шоколадье. Пройдите в мини-лабораторию. Ребята, вам надо исследовать и узнать свойства шоколада. Согласны?
(Ответы детей. Дети подходят к столам, где будут проходить опыты)
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.
- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)
- А какой вкус имеет какао? (ответы детей) Как можно определить, какой вкус у какао? (Нужно его попробовать.)
- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его. Какой вкус имеет какао? (горький). (Ответы нескольких детей, чтобы узнать их мнение)
- А теперь возьмите еще немного какао и добавьте его в молоко и размешайте. Что произошло с какао и молоком? (Какао растворилось в молоке, молоко стало коричневого цвета)
- Итак, к какому выводу мы пришли?
Дети: Какао имеет горький вкус и легко растворяется в молоке.
Воспитатель: Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются.
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите любой кусочек шоколада и попробуйте его разломить. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
Дети: Шоколад твердый, но может ломаться, он – хрупкий.
Воспитатель: А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад?
Дети: Вкусный, сладкий.
Воспитатель: А теперь черный шоколад, какой на вкус?
Дети: горький, горьковато-сладкий.
Воспитатель: Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?
Дети: различается (рассказывают о различиях.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус?
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.
А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом?
Дети: Шоколад утонул.
Воспитатель: А теперь положите кусочек от воздушного шоколада.
Что произошло с шоколадом?
Дети: Шоколад всплыл на поверхность.
Воспитатель: Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)
Воспитатель: Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Воспитатель показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который помогает ему всплыть из воды и плавать. Так какое же еще имеет свойство шоколад.
Дети: Он может тонуть, если он плотный, и может плавать, если в нем есть пузырьки воздуха.
Воспитатель: А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.
( Воспитатель проводит эксперимент. Шоколад растопился.)
Воспитатель: Так что же произошло с шоколадом?
Дети: Он растаял, растопился, сделался жидким.
Воспитатель: Итак, ребята. Теперь вы как настоящие мастера - шоколадье. Научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?
Дети: Шоколад бывает разный на вкус, по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Пальчиковая гимнастика «Готовим шоколад»
Если взять сгущёнки банку (Пальцы обеих рук соединяют в круг.)
И горячий шоколад, (Изображают, как льют шоколад)
Взять немножечко орехов, (Стучат кулачок о кулачок)
Земляничный мармелад. (По очереди соединяют пальчики рук с большими пальцами в колечко)
Взять халвы четыре ложки,( Загибают по очереди 4 пальца руки)
Вафельной добавить крошки, (Показывают, как сыпет крошку)
Хорошо всё размешать, (Изображают, как мешают)
От такого шоколада (Хлопают в ладоши).
Нас потом не оторвать (Гладят по животу. Выставляют большой палец вверх.)
Проводится игра №2«Придумай название для обертки шоколада». Детям предлагается просмотр «оберток для шоколада», они должны придумать название (книга, карандаш, буквы); (пианино, баяна, скрипки, трубы); (апельсин, яблоко, банан, груша); (море, корабль, морские обитатели); (цветы).
Дети: «Школьный», « Музыкальный» ; «Фруктовый»; «Морской»;
«Цветочный», «Садовый», «Луговой».
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть еще в одну игру, я буду называть продукт, который можно встретить в шоколаде - вы делаете хлопок. При назывании продукта, который никогда не встретить в шоколаде - вы приседаете.
( Проводится физкультминутка).
Педагог называет продукты (какао, молоко, помидор, сахар, огурец, колбаса, орехи, макароны, изюм ) дети выполняют движения, согласно игре.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: А теперь давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад, играя, в игру « Вред – польза шоколада».
(Дети выставляют веселых и грустных смайликов на «шоколад», разделенный на две части: красную и зелёную).
1.Шоколад поднимает настроение.
Воспитатель: Его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Покажите, какое настроение у вас бывает, когда вы съедаете любимую плитку шоколада (Дети показывают положительные эмоции на своем лице)
2.Шоколад – источник энергии, которая необходима, для работы мышц человека.
Воспитатель: Поэтому шоколад полезен детям и взрослым, особенно тем, кто занимается спортом.
3.В шоколаде есть полезные вещества, которые укрепляют зубную эмаль.
Воспитатель: Для зубов полезен горький чёрный шоколад.
4.Шоколад полезен для сердца и сосудов.
Воспитатель: Он улучшает работу сердца и мозга и быстро может восстановить силы.
5.Шоколад способствует повышению иммунитета.
Воспитатель: Шоколад не только лакомство, но и прекрасный лекарь при эпидемиях гриппа и простуды.
6.Шоколад развивает хорошую память.
Воспитатель: А это очень важно для обучения в школе. А теперь давайте выясним, всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?
1.От шоколада полнеют.
Воспитатель: Так как это высококалорийный продукт.
2.Шоколад может вызвать аллергию.
Воспитатель: Да, если много кушать шоколада.
3.Если есть на ночь шоколад, то ночью будешь плохо спать.
Воспитатель: Он может вызвать бессонницу.
Давайте сравним результаты игры, каких качеств у шоколада больше «полезных» или «вредных»? Какие выводы мы можем сделать?
Выводы:
- Шоколад скорее полезный, чем вредный продукт;
- Нельзя есть много шоколада!
- Самый полезный – это горький шоколад.
Воспитатель: Помните, ребята, что после употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!
IV. Рефлексия.
Воспитатель: Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Шоколад улучшает настроение и его можно подарить друзьям. Мне хочется вас порадовать и угостить шоколадом (Воспитатель достает плитку шоколада, в ней много маленьких плиточек угощает детей и гостей, желает всем хорошего настроения).
Пусть у вас всё будет в шоколаде!
(Звучит песня из мультфильма «Сладкая сказка», дети и гости получают шоколадки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по теме "Снегирь на ветке" Рисование по мотивам стихов и загадок. Старшая группа
Конспект НОД по теме "Снегирь на ветке"Рисование по мотивам стихов и загадок.Старшая группаЗадачи: Учить передавать форму и характерные особенности снегирей по их описанию в стихах и загадках; продолж...
Конспект НОД на тему "В гостях у передачи "В мире животных" для детей старшей группы.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы....
Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в старшей группе"
Данный методический материал я разработала самостоятельно для старшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИ...
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:...
Конспект комплексного занятия. Тема: «Декларация прав ребенка. Права и обязанности ребенка» с детьми старшей группы.
Задачи: Формировать патриотизм и гражданственность. Формировать знания детей о своих правах и обязанностях. Формировать у детей гордость за свою страну. Учить уважать и помогать взрослым.Предвар...
Конспект занятия "Что такое шоколад, узнать об этом каждый рад"
Конспект занятия...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ "ДЕНЬ ОТЦА – СИЛА И НЕЖНОСТЬ В КАЖДОМ ПОСТУПКЕ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Формирование у детей представления о Дне отца. Воспитание уважительного отношения к отцу и укрепление семейных ценностей. Повышение роли и статуса отца в обществе, популяризация отцовства....