Конспект НОД на тему: «Что такое шоколад? Узнать об этом каждый рад» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_o_shokolade_2018starsh.gr_.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №76»

Конспект НОД на тему:

                          «Что такое шоколад?

Узнать об этом каждый рад»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Заболотнева Елена Николаевна

Старшая группа

г. Челябинск – 2018

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Познакомить детей с новой профессией шоколадье.

Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах в познавательной, экспериментально-исследовательской деятельности, развивая мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Развивать познавательную активность и самостоятельность;

 Воспитывать   чувства удовлетворения и  радости от проделанных открытий, познавательную активность и самостоятельность.

Речевое развитие:

 Ввести в речь детей новые слова и понятия: (шоколадье, какао боб, какао дерево);

Развивать речь детей, умение излагать свои мысли; аргументировать правильность своих ответов.

 Социально-коммуникативное развитие:

Формировать умения детей вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательными и корректными собеседниками. Формировать  у детей навыки взаимопомощи при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Физическое развитие:

Воспитывать интерес к сохранению и укреплению своего здоровья.

Оборудование и раздаточные материалы:

 одноразовая посуда: тарелочки, стаканчики,  ложечки (на каждого ребенка);

 3 - 4 плитки темного и воздушного шоколада;  какао-порошок;  простая вода; молоко;  тарелка с тертым шоколадом;  столовая ложка для нагревания шоколада;  подставка со свечей; спички; волшебная коробочка;  шоколадные сюрпризы;  салфетки; смайлики – грустные и весёлые.

Ход  НОД.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Ребята, вы, конечно, любите слушать разные истории. Послушайте сказку  «Про улыбку».

«Жила – была улыбка. Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть ее у себя в доме. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть, ни старенького, ни маленького.

Но однажды… В городке, где жила Улыбка, появился человек. Он был всем недоволен, постоянно сердился: сахар был ему не сладким, молоко – не белым, солнце не ярким, а дети – непослушными. Он сердился на всех и в хорошую погоду, и в ненастье. И вот, как – то раз он повстречался с улыбкой. Человеку стало очень хорошо. Солнышко стало ярким, сахар – сладким»

Воспитатель: Как вы думаете, почему? А теперь, давайте улыбнемся друг друга так, чтобы настроение стало хорошим на весь день.

 Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что у вас поднялось настроение. Что еще может поднять настроение?

Дети: Хорошая погода. Новая игрушка. Веселая музыка. Просмотр любимого мультфильма. Что - нибудь вкусное.

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку об одном продукте, который поднимает настроение и его очень любят взрослые и дети. Вот послушайте:

«Завёрнут в серебро,

Как его вы развернёте,

Моментально вы поймёте,

Что нашёлся сладкий клад.

Это вкусный» (шоколад)

Дети:  шоколад.

Воспитатель: Хочу вас еще удивить и рассказать историю. Я в детстве очень любила шоколад. А еще мне нравилось собирать обертки-фантики от шоколада.  Мы с подружками показывали их друг другу и даже хвастались. Мне всегда хотелось, чтобы у меня была самая красивая, яркая и большая обертка от шоколада, примерно вот такая.

Воспитатель вносит большую коробку, украшенную фантиками от шоколада. Дает возможность детям рассмотреть ее.

Воспитатель: Интересно узнать, что внутри?

Воспитатель открывает коробку, внутри «плитка шоколада» посередине надпись: «Секреты шоколада»

Воспитатель:  Да здесь, что-то написано, давайте я прочитаю: «Секреты шоколада».

Воспитатель:  Необычная плитка, в ней спрятались секреты шоколада! Я у мамы всегда спрашивала, что такое шоколад? А вы как думаете?

(Высказывания детей).

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

 (Ответы детей.)

 Воспитатель: Мне кажется, что путешествовать любят все. Ведь всё, что мы узнаем, что видим во время путешествия, запоминается человеком надолго. Во время путешествия можно встретить новых друзей. Сегодня мы отправимся с вами в одну чудесную страну. Называется она Страной Сладкоежек. Пускают туда всех.  А те, кто любит сладкое, там желанные гости.  Вы любите шоколад?

А еще, какие сладости любите вы? (Ответы детей)

Воспитатель:  Вчера я услышала,  как два мальчика разговаривали между собой и один из них спросил: «Откуда берётся шоколад?» Второй мальчик  сказал, что его дают нам шоколадные деревья. Первый очень удивился,  решил найти шоколадное дерево, чтобы принести шоколадку, но не нашел. Наверное, мальчик пошутил: шоколадных деревьев не бывает!  Ребята, кто же прав! Бывают на свете шоколадные деревья или нет?

(Ответы детей)

( Просмотр иллюстраций  о происхождении шоколада) 

Воспитатель: Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао.  Вот как оно выглядит на самом деле. Оно не растет в нашей стране, потому что у нас очень холодно. Оно боится холода, снега и растет там, где нет зимы. Растет шоколадное дерево в жарких странах,  где очень тепло и часто идут теплые  дожди.

(дети внимательно рассматривают шоколадное дерево.)

Воспитатель: Какие части шоколадного дерева мы видим на картинке?

Дети: ствол, листья, плоды.

Воспитатель: Это удивительное дерево! Посмотрите, его плоды растут прямо на шероховатом стволе. Словно кто-то приколотил эти ребристые плоды к дереву гвоздиками. Они называются плоды какао. Они похожи на лимоны. Когда плоды какао созревают, то становятся темно-коричневого цвета.  Их отрезают от дерева, отчищают от кожуры. Посмотрите, что находится внутри плода?

Дети:  семена.

 Воспитатель:  Какого они цвета?

 Дети:  белые.

Воспитатель: Эти семена называют какао-бобы. Их высушивают, и они становятся темными, потом их складывают в мешки. Вот в таких мешках в нашу страну, на кондитерские фабрики, попадают какао бобы (показ иллюстрации). 

Какао бобы размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао» (показ).

Воспитатель: Дети, посмотрите на схему последовательности изготовления шоколада.

 Шоколад делают так. В  молоко  добавляют масло, какао – порошок, сахар, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все хорошо перемешивают миксером.  Готовое шоколадное тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие шоколадные плитки, и вы их очень любите есть.

Воспитатель: Итак, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.

Воспитатель:        А что еще делают из шоколада?

Дети:  конфеты, торты, мороженое, зефир, пастилу, пряники, печенье, пирожное.

Проводится игра №1. «Не пропусти профессию»

Дети встают в круг, педагог называет профессии, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:

ЛАМПА,  ВОДИТЕЛЬ,  НОЖНИЦЫ, БЕРЁЗА, ПОВАР, БОЛТУН, ДОКТОР, КАРАНДАШ,  СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ,  КРОВАТЬ, ПОПУГАЙ,  

ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ПРОДАВЕЦ,  УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ФАНТАЗИЯ,  СТРЕКОЗА,  ПОРТНОЙ, ОГОНЬ,  ХУДОЖНИК, ПИРОГ, ШУТКА,

ПОЖАРНЫЙ.

Ребята, а вы знаете, как называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада?  Шоколадье.  Скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколадье?

Воспитатель:  Я вам предлагаю побыть шоколадье.  Пройдите в  мини-лабораторию.  Ребята, вам надо исследовать  и узнать свойства шоколада. Согласны?

(Ответы детей.  Дети подходят к столам, где будут проходить опыты)

 

Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)

- А какой вкус имеет какао? (ответы детей) Как можно определить, какой вкус у какао?  (Нужно его попробовать.)

- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его. Какой вкус имеет какао? (горький).  (Ответы нескольких детей, чтобы узнать их мнение)

- А теперь возьмите еще немного какао и добавьте его в молоко и размешайте. Что произошло с какао и молоком? (Какао растворилось в молоке, молоко стало коричневого цвета)

- Итак, к какому выводу мы пришли?

Дети: Какао имеет горький вкус и легко растворяется в молоке.

Воспитатель: Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются.

(Рассуждения детей)

Воспитатель:        Молодцы ребята! У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада.  А теперь возьмите любой кусочек шоколада и попробуйте его разломить. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?

Дети: Шоколад твердый, но может ломаться, он – хрупкий.

Воспитатель:        А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад?

Дети: Вкусный, сладкий. 

 Воспитатель:        А теперь черный шоколад, какой на вкус?

Дети: горький, горьковато-сладкий.

Воспитатель:        Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

Дети: различается (рассказывают о различиях.)

Воспитатель:        Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус?

(Рассуждения детей)

Воспитатель:        Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.  

 А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом?

Дети: Шоколад утонул.

Воспитатель:         А теперь положите кусочек от воздушного шоколада.

Что произошло с шоколадом?

Дети: Шоколад всплыл на поверхность.

Воспитатель:        Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)

Воспитатель:        Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Воспитатель показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который помогает ему всплыть из  воды и  плавать. Так какое же еще имеет свойство шоколад.

Дети: Он может тонуть, если он плотный, и может плавать, если в нем есть пузырьки воздуха.

Воспитатель:        А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.

( Воспитатель проводит эксперимент.  Шоколад  растопился.)

Воспитатель:        Так что же произошло с шоколадом?

Дети: Он растаял, растопился, сделался жидким.

Воспитатель:        Итак, ребята. Теперь вы как настоящие мастера - шоколадье. Научились определять шоколад по  вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?

Дети: Шоколад бывает разный на вкус, по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

 Пальчиковая гимнастика «Готовим шоколад»

Если взять сгущёнки банку (Пальцы обеих рук соединяют в круг.)

И горячий шоколад, (Изображают, как льют шоколад)

Взять немножечко орехов, (Стучат кулачок о кулачок)

Земляничный мармелад. (По очереди соединяют пальчики рук с большими пальцами в колечко)

Взять халвы четыре ложки,( Загибают по очереди 4 пальца руки)

Вафельной добавить крошки, (Показывают, как сыпет крошку)

Хорошо всё размешать, (Изображают, как мешают)

От такого шоколада  (Хлопают в ладоши).

Нас потом не оторвать (Гладят по животу. Выставляют большой палец вверх.)

Проводится игра №2«Придумай  название для обертки шоколада».  Детям предлагается просмотр  «оберток для шоколада», они должны придумать название (книга, карандаш, буквы); (пианино, баяна, скрипки, трубы); (апельсин, яблоко, банан, груша); (море, корабль, морские обитатели);  (цветы).

  Дети: «Школьный», « Музыкальный» ;  «Фруктовый»;  «Морской»;

 «Цветочный», «Садовый», «Луговой».

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть еще в одну игру, я буду  называть продукт, который можно встретить в шоколаде - вы делаете хлопок. При назывании  продукта, который никогда не встретить в шоколаде - вы приседаете.

( Проводится физкультминутка).

 Педагог называет продукты (какао, молоко, помидор, сахар, огурец, колбаса, орехи, макароны, изюм ) дети выполняют движения, согласно игре.

III. Заключительная часть.

Воспитатель:  А теперь давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад, играя,  в игру « Вред – польза шоколада».

(Дети выставляют веселых и грустных смайликов на «шоколад», разделенный на две части: красную и зелёную).

1.Шоколад поднимает настроение.

Воспитатель: Его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Покажите, какое настроение у вас бывает, когда вы съедаете любимую плитку шоколада (Дети показывают положительные эмоции на своем лице)

2.Шоколад – источник энергии,  которая необходима, для работы мышц человека.

Воспитатель: Поэтому шоколад полезен детям и взрослым, особенно тем, кто занимается спортом.

3.В шоколаде есть полезные вещества, которые укрепляют зубную эмаль.

Воспитатель: Для зубов полезен горький чёрный шоколад.

4.Шоколад полезен для сердца и сосудов.

Воспитатель: Он улучшает  работу сердца и мозга и   быстро может восстановить силы.

5.Шоколад способствует повышению иммунитета.

Воспитатель: Шоколад не только лакомство, но и прекрасный лекарь при эпидемиях гриппа и простуды.

6.Шоколад развивает  хорошую память.

Воспитатель: А это очень важно для обучения  в школе. А теперь давайте выясним, всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?

1.От шоколада полнеют.

Воспитатель: Так как это высококалорийный продукт.

2.Шоколад  может вызвать аллергию.

Воспитатель: Да, если много кушать шоколада.

3.Если есть на ночь шоколад, то ночью будешь плохо спать.

Воспитатель: Он может вызвать бессонницу.

Давайте сравним результаты игры, каких качеств у шоколада больше «полезных» или «вредных»? Какие выводы мы можем сделать?

Выводы:

  • Шоколад скорее полезный, чем вредный продукт;
  •  Нельзя есть много шоколада!
  • Самый полезный – это горький шоколад.

Воспитатель: Помните, ребята, что после употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!

   IV. Рефлексия.

Воспитатель: Что же нового вы  узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Шоколад улучшает настроение и его можно подарить друзьям. Мне хочется вас порадовать и угостить шоколадом (Воспитатель достает плитку шоколада, в ней много маленьких плиточек угощает детей и гостей, желает всем хорошего настроения).

Пусть у вас всё  будет в шоколаде!

 (Звучит песня из мультфильма «Сладкая сказка», дети и гости получают шоколадки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме "Снегирь на ветке" Рисование по мотивам стихов и загадок. Старшая группа

Конспект НОД по теме "Снегирь на ветке"Рисование по мотивам стихов и загадок.Старшая группаЗадачи: Учить передавать форму и характерные особенности снегирей по их описанию в стихах и загадках; продолж...

Конспект НОД на тему "В гостях у передачи "В мире животных" для детей старшей группы.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы....

Конспекты ООД на тему: "Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром детей в старшей группе"

Данный методический материал я разработала самостоятельно для старшей группы общеразвивающей направленности с учетом «Основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИ...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.  «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:...

Конспект комплексного занятия. Тема: «Декларация прав ребенка. Права и обязанности ребенка» с детьми старшей группы.

Задачи: Формировать патриотизм и гражданственность. Формировать знания детей о своих правах и обязанностях. Формировать у детей гордость за свою страну.  Учить уважать и помогать взрослым.Предвар...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ "ДЕНЬ ОТЦА – СИЛА И НЕЖНОСТЬ В КАЖДОМ ПОСТУПКЕ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Формирование у детей представления о Дне отца. Воспитание уважительного отношения к отцу и укрепление семейных ценностей. Повышение роли и статуса отца в обществе, популяризация отцовства....