Методическая разработка «Система закаливания детей младшей группы»
методическая разработка (младшая группа)

Понамаренко Наталья Фёдоровна

            Принципы организации закаливающих процедур.

1. Осуществлять закаливание в то время, когда ребенок практически здоров.

2. Интенсивность специальных закаливающих процедур увеличивать постепенно.

  1. Систематичность и последовательность при проведении закаливания.
  2. Спокойное и радостное настроение ребенка во время проведения закаливающих процедур.
  3. Сочетать закаливания с физкультурными упражнениями, активной деятельностью.
  4. Гибкий режим закаливания в зависимости от сезона года, температуры воздуха в помещении, эпидемиологической обстановки в группе.
  5. Обеспечение санитарно-гигиенических условий при проведении закаливающих процедур.

            Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды вырабатывается повторением того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постоянного повышения его дозировки.

Элементы повседневного закаливания.

  1. Воздушно-температурный режим - от +22°до +18° (обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды);
  2. Сквозное проветривание - проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа;
  3. Утренняя гимнастика – ежедневно;
  4. Воздушные ванны - температура +20° - +22°;
  5. Прогулка  до -15° (обувь и одежда соответствуют метеорологическим условиям);
  6. Дневной сон (в теплое время при открытых окнах, без маек);
  7. Физические упражнения, подвижные игры на улице – ежедневно;
  8. Упражнения на дыхание, пальчиковые игры, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушение осанки (в гимнастике, физкультурных паузах, физкультурных занятиях, в повседневной деятельности). В теплое время года проводятся на свежем воздухе.
  9. Гигиенические процедуры - ежедневно в течение всего режима дня.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_detey.docx72.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Методическая разработка

«Система закаливания детей младшей группы»

            Принципы организации закаливающих процедур.

1. Осуществлять закаливание в то время, когда ребенок практически здоров.

2. Интенсивность специальных закаливающих процедур увеличивать постепенно.

  1. Систематичность и последовательность при проведении закаливания.
  2. Спокойное и радостное настроение ребенка во время проведения закаливающих процедур.
  3. Сочетать закаливания с физкультурными упражнениями, активной деятельностью.
  4. Гибкий режим закаливания в зависимости от сезона года, температуры воздуха в помещении, эпидемиологической обстановки в группе.
  5. Обеспечение санитарно-гигиенических условий при проведении закаливающих процедур.

            Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды вырабатывается повторением того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постоянного повышения его дозировки.

Элементы повседневного закаливания.

  1. Воздушно-температурный режим - от +22°до +18° (обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды);
  2. Сквозное проветривание - проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа;
  3. Утренняя гимнастика – ежедневно;
  4. Воздушные ванны - температура +20° - +22°;
  5. Прогулка  до -15° (обувь и одежда соответствуют метеорологическим условиям);
  6. Дневной сон (в теплое время при открытых окнах, без маек);
  7. Физические упражнения, подвижные игры на улице – ежедневно;
  8. Упражнения на дыхание, пальчиковые игры, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушение осанки (в гимнастике, физкультурных паузах, физкультурных занятиях, в повседневной деятельности). В теплое время года проводятся на свежем воздухе.
  9. Гигиенические процедуры - ежедневно в течение всего режима дня.

Организация закаливающих процедур.

Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь).

1. Воздушные ванны - ходьба в маечках и трусиках;

2. Прогулка два раза в день;

  1. Босоногохождение по профилактическим дорожкам;
  2. Дыхательная гимнастика;
  1. Самомассаж рук;
  2. Утренняя гимнастика.        

Комплексы закаливающих процедур.

Утренняя гимнастика.

  1. «Любимые игрушки»

Ходьба врассыпную (20 сек)

Бег врассыпную (20 сек)

Ходьба врассыпную (10 сек)

Остановка. Построение врассыпную.

Основная часть.

Упражнение «Кукла»

И.П.: стоя, руки опущены.

Поднять руки перед собой - вверх, вернуться в и.п. (5 раз)

Упражнение «Неваляшка»

И.П.: сидя, ноги раздвинуты, руки на поясе.

Наклониться вперед, вернуться в и.п. (4 раза)

Упражнение «Медвежонок»

И.П.: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

Поднять одну ногу, опустить. То же другой ногой, (по 3 раза каждой ногой)

Упражнение «Веселый мячик»

И.П.: стоя, руки произвольно.

Подпрыгивание на месте.

Повторить 2 раза по 10 секунд.

Заключительная часть.

Ходьба вокруг игрушек (20 сек)

  1. «Ласковая киска» (с элементами дыхательной гимнастики).

Ходьба обычная (20 сек), бег обычный (20 сек), ходьба со сменой направления  (20 сек). Построение врассыпную.

Основная часть.

Упражнение «Кошечка греется на солнышке»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Наклонить голову к одному плечу, вернуться в и.п.

Наклонить голову к другому плечу, вернуться в и.п. (по 3 раза в каждую сторону)

Упражнение «Кошечка играет»

И.П.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки за спиной.

Наклониться вперед, положить голову на колени, вернуться в и.п. (3 раза)

Упражнение «Кошечка дышит»

И.П.: сидя на полу.

Сделать вдох носом.

На выдохе протяжно тянуть «М-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа. (Повторить 5 раз)

Упражнение «Кошечка спряталась»

И.П.: стоя, руки внизу.

Присесть, закрыть глаза руками, вернуться в и.п. (4 раза)

Упражнение «Кошечка радуется»

И.П.: стоя, руки внизу.

Подпрыгивание на месте.

Повторить 2 раза по 10 сек

Заключительная часть.

Спокойная ходьба и медленный бег «стайкой» (1,5 минуты)

3.«Веселые гуси» (с элементами дыхательной  гимнастики)

Ходьба стайкой (15 сек), ходьба за воспитателем руки вверх (15 сек),

бег врассыпную(15 сек). Построение врассыпную.

Основная часть.

Упражнение «Гуси проснулись»

И.П.: стоя, руки опущены.

Поднять руки через стороны вверх, произнести «Га-га!»

Вернуться в и.п. (5 раз)

Упражнение «Гуси шипят»

И.П.: стоя, руки за спиной.

Наклониться вперед, отвести руки назад, сказать «Ш-ш-ш»

Вернуться в и.п. (3 раза)

Упражнение «Спрятались гуси»

И.П.: стоя, руки внизу.

Присесть, руки положить на голову.

Вернуться в и.п. (4 раза)

Упражнение «Радуются гуси»

И.П.: стоя.        

Подпрыгивание на месте. Повторить 2 раза по 10 сек

Заключительная часть

Медленный бег за воспитателем стайкой (30 сек)

Медленная ходьба за воспитателем (30 сек).

Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки».

Самомассаж рук.

«Стряпаем вместе» - имитация скатывания колобков

Мы постряпаем ватрушки, будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем, будем маме помогать.

      «Добываем огонь» - растирание ладоней друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы добываем огонек:

Вот ладошки разотрем - будет нам тепло с огнем.

    «Греем ручки»

Очень холодно зимой, мерзнут ручки ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.

     «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим, мы бревно - очень толстое оно.

Надо сильно постараться и терпения набраться.

Игровые упражнения дыхательной гимнастики.

«Греем руки»

И.П.: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, ладошками к лицу.

Вдох. Длительный выдох на руки.

Повторить 4—5 раз.

«Рубим дрова»

И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Руки поднять вверх-вдох. Наклониться вперед (имитация рубки дров) – выдох.

Повторить 3 раза.

«Часики идут»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Размахивая прямыми руками вперед и назад произносить:

«Тик-так» Указание: «Соблюдать устойчивое положение».        

Зима (декабрь, январь, февраль).

1. Воздушные ванны - ходьба в маечках и трусиках;

2. Прогулка два раза в день;        

3. Босоногохождение по профилактическим дорожкам;

4. Дыхательная гимнастика;

5. Гимнастика после сна;

6. Умывание лица и рук до локтя прохладной водой;

7. Утренняя гимнастика;

8. Пальчиковые игры.

Комплексы закаливающих процедур.

Утренняя гимнастика.

  1. «Части тела»

Ходьба стайкой за воспитателем (20 секунд).

Бег стайкой за воспитателем (20 секунд).

Ходьба обычная (10 секунд).

Остановка. Построение врассыпную.

Основная часть

Упражнение «Покажи руки»

И.П: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Руки вперед, выпрямить и сказать: «Вот!»

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Где колени»

И.П: стоя, ноги расставлены, руки за спину.

Наклониться вперед, ладони положить на колени, смотреть на колени, сказать: «Вот!» Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп медленный.

Упражнение «Спрячь голову»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.

Присесть, обхватить руками колени, голову положить на ноги.

Вернуться в исходное положение.

Повторить 4 раза. Темп умеренный. Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Прыгают ножки»

И.П.: стоя, руки произвольно.

Подпрыгивание на месте. Повторить 2 раза. Чередовать с ходьбой. Указание: «Прыгать мягко».

Заключительная часть

Ходьба стайкой за воспитателем (20 секунд).

  1. «Петя-петушок»

Ходьба стайкой за воспитателем (20 секунд).

Бег врассыпную (20 секунд).

Ходьба врассыпную (20 секунд).

Построение врассыпную.

Основная часть

Упражнение «Петушок машет крыльями»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Указания: «Держите спину ровно»

Упражнение «Петушок пьет водичку»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклониться.

Вернуться в исходную позицию. Высоко поднять голову. Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Указание: «Хорошо выпрямить спину после наклона».

Упражнение «Петушок клюет зернышки»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.

Присесть, постучать пальчиками по полу.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Упражнение «Петушок радуется»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

2-3 пружинки и 5-6 подпрыгиваний. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой на месте.

Заключительная часть

Ходьба в колонне за воспитателем (30 секунд).

3.«Серенький зайчишка»

Ходьба по залу друг за другом (15 секунд). Ходьба на носочках (10 секунд).

Обычный бег (20 секунд).

Ходьба врассыпную (10 секунд). Построение врассыпную.

Основная часть

Упражнение «Зайка греет лапки на солнышке»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Руки вперед, повернуть ладонями вверх-вниз, сказать: «Тепло». Вернуться в исходное положение.

Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Индивидуальные поощрения.

Упражнение «Зайка греет ушки»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

Повернуть голову в сторону.

Вернуться в исходную позицию.

Повернуть голову в другую сторону.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

Упражнение «Зайка прячет лапки»

И.П.: стоя, руки в стороны.

Наклон вперед, ладони положить на живот, сказать: «Нет».

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Индивидуальные указания и поощрения.

Упражнение «Зайка занимается спортом »

И.П.: стоя, ноги вместе, руки опущены.

Бег на месте 8-12 секунд, Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой на месте.

Поощрения.

Заключительная часть

Бег по группе.

Дыхательная гимнастика

1.Трубач играет на трубе

Исходная позиция: сидя или стоя, кисти рук сжаты в трубочку, руки подняты. Вдох. Медленный выдох, громко произнося: «П-ф-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз. Указание: «Соблюдать устойчивое положение».

2.Звонкий петушок

Исходная позиция: встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки через стороны — вдох; выдыхая хлопать руками по бедрам, произнося: «Ку-ка-ре-ку».

  1. Веселый паровозик в пути

Ходьба по комнате, выполняя попеременные движения руками (руки согнуты в локтях) и приговаривая: «Чух-чух-чух». Продолжительность 20—30 секунд.

  1. Вырасти большой

Исходная позиция: стоя прямо, ноги вместе.

Поднять руки, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, Опустить руки, опуститься на всю ступню — выдох. Произнести: «У-х-х-х»!

Повторить 4—5 раз. Темп умеренный.

Указание: «Соблюдать устойчивое положение».

  1. Бросим мячик

Исходная позиция: стоя, мяч в опущенных руках.

Поднять руки вверх — вдох. Бросить мяч от груди вперед. При выдохе произносить длительное: «У-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Гимнастика после сна

1.«Веселый зоопарк»

элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Упражнение «Звери проснулись»

И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

    В лесу зимой

холодной ходит

злой, голодный.

он зубами щелк! Это серый... (волк)

Упражнение «Приветствие волчат»

И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

Упражнение «Рычание медвежат»

 Сделать вдох носом. На выдохе пробно тянуть «м-м-м-м- м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.

Упражнение «Филин»

 И. п. — лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.

Упражнение «Ловкие обезьянки»

И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуться на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.

Воспитатель: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись.

2.«Жучки-паучки»

элементами корригирующей гимнастики)

Упражнение «Потянулись жучки»

 И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться — руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.

Упражнение «Проснулись глазки»

 И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10 с): темп умеренный.

Упражнение «Проснулись ушки»

 И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать учти снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10 с); темп умеренный.

Упражнение «Проснулись лапки»

И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперед руки, потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.

Упражнение «Жучки греются на солнышке»

И. п. лежа на спине, :и вдоль туловища. 1 поворот на живот. 2 — поворот на спину. Повторить пять раз: темп умеренный.

Упражнение «Жучки готовятся к прогулке»

 И. п. — лежа на спине, руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Опустить. Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.

Упражнение «Веселые жучки»

 И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.

13 — хлопки руками перед собой.

  1. — вернуться в и. п. Повторить пять раз: темп быстрый.

3.«Просыпающиеся котята» элементами самомассажа)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, когда вы спали? Отгадайте загадку: Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)

Воспитатель: Правильно, киска. Давайте поиграем, сегодня с вами — маленькие пушистые котята.

Кот решил котят учить,

Как же нужно лапки мыть,

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели.        Выполняют движения по тексту

Лапку правую потрем,

А потом ее встряхнем.

Вот и левой лапке тоже

Правой лапкой мы поможем.

Ушко левое свое

Левой лапкой достаем,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведем по шерстке лапкой,

Будет лобик чистый, гладкий.

Дальше глазки закрываем,

Каждый гладим, умываем.

Чистим носик осторожно.

Грудку нам разгладить можно.

Вот и чистые котята,

Вот и выспались ребята! (Дети встают, выполняют закаливающие процедуры)

Пальчиковые игры

Каша.

Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка)

Кашу сварила, малышей кормила, (круговые движения указательным пальцем по                                                                                                                                            ладошке малыша)        

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала, (загибать пальчики, начиная с большого пальца)

А этому — не дала, (слегка потрясти за мизинчик)

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

Капустка.

Мы капустку рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капустку солим-солим, (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

 Мы капустку трём-трём, (потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмём-жмём, (сжимать и разжимать кулачки).

Посуда.

Раз, два, три, четыре, (Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.)

 Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (Загибать пальчики, начиная с большого пальца).

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали. (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого пальца).

Так мы маме помогали. (Хлопок в ладоши).

Зайка.

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)

- Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)

— Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)

- Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)

- Вот, вот, вот! (показать ушки).

Машинка.

Заведу мою машину (мотор)

- Би-би-би, налью бензину (3 хлопка, топать)

Крепко-крепко руль держу (держать руль)

На педаль ногою жму (топать правой ногой)

Паровоз

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок», большие пальцы вращаются)

Прицепил вагон, повез (сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез.

Кораблик

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка», покачиваются)

Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом)

(нос)

Крепко я держу штурвал «держать штурвал»

Я ведь главный капитан (4 хлопка).

Самолеты

Мы сегодня самолеты,

И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение

руками)

Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)

Руки – нос, и руки – крылья «нос», «крылья»

Полетела эскадрилья (встать, разбежаться, руки – крылья).

Кошки-мышки

Вот кулак, (показать кулак левой руки)

А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь вверх)

На ладошку села кошка  (ногти правой руки водят по ладошке левой руки)

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

Мышки очень испугались (вращать кулаком)

В норки быстро разбежались (спрятать кулак под правую подмышку)

Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

Строим дом

Молотком стучу, стучу, (постукиваем кулачком одной руки по

расправленной ладошке другой руки)

Сто гвоздей заколочу (то же самое, только поменять руки)

Буду строить дом, дом (ставить поочередно кулачок на кулачок)

Будем жить в нем, в нем (соединить кончики всех пальцев обеих рук,

изображая крышу).

Моя семья 

Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка),

Этот пальчик – дедушка (начиная с большого)

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья! (Вращаем разжатой ладошкой).

Счет

Один, два, три, четыре, пять (разжимаем поочередно пальчики

из кулачка)

Вышли пальчики гулять.

Один, два, три, четыре, пять (зажимаем пальчики в кулачок)

В домик спрятались опять!

Ладошки

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

Тесто

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)

Мы пирог лепили (ладошки «лепят»)

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп

Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Дверь

Стенка, стенка (потрогать щечки)

Потолок (потрогать лобик)

Две ступеньки (прошагать пальцами по губам)

Дзинь — звонок! (нажать на носик)

Пальчики-мальчики

Этот пальчик — в лес пошел

Этот пальчик — гриб нашел

Этот пальчик — леденец

 Этот пальчик — огурец

Этот пальчик — много ест, оттого и молодец.

Гроза

Сильный-сильный-сильный ливень! (громко стучим ладошками)

Гром! Гром! Гром! (хлопаем в ладоши)

В небе молния блестит! (поднимаем прямые руки вверх).

Весна (март, апрель, май).

1. Воздушные ванны - ходьба в трусиках и маечках;

2. Прогулка два раза в день;

3. Босоногохождение по профилактическим дорожкам;

4. Дыхательная гимнастика;

5. Утренняя гимнастика;

6. Гимнастика после сна;

7. Умывание прохладной водой лица и рук до локтя;

8. Пальчиковая гимнастика;

9. Самомассаж.

Комплексы закаливающих процедур

Утренняя гимнастика

  1. «Медвежата делают зарядку».

  1. Часть. Вводная.

Ходьба «Идём по полю» - ходьба на носочках,

руки вверх - «Растёт высокая трава!»;

Бег обычный - «Мы спешим»;

Ходьба, дыхательное упражнение - «Дуем на одуванчик».

2 Часть. Комплекс общеразвивающих упражнений.

Упражнение «Поймай бабочку»

И.П.:  ноги вместе, руки к плечам.

 Поднять руки вверх через стороны,

«хлопок - и.п.

 опустить руки через стороны (выполнить 5 раз).

Упражнение «Мишки ищут шишки»

И.П.: ноги вместе, руки к плечам:

 Наклон вперёд, руками коснуться пола

и.п. (выполнить 5 раз).

Упражнение «Где мёд?»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки вниз;

Наклоны вправо и влево (выполнять по три раза в каждую сторону).

Упражнение «Мишки на велосипедах»

И.П.: лёжа на спине, руки вдоль туловища;

Поднять ноги, согнуть в коленях, вращательные движения ногами

и.п. (повторить 5 раз).

Упражнение «Мишки топают, зайки прыгают»

И.П.: ноги вместе, руки вниз;

Ходьба на месте в сочетании с поскоками

и.п. (по 8 раз).

3.Часть. Заключительная.

Ходьба с перепрыгиванием «через пенёчки»;

Бег обычный в медленном темпе;

Ходьба. Дыхательное упражнение «Дуем на одуванчик».

2.Комплекс с мячами

  1. Часть. Вводная.

Ходьба обычная - идём по «мостику» (на носочках, руки в стороны );

Бег обычный - «Надо спешить»;

Ходьба. Дыхательное упражнение - «Дуем на одуванчик».

  1. Часть. Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом.

Упражнение «Подними мяч»

И.П.: ноги слегка расставлены, мяч внизу в обеих руках;

Поднять мяч вверх, опустить вниз - и.п. (выполнить 5 раз).

Упражнение «Положи мяч»

И.П.: сидя, ноги в стороны, руки с мячом внизу;

Наклониться вперёд, положить мяч между ног.

Выпрямиться, опустить руки, наклониться, взять мяч, выпрямиться - и.п. (выполнить 5 раз).

Упражнение «Приседания»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки с мячом внизу;

Присесть, положить мяч на пол между ног, выпрямиться, присесть, взять мяч, встать. и.п. (выполнить 5 раз ).

Упражнение «Мой весёлый мяч!»        

И.П.: ноги вместе, руки внизу, мяч на полу; Поскоки на месте на двух ногах около мяча (20 секунд).

  1. Часть. Заключительная.

Ходьба обычная;

Бег обычный;

3. «На лугу».

1Часть. Вводная.

Ходьба «Идём на лужок» (на носочках, руки вверх - «Растёт высокая трава»):

Бег обычный - «Надо спешить»;

Ходьба. Дыхательное упражнение - «Дуем на одуванчик».

  1. Часть. Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом.

Упражнение «Собираем большой букет»

И.П.: ноги вместе, руки вниз;

Развести руками в стороны - и.п. (выполнить 5 раз).

*

Упражнение «Где ромашки?»

И.П.: ноги вместе, руки на поясе;

Повороты туловища вправо и влево - и.п. (выполнить 5раз).

Упражнение «Сорвём цветы»

И.П.: ноги вместе, руки вниз;

Наклониться вперёд, руками достать пол - и.п. (выполнить 5 раз).

Упражнение «Бабочки сели на цветок»

И.П.: ноги вместе, руки внизу;

Присесть, разводя руки в стороны - и.п. (выполнить 5 раз).

Упражнение «Жуки в травке»

И.П.: лёжа на спине, ноги согнуть в коленях;

Поочерёдно сгибать, разгибать колени и локти - и.п. (выполнить 5 раз).

Упражнение «Мы радуемся»

И.П.: стоя, руки на поясе;

Подскоки на двух ногах на месте - и.п. (повторить 8 раз).

3 Часть. Заключительная.

Возвращение домой - «ходьба по мостику»;

Бег обычный;

Ходьба. Дыхательное упражнение «Дуем на одуванчик».

Гимнастика после сна

  1. «В гостях у солнышка»

(с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и самомассажа)

Дети встают на коврик рядом с кроваткой

Упражнение «Улыбнись солнышку»

 И. п. — стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный. Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.

Упражнение «Играем с солнышком»

И. п. — сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

Указание: при повороте руками не помогать.

Упражнение «Играем с солнечными лучами».

И. п. — сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны,  ладошками хлопать по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз;

темп быстрый.

Указание: ноги в коленях не сгибать.

Упражнение «Отдыхаем на солнышке»

И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный.

(переходят в группу, проводятся закаливающие процедуры)

  1. «Животные»

Разминка в постели. Самомассаж.

Повороты головы, вправо, влево.

Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.

Разведение и сгибание рук.

Упражнение «Мишка» 

руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с ноги на ногу.

Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает и в карман кладёт.

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою топ

Больше я не буду шишки собирать

Сяду на машину и поеду спать.

Упражнение «Лягушка» 

присесть, прыгнуть вперед, встать.

Упражнение «Петушок»

 шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову — Ку — ка — ре — ку.

На болоте нет дорог,

Я по кочкам скок да скок.

  1. «Потягивание»

Упражнение «Потягивание»

И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед; и.п. — выдох (4-6 раз)

Упражнение «Поймай комарика»

И.П. — лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой вернуться в и.п.

  1. раз)

Упражнение «Велосипед»

И.П. лёжа на спине (10 -12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

Упражнение «Пингвин»

семенить мелкими шажками, чуть — чуть похлопывая по бокам прямыми руками, опущенные вдоль туловища.

Упражнение «Зайчик» 

 руки согнуты перед грудью, кисти опущены, скачет, передвигаясь на двух ногах вперед, назад, вбок.

Упражнение «Дудочка»

 сесть на кровати, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п -ф — ф — ф»

  1. раза)

Самомассаж

Растирание ладони «Ручки греем»

Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» 

Энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

«Стряпаем» 

имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

 Раскатаем колобок,

 Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем няне (маме) помогать.

Растирание пальцев Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)

Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём.

«Зажигалка»

Обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по

очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза.

Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю, Искры, пламя выбиваю!»

 «Мельница»

Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница,

Быстро мука мелется.

«Точилка»

Сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой

руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Точим ножи»

Активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили.

«Пила»

 Ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

 Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Вытянуть руки вперёд.

Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

«Вот все пальцы на виду!

Бух! – теперь их не найду»

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.

Упражнение улучшает циркуляцию крови. 

«Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу».

Растирание предплечья «Надеваем браслеты» 

одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к

предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет»,

прокручивая его влево - вправо,- (по 2 раза на каждой руке).

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

«Пружинка»

Спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по

предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем,

А потом обратно стянем.

«Гуси»

 Пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га,

Очень сочная трава.

 «Человечки»

Указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль

предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».

Для маршировки:

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

Для прыжков:

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

 Прыг-скок, прыг-скок,

Всё быстрее: скок -поскок.

Для бега:

Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

 Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

Самомассаж лица «Озорные мишки»

 Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а

затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

 Нужно делать всем.

 Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30.

Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту. 

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

 Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту. Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

 Так курносому мишутке

Носик разомнём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

 Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища. 

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

 Самомассаж «Игра с ушками»

 Раз, два, три, четыре, пять

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять

 Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

 Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять

 Продолжаем мы играть.

Ушкам отдыхать пора,

Вот и кончилась игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта для детей младшей группы

План конспект по познавательному развитию на тему: "Все професси важны"...

методическая разработка НОД для детей младшей группы "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Проявлять интерес детей к русским народным сказкам, развивать чувство эмпатии к героям сказок....

Методическая разработка НОД для детей младшей группы "Путешествие с Колобком в лес"

Методическая разработка по развитию речи в младшей группе на тему:"Знакомство с дикими животными"....

Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»

Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...