Методическая разработка по применению здоровье-сберегающих технологий и развитию физической культуры у дошкольников с использованием метода проектов
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка посвящена одной из актуальных тем современного ДОУ: применению здоровье-сберегающих технологий с использованием инновационного метода проектов. Материал содержит подробное описание проекта (этапы, содержание, формы и методы работы) из опыта работы воспитателя и специалистов ГБДОУ детский сад № 95 Невского района Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_primeneniyu_zst_v_dou.docx | 490.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 комбинированного вида Невского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
по применению
здоровье-сберегающих технологий
и развитию физической культуры
воспитанников ДОУ
с использованием метода проектов
Автор:
Воспитатель
Рухлова Надежда Геннадьевна
Санкт-Петербург
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление………………………………………………………………………..3
Актуальность темы и используемые методы работы………………….…..4
Описание проекта…………………………………………………………….….7
Этапы реализации проекта …………………………………………………..10
Организация здоровье-сберегающего процесса в рамках проекта….......12
Занятия по развитию физической культуры ……………………….13
Оздоровительная работа………………………………………………. 15
Проведение закаливающих процедур………………………….15
Индивидуальная коррекция режима дня……………………..16
Занятия с педагогом-психологом……………………………....17
Занятия с учителем-логопедом………………………………….22
Массаж и сухое плавание………………………………………..24
Непосредственная образовательная деятельность………………....25
Совместная деятельность……………………………………………....25
Взаимодействие с семьями воспитанников………………………....28
Заключение…………………………………………………………………..….29
Список используемой литературы………………………………………......30
Вступление
Я, Рухлова Надежда Геннадьевна, работаю в ГБДОУ детский сад № 95 Невского района Санкт-Петербурга с 2007 года. Наш детский сад был открыт в 1976 года. За время своей работы он имел статус оздоровительно-культурного центра Невского района (1995 г.), дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции здоровья ослабленных и длительно болеющих детей (1998 г.), центра развития ребенка с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников (2000 г.). С 2010 года наше образовательное учреждение является детским садом комбинированного вида и включает в себя оздоровительные и коррекционные логопедические группы. За долгие годы работы в детском саду накоплен большой опыт коррекции здоровья воспитанников, их физического и психического развития, а также создана целая система комплексной оздоровительной работы. Изучая опыт работы различных специалистов нашего ОУ, перенимая их опыт, я решила систематизировать все материалы и представить их в краткой, доступной для всех форме. Именно поэтому свою методическую разработку я посвящаю теме здоровье-сберегающих технологий и развитию физической культуры воспитанников.
Актуальность темы и используемые методы работы
Здоровье человека во все времена было актуальной темой для разговора, как об одной из главных ценностей в жизни. В настоящее время наиболее важной и глобальной проблемой является состояние здоровья и физического развития детей дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему, а значит, является основной задачей дошкольных образовательных учреждений.
Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического, физического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Одним из средств решения этой проблемы становятся здоровье-сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Можно выделить следующие виды здоровье-сберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профuлактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровье-сбережения и здоровье-обогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровье-сберегающие образовательные технологии в детском саду.
В нашем детском саду по каждому из виду проводится целый комплекс мероприятий.
Медико-профилактические технологии, обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся организация мониторинга здоровья детей дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье-сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в совместной деятельности с ребёнком и др.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка обеспечивают психическое и социальное здоровье воспитанников. Основная задача этих технологий заключается в обеспечении эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог посредством специально организованных встреч, игровых тренингов с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровье-сбережения и здоровье-обогащения педагогов направленны на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. С этой целью с педагогами проводятся ежегодные профосмотры, консультации; даются рекомендации по профилактическим мероприятиям; осуществляется контроль возрастной вакцинации сотрудников ДОУ; проводятся педагогические советы и круглые столы по данной теме; обеспечивается доступ к необходимой литературе в методическом кабинете, в том числе с использованием телекоммуникационных средств; организуются коллективные выезды на природу, проводятся совместные субботники.
Технологии валеологического просвещения родителей направленны на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ. С этой целью для родителей проводятся консультации и беседы на различные темы (профилактика болезней, соблюдению личной гигиены, польза дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях), обсуждаются эти вопросы на родительских собраниях, размещается информация на стендах и соответствующая литература в библиотеке, создаются папки-передвижки, проводятся открытые занятия и совместные спортивные праздники, субботники, используются другие формы работы.
Здоровье-сберегающие образовательные технологии в детском саду – это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников, целью которых является становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников с учётом детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности.
Одной из эффективных образовательных технологий является проектная деятельность. Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы специалистов ДОУ, педагогов, детей над определённой практической проблемой (темой). В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, к которому привлекаются и родители воспитанников. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.
Используя в своей работе с воспитанниками метод проектов педагоги нашего детского сада убедились, что это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
«Мы здоровье бережём – по распорядку мы живём!»
Вид проекта:
практико-ориентированный
Длительность проекта:
долгосрочный (4 года)
Участники проекта:
- воспитанники ГБДОУ № 95:
1 год – младшая группа;
2 год – средняя группа;
3 год – старшая группа;
4 год – подготовительная группа;
- воспитатели группы;
- инструктор по физической культуре;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- медицинские работники ДОУ (старшая мед. сестра, ЛОР-врач, врач-педиатр, мед. сестра по массажу);
- музыкальный руководитель;
- заведующий ДОУ;
- заместитель заведующего учреждением по УВиМР;
- родители воспитанников.
Цели проекта:
привлечение всех участников образовательного процесса к активному здоровому образу жизни, развитие физического и психического здоровья воспитанников, оздоровление детей, повышение их работоспособности через организацию подвижных и спортивных игр, развитие познавательной активности детей, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.
Задачи проекта:
- формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья;
- способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей;
- удовлетворять потребность детей в движении;
- формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность;
- формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.), развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
- воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей;
- поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей;
- способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм деятельности;
- содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Продукт проекта:
разработка мероприятий для детей дошкольного возраста и их родителей с применением ЗСТ; разработка картотеки ЗСТ для работы с дошкольниками; создание банка данных психологической, педагогической и методической литературы по проблеме, совершенствование развивающей среды ДОУ, создание буклетов для педагогов ДОУ и родителей воспитанников по теме для повышения педагогической компетенции в вопросе ЗСТ.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Физкультурный уголок в группе.
- Оснащённый спортивный зал.
- Сухой бассейн.
- Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
- Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т.д.).
- Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
2. Сформированность гигиенической культуры.
3. Улучшение соматических показателей здоровья.
4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Физическая и психологическая готовность детей к обучению в школе.
3. Педагогическая, психологическая помощь.
4. Повышение уровня комфортности.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
5. Моральное удовлетворение.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Наименование этапа | Перечень проводимых мероприятий | Период проведения |
I этап информационный | - выбор и обоснование темы; - подбор и изучение литературы по выбранной теме; - составление плана мероприятий на учебный год; - проведение мониторинга усвоения образовательной программы и физического развития детей; - изучение состояния здоровья воспитанников; - распределение детей по группам здоровья и двигательной активности; - составление маршрутных листов для проведения оздоровительной работы с детьми (совместно с медицинскими работниками); - проведение родительского собрания и ознакомление родителей с целями и задачами проекта, обоснование необходимости преемственности методов воспитания в ДОУ и в семье; - оформление информационных стендов в группе, папок для родителей с информацией по выбранной теме, результатами мониторинга, планом мероприятий в рамках проекта и оздоровительной работы. | Младшая группа Начало учебного года |
II этап подготовительный | - оснащение развивающей среды в соответствии с возрастом детей необходимыми играми и физ. инвентарём; - составление картотек подвижных и пальчиковых игр, физкультминуток; - изготовление дидактических игр для развития мелкой моторики воспитанников; - проведение организованных занятий с детьми на тему проекта; - организация совместных сюжетно-ролевых игр в группе; - разучивание стихов, новых подвижных игр, пальчиковой гимнастики; - чтение художественной литературы, просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций на тему проекта; - проведение мастер-классов и тренингов для родителей с целью привлечения их к активному участию в проекте; - подготовка детей к проведению оздоровительной работы и закаливающих процедур. | Ежегодно Начало учебного года |
III этап продуктивный | - проведение оздоровительной работы и закаливающих процедур; - организация физкультурных праздников и досугов, дней здоровья, совместных мероприятий с родителями; - участие детей в спортивных соревнованиях и конкурсах; - сбор фото и видеоматериала с мероприятий; - проведение промежуточного мониторинга освоения программы, физического развития, здоровья и снижения заболеваемости детей; - организация фотовыставок, конкурсов рисунков на тему проекта; - работа со специалистами ДОУ: педагог-психолог и учитель-логопед. | Ежегодно В течение учебного года |
IV этап заключительный | - проведение игры-викторины на тему проекта; - демонстрация видеоролика «Как это было», освещающего все мероприятия, проводимых в рамках проекта; - организация встреч с родителями (круглый стол, родительский клуб, чаепитие), с целью подвести итоги проекта, ознакомить с результатами мониторинга успехов детей; - вручение благодарственных писем родителям за помощь в работе над проектом. | Подготовительная группа Конец учебного года |
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРОЕКТА
Для осуществления здоровье-сберегающего процесса воспитания и развития детей в нашем дошкольном учреждении создаются следующие педагогические условия:
- осуществляется оздоровительная работа с детьми;
- систематически проводятся занятия по физической культуре;
- в процессе непосредственной образовательной деятельности происходит познавательное развитие детей по теме проекта;
- в процессе совместной деятельности с детьми организуются сюжетно-ролевые игры и другие виды деятельности в игровой форме, спортивные развлечения, тематические праздники, досуги, Дни Здоровья;
- осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников;
- общение педагогов с детьми строится исходя из личностно-ориентированной модели;
- деятельность детей оснащается необходимым оборудованием, спортивным инвентарём, игрушками, играми, демонстрационным материалом и наглядными пособиями;
- вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя
- одним из важнейших условий успешной работы является соблюдение режима дня воспитанников как при посещении ДОУ, так и за его пределами.
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Общие правила проведения занятий
Занятия проводятся в разных возрастных группах 2 раза в неделю в спортивном зале. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и составляет 15-30 минут.
На занятиях используются следующие здоровье-сберегающие технологии:
- умеренная стимуляция процесса развития двигательных способностей и физических качеств-ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости;
- совершенствование умения ориентировки в пространстве и времени;
- развитие чувства равновесия, ритмичности, глазомера;
- дыхательная гимнастика;
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Физкультурное занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной, в каждой из которых решаются различные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
В водной части занятия необходимо пробудить у детей интерес к занятию, эмоционально и психологически настроить не него, активизировать внимание, обеспечить постепенную подготовку организма к предстоящей физической нагрузке. С этой целью детям предлагается выполнить знакомые упражнения или их варианты, строевые и танцевальные движения под весёлую музыку, способствующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, развитию ориентироваки в пространстве, выразительности и грациозности движений.
В основной части занятия детей обучают общеразвивающим упражнениям и основным движениям, знакомят с новым двигательным материалом, повторяют уже известный с усовершенствованием двигательных навыков, играют в подвижные игры с правилами, обеспечивающими максимальную нагрузку на организм.
В заключительной части занятия детям обеспечивается постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойному состоянию, приведению пульса к норме. Используются различные виды ходьбы, игры малой подвижности с участием всех детей продолжительностью 2-4 минуты.
НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Оздоровительная работа в нашем детском саду проводится с воспитанниками разных возрастных групп в течение всего учебного года под контролем медицинских работников и включает в себя следующие мероприятия:
- осуществление питания воспитанников в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими правилами;
- соблюдение режима дня воспитанников с его индивидуальной коррекцией для нуждающихся в этом детей (часто болеющие и ослабленные после болезни дети);
- прохождение двух курсов массажа по 10 сеансов для всех воспитанников в течение учебного года;
- осмотр детей лор-врачом в течение всего учебного года с целью профилактики простудных и ЛОР-заболеваний;
- плавание в сухом бассейне 2 раза в неделю;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе;
- регулярные проветривания и санитарные уборки групповых помещений, спальных комнат и раздевалок;
- проведение закаливающих процедур в течение дня;
- занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР
Закаливание детей осуществляется в процессе повседневной жизни путём соблюдения рациональных гигиенических условий: чистый воздух, оптимальное соотношение температур воздуха, активный двигательный режим. В ходе проведения оздоровительных процедур педагоги внимательно наблюдают за реакцией каждого ребёнка и его дальнейшим самочувствием. Недопустимо проведение закаливания при наличии отрицательных эмоциональных реакций (страха, беспокойства). Это может привести к стойким психо-неврологическим реакциям. Особое внимание уделяется детям ослабленным, часто болеющим или длительно находившимся дома. Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость ребёнка к влиянию метеорологических факторов и простудным заболеваниям. Поэтому продолжать последующее закаливание следует с более высоких температур, чем они были перед перерывом, а также, с менее напряжённых двигательных нагрузок. Закаливание осуществляется только при полном здоровье ребёнка. Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно, соответственно возрастающему в процессе закаливания растущему организму. Систематичность и последовательность при проведении закаливания делают процесс эффективным и дают положительные результаты: дети реже и менее длительно болеют в течение учебного года. Важнейшим организационными особенностями проведения закаливающих процедур в дошкольном учреждении является необходимость постоянного и непрерывного контроля и оценки состояния целой группы детей, в которой никто не дожжен выпадать из сферы внимания персонала.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ
В коррекции режима дня нуждаются дети с III и IV группой здоровья, а также ослабленные дети (часто болеющие, пришедшие после болезни). У детей, пришедших в группу после болезни, полное выздоровление ещё не наступило. Прежде всего, им нужно увеличить продолжительность сна, укладывая первыми и поднимая последними. При организации занятий для предупреждения переутомления, следует оберегать их за счёт снижения учебной нагрузки, освобождать от некоторых трудных заданий. Поскольку ослабленные дети испытывают затруднения в усвоении материала (по причине длительных пропусков), им необходима индивидуальная помощь.
Перенесшие заболевание дети освобождаются врачом от занятий физкультурой сроком от 1 недели до 1 месяца. Следовательно, необходимо ограничить и их двигательную активность при проведении подвижных игр в группе, во избежание переутомления и перегрева ослабленных детей. С ними проводят игры малой подвижности, утреннюю гимнастику, физкультминутки.
Для повышения биологической устойчивости ослабленного организма особую роль играют прогулки, оказывая прекрасное оздоровительное воздействие. Но для детей после болезни следует ограничить длительность прогулок на 15 минут сроком на 1-2 недели. Также необходимо оберегать их от переохлаждения и перегрева. Для этого ослабленных детей следует одевать на прогулку последними, на прогулке контролировать температуру кистей и стоп (опрос), занимать их в играх малой подвижности, учитывая индивидуальность теплорегуляции и теплообмена разрешать находиться в групповом помещении в одежде по более теплому варианту, чем остальные дети.
Индивидуальная коррекция режима дня для ослабленных после болезни воспитанников позволяет в короткие сроки (1-2 недели) вернутся к обычному режиму, продолжить проведение закаливающих процедур и оздоровительной работы в целом.
ЗАНЯТИЯ С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ
Общие правила проведения занятий
Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой программе.
Занятия с подгруппой детей (3—8 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используется социально-адаптирующие и личностно-развивающие здоровье-сберегающие технологии, способствующие формированию и укреплению психологического здоровья детей, повышению уровня психологической адаптации личности, а также технологии, включающие широкий спектр использования психолого-педагогических приёмов и методов, обеспечивающих приобретение ребёнком знаний, умений и навыков по сохранению здоровья.
Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок — итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.
Ниже представлены рисунки некоторых детей по итогам занятия на тему «Радость». В конце занятия детям было предложено нарисовать, что, по их мнению, может приносить радость лично им или их близким. Все работы получились очень разные: кто-то нарисовал девочку из своей группы, которую он рад видеть каждый день; кто-то хочет, чтобы у всех сбывались заветные мечты; для кого-то радость – это просто когда мама и папа рядом, а другой уверен, что самая большая радость – это рождение ребёнка в семье.
Рисунки детей на занятии «Радость»
Дима М., 6 лет Маша Б., 6 лет
«Николина приносит радость» «Когда сбываются мечты»
Рома О., 7 лет Соня Л., 5 лет
«Рождение ребёнка» «Папа и мама»
Развитие эмоциональной сферы
по программе «Давай познакомимся!» И. А Пазухиной.
Основная её цель – повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
- помочь ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние;
- развить навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;
- способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознать свои характерные особенности и предпочтения.
Проводится 1 раз в неделю продолжительность 20 - 25 минут, со старшей и подготовительной группами. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, упражнения (подражательно - исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию), рисование.
Краткая характеристика разделов
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.
Раздел I. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.
Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»). В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость» (4 занятия), «Удивление», «Страх» (4 занятия), «Гнев», «Горе», «Самодовольство» «Отвращение, брезгливость», «Стыд, вина», «Интерес», «Наши настроения»). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Занятие «Радость» Игра «Море волнуется»
Раздел 4. «Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Общение с животным»). Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительные средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.
Раздел 5. «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»), В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.
В конце каждого годового курса проводятся итоговые занятия (темы: «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу»). Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.
Психогимнастика.
В содержание занятий включаем также психогимнастические этюды и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Их использование позволяет снижать у детей эмоциональное напряжение, в результате чего происходит коррекция эмоциональной сферы. Для детей данного возраста подбираются достаточно простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций.
Релаксационные упражнения.
Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с образным названием. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние т.д.
Упражнения на релаксацию и дыхание.
“Воздушный шарик”
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.
ЗАНЯТИЯ С УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ
Общие правила проведения занятий
Занятия с подгруппой детей (3—8 человек) проводятся два раза в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей). Индивидуальные занятия с детьми проводятся ежедневно по 15-20 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка и от сложности его речевого нарушения)
Занятия проходят в игровой форме, так как в игровой форме ребёнок способен к длительному подчинению своего поведения определённым правилам. Коррекционная работа ведётся с использованием игр и игровых приёмов с применением следующих здоровье-сберегающих технологий:
- дыхательная гимнастика;
- самомассаж с использование различных игровых тренажёров;
- упражнения для формирования правильной осанки;
- обеспечение социально-психологического благополучия и повышение уровня психологической адаптации личности;
- общекорригирующие упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия
- особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук (сжимать и разжимать резиновый ребристый мячик, сгибать и разгибать поочередно пальцы из кулака в кулак, захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами, рисование на песке и др.)
Задача логопедической работы – способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи, разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.
В процессе работы с детьми закрепляется правильное произношение поставленных звуков, развивается фонематическое восприятие, целенаправленное внимание, память, мышление, зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию, воображение. Кроме того, использование логопедических игр позволяет формировать пространственные представления, моторные навыки, познавательную активность, а также расширять и уточнять словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать навыки связной речи, т. е. решать различные коррекционные задачи.
Работа в кабинете у учителя-логопеда
Самомассаж с использованием Дыхательная гимнастика
деревянной игрушки «Шторм»
«Озорной зайчик»
Рисование на песке Дыхательное упражнение
«Зимние забавы» «Весёлый шарик»
МАССАЖ
Массаж оказывает положительное воздействие на общее оздоровление детей и носит профилактический характер. Основные влияния массажа на организм:
- оказывает стимулирующее действие на деятельность центральной нервной системы и организм в целом;
- активизирует регенерацию тканей, консолидацию костной мозоли;
- оказывает успокаивающее действие, способствует расслаблению мышц;
- улучшает обменные процессы;
- активизирует окислительно-восстановительные процессы;
- даёт восстановительный эффект работоспособности;
- нормализует функции органов и систем.
СУХОЕ ПЛАВАНИЕ
Игры в сухом бассейне доставляет детям большую радость помимо оказания оздоровительного эффекта. Находясь в тесном контакте с большим количеством пластмассовых мячей дети выполняют различные задания инструктора, получая при этом массажный эффект различных частей тела. Также дети учатся сохранять равновесие и ориентироваться в пространстве.
На диаграммах ниже представлены результаты оздоровительной работы в рамках проекта, которые показывают уровень снижения заболеваемости воспитанников (по количеству случаев простудных заболеваний и ОРВИ в течение учебного года в процентном соотношении), а также снижение продолжительности болезни (по среднему количеству дней пропущенных воспитанниками по болезни за каждый случай заболевания).
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В рамках проекта в процессе непосредственной образовательной деятельности происходит познавательное развитие детей по темам «Здоровье», «Наше тело», «Живые витамины», «Фитонциды», «Растения – наши друзья» и др., а также проводятся занятия по валеологии и ОБЖ. Для предотвращения переутомления детей, снятия напряжения и создания психологического комфорта на занятиях используются физкультминутки, динамические паузы, минутки покоя и релаксации, эмоциональные и мимические разминки, а также различные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, для глаз).
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В процессе совместной работы с детьми организуются сюжетно-ролевые игры по теме проекта, игры с дидактическим материалом, уход за растениями в природном уголке, проводятся подвижные игры в группе, физкультурные досуги, спортивные и тематические праздники, дни здоровья.
Пальчиковый театр «Колобок» Дидактическая игра «Летняя полянка»
(обучение расстёгиванию и застёгиванию
пуговиц, а также работа с «липучками»)
Весёлая зарядка Сюжетно-ролевая игра
«У доктора Айболита»
Досуг для детей младшей группы Физкультурный праздник
«Вот какие мы большие!» для детей средней группы
«Мы любим спорт!»
Тематический праздник Совместный праздник «Масленица» с
для детей старшей группы воспитанниками и их родителями
«Масленица»
Участие детей Физкультурный досуг
подготовительной группы для детей подготовительной группы
в районном конкурсе «Мы живём по распорядку!»
«Весёлые старты»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Для получения эффективных результатов по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и развитию их физической культуры необходимо соблюдение приемственности методов воспитания в ДОУ и за его пределами. Поэтому педагогами проводится работа по просвещению родителей своих воспитанников по различным темам. Для этого используются следующие формы работы:
- родительские собрания, консультации;
- игровые масстер-классы, тренинги;
- создание библиотеки для родителей по актуальной теме;
- оформление информационных стендов, папок, брошюр;
- проведение совместных праздников, эстафет;
- привлечение родителей к проведению субботников.
Заключение
В процессе данной проектной работы дети научились совместно работать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать на публике. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников поспособствовало активному применению дошкольниками приобретенных ранее двигательных умений и навыков, развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве и др. полезных качеств и способностей. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования, дети совершенствовались физически, привыкали к активному, здоровому образу жизни. Проведение оздоровительной работы и закаливающих процедур оказало положительный эффект на состояние здоровья наших воспитанников, снизилось количество часто болеющих детей, уменьшилась длительность заболеваний. Это привело к более высоким показателям уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного воспитания. Все это в полной мере способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. Следовательно, в школе наши выпускники, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.
Список используемой литературы
1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берестовой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"
Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...
Конспект занятия по физической культуре для дошкольников с использованием мяча
Материал рассчитан на детей 5-7 лет....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Организация образовательной деятельности по приобщению детей к физической культуре.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. "Организация образовательной деятельности по приобщению детей к физической культуре". Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма р...
Аква-гимнастика: здоровье сберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Аква-гимнастика: здоровье сберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка Тема: Применение различных видов резинок для развития физических качеств у старших дошкольников
Методическая разработка Тема: Применение различных видов резинок для развития физических качеств у старших дошкольников...
"Использование кейс-технологии в развитии экологической культуры старших дошкольников"
Кейс-технологии, применяемые в ДОУ...
«Применение современных образовательных технологий в развитии звуковой культуры речи детей раннего возраста».
Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Име...