Взгляды гуманистов и ранних социалистов-утопистов на физическое воспитание и педагогическую поддержку физического развития детей
презентация по физкультуре
Взгляды гуманистов и ранних социалистов-утопистов на физическое воспитание и педагогическую поддержку физического развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzglyady_gumanistov_starygina_krivoguz.pptx | 490.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зарождение педагогических идей о физическом воспитании Проводниками нового взгляда на место человека в обществе, его духовное и физическое воспитание были гуманисты. Их основная идея заключалась в том, что нельзя рассматривать физическое воспитание только как средство военной подготовки, оно должно служить также средством укрепления здоровья и развития физических сил. Это прогрессивная идея. Среди гуманистов были не только врачи, писатели, философы, но и чистые практики. Наиболее известными пионерами физического воспитания в Италии стали Пьетро Паоло Верджерио , Гварино де Верона, Витторино да Фельтре . Мысли о физическом воспитании излагали итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини , Мефео Верджио , Джакопо Садолетти , Иероним Меркуриалис , Томмазо Кампанелла. Созвучные идеи об элементах физической культуры высказывали представители западноевропейского Возрождения Эразм Роттердамский , Хуан Луис Вивес , Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иохим Камерариус .
Они отвергали отношение к телу как к тюрьме души; в их теории и практике воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами отводилось место различным играм (лапта, кегли и др.) и танцам; они воскресили и распространяли опыт методик физического воспитания древности;под влиянием их деятельности в педагогике оформились эстетический идеал гармонично развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья; они пришли к пониманию необходимости использования в физической подготовке силы и средств природы и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека; они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также на необходимость компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий. Недостатки их идей: они подразделяли игры на достойные и недостойные свободных граждан, исходя не из действия этих игр, а из традиций; они пренебрежительно относились к физической культуре женщин; большинство из них считали грехом состязания между детьми. В целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики.
Развитие науки дало в руки ученых много новых научных фактов. Так, итальянский ученый, инженер, живописец и поэт Леонардо да Винчи (1452—1519) изучил пропорции тела человека и механику его движений. В своих научных мыслях он предвосхитил создание лета тельных аппаратов, велосипеда, акваланга. Англичанин Уильям Гарвей (1578—1657) открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Голландец Андреа Везалий (1514-1564) исследовал анатомическое строение человеческого тела. Наряду с развитием естествознания крупный вклад был сделан ив педагогическую науку. Деятелями, прокладывавшими новую дорогу в воспитании, явились гуманисты (от слова « гуманус » — чело вечный). Они в центр воспитания поставили человека и выступил» против характерного для средневековья закрепощения личности, в защиту ее достоинств и прав. Гуманисты стремились воспитывать здоровых, жизнерадостных людей, практически приспособленных в жизни . Педагогические идеи физического воспитания гуманистов находили свое отражение в практике отдельных школ, где обучались дети знатных родителей. Гуманизм зародился в Италии, а затем распространился во Франции, Англии, Чехии и некоторых других странах. Витторино да Фельтре (1378—1446) — представитель раннего итальянского гуманизма. На средства герцога Гонзаги в Мантуе он организовал школу и назвал ее «Дом радости». В противовес мрачным средневековым школам, «Дом радости» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха. В школе, где учились дети герцога и его приближенных, Витторино да Фельтре применял новые методы воспитания, основанные на принципах гуманистической педагогики. Большое значение здесь придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания. Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия были направлены на развитие гибкости, ловкости, красоты и изящества движений. Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распространению идей физического воспитания в последующие году.
Франсуа Рабле (1494—1553) — видный французский гуманист, крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа « Гаргантюа и Пантагрюэль ». В своем романе Рабле дал острую сатиру на схоластическое средневековое воспитание. Он защищал идеи гуманистического воспитания, в котором предусматривались многостороннее образование, развитие творчества и активности, строгий режим для ребенка. Рабле отводил важное место физическому воспитанию. Так, его герой Гаргантюа много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает на боку и груди, метает копье и дротик, занимается на перекладине, шестах, канатах, лестницах. В этих рекомендациях Рабле упражнения античности сочетаются с народными упражнениями его времени. Он высказал ряд ценных мыслей и по методике применения физических упражнений. Рабле был сторонником наглядности обучения, рекомендовал постепенное повышение сложности упражнений. Он добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей. Иероним Меркуриалис (1530—1606) — представитель позднего итальянского гуманизма, доктор философии и медицины, автор шести книг об искусстве гимнастики. В первых трех книгах он описал историю гимнастики, а три последующие посвятил анализу физических упражнений с точки зрения охранительной медицины. Меркуриалис делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические). Он отдавал предпочтение тем упражнениям, которые имели оздоровительно-гигиеническое значение и способствовали выполнению военных обязанностей. Меркуриалис осуждал атлетические упражнения, которые требовали «чрезмерного напряжения сил». Он рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», которые не вызывают сильного напряжения и утомления. Своей деятельностью и трудами Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.
Ян Амос Коменский (1592—1670) — крупнейший славянский мыслитель и педагог-гуманист, родился в семье мельника, принадлежавшей к протестантской общине «Чешские братья». В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» наряду с вопросами умственного и нравственного воспитания он много внимания уделял физическому воспитанию детей. В «Материнской школе», составленной Коменским, были заложены основы физического развития ребенка. Он советовал родителям, особенно матерям, заботиться о здоровье детей, их пище, одежде, режиме. Занятия играми и физическими упражнениями, по мысли Коменского, призваны готовить детей к труду, к реальной жизни. Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли.
Ценные идеи о физическом воспитании молодого поколения выказывали ранние социалисты-утописты. На заре развития буржуазного общества социалисты-утописты уже мечтали о его переделке. Они не дошли до действенных революционных выводов, но чувствовали возможность построения бесклассового общества и организации в нем воспитания, направленного на гармоническое развитие всех духовных и физич . способностей человека. Томас Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568—1639) своих сочинениях («Утопия» и «Город Солнца») подвергли остро критике не только феодальное общество и его систему воспитания, но и зарождавшиеся в то время новые буржуазные отношения. Они мечтали об обществе, где все станут равны, не буде частной собственности, где воспитание будет носить всесторонний характер. Мор и Кампанелла считали, что физическое воспитание является необходимым элементом гармонического развития человека и забота о здоровье и физическом воспитании всех членов общества должна быть государственным делом. Они утверждали, что занятия гимнастикой и военные упражнения могут подготовить человека к труду, воспитать в нем здоровье, силу и красоту. Педагогические идеи Мора и Кампанеллы имели большого значение для развития педагогической мысли в области физического воспитания. Они далеко опередили практику физического воспитания эпохи Возрождения. Несмотря на незрелость и ограниченность педагогических идей ранних социалистов-утопистов, их заслуга состоит в том, что они впервые провозгласили принципы всеобщего физического воспитания как для мужчин, так и для женщин, подчеркнули роль физического воспитания во всестороннем развитии личности. Однако в эпоху Возрождения практика развития физической культуры и спорта намного отставала от передовой педагогической теории. Социально-экономические и культурные условия жизни в городах и сельской местности того времени ограничивали возможности развития физического воспитания и спорта. Во многом этому мешала и религия.
Но в XVI в. в странах Европы, вступивших на путь капиталистического развития, произошла реформа церкви, так называемая Реформация, в результате которой в них было принято новое направление христианской веры — протестантство. Отношения некоторых церковников к физическому воспитанию изменилось. Реформаторы церкви Мартин Лютер (Германия), Ульрих Цвингли (Швейцария) и их последователи считали физическое воспитание нужным делом, так как оно укрепляло физические силы человека и отвлекало молодых от дурных привычек. Они приспосабливали свое учение к нуждам и потребностям нарождавшейся буржуазии. Католическая церковь с помощью монашеского ордена иезуитов (основан в 1540 г.) стремилась готовить сильных духом и телом своих защитников. В школах иезуитов (в Германии, Польше, Литве) поощрялось физическое воспитание, сопровождаемое внедрением в души учащихся иезуитской морали, по которой цель оправдывает любые средства (бесцеремонность, шпионаж, доносы, обман и др.). Иезуитам не удалось широко распространить свою идеологию. Впоследствии служители культа (католики, протестанты и др.) стали более широко использовать физическое воспитание и спорт в целях оказания своего влияния на молодежь. Лишь созданная Марксом и Энгельсом теория научного социализма подвела научную базу под строительство социализма и коммунизма, обосновала необходимость и возможность физич . воспитания как неотъемлемой составной части общей системы коммунистического воспитания.
Исочники Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 3. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., 'Физкультура и спорт', 1963. 423 с. История физической культуры. Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта . https://studfiles.net/preview/6310085/page:9/ Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения. https://studopedia.ru/18_31793_vopros--fizicheskoe-vospitanie-i-sport-krestyan-i-gorozhan.html Гуманисты эпохи Возрождения и ранние социалисты-утописты о физическом воспитании https://helpiks.org/2-24037.html СОЦИАЛИСТЫ-УТОПИСТЫ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ http://sport-history.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...
«Исследование игры как средства педагогической поддержки социального развития детей 3-5 летнего возраста»
Формирующий эксперимент связан с разработкой , реализацией и проверкой эффективности экспериментальной программы из личного опыта работы....
Ранний возраст - золотая пора сенсорного воспитания Дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук
Раннее детство (1-3 года) – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё осваивается впервые, всё только начинается – речь, игра, общение...
Педагогическая поддержка физического развития детей дошкольного возраста с использованием элементов фитбол - гимнастики
Внимание к детскому физическому развитию - это забота о будущем. С рождения у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности, гармоничного физического развития и здо...
«Технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников»
Мастер-класс "Технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья дошкольников" предназначен как для педагогической, так и для родительской общественности. В соде...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В этой статье я представлю основные методы и приёмы, которыми я пользуюсь, по различным направлениям развития речи детей раннего возраста.Я их использую не только во время непосредственной образ...
Модель психолого-педагогической поддержки социализации развития детей с общим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая поддержка социализация развития ребенка с общим недоразвитием речи...