Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательном пространстве ДОО
статья
Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательном пространстве ДОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательном пространстве ДОО
В последние годы выявилась тенденция к существенному снижению показателей здоровья детей дошкольного возраста, из-за этого в настоящее время все более востребованными становятся технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей и направлены на изучение индивидуальных возможностей организма. Для педагогов возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей в процессе воспитательно-образовательной работы, поэтому главной задачей является – создание образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и приумножала его.
Н. К. Смирнов предлагает рассматривать здоровьесберегающие образовательные технологии в виде системы, которая состоит из педагогических мер по снижению ее возможного неблагоприятного воздействия на ребенка, работы по воспитанию культуры здоровья [4].
Существуют различные мнения, различные понятия, но когда мы впервые слышим сочетание «здоровьесберегающие технологии» и вспоминаем дошкольников, в голове формируется свое собственное определение.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом таким же образом вырастить своих детей, будучи им достойным примером Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни и нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых.
Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Поэтому здоровьесберегающие образовательные технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только физического, психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Для того чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка коллектив детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического, валеологичееского воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Мы поставили перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле здоровьесбережения и здоровьеобогащения.
В 2016 году коллективом была разработана и апробирована рабочая инновационная программа «Модель здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей и взрослых в образовательном пространстве ДОУ» [3], цель которой – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умении оберегать его. Данная программа апробируется второй год и даёт свои положительные результаты. У детей появился интерес к познанию себя, своего организма, им прививаются навыки здорового образа жизни, личной гигиены, правильного питания, безопасности жизнедеятельности, снижена заболеваемость.
Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для дошкольного возраста предусматривает:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своём физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.
Инновационной деятельностью в содержании, формах, методах и средствах в работе педагогического коллектива является сочетание воспитательно - образовательного процесса и совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих технологий, взаимодействие специалистов и воспитателей.
Всё содержание работы в МБДОУ строится по определенной системе, которая сложилась в работе коллектива на протяжении нескольких лет, постоянно совершенствуется, изучаются и апробируются последние достижения педагогической и медицинской науки.
В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность педагогов, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие[1].
В рамках реализации программы «Модель здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей и взрослых в образовательном пространстве ДОУ» был реализован проект «Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей в образовательной деятельности ДОО». Главной целью проекта является организация здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1.Обобщить имеющиеся научные данные по организации здоровьесберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Разработать систему методической работы, способствующую повышению квалификации педагогов по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей дошкольного возраста.
3. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
4. Формировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.
5. Обеспечить интеграцию задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
6. Апробировать методики оценки здоровьесберегающего образовательного процесса.
7. Обобщить и распространить инновационный опыт реализации современных.
Проект базируется на следующих научно-педагогических принципах:
- принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
- принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
- принцип адресности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
- принцип системности в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
- принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
Среди подходов, используемых в проекте, необходимо выделить следующие:
-личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию здоровьесберегающей работы с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно- ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности;
-деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности; формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;
- аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей;
-здоровьесберегающий подход, направленный на укрепление здоровья дошкольников и получения ими основных навыков и умений по здоровьесбережению.
Важно обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Особое значение в деятельности педагогов по созданию здоровьесберегающего пространства придается подбору здоровьесохраняющих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками[2]. Выделяют три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- ритмопластика;
- динамические паузы;
- подвижные и спортивные игры;
- релаксация;
- гимнастика пальчиковая;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика дыхательная;
- гимнастика бодрящая;
- гимнастика корригирующая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия);
- коммуникативные игры;
- занятия из серии «Здоровье»;
- самомассаж;
- точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии:
- технологии музыкального воздействия;
- сказкотерапия;
- технологии воздействия цветом;
- технологии коррекции поведения;
- психогимнастика;
- фонетическая ритмика.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Эффективность инновационной работы отслеживается по состоянию здоровья детей. В связи с этим необходимо проводить мониторинг развития, где используются следующие показатели:
– уровень физического развития (соответствие весо-ростовых показателей биологическому возрасту);
– уровень физической подготовленности (соответствие развития физических качеств возрастным нормативам);
– оценка функционально состояния основных систем организма;
– уровень психического развития (комплекс показателей, обеспечивающих гармонию психического и физического развития).
Результаты этих показателей заносятся паспорт здоровья ребенка. Схема обследования детей состоит:
– медицинских показателей (диагноз при поступлении в детский сад, группа здоровья, анализ заболеваемости);
– данных физического развития (весо-ростовые показатели, пропорциональность развития, соматический тип ребенка); данных физической подготовленности (скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, быстрота, равновесие);
– данных состояния основных систем организма (реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку, состояние сердечно-сосудистой системы, возможности дыхательной системы, состояние нервной системы, опорно-двигательного аппарата, лор-органов, стоматологические заболевания;
– данные психического развития (соответствие уровню возрастного развития мышления (сформированность наглядно-образного мышления, наличие элементов словесно-логического мышления), речь, внимание (устойчивость, объем), память (объем, прочность), воображение, эмоционально-волевая сфера (тревожность, гиперактивность, гипоактивность и др.), общительность);
– данные об образе жизни (состояние семьи, познавательная, двигательная активность, уровень самостоятельности, склонности и увлечения).
В обследовании здоровья детей принимают участие педагоги психолог, логопеды, медицинский работник. На основании диагностических данных определяется стратегия развития и укрепления здоровья каждого ребенка, соотносятся показатели развития, полученные в течении и в конце учебного года.
Другая цель диагностики:
1. Изучить особенности культуры здоровья детей дошкольного возраста в связи с особенностями личностно-социального развития.
1. Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.
2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».
3. Изучить особенности компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать: задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях; задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
4. Изучить особенности личностно-социального развития ребенка в связи с культурой здоровья.
Педагоги должны применять в своей работе все методы в системе и помнить, что инновационный подход к использованию в образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий в ДОО, делает образовательно-воспитательный процесс разнообразным, интересным и эффективным, а также способствует снижению количества детей, имеющих отклонения в здоровье.
За время работы детского сада в инновационном режиме – созданы условия для внедрения эффективных технологий социализации в воспитательно – образовательный процесс. Коллективом авторов создается методический продукт: «Методический портфель», куда войдут:
- методическое пособие «Комплексное использование современных здоровьесберегающих технологий», в нем будет раскрыто взаимодействие всех участников образовательного процесса по реализации задач здоровьесбережения и здоровьеобогащения дошкольников.
- комплексно – тематическое планирование здоровьесберегающих мероприятий;
- конспекты, сценарии оздоровительных мероприятий для детей и взрослых ;
- диагностический инструментарий: анкеты для педагогов, родителей, карты наблюдения за состоянием здоровья детей в разных видах деятельности.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная отличительная особенность - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в ДОО здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, воспитанники, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.
Литература
1. Ефименко Н.Н. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» М. «Просвещение» 2005.
2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» М.: Линка-Пресс, 2000.
3. Рабочая инновационная программа «Модель здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей и взрослых в образовательном пространстве ДОУ» МБДОУ №24, разработчики педагоги МБДОУ № 24 Тюпикина О.В., Чумакова С.В., г.Усть-Лабинск, 2016
4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога». Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА
Опыт работы детского сада....
Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды
Инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возм...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Здоровьесберегающие технологии способствуют гармоничному физическому развитию детей...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему "Создание условий и использование инновационных подходов к здоровьесбережению в системе НОД и игровой деятельности"
Здоровый ребёнок – главная задача ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей к...
«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
ПЛАН Введение...
«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, что позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих цен...
Статья в сборнике «Делюсь опытом» " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Статья в сборнике «Делюсь опытом» " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"...