Статья в сборнике «Делюсь опытом» " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"
статья по логопедии
Статья в сборнике «Делюсь опытом» " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Тимофеева Марина Иосифовна
Учитель-логопед Iкв. категории
МБДОУ «Детский сад №10»
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Эти ребята довольно быстро утомляются, утомление сказывается на общем поведении ребёнка, на его самочувствии. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, нарушение познавательной деятельности. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с этим их работоспособность резко меняется. Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии.
Сегодня, как никогда остро ставиться вопрос «Как построить воспитательно - образовательный процесс таким образом, чтобы не навредить, а сохранить здоровье детей?».
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс таких форм и медов получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В нашем дошкольном учреждении созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, которые реализуются в рамках инновационного проекта: «Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации», проект ориентирован на совершенствование единого здоровьесберегающего пространства и здоровье формирующей позиции, через реализацию инновационных форм.
Для реализации данного Проекта творческой группой детского сада был разработан образовательный модуль «Здоровые дети». В основе модуля «Здоровые дети» теоретические и практические методы по организации и внедрению системы здоровьесбережения детей дошкольного возраста, в том числе и для детей с ОВЗ.
Материал данного модуля систематизируется по блокам, один из блоков называется «По дороге к здоровью».
Блок основывается на реализации коррекционных технологий: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Данный блок направлен на коррекцию и стимулирование речевого, познавательного и личностного развитие ребёнка, на укрепление психологического здоровья у детей, на профилактику негативных проявлений у дошкольников. Инновацией данного блока является разработка проекта: «Логопедические дорожки», предназначен для детей 4-8 лет с ТНР, целью данного проекта является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий в условиях реализации АООП. Особенностью проекта является то, что помимо традиционных здоровьесберегающих технологий в логопедической работе применяются инновационные современные здоровьесберегающие технологии Су-джок терапия и акватерапия.
Одной из таких технологий является Су – Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления.
Су - Джок терапия – это механическое воздействие на биологически активные точки кисти и стопы. Целью приемов Су - Джок терапии является: создание условий для активизации речевых зон коры головного мозга, нормализации мышечного тонуса.
Шарик Су - Джок – медицинский тренажер «Массажный шарик», внутри которого находятся металлические пружинки в форме кольца. Их применение для массажа - терапии безопасно, эффективно и просты в использовании.Актуальность использования шариков Су-Джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вреда- оно просто неэффективно;
универсальность - Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе и родители в домашних условиях;
простота применения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков.
Используя массажный шарик, мы активизируем определенную зону коры головного мозга, которая отвечает за развитие за мелкой моторики, нормализуем мышечный тонус и рабочую способность, активизируем тактильные ощущения. Также данный массажёр можно использовать для профилактики плоскостопия.
Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Эту работу проводят в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения. Целью акватерапии является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с ТНР в возрасте 4-7/8 лет. Данная технология направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Посредством водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы. Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии. С учетом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру терапевтическую.
Играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Эти игры помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много -мало», «быстро - медленно». Дети знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги. И во всём этом им помогает вода. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Разработанный проект призван сформировать у детей с речевыми нарушениями осознанное правильное отношение к своему здоровью и окружающих, основы здорового образа жизни, с которыми знакомятся в дошкольном возрасте.
Применение инновационных здоровьесберегающих технологий, в условиях реализации АООП, повысит эффективность коррекционно-развивающего процесса, сформирует у педагогов и детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья у детей имеющие нарушения речи.
Список литературы
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Зажигина О.А Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования.- СПб.: Детство-Пресс, 2014.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
4.Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
5. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
Сборник материалов IV международного фестиваля педагогического мастерства «Делюсь опытом» Гл. ред. А.В.Степанова Чебоксары: «ООО» Образовательный центр «Инициатива»,2019г-259с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"
В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...
Статья «Культурологический подход при ознакомлении детей дошкольного возраста с книгой в современном ДОУ»
Статья раскрывает важность ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой и влияние ее на всестороннее развитие личности ребенка, его социализацию в современном обществе....
Статья из сборника статей по материалам межвузовской практической конференции.Тема: «Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста"
Статья из сборника статей по материалам межвузовской практической конференции.Тема: «Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста"Выполнила:Чапайкина Наталья Владимировна...
сборник "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Статья: Приемы организации учебной деятельности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста
В сборнике представлены научные статьи, раскрывающие широкий круг вопросов, связанных с инновационными процессами на разных ступенях образования. Авторы приводят основные результаты деятельности образ...
Статья "Здоровьесбережение детей дошкольного возраста"
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста....
статья: «Актуальность проблемы физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ....
статья в сборник фестиваля "Использование степ-платформы для оздоровления детей дошкольного возраста"
В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в оздоровительных технологиях в ДОУ . Современная система оздоровительных тренировок степ &ndash...