Развитие деятельности дошкольника
консультация

Особенности развития деятельностей дошкольника. Рекомендации по их развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnosti_doshkolnika.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие деятельности дошкольника

Вид деятельности

Особенности

Рекомендации по развитию

Бытовая

В младенческом возрасте:

- у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический

человеческий биоритм «сон-бодрствование»;

- через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей

начинается процесс их очеловечивания;

- выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется

положительное эмоциональное отношение к ним;

- формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения

(нравится купаться, любит кашу);

- закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми

процессами.

В раннем возрасте:

- бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;

- у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем

составят основу сложных форм поведения;

- формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;

- ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;

- у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).

В дошкольном возрасте:

- формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной

и общественной значимости их;

- происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой

деятельности;

- изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы

поведения в быту;

- складываются первые бытовые привычки;

- ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной

инициативе.

В младенческом возрасте:

-соблюдение режима дня;

- привлечение к аккуратности;

-привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия.

В раннем возрасте:

-соблюдение режима дня;

-систематичность выполнения действий;

- для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.

-постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш

начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить

простейшие причинно-следственные связи.

В дошкольном возрасте:

- режим дня

- систематичность выполнения действий;

- положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности;

- объективность требований;

- важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к

дошкольнику;

-постепенное усложнение навыков;

-систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его

известную самостоятельность.

Трудовая

В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности.

Предпосылки трудовой деятельности складываются в

предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.

Предпосылки:

- освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших

трудовых умений и навыков;

- стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.

В дошкольном возрасте:

- складываются общественные мотивы труда;

- расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;

- формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;

- расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы

трудовой деятельности;

- складывается совместный со сверстниками труд;

- появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие

трудолюбие;

- формируется представление о труде взрослых.

В дошкольном возрасте

-постепенное усложнение компонентов  (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности

-формирование общественного мотива труда («надо»).

-объяснение смысла труда взрослых;

-четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем;

- давать ребенку посильные задания,

научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда;

- критерий оценки

трудовой деятельности – качество труда;

- поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и

предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность.

Игровая

В раннем возрасте:

- формируются первые игровые умения;

- складывается способность ставить и решать игровые задачи;

- начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

- формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

В раннем и дошкольном возрасте:

- игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

- ребенок осваивает разные виды игры;

- с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя

возможности познания этих сфер.

У детей младшего дошкольного возраста:

- предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

- играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

-формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

-формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку».

У детей среднего дошкольного возраста:

-формировать у детей более сложные игровые умения.

-учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

-развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

-использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:

-обеспечить условия для игровой деятельности детей.

-дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам.

-развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру

Изобразительная

Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

- изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

- формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

- развивается умение создавать и воплощать замыслы;

- осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

- целенаправленное обучение

изобразительной деятельности;

-постепенное освоение технических умений и навыков;

- не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое;

-  правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту );

- максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств;

-доброжелательность во время занятия, похвала.

Конструктивная

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

- дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

- дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

- расширяется область творческих проявлений.

- постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и

выполнять его назначение;

-   научить  ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки;

- развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной

деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры;

-организовать  аналитико-синтетическую

деятельность по обследованию предметов

( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение

каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться)

-разнообразие конструкторов.

Общение со взрослыми

Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения:

-воспринимает тембр, громкость и высоту звуков;

-  предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым;

-активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации;

- Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления».

Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.):

-практическое сотрудничество со взрослым;

-экспрессивно-мимические средства

дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами,

жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными

эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний.

В младшем дошкольном возрасте возникает

внеситуативно-познавателъная форма общения.

-главный мотив общения – познавательный;

-возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших;

- основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально

содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная.

-главный мотив общения – личностный;

-общение имеет «теоретический» характер и включено в

познавательную деятельность;

- ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире

людей», а не предметов.

-потребность не просто в доброжелательном внимании,

а во взаимопонимании и сопереживании;

-темы общения  о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;

- желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения

или отношение к обсуждаемым вопросам;

 

В онтогенезе строго фиксирована  только последовательность появления

форм общения, но не их связь с возрастом.

-относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее

условие для становления коммуникативной деятельности);

- важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании

контактов с ребенком;

-доброжелательное

внимание взрослого, и соучастие в практических действиях;

- взаимопонимание и сопереживание ребенку;

Общение со сверстниками

Эмоционально – практическое общение

- дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой;

-стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ;

-каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.

 -дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу.

-развертывается инициатива детей

-в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных;

-расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных.

Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет):

- сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером;

- сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной;

- основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество:

дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели;

- дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей;

- стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки;

-соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя;

- потребность в признании и уважении ровесника;

 Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет):

- жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами.

-взаимодействия  со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции  со стороны взрослого.

-взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов;

- ранние контакты со сверстниками;

Ситуативно- деловая  форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»

Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...