Развитие деятельности дошкольника
консультация
Особенности развития деятельностей дошкольника. Рекомендации по их развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnosti_doshkolnika.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие деятельности дошкольника
№ | Вид деятельности | Особенности | Рекомендации по развитию |
Бытовая | В младенческом возрасте: - у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический человеческий биоритм «сон-бодрствование»; - через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей начинается процесс их очеловечивания; - выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется положительное эмоциональное отношение к ним; - формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу); - закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми процессами. В раннем возрасте: - бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения; - формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности; - ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности; - у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность). В дошкольном возрасте: - формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их; - происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности; - изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту; - складываются первые бытовые привычки; - ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе. | В младенческом возрасте: -соблюдение режима дня; - привлечение к аккуратности; -привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия. В раннем возрасте: -соблюдение режима дня; -систематичность выполнения действий; - для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. -постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. В дошкольном возрасте: - режим дня - систематичность выполнения действий; - положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности; - объективность требований; - важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику; -постепенное усложнение навыков; -систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность. | |
Трудовая | В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности. Предпосылки: - освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших трудовых умений и навыков; - стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым. В дошкольном возрасте: - складываются общественные мотивы труда; - расширяются и усложняются трудовые умения и навыки; - формируются целеполагание, планирование и самоконтроль; - расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности; - складывается совместный со сверстниками труд; - появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие; - формируется представление о труде взрослых. | В дошкольном возрасте -постепенное усложнение компонентов (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности -формирование общественного мотива труда («надо»). -объяснение смысла труда взрослых; -четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем; - давать ребенку посильные задания, научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда; - критерий оценки трудовой деятельности – качество труда; - поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность. | |
Игровая | В раннем возрасте: - формируются первые игровые умения; - складывается способность ставить и решать игровые задачи; - начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх; - формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры. В раннем и дошкольном возрасте: - игра становится самостоятельной деятельностью ребенка; - ребенок осваивает разные виды игры; - с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер. | У детей младшего дошкольного возраста: - предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы. - играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду. -формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль. -формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку». У детей среднего дошкольного возраста: -формировать у детей более сложные игровые умения. -учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета. -развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками). -использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия. У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста: -обеспечить условия для игровой деятельности детей. -дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам. -развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру | |
Изобразительная | Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте: - изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания; - формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка; - развивается умение создавать и воплощать замыслы; - осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности. | - целенаправленное обучение изобразительной деятельности; -постепенное освоение технических умений и навыков; - не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое; - правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту ); - максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств; -доброжелательность во время занятия, похвала. | |
Конструктивная | Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте: - дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций; - дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов; - расширяется область творческих проявлений. | - постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и выполнять его назначение; - научить ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки; - развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры; -организовать аналитико-синтетическую деятельность по обследованию предметов ( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться) -разнообразие конструкторов. | |
Общение со взрослыми | Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения: -воспринимает тембр, громкость и высоту звуков; - предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым; -активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации; - Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления». Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.): -практическое сотрудничество со взрослым; -экспрессивно-мимические средства дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний. В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. -главный мотив общения – познавательный; -возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших; - основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию. К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная. -главный мотив общения – личностный; -общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность; - ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. -потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании; -темы общения о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях; - желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам;
В онтогенезе строго фиксирована только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом. | -относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее условие для становления коммуникативной деятельности); - важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком; -доброжелательное внимание взрослого, и соучастие в практических действиях; - взаимопонимание и сопереживание ребенку; | |
Общение со сверстниками | Эмоционально – практическое общение - дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой; -стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ; -каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. -дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу. -развертывается инициатива детей -в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных; -расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных. Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет): - сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером; - сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной; - основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество: дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели; - дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей; - стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки; -соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя; - потребность в признании и уважении ровесника; Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет): - жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами. | -взаимодействия со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции со стороны взрослого. -взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов; - ранние контакты со сверстниками; Ситуативно- деловая форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
Консультация для воспитателей...
«Исследовательская деятельность дошкольников-необходимое условие успешного познавательного развития ребенка дошкольника.»
laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»Ральф У. Эмерсон....
Игротренинг для педагогов ДОУ по обмену опытом развития игровой деятельности дошкольников «Сюжетно-ролевая игра как фактор воспитания и развития дошкольников»
Протокол игротренинга...
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...