«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
консультация
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_cheremisova_1.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Провила: Черемисова
Татьяна Георгиевна
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то
одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми
всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
(В. А. Сухомлинский)
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самим дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.
Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Л. С.Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами».
Эта работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому учат детей не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их пониманию, не столько стараюсь дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Организую учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Наша задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.
Методы и приемы, обеспечивающие реализацию познавательной деятельности:
-проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?») ;
-игры – экспериментирования;
-метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.) ;
-вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем - опыты. Их проводим как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком. Опыты воздух и вода.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и
«почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов,
запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он
должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в
детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и
синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности,
целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для
достижения определенного результата.
– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера
ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет
повышения общего уровня двигательной активности.
Одним из важных моментов является то, чтобы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвести детей к самостоятельным выводам и суждениям.
При разработке содержания познавательной деятельности, я учитываю следующие условия:
- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности);
- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;
- содержание экспериментирования должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы;
- эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию экспериментирования стимулирует познавательную активность детей.
В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.
Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально- познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.
Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
На практике я всё больше убеждаюсь, что ознакомление дошкольников с материалами предметов через действия с ними, вызывает у ребенка интерес, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. д., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему: «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС»
В данном материале представлен педсовет по теме «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС». ...
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в детском саду»(обмен опытом)
презентация по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду...
Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...
Общее родительское собрание «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала ребенка»
Общее родительское собрание «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала ребенка»...
Педагогический совет «Развитие познавательного интереса, интеллектуально- творческого потенциала каждого ребёнка через игровую деятельность в формате ФГОС»
Педагогический совет «Развитие познавательного интереса, интеллектуально- творческого потенциала каждого ребёнка через игровую деятельность в формате ФГОС»...
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....