Ушки на макушке
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Строгова Наталия Александровна

Методические рекомендации для воспитателей подготовительной группы по проведению непрерывной образовательной деятельности по теме "Я и мое тело" (слух)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushki_na_makushke.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

УШКИ НА МАКУШКЕ

Цель:  Формирование у детей дошкольного возраста основ валеологической культуры через решение следующих задач:

- обогащение знаний о своем организме и об органе слуха в частности в процессе поисково-исследовательской деятельности;

- исследование факторов, влияющих на состояние здоровья органов слуха

- обучение детей доступным им профилактическим действиям, способствующим сохранению слуха, элементам самомассажа ушной раковины в частности

- развитие коммуникативных навыков, познавательного интерес.

- закрепление умения пользоваться доказательной речью, активизацию словаря.

Материал и оборудование:

1. Проектор, ноутбук, экран или интерактивная доска

2. Деревянные линейки (по количеству детей),

3. Стаканчики с натянутыми на них тонкими резинками (по количеству детей).

4.Жестяные банки (по количеству детей), воздушные шарики (по количеству детей).

5. Сахар.

6. Кастрюля и  ложка.

7.Звуковая колонка.

8. Запись звуков, производимых предметами или во время действий с различными предметами (например, удар мяча о пол, журчание переливаемой воды и т.п.)

Ход занятия:

Вбегает Медуница и начинает осматривать детей.

В-ль=Медуница: Так, это вы меня вызывали? Ну и где больной? Это ты? (шепотом) Нет, этот нормально слышит. Поворачивается к другому и опять шепотом: Может, это ты больной?

А кто тогда здесь больной? Вот у меня заявка: помогите, ребенок совсем никого не слышит… Дети, вы все слышите, что я говорю?

Я – доктор Медуница (шепотом) Повторите. Дети повторяют

Да, со слухом у вас все хорошо. Ну, я тоже хочу узнать, как Вас зовут. Давайте вы назовете свое имя по моей  команде. Только погромче.  Три, четыре…

Дети кричат свои имена.

В-ль (прикрывая уши): Стоп, стоп, стоп… Мне очень приятно. Но что-то случилось с моим ухом. Вы не поможете мне разобраться, что случилось?

Ответы детей

В-ль: Но для этого надо пройти обучение в моей школе «Доктора Медуницы»? Вы согласны?

Ответы детей

В-ль: Тогда извольте, надеть спецодежду. Она висит на спинках ваших стульев. Время пошло.

Дети надевают халаты.

В-ль: Для начала пройдемте в конференц-зал. Вы знаете, как устроено наше ухо?

Ответы детей

В-ль: Посмотрите на свои уши. Вы их видите?

Ответы детей

В-ль: Посмотрите на уши друг друга. Сколько их у человека?

Ответы детей

В-ль: Согласитесь, уши очень похожи на ракушки. Та часть, которую мы видим, так и называют - ушная раковина. Дырочка по середине ушной раковины называется слуховым проходом. Как вы думаете, что же по нему проходит?

Ответы детей

В-ль Правильно, потому что по слуховому проходу проходит звук. И мы сейчас с вами совершим путешествие вместе со звуком во внутрь уха.

 Слайд №1

В-ль: Смотрите, у нас на пути преграда в виде тонкой плёночки. Она называется Барабанной перепонкой. Она умеет колебаться. Как вы считаете, что заставляет ее колебаться?

Ответы детей

В-ль: Правильно - это звук. Потому что звук – это колебания. Хотите проверить?

Ответы детей

Перейдем в лабораторию.

Опыт «Что такое звук?»

 Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материал и оборудование: деревянные линейки, стаканчики с натянутыми на них тонкими резинками (по количеству детей).

Ход: 

Воспитатель предлагает выяснить, почему появляется звук.

1. Воспитатель предлагает детям взять деревянную линейку, прижать один конец (примерно до половины длины линейки) к столу,  а за свободный конец дернуть (сначала одновременно и по команде). Возникает звук.

Выясняют, что в это время происходит с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают колебания рукой, и звук прекращается.

2. Детям предлагается рассмотреть натянутую на стаканчик резинку и вынести предложения, как заставить ее звучать. Далее проверяют на практике: дергают резинку сначала тихонечко, потом посильнее. Струна начинает колебаться - появляется звук. Дети останавливают колебания - звук прекращается.

3. Прикладывают ладонь к своему горлу и произносят отдельные звуки – гласные и согласные (для сравнения).

Делается вывод: при произношении, как гласных, так и согласных, горло колеблется.

Итоговый вывод к которому подводятся дети:  звуки - это колебания.

В-ль: И так, под воздействием звуковых колебаний наша барабанная перепонка начинает дрожать. Мы сейчас это проверим.

Опыт с шариком.

Цель: Подвести детей к пониманию, как под воздействием звуковых колебаний начинает колебаться барабанная перепонка.

Материал и оборудование: жестяные банки, воздушные шарики (по количеству детей), сахар, кастрюля, ложка, звуковая колонка.

Ход:

Воспитатель предлагает выяснить, как звуковые колебания влияют на барабанную перепонку.

На банку натянуть кусочек шарика наподобие мембраны. Насыпать на нее щепотку сахара. Воспитатель подходит к каждому ребенку и рядом с его банкой ударяет ложкой по кастрюле. Сахар на шарике «подпрыгивает». Затем кастрюля заменяется звуковой колонкой. Воспитатель подходит к каждому ребенку с включенной колонкой. Начинает с более тихого звучания, заканчивает более громким. Ребенок в это время наблюдает за сахаром.

Дети подводятся к выводу, что звуки заставляют сахар двигаться (колебаться). Чем громче звук – тем сильнее движение (колебание)

Итоговый вывод: звук – это колебание. Барабанная перепонка колеблится под воздействием звука.

В-ль: И так мы увидели, как дрожит барабанная перепонка. Если мы продолжим путешествие внутри уха, то обязательно натолкнемся на самые маленькие косточки нашего организма. Скажите, на что они похожи?

Ответы детей.

Согласитесь, что они чем-то похожи на настоящие молоточек, наковальню и стремя?

Слайд №2

Мы с вами увидели на опыте, как колебание шарика привело в движение сахар. Так и колебания барабанной перепонки приводят в движение эти косточки.

Слайд №3

В-ль: Эти косточки передают колебания на улитку. Как вы думаете, это и в самом деле настоящая улитка сидит у нас в ухе?

Ответы детей.

Конечно же, нет. Тогда откуда такое странное название «улитка»?

Ответы детей

В-ль: Правильно, улитка в ухе очень похожа на улитку, которую мы встречаем в природе.

Слайд №4

В-ль: Именно в улитке мы различаем, какой это звук. А каким могут быть  звуки? Высокие или

Ответы детей.

В-ль: Громкие или

Ответы детей.

В-ль: Приятные или…

В-ль: А уже от улитки информация идет в мозг. И там мы понимаем, что это был за звук. Мы с вами различаем огромнейшее количество звуков. Поиграем?

Игра «Угадай звук»

Цель: развитие устойчивого слухового внимания.

Материал и оборудование:

- запись звуков, производимых предметами или во время действий с различными предметами (например, удар мяча о пол, журчание переливаемой воды и т.п.);

- музыкальная колонка.

Ход игры: Воспитатель включает запись, а дети на слух пытаются угадать, что звучит.

В-ль: А теперь давайте проверим, хорошо ли вы знаете другие части своего тела. Встаем, я буду говорить и показывать, а вы повторяйте.

Физкультминутка «Голова, плечи…»

В-ль: Теперь, вы знаете. Как устроено ухо. Я предлагаю вам сыграть в игру «Опасно- не опасно»

Игра «Опасно- не опасно»

Цель: - Закрепить у детей представления об опасных для слуха действиях.

           - Воспитывать у детей желания заботиться о своих ушах.

           - Развивать речь, логическое мышление.

Материал и оборудование:

-Картинки с изображением опасных и не опасных действий;

-Картинки–знаки: красный кружок- опасно, зеленый- не опасно.

-Магнитная доска.

Ход игры: Дети поочередно берут картинку с изображение «опасного» для ушей действия и прикрепляют ее на магнитную доску под красным кружком-знаком, при этом объясняя, что означает данная картинка.

     Затем дети берут картинки с «неопасным» действием  и, прикрепляя ее под зеленым кружком, объясняют, какую опасность для уха предотвращает нарисованное на картинке действие.

В-ль: Молодцы! Вы все правы! И так: первая причина ухудшения слуха - мы можем его застудить. Затем воспитатель подводит итог.

В-ль: Чтобы уши не болели,

           Их не надо застужать.

           Когда ветер, непогода

           Надо шапку одевать.

В-ль: Вторая причина - если что-то попадает в слуховой проход.

            Предметы острые совать в уши запрещается,

            Если что-то повредиться, слух не возвращается.

В-ль: Третья причина - громкие звуки

            Не кричи ты слишком громко,

            Спокойно разговор веди,

            И к динамикам-колонкам

            Близко ты не подходи.

В-ль: Следующая причина- попадание воды в ухо.

           Коль в бассейн мы пойдем, шапочку с собой возьмем.

           Уши мы помыли, сразу просушили.

Я поняла, что ухудшило мой слух. Вы слишком громко выкрикнули свои имена.

Как же все исправить?

Ответы детей

Моим ушам нужен покой. Мой коллега – Доктор Пилюлькин, научил меня очень полезному массажу ушей. А я научу ему вас.

 «Массаж уха» (китайская медицина)

Цель: Способствовать улучшению состояния всего организма, закаливанию горла и полости рта, стимулировать функцию надпочечников.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям выполнить самомассаж ушей, который помогает поддерживать здоровый образ жизни (самомассаж выполняется совместно с воспитателем).

- загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть их вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить;

- оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз;

- массаж «козелка»: захватить большим и указательным пальцами «козелок». Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течении 20-30 секунд;

- растирание ушей ладонями.

Дети, вам понравилось учиться в моей школе? А что понравилось?

Ответы детей.

Я очень рада была видеть вас в своей школе «Доктора Медуницы». И я хочу наградить вас дипломами.

Вручение дипломов

В-ль (тихо): До свидания, мои новые друзья!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ушки на макушке.

Спортивно-развлекательная программа для старшего возраста в увлекательной форме даст детям интересные знания о таких важных органах, как уши....

Фронтальное занятие по обучению грамоте( подготовительный период) в старшей речевой группе для детей с ОНР "Познакомьтесь: Язычок и Ушки на макушке".

Конспект занятия подготовительного периода по обучению грамоте с целью познакомить детей с артикуляционным аппаратом и развивать слуховое восприятие, основываясь на неречевых звуках....

"Держи ушки на макушке"

Досуг во 2 младшей группе по ПДД....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности "Ушки на макушке"

Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста с целью внедрения здоровьесберегающих технологий....

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию в средней группе "Держи ушки на макушке".

Материал предусмотрен для проведения НОД в средней группе. В ходе такой деятельности у детей формируются основы безопасного для них поведения в быту, социуме....

Проект по безопасности дошкольников «Держим ушки на макушке»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей. ...