СТАТЬЯ,ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ.
статья (младшая группа)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ
Под адаптацией (от лат. аdaptatio — приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.
Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Характер поведения в адаптационный период зависит от возраста детей. До 5-6 месяцев они сравнительно легко переносят эту перемену. Объясняется это тем, что у ребёнка динамические стереотипы поведения находятся только в стадии становления. Но дети 5-6 месяцев тяжело адаптируются в случае, если нарушается способ вскармливания их, а также, если изменяется температура в помещении.
Дети в возрасте 6-9 месяцев болезненно реагируют на разрушение таких устоявшихся привычек, как сосание соски, пустышки, укачивание перед сном, длительное пребывание на руках у взрослых. Чтобы облегчить жизнь малыша этого возраста, в адаптационный период можно оставлять ему индивидуальную соску. Воспитатель должен периодически брать таких детей на руки, успокаивая каждого.
Дети в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит ребёнка, он часто отказывается от кормления, во время приёма пищи наблюдаются случаи рвотных позывов. Разрушаются ранее приобретённые привычки: ребёнок перестаёт проситься на горшок, речь его затормаживается. Встречаются случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, в детском саду переходят на ползание. Можно также отметить и другие регрессивные изменения более глубокого плана: повышение температуры, расстройство функций желудка, изменение кожного покрова и т.п.
Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.
Как видно из вышесказанного, главное для ребёнка — это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.
Первая группа — это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.
Вторая группа — это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.
Третья группа — дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней.
На процесс адаптации ребенка влияют:
- достигнутый уровень психического и физического развития,
- состояние здоровья,
- степень закаленности,
- сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
- личностные особенности самого малыша,
- уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда ...
статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...
Статья: Психолого - педагогические особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
Статья...
Подготовила воспитатель ГБДОУ №35 Колпинского района СПб Бяхова Е.А. Статья. «Психолого-педагогические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Актуальность исследования определяет, важнейшие задачи воспитания, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общ...
Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"
Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...
Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЗАСТЕНЧИВЫМ И ТРЕВОЖНЫМ ДЕТЯМ"
В статье раскрываются причины застенчивых и тревожных детей, а так же подчёркиваются сложности, которые ребенок испытывают при общении со сверстниками и взрослыми...
Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"...