Статья "Психолого-педагогическое сопровождение развития связной речи детей с нарушениями зрения"
статья по коррекционной педагогике
В статье рассматривается вопрос о содержании коррекционной работы по развитию связной речи детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
ПОПОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
магистрант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».
bafabadf@mail.ru
ПОПОВА МАРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА
студентка ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».
zaterre69@mail.ru
Научный руководитель: Лысова Анна Анатольевна
к. п. н., доцент кафедры ССПиМП
ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»
leccor@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о содержании коррекционной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе их психолого-педагогического сопровождения; условия, при которых возможно развитие связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения.
Ключевые слова: формирование связной речи, нарушения зрения, психолого-педагогическое сопровождение, старший дошкольный возраст, коррекционная работа по развитию связной речи.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT
POPOVA TATYANA IVANOVNA
is a graduate student of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University.
bafabadf@mail.ru
POPOVA MARIA EVGENIEVNA
is a student of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University.
zaterre69@mail.ru
Scientific supervisor: Lysova Anna Anatolyevna
ph.d., Associate Professor of the Department of Sspip
FGBOU VO "YUrGGPU"
leccor@mail.ru
Abstract. The article examines the issue of the content of correctional work on the development of coherent speech in children of senior preschool age in the process of their psychological and pedagogical support; conditions under which the development of coherent speech in older preschool children with visual impairments is possible.
Keywords: coherent speech, formation of coherent speech, visual impairment, psychological and pedagogical support, senior preschool age, correctional work on the development of coherent speech.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие является одной из приоритетных образовательных областей. [6]
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что связная речь рассматривается как определенная совокупность фрагментов речи, связанных между собой и представляющих единое смысловое и структурное целое. Диалог представляет собой речь двух и более лиц, средство общения и характеризуется такими свойствами, как достаточное раскрытие темы, смысловая законченность, структурное единство, использование вербальных и невербальных средств. Диалог реализуется в процессе общения и коммуникации между людьми для решения различных задач, в том числе в процессе совместной деятельности. Монолог – это форма связной речи, направленная на передачу информации в виде описания, повествования или рассуждения. Монолог отличается односторонним и непрерывным характером высказывания, необходимостью предварительного планирования высказывания, развернутостью и логической последовательностью изложения. [4]
В процессе онтогенеза происходит последовательное развитие связной речи в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. М.И. Лисина отмечает, что в старшем дошкольном возрасте формируется внеситуативно-личностная форма общения со взрослым и внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками. На каждом этапе онтогенеза формируется связная диалогическая и монологическая речь. Особенностями формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста являются: развитие умений и навыков диалогической речи в процессе общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (умение задавать вопросы и отвечать на них, строить связное высказывание в соответствии с речевой ситуацией, рассуждать, выражать свое состояние, налаживать процесс взаимодействия с окружающими; умений и навыков монологической речи (составление рассказа-описания с опорой на наглядность и собственный опыт, рассуждения на определенную тему, творческого рассказа).
Исследования таких ученых, как Л.С. Волкова, Т.П. Головина, Г.В. Никулина и др. подчеркивают своеобразие формирования речи в целом и связной речи в частности. На развитие связной речи влияют нарушения зрительного восприятия, а также вторичные нарушения других психических функций. Л.С. Волкова отмечает, что нарушения речевой деятельности могут охватывать как единичные проявления речевых расстройств, так и системное недоразвитие речи на всех уровнях (фонетический, лексический, грамматический), что отражается на формировании связной речи. Особенности связной речи у детей с нарушениями зрения обусловлены недостаточным уровнем чувственной основы речи, ограниченностью чувственных представлений. [1]
Нами было осуществлено исследование состояние связной речи старших дошкольников с косоглазием и амблиопией. Для этого были использованы методика изучения связной монологической речи В. П. Глухова и методика изучения связной диалогической О. А. Бизиковой. Были получены следующие результаты:
- У детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения отмечается недостаточный уровень развития как связной монологической, так и связной диалогической речи. Вместе с тем уровень сформированности связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения немного выше, чем уровень связной монологической речи.
- В процессе построения пересказа, рассказа по картинкам, рассказа из личного опыта, рассказа-описания дети нарушают последовательность событий, не могут отразить в речи отдельные признаки и свойства предметов, подобрать необходимые языковые средства. Отмечается несформированность грамматического конструирования связного речевого высказывания. У детей с нарушением зрения можно выделить такие трудности построения связного высказывания, как ограниченный словарный запас, ошибки согласования слов, нарушение грамматического конструирования предложения и текста, ограниченность простой формы предложений. В тексте недостаточно используются определения, дополнения, обстоятельства. Использование сложных предложений с наличием пространственных и временных связей в процессе связной монологической речи ограничено и затруднено.
- Несмотря на то, что уровень сформированности связной диалогической несколько выше, были выявлены следующие ее недостатки: однообразные вопросы преимущественно делового характера в процессе совместной игры со сверстниками, ответы на вопросы односложные, неполные, затруднения в формулировке и сообщения своего мнения, безынициативность в процессе диалога, недостаточная сформированность умений выражать просьбу или совет, сообщать о своих чувствах, использовать формулы речевого этикета.
Полученные результаты показали, что необходимо проведение коррекционной работы по развитию связной речи старших дошкольников с нарушением зрения в процессе психолого-педагогического сопровождения всеми специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, педагогами). Содержание данной работы должно включать развитие монологической речи – умений составлять рассказ с опорой на картинки (предметные, сюжетные, серию картинок), рассказ-описание (предмета, игрушки), рассказ с опорой на личный опыт, пересказ текста художественного произведения (сказки); развитие диалогической речи – умений задавать вопросы и отвечать на них, строить связное речевое высказывание в процессе диалога в соответствии с темой; умение выражать просьбы, предложения, советы, умение выражать свое мнение, приводить аргументы в защиту своей точки зрения, умение выражать в ходе общения свои чувства, делиться ими, учитывать эмоциональное состояние собеседников, умение вести диалог в соответствии с нормами речевого этикета.
Эффективность данной работы обусловлена готовностью всех участников образовательного процесса к работе с детьми с ОВЗ. [3]
Психолого-педагогическое сопровождение развития связной речи заключается в систематическом контроле ее состояния и динамики ее развития в процессе воспитания и обучения; в проведении коррекционной работы по развитию связной речи детей с нарушениями зрения с учетом их возрастных и специфических особенностей; в организации взаимодействия специалистов ДОО друг с другом и с родителями воспитанников с целью повышения их компетентности в вопросах развития связной речи детей с нарушениями зрения. [4, 5]
Работа с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения включала различные формы деятельности, направленные на повышение компетентности родителей в вопросах развития связной речи детей: родительские собрания, консультации, оформление уголка для родителей, разработка рекомендаций, семинары-дискуссии, семинары-практикумы, совместные проекты для родителей и детей.
Осуществление психолого-педагогического сопровождения развития связной речи дало свои результаты. Повторное исследование выявило более высокий уровень связной монологической и диалогической речи. Благодаря взаимодействию специалистов и родителей были преодолены трудности при составлении предложений по картинкам, пересказа, всех видов рассказа, а также умений вести диалог со сверстниками в процессе совместной деятельности. У большинства детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения уровень связной речи стал выше. Данные, полученные в результате контрольного этапа эксперимента, подтвердили эффективность психолого-педагогического сопровождения специалистами развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения во взаимодействии с семьей.
Список использованных источников
1. Белякова А. В. Особенности развития связной речи у старших дошкольников с нарушениями зрения / А. В. Белякова, Е. В. Хмелькова – Текст: непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. –2021. – №2 (50). – С. 25–27.
2. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. – Текст: непосредственный // Москва: Издательство «Скрипторий 2003», 2018. – 136 с.
3. Коробинцева, М. С. Формирование готовности педагога к работе с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / М. С. Коробинцева, Л. М. Лапшина. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2023. – 111 с. – ISBN 978-5-907610-86-6. – EDN ONDIQN.
4. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [Электронный ресурс] / А.А. Лысова, Т.И. Попова. — челябинск: Библиотека «А.Миллера», 2023. — 58 с. — 100 экз. — ISBN: 978-5-93162-707-6.
5. Содержание тьюторского сопровождения слабовидящих учащихся в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Анна Анатольевна Лысова. — Челябинск: Юж. Урал.гос.гум.-пед. ун-т, 2016. — 32 с. — 100 экз.
6. ФГОС Дошкольное образование // ФГОС URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 21.01.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Развитие речи детей с нарушением зрения.
Общее личностное становление человека как основная цель воспитания не мыслится вне развития речевой активности. Опосредующая роль речи в психическом развитии, ее важное значение в процессах социализац...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"
педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

Сборник "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения"
В сборнике содержатся рекомендации для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Картотека игр....