Статья: Психолого - педагогические особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
статья на тему
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_-_pedagogicheskie_osobennosti_razvitiya_empatii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Молчанова Татьяна Анатольевна,
МБДОУ г. Иркутска детский сад
№ 127 «Березка»
Психолого-педагогические особенности развития
эмпатии у детей дошкольного возраста
Эмпатия – это умение человека сочувствовать и понимать окружающих. Развитие эмпатии, сострадания и отзывчивости в психолого-педагогических исследованиях представлено как:
- Эмоциональное заражение - качество человека, которое закладывается на первом году жизни. В это период важно, какие эмоции преобладают в общении мамы со своим малышом: радость и любовь, или раздражение и неприятие. Ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения.
- Чувство сострадания, формирующееся на втором году жизни. В этот
период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и
взрослым. Он уже различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои. Так появляются первые ростки сопереживания и сострадания.
- Способность понимать других развивается на третьем-четвертом году
жизни. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него появляется свое «Я».
- Сочувствие и отзывчивость формируются у детей 4-6 лет. Ребенок уже
умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков.
- Сорадование - испытание радости от успехов других людей
- Альтруизм - бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами , формируются между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие ребенка шло правильного и у него полностью сформировалось свое «Я», он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им адекватную и действенную помощь.
В условиях ДОУ эмпатия у детей развиваться в ходе системной работы,
которая проходит в 4 этапа:
1. «Язык эмоции» или «Познаю себя»: ситуация сочувствия - констатации. Освоение языка эмоции, фиксирование на эмоциональных состояниях и их распознание включает в себя:
- выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации к книге, фото проявлений с содержательным фоном и без него, «конструирование» эмоции);
- распознание интонации и интонированной речи (звуковые эмоциональные записи – смех, плач, крик, музыкальные эмоциональные образы);
- обучение пантомимике, жесту, позе, выразительному движению (изображение и угадывание различных эмоционально-выразительных движений, распознавание изображенного жеста, «ожившие картинки»);
- речевую поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы этикета, вежливые выражения).
2. «Язык чувств и переживаний» или «я - другой человек»: ситуация
сочувствия-переживания.
Формы работы с детьми:
- работа над книгой (сопереживание персонажам сказок);
- рассматривание репродукций картин, проигрывание коротких сценок;
- беседы по сказкам (сравнение характера и поступков героев, проведение
- аналогии);
- игра-беседа с персонажами;
- слушание музыки и ее исполнение;
- постановка кукольного спектакля;
- творческая ролевая игра по сюжету сказки;
- игра-драматизация (сопереживание героям и глубокое проникновение в
- содержание произведения).
3. «Нравственные беседы» или «Содействие»: ситуация сочувствия-
действия.
Формы работы с детьми:
- решение нравственных ситуаций;
- -формирование позитивного отношения к младшим, родителям, пожилым,
- инвалидам и др.;
- активное включение в комплекс различных видов деятельности (труд,
- наблюдение, предметная, изобразительная деятельность, общение).
4. Формирование «сорадования».
Формы работы с детьми:
- наблюдение в природе (живые и неживые объекты);
- совместная, коллективная деятельность, труд;
- празднование дней рождения.
Система педагогической деятельности, направленной на развитие эмпатии,
включает 3 блока:
1. «Путешествие в картины»
Знакомя ребенка с произведением искусства, педагог помогает ему проникнуть
внутрь созданной художником картины. Происходит совместное исследование
эмоционального состояния героев и пространства картины.
2. «Игра»
Для развития эмпатии с детьми могут проводиться следующие игры и
упражнения: «Я - волшебная кисточка», «Ночь», «Угощение», «Если бы ты был
игрушкой» (М. Жернильская); «На что похоже настроение», «Тень», «Живая
скульптура», «Гармоничный танец», «Мимический диктант» (Н.Кряжева).
В игре ребенок:
-принимает на себя различные роли, проигрывает их, становясь тем или иным
персонажем, учится понимать его мысли и чувства;
-становится элементом воображаемого сказочного пространства (высокой
скалой, бушующем морем);
-вступает во взаимодействие с воображаемым пространством сказки
(пробирается в лес и др.).
3. «Мир сказки» На базе развития творческого воображения детей возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения – сопереживания и содействия другим при сочетании деятельности детей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка.
Важно создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и
помогающее поведение были бы перенесены ребенком из связи «Я – персонаж»
в сферу «Я – другой человек». Для этого необходимо:
- научить детей видеть эмоциональное состояние другого: творческие сюжетные игры, рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением, проигрывание коротких сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» таких ситуаций;
- создавать определенные условия для развития у ребенка способности
- обнаруживать в жизни, во взаимоотношении со взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным по своей нравственной сути;
- воспитывать активное отношение к реальным ситуациям.
Таким образом, представленная система педагогической деятельности, направленная на развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста предполагает активное взаимодействие ребенка в различных ситуациях со сверстниками и педагогом, что способствует обогащению позитивного индивидуального опыта.
Список использованной литературы:
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 2006г.
- Любина Г. Обучение дошкольников « языку чувств» - Дошкольное воспитание, 2005 - № 2, с. 4 -13.
- Эмоциональное развитие дошкольника/ под. Ред. Кошелевой – М. Просвещение, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"
Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...
Статья "Психолого-педагогические аспекты социально-нравственного воспитания в дошкольном возрасте"
Нравственное воспитание формирует в детях моральные качества, идейную убежденность, верность своему гражданскому долгу....
Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения
Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состо...
Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...
Статья о психолого-педагогических аспектах развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Исследования педагогов и психологов Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского и др. показали, что основы развития личности человека складывается в детстве. В этот период происходит бурное развитие всех психически...
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
игры на развитие дружеских взаимоотношений между воспитанниками...