Статья: Психолого - педагогические особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
статья на тему

Молчанова Татьяна Анатольевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Молчанова  Татьяна  Анатольевна,

МБДОУ г. Иркутска детский сад

 № 127 «Березка»

Психолого-педагогические особенности развития

эмпатии у детей дошкольного возраста

Эмпатия – это умение человека сочувствовать и понимать окружающих. Развитие эмпатии, сострадания и отзывчивости в психолого-педагогических исследованиях  представлено как:

  • Эмоциональное заражение - качество человека, которое закладывается на первом году жизни. В это период важно, какие эмоции преобладают в общении мамы со своим малышом: радость и любовь, или раздражение и неприятие. Ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения.
  • Чувство сострадания, формирующееся на втором году жизни. В этот

период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и

взрослым. Он уже различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои. Так появляются первые ростки сопереживания и сострадания.

  • Способность понимать других развивается на третьем-четвертом году

жизни. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него появляется свое «Я».

  • Сочувствие и отзывчивость формируются у детей 4-6 лет. Ребенок уже

умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие  чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков.

  •  Сорадование  - испытание радости от успехов других людей
  •  Альтруизм - бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами , формируются между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие ребенка шло правильного и у него полностью сформировалось свое «Я», он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им адекватную и действенную помощь.

В условиях ДОУ эмпатия у детей развиваться в ходе системной  работы,

которая  проходит в 4 этапа:

1. «Язык эмоции» или «Познаю себя»: ситуация сочувствия - констатации. Освоение языка эмоции, фиксирование на эмоциональных состояниях и их распознание включает в себя:

  • выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации к книге, фото проявлений с содержательным фоном и без него, «конструирование» эмоции);
  • распознание интонации и интонированной речи (звуковые эмоциональные записи – смех, плач, крик, музыкальные эмоциональные образы);
  • обучение пантомимике, жесту, позе, выразительному движению (изображение и угадывание различных эмоционально-выразительных движений, распознавание изображенного жеста, «ожившие картинки»);
  • речевую поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы этикета, вежливые выражения).

2. «Язык чувств и переживаний» или «я - другой человек»: ситуация

сочувствия-переживания.

 Формы работы с детьми:

  • работа над книгой (сопереживание персонажам сказок);
  • рассматривание репродукций картин, проигрывание коротких сценок;
  • беседы по сказкам (сравнение характера и поступков героев, проведение
  • аналогии);
  • игра-беседа с персонажами;
  • слушание музыки и ее исполнение;
  • постановка кукольного спектакля;
  • творческая ролевая игра по сюжету сказки;
  • игра-драматизация (сопереживание героям и глубокое проникновение в
  • содержание произведения).

3. «Нравственные беседы» или «Содействие»: ситуация сочувствия-

     действия.

   Формы работы с детьми:

  • решение нравственных ситуаций;
  • -формирование позитивного отношения к младшим, родителям, пожилым,
  • инвалидам и др.;
  • активное включение в комплекс различных видов деятельности (труд,
  • наблюдение, предметная, изобразительная деятельность, общение).

4. Формирование «сорадования». 

Формы работы с детьми:

  • наблюдение в природе (живые и неживые объекты);
  • совместная, коллективная деятельность, труд;
  • празднование дней рождения.

Система педагогической деятельности, направленной на развитие эмпатии,

включает 3 блока:

1. «Путешествие в картины»

Знакомя ребенка с произведением искусства, педагог помогает ему проникнуть

внутрь созданной художником картины. Происходит совместное исследование

эмоционального состояния героев и пространства картины.

2. «Игра»

Для развития эмпатии с детьми могут проводиться следующие игры и

упражнения: «Я - волшебная кисточка», «Ночь», «Угощение», «Если бы ты был

игрушкой» (М. Жернильская); «На что похоже настроение», «Тень», «Живая

скульптура», «Гармоничный танец», «Мимический диктант» (Н.Кряжева).

В игре ребенок:

-принимает на себя различные роли, проигрывает их, становясь тем или иным

персонажем, учится понимать его мысли и чувства;

-становится элементом воображаемого сказочного пространства (высокой

скалой, бушующем морем);

-вступает во взаимодействие с воображаемым пространством сказки

(пробирается в лес и др.).

 3. «Мир сказки» На базе развития творческого воображения детей возможно успешное  воспитание эмпатии и эмпатийного поведения – сопереживания и содействия другим при сочетании деятельности детей (восприятие художественной  литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка.

    Важно создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и

помогающее поведение были бы перенесены ребенком из связи «Я – персонаж»

в сферу «Я – другой человек». Для этого необходимо:

  • научить детей видеть эмоциональное состояние другого: творческие сюжетные игры, рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением, проигрывание коротких сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» таких ситуаций;
  • создавать определенные условия для развития у ребенка способности
  • обнаруживать в жизни, во взаимоотношении со взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным по своей нравственной сути;
  • воспитывать активное отношение к реальным ситуациям.

     Таким образом, представленная система педагогической деятельности, направленная на развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста предполагает активное взаимодействие ребенка в различных ситуациях со сверстниками и педагогом, что способствует обогащению позитивного индивидуального  опыта.

Список  использованной  литературы:

  1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 2006г.
  2. Любина Г. Обучение дошкольников « языку чувств» - Дошкольное воспитание, 2005 - № 2, с. 4 -13.
  3. Эмоциональное развитие дошкольника/ под. Ред. Кошелевой – М. Просвещение, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

     Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Статья "Психолого-педагогические аспекты социально-нравственного воспитания в дошкольном возрасте"

Нравственное воспитание формирует в детях моральные качества, идейную убежденность, верность своему гражданскому долгу....

Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения

Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состо...

Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...

Статья о психолого-педагогических аспектах развития воображения в старшем дошкольном возрасте.

Исследования педагогов и психологов Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского и др. показали, что основы развития личности человека складывается в детстве. В этот период происходит бурное развитие всех психически...